Научная статья на тему 'Особенности логистики общественного пассажирского транспорта г. Ханоя'

Особенности логистики общественного пассажирского транспорта г. Ханоя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
927
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / АВТОБУСЫ ХАНОЯ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Хыонг, Рябов Игорь Михайлович

Ханой столица Вьетнама, является одним из основных узлов транспортировки товаров и пассажиров по всей стране. В последние годы город испытывает бурную тенденцию урбанизации и моторизации. Состав и характер транспортного потока Ханоя значительно изменяются. В статьи авторы описывают особенности логистики общественного пассажирского транспорта г. Ханоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Хыонг, Рябов Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности логистики общественного пассажирского транспорта г. Ханоя»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

УДК 33.13.072

Нгуен Тхи Тху Хыонг

канд. тех. наук, преподаватель технологически-транспортного университета

г. Ханой, Вьетнам email: thuhuong@mail.ru Рябов Игорь Михайлович

док. тех. наук, профессор волгоградского государственного технического университета

г. Волгоград, Россия email: rjabov1603@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО

ТРАНСПОРТА Г. ХАНОЯ

Аннотация

Ханой - столица Вьетнама, является одним из основных узлов транспортировки товаров и пассажиров по всей стране. В последние годы город испытывает бурную тенденцию урбанизации и моторизации. Состав и характер транспортного потока Ханоя значительно изменяются. В статьи авторы описывают особенности логистики общественного пассажирского транспорта г. Ханоя.

Ключевые слова

Общественный пассажирский транспорт, автобусы Ханоя, логистика, логистический подход

С переходом к рыночным отношениям в результате экономических преобразований происходят изменения в сфере транспортных услуг, в основном переориентации рынка на потребителя, это потребовало использования новых управленческих решений в организации общественного транспорта, потребовало создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия окружающей среды и приоритеты потребителей.

Ханой - главный политический, культурный и образовательный центр Вьетнама. Ханой является одним из основных узлов транспортировки товаров и пассажиров по всей стране. Город был основан очень давно, были определены пути развития в разные времена его исторического пути, но транспортная система города остается практически неизменной.

За период с 1992 до 2016 г. г. численность постоянного населения г. Ханоя увеличилась с 2,2 мил. чел. до 7,7 млн. человек, т.е. более чем в 3 раза, в то же время общая площадь увеличилась с 924 км2 до 3,34 тыс. км2,т. е. в 3,6 раза. Население, которое живет в 10 районах, составляет 41,1 %, а то , которое живет в 18 уездах, составляет 58,1%. Население распределено неравномерно между городскими округами и пригородных районах, средняя плотность населения составляла 1,875 человек / кв. км, в Донг Da плотности до 35,341 человек / км2, в пригородных Шок Шон, Ба Ви плотность менее 1,000 человек / км. Теперь Ханой вошел в число 17 крупнейших по площади городов мира [1].

В последние годы Вьетнам испытывает бурную тенденцию урбанизации и моторизации. Состав и характер транспортного потока значительно изменяются, особенно в крупных городах и, в частности, в г. Ханое. Городской пассажирский транспорт в г. Ханое в настоящее время включает в себя несколько видов транспорта, а именно:

• личные автомобили (с развивающим пространством).

• автобусы (с неограниченным пространством).

• такси (с неограниченным пространством).

• моторикши (с большим количеством мотоциклов).

• велорикши (с меньшим количеством велосипедов).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X

№ 6 / 2018.

Все виды транспорта в г. Ханое очень отличаются по своим характеристикам, размером и работают в свободной схеме транспортной сети города [1]. Это приводит к хаосу и затруднению организации движения транспортных средств в г. Ханое.

Рисунок 1 - Хаотичное движение в Ханое

Городской пассажирский транспорт и, в частности общественный транспорта г. Ханоя имеет немало проблем из-за экономических условий, социальных и других причин объективного и субъективного характера. Развитие городской транспортной инфраструктуры ещё недостаточное, и нет никакого общего плана изменения ситуации на дорогах.

Для обеспечения единства производства, поставок и сбыта возникшие противоречия сглажены применением логистического подхода в практике экономических отношений транспортных предприятий различных видов деятельности, рассмотрение производственных процессов, с точки зрения принципов функционирования логистических систем, позволило, [2,3]. Это также к транспортному сектору относится, так как в значительной степени способствует преодолению возникшей кризисной ситуации использование принципов логистики при планировании, распределении и управлении перевозками.

Проблема «пассажирской логистики», несмотря на кажущуюся противоречивость в транспортном секторе во Вьетнаме, остается очень актуальной, поскольку высокая эффективность логистических решений в организации грузовых перевозок вызвала появление в последние годы серии работ, которые доказывают целесообразность использования таких подходов для решения проблем пассажирского общественного транспорта.

Использование логистического подхода в городском пассажирском транспорте позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг. Процесс транспортировки для г. Ханоя рассматривается как логистическая цепочка операторов и объектов инфраструктуры, кторые взаимодействуют через логистические связи.

Главной целью использования логистики в системах городского пассажирского транспорта в г. Ханое является обеспечение уровня качества обслуживания пассажиров и повышение эффективности управления перевозками.

Транспортной логистикой является разновидность прикладной логистики, и ее материальный аспект проявляется в форме предоставления материальных и транспортных услуг.

Для пассажирских перевозок, логистикой является совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают определенный уровень обслуживания пассажиров, их надежную и непрерывную доставку «от двери до двери» в определенное время с минимальными расходы.

Создание рациональной транспортной системы как региона, так и города с использованием логического подхода к проектированию и проведению градостроительных работ [4]. Это позволяет увеличить доступность населения в перевозках как путем приближения мест жительства к местам труда,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

проведения досуга и т.д., так и наоборот.

Специфика общественного транспорта состоит в том, что он отражает взаимосвязь потоков людских и материальных ресурсов. Транспортная логистика подразумевает возможность предоставления логистических услуг потребителю потока материала [5,6]. Логистика общественного транспорта неразрывно связана с процессом воспроизводства и представляет собой комплекс транспортных услуг, предоставляемых пассажирам.

Логистический подход к управлению пассажирскими потоками требует объединения отдельных участков перевозочного процесса в единую систему, способную обеспечить качественные транспортные услуги населению с минимальными затратами.

Логистическая система — представляет собой сложное организационно-экономическое целое, которое выполняет функции управления сервисными, материальными и связанными с ними финансовыми потоками, и информацией. Она состоит из нескольких подсистем-звеньев и имеет связи с внешней средой.

Цели логистической системы реализуются через ее функции - расширенные группы логистических операций. В частности для пассажирского транспорта можно выделить следующие функции:

• прогностическая, основанная на определении направлений и объемов пассажирских перевозок и на этой основе — определение объема и структуры транспортных услуг в целом и видов транспорта;

• организационная, в том числе размещение и развитие предприятий пассажирских перевозок, управление движением пассажиров по маршруту, рациональные схемы движения транспорта в конкретной зоне обслуживания пассажиров (город, область, регион, страна).

Иными словами, логистическая система включает взаимосвязанные элементы, объединенные экономическими отношениями и функциональными связями.

Логистическим звеном считается некоторый экономический и функционально отдельный объект, который нельзя разделить на задачу анализа или построения системы, имеющую собственную локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Особенностями реальных звеньев логистической системы общественного пассажирского транспорта г. Ханоя являются:

• экономический суверенитет;

• различия в целях и характере операции;

• разнообразие форм собственности на транспортные предприятия;

• различия в мощности, степени концентрации и потреблении ресурсов;

• разная зависимость от результатов деятельности по внешним фактам и смежным звеньям логистической системы;

• различия в мобильности логистического взаимодействия.

Большинство звеньев в логистической системе являются хозяйствующими субъектами рынка с их организационными и функциональными структурами. Их функционирование может не соответствовать основной цели системы. Это затрудняет ее управление и требует формирования координационного руководящего органа.

С точки зрения системного подхода связь логистическая система общественного транспорта г. Ханоя можно представит как элемент, который преобразует материальные, финансовые и информационные доходы в услуги и связанные с ними финансовые и информационные потоки (рис. 1). Входящие потоки: информационные материальные (X), финансовые (С). Некоторое влияние оказывает на связь системы с внешними факторами (N1. Такая структура потока характерна для большинства звеньев системы логистики. Отличительная способность связей в логистической системе общественного транспорта - это не только преобразование финансового (С') и информационного (^т) потоков на выходе, но и получение вместо материального (X) сервисного потока (У).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

X N г К г Y

Звено логистической системы общественного транспорта г. Ханоя

С' С

R

Рисунок 2 - Связь системы общественного городского транспорта г. Ханоя как преобразователь

логистических потоков

С экономической точки зрения потоки затрат преобразуются в доходные (С). Назвать последнее выгодным не позволяет нерентабельность основной части общественного транспорта в существующей субсидируемой системе управления транспортным сектором во Вьетнаме и современной экономике Вьетнама. Таким образом, потоки внешних факторов следует отличать как затратные (налоги,

валютный курс, временной фактор и др.) и как доходные — дотации, временной фактор и др.

Особенностью звеньев логистической системы общественного транспорта является преобразование потока материала при входе в сервисный поток на выходе.

Сервисный поток - это пассажирское обслуживание, предоставляемое предприятиями общественного транспорта пассажирам для их перемещения во времени и пространстве. Этот поток в логистической системе общественного транспорта характеризуется нижеперечисленными факторами:

• условия обслуживания для различных социальных групп населения;

• время, затрачиваемое на передвижения;

• регулярность движения подвижных состав;

• комфортабельность проезда;

• транспортный тариф и др.

Можно привести следующую классификацию логистических систем пассажирского транспорта г. Ханоя (рис. 3).

Следует различать микрологистические системы на уровне снабжения, производства и реализации транспортным предприятием услуг пассажирам, опосредованные внутрипроизводственным управлением.

Рассматриваемые системы предназначены для оптимизации управления потоками материалов в технологическом цикле производства транспортных продуктов на уровне предприятия. Если, например, установлена программа для ремонта транспортных средств, то состав задач в рамках внутренней логистической системы транспортного предприятия являются:

• эффективное использование людских и материальных ресурсов;

• оптимизация запасов;

• ускорение оборачиваемости оборотного капитала предприятия;

• сокращение времени производства и обращения;

• минимизация издержек производства и реализации при обеспечении определенного уровня качества готовой продукции (транспортных услуг).

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Рисунок 3 - Классификация логистических систем пассажирских перевозок г. Ханоя

Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы для производственного (структурного) подразделения предприятия (цеха, площадки, рабочего места).

Таким образом, цель создания микрологистических систем общественного транспорта может рассматриваться как минимизация общих логистических затрат и управление качеством транспортных услуг на всех этапах цикла производственного цикла. Это является определяющим и для решения проблем формирования и управления макрологистическими системами пассажирских перевозок.

Макрологистическая система охватывает предприятия на уровне аминистративно-территориального образования и межрегионального взаимодействия для решения экономических, экологических, энергетических, социальных и других подобных проблем транспортного обеспечения территориальных образований.

Они классифицируются по административно-территориальному признаку на городские, региональные (областные, краевые, республиканские) и межрегиональные (федеральные) логистические системы.

В соответствии с их отраслевой принадлежностью эти системы сформированы по видам общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный) и по межотраслевому признаку, обобщающему взаимодействие еге различных типов.

Обобщенная структура логистической системы пассажирских перевозок может быть представлена в виде комбинации из трех компонентов, соответствующих уровням транспортных услуг. Этими компонентами являются предтранспортные, транспортные и послетранспортные услуги:

Предтранспортное обслуживание включает в себя планирование поездки, обеспечивающее удобство подхода пассажиров к остановочным пунктам общественного транспорта.

Транспортные услуги реализуются непосредственно через доставку пассажиров, используя от пункта отправления до места назначения с необходимым уровнем комфорта специальный подвижной состав,.

Послетранспортным обслуживанием является обеспечение удобства подхода пассажиров к пунктам

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

назначения или пересадка на другой вид транспорта.

Функциональным назначением систем управления логистикой для пассажирских перевозок является обеспечение решения следующих групп задач:

• диспозиционных — анализ, прогнозирование, принятие решений, планирование, оперативное управление, контроль;

• транспортных — осуществление городских, пригородных, междугородных, международных перевозок;

• станционных — организация продажи билетов, культурно-бытового обслуживания и т.п.;

• информационных — управление пассажиропотоками,

• контроль перевозок, справочное обеспечение;

• Других специальных — оказание сопутствующих транспортных услуг, страхование, кредитование, финансы и т.п.

Как уже отмечалось, управление логистикой пассажирских перевозок может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне.

Микрологические системы предполагают использование логистических принципов в организации транспортных услуг для работников предприятия как одного из аспектов производственной деятельности. Предприятия должны быть заинтересованы в быстрой и удобной доставке рабочих в места работы и проживания, участвовать в проектировании и строительстве транспортных коммуникаций в регионе.

Макрологистические системы включают в себя крупные логистические системы, связанные с организацией транспортных услуг для населения региона.

Управление логистикой на макроуровне предусматривает решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработку общей концепции построения маршрутной сети;

• выбор рациональных направлений движения;

• отбор операторов и определение их объема работ;

• оптимизацию распределения объектов инфраструктуры по территории региона.

При проектировании и создании систем логистики для пассажирских перевозок г. Ханоя необходимо учитывать следующие основополагающие принципы:

• системности — всестороннее рассмотрение элементов логистической системы, начиная с этапа формирования спроса на транспорт и заканчивая его удовлетворением;

• соответствия — обеспечение соответствия провозных характеристик транспортного средства спросу на перевозки с учетом указанного уровня комфорта поездки;

• единства управления организация перевозок и связанных с ними услуг для пассажиров в рамках единой структуры, которая может учитывать как интересы пассажиров, так и операторов;

• эффективности — расчет и обоснование оптимального уровня транспортных услуг, определение путей его достижения с учетом эффективного использования ресурсов;

• информативности — достижение высокого уровня информационной поддержки управления и организации транспортных процессов с использованием современных информационных и компьютерных технологий.

• результативности — результаты работы системы должны основываться на увеличении доходов и сокращении субсидий;

Кроме того, при создании и функционировании логистических систем пассажирских перевозок значительное внимание должно уделяться маркетинговым исследованиям и прогнозированию объемов пассажиропотоков. Структура перемещений пассажиров отражает влияние, от которых зависит спрос на

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

перевозки.

И так, использование логистики в организации общественного транспорта в г. Ханоя позволяет оптимизировать транспортный процесс, рассматриваемый как логистическая система операторов и объектов инфраструктуры, через логистические связи, связанные с предоставлением транспортных услуг.

Список использованной литературы:

1. Рябов, И.М. Современное состояние пассажирского транспорта города Ханой / И.М. Рябов, Тхи Тху Хыонг Нгуен // Известия ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы". Вып. 8 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - № 3 (130). - С. 93-96.

2. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев; Под ред. В.А. Гудкова. - М..: Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с.

3. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 224 с.

4. Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: Справочное пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 413 с.

5. Городской пассажирский транспорт : учебник / В. В. Дедюкин , А. И. Петров, В. Н. Карнаухов ; Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2008. - 272 с.

6. Моделирование функционирования и развития маршрутизированных систем городского пассажирского транспорта : научное издание / С. Ю. Ольховский, В. В. Яворский ; СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2001. - 136 с.

© Нгуен Т. Т., Рябов И. М., 2018

УДК 33.13.073

Нгуен Тхи Тху Хыонг

канд. тех. наук, преподаватель технологическо-транспортного университета г. Ханой, Вьетнам

email: thuhuong@mail.ru

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВЬЕТНАМА

Аннотация

Логистические информационные системы являются автоматизированными системами управления логистическими процессами. Они могут значительно повысить гибкость работы и помочь принимать решения в области логистики, обеспечивая своевременную информацию. Поэтому стратегические вопросы управления информационными потоками в цепях поставок при переходе к рыночной экономике приобретают особую актуальность во Вьетнаме. Актуальность темы статьи вытекает из необходимости решения одной из важных национальных экономических задач.

Ключевые слова

Логистические информационные системы, управлении цепями поставок, информационный поток

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) расположена в Юго-Восточной Азии. Вдоль обширной береговой 3260 км имеются многочисленные морские порты для разного назначения, которые удобно связаны с международными торговыми путями. Во Вьетнаме учитывайте мировой опыт последних десятилетий, указывая на то, что правильное построение транспортной логистической системы государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.