Научная статья на тему 'Математическое описание технологии обслуживания логистической системы транспортным предприятием'

Математическое описание технологии обслуживания логистической системы транспортным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TECHNOLOGY / TRANSPORTATION SERVICE / LOGISTICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов А. Н., Ольхова М. В.

Представлено математическое описание модели транспортного обслуживания логистической системы транспортным предприятием, которое учитывает технологию работы транспортного предприятия и требования к обслуживанию логистической системы. Сформированы предпосылки для получения зависимостей на основе представленной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paper develops mathematic descriptions of logistical system transportation service model that is to be taken into account transport enterprise performance technique and requirements of logistical system service. Preconditions obtaining dependences is formed

Текст научной работы на тему «Математическое описание технологии обслуживания логистической системы транспортным предприятием»

Представлено математичний опис моде-л1 транспортного обслуговування логктич-hoï системи транспортним тдприемством, яка враховуе технологю роботи транспортного тдприемства i вимоги до обслуговування логiстичноï системи. Сформовано передумови для одержання залежностей на пiдставi представленоï моделi

Ключовi слова: технологiя, транспортне

обслуговування, логктична система □-□

Представлено математическое описание модели транспортного обслуживания логистической системы транспортным предприятием, которое учитывает технологию работы транспортного предприятия и требования к обслуживанию логистической системы. Сформированы предпосылки для получения зависимостей на основе представленной модели

Ключевые слова: технология, транспортное обслуживание, логистическая система

□-□

Paper develops mathematic descriptions of logistical system transportation service model that is to be taken into account transport enterprise performance technique and requirements of logistical system service. Preconditions obtaining dependences is formed

Key words: technology, transportation service, logistical system -□ □-

УДК 656.13 : 656.022.2

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

А.Н. Горяинов

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 8-067-257-92-16, 8 (057) 707-32-61

Е-mail: goryainov@ukr.net

М.В. Ольхова

Аспирант, ассистент* *Кафедра транспортных систем и логистики Харьковская национальная академия городского

хозяйства

ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел.: 8-063-261-56-27, 8 (057) 707-32-61 Е-mail: olhovamaria@rambler.ru

1. Введение

Мировой экономический кризис заставляет всех участников рыночных отношений пересматривать и усовершенствовать систему управления. Транспортные предприятия не являются исключением. Современные транспортные предприятия должны владеть такой технологией обслуживания, которая позволит приспосабливаться к возникающим условиям и управлять затратами транспортного предприятия. В [1] отмечается, что важнейший компонент логистического менеджмента - обслуживание потребителей, и каждый вид деятельности вносит свой вклад в уровень сервиса, но наиболее существенное влияние оказывает транспортная составляющая. Поэтому совершенствование технологии обслуживания логистической системы транспортным предприятием является актуальным и востребованным.

2. Анализ последних исследований и публикаций

В современных исследованиях и публикациях, при рассмотрении вопросов функционирования транспорта в

логистических системах, большое внимание уделяется качеству и уровню обслуживания [1-7]. Достаточно подробно рассмотрены требования логистической системы к транспортному обслуживанию, например время выполнения заказа, надежность и др. [1,6]. Модели представленные в [3,8], отображают транспортную подсистему логистической системы, но не учитывают технологию работы транспортного предприятия. Модели, в которых достаточно широко представлена технология перевозочного процесса [9-11], не учитывают влияние требований логистической системы на затраты транспортного предприятия. В [12] авторами исследованы вопросы работы автотранспорта в логистических системах и цепях, изучено влияние технико-эксплуатационных показателей работы транспорта на эффективность логистической системы, используя критерий эффективности - ожидаемый финансовый результат системы, но не детализирована технология работы транспорта и ее влияние на логистическую систему. Поэтому, рассматривая логистическую систему необходимо разработать такую модель взаимодействия транспортного участника и логистической системы, которая будет учитывать требования логистической системы и технологические, экономические возможности транспортного предприятия.

3. Цель

Целью данного исследования является описание в математическом виде работы транспортного предприятия при обслуживании логистической системы, которая учитывает технологию перевозочного процесса и требования логистической системы к транспортному обслуживанию.

4. Результаты исследования

Для изучения системы необходимо исходить из анализа ее подсистем. Логистическая система также состоит из подсистем, в том числе транспортной подсистемы. Согласно [7] целью подсистемы транспорта в логистической системе является ми- ^ЛС ^ /( тс нимизация затрат на транспортировку то = \( 1 ( п материального потока, задачей - орга- (Х°6щх(Р

низация и управление транспортным процессом. Далее руководствуясь критерием затрат в транспортной подсистеме логистической системы рассмотрим ситуацию, когда функцию доставки грузов выполняет независимое транспортное предприятие, или другими словами подсистема транспорта выведена на аутсорсинг (2PL, 3PL). Подробные функции, которые может выполнять транспортное предприятие на перечисленных условиях представлены в [13]. Логистическая система рассматривается в данном исследовании с точки зрения ее требований к транспортному обслуживанию.

Общий вид целевой функции транспортного обслуживания логистической системы транспортным предприятием имеет следующий вид:

З0бсЛ(таХ) - соответственно минимально и максимально возможные значения времени на транспортное обслуживание, надежности обслуживания, затрат логистической системы на транспортное обслуживание; хтт , ^та* - соответственно минимальное и максимальное значение ьго показателя работы транспортного предприятия.

Рассмотрим более подробно целевую функцию. В представленной целевой функции предлагается выделить четыре блока (группы параметров), характеризующих работу предприятия: технологию работы водителей, технологию работы транспортных средств, технологию работы обеспечивающих подсистем и выполнение транспортным предприятием требований к обслуживанию (с учетом [13]):

),xTC(FJ,......xTC(Fn));(xB(Fn),xB(Fn),......x£(FJ);

),x2O6l4I(Fn),......xhO6-(Fn ));(xfT(Fn Xx^F),......x^F)) = (6)

ЗЛС = f(x4(Fn),x2(Fn),......x,(F„ ),Fn) ^min ,

(1)

где З^^ - затраты на транспортное обслуживание логистической системы транспортным предприятием; х! - i-ый показатель работы транспортного предприятия; i ; N - количество показателей, характеризующие работу транспортного предприятия; Fn - показатель, характеризующий требования к транспортному обслуживанию логистической системы.

В качестве ограничений функции можно выделить требования к транспортному обслуживанию логистической системы и значения некоторых показателей работы транспортного предприятия. Наиболее значимыми для логистической системы параметрами качества транспортного обслуживания является время выполнения заявки ), надежность (Н^ ), затраты на обслуживание (ЗЛ?, ) (например [1,6]). Исходя из этого, ограничение целевой функции будет иметь вид:

tTn <^ЛС <tTn

oбcл(min) обсл обсл(тах) ,

нТП < ттЛС < ттТП

обсл(тт) обсл обсл(тах) ,

ЗТП < Злс < Зтп

oбcл(min) обсл обсл(тах) ,

< X < X:

(2)

(3)

(4)

(5)

= f(xTC(Fn),xB(Fn ),xO64X(Fn),xfT(Fn)) ^ min ,

где x^0 - l-ый показатель работы транспортных средств, le1,L ; xpp - p-ый показатель работы водителя, p e1,P; xh1IE - h-ый показатель работы обеспечивающих подсистем, h e1,H ; xyT - f-ый показатель, характеризующий требования к транспортному обслуживанию логистической системы, f e1,F ; L + P + H + F = N .

Каждую из этих технологий можно оценить с помощью показателей их работы. Основная проблема на данном этапе заключается в сложности выбора оптимальных показателей, с помощью которых можно было бы достаточно точно оценить выбранные параметры. В основе предлагаемого подхода лежат исследования [10,14], в которых отмечается необходимость разработки технологии перевозки, которая не должна основываться на усредненных нормативных значениях. В [10] авторы выделяют необходимость рассмотрения процесса перевозки для каждого типа транспортного средства, водителя и на каждом маршруте движения, но не с точки зрения затрат. Учитывая исследования этих транспортных процессов и требования к обслуживанию логистической системы ниже предлагается вариант определения затрат на транспортное обслуживание логистической системы.

Затраты на транспортное обслуживание логистической системы для транспортного предприятия можно представить как затраты на выполнение заявок. Рассмотрим пример расчета затрат на выполнение одной заявки. Заявка на транспортное обслуживание может состоять из одного или нескольких маршрутов. Затраты на транспортное обслуживание заявки логистической системы предлагается представить как:

ЗЛС _ у З

ЛС TOt:

(7)

где t

ТП

обсл(тт) ' обсл(тах)

ТП

нТП

' обсл(шт)

нТП зТП

обсл(тах) ' oбcл(min) '

где З:^ - затраты на транспортное обслуживание логистической системы транспортным предприятием за период ^ грн./период; З:^ - затраты на транспортное обслуживание логистической системы транс-

X

портным предприятием по к-му маршруту за период ^ грн./маршрут:

ЗЛС _ Стс + св + Г06щх + СУТ , (8)

где СЦС - затраты на выполнение к-го маршрута, связанные с эксплуатацией (использованием) транспортных средств на перевозку груза за период ^ грн./маршрут; С^ - затраты, связанные с работой водителей транспортных средств при выполнении к-го маршрута на перевозку груза за период ^ грн./ маршрут; СЮ-6щх - общехозяйственные затраты по к-му маршруту на перевозку груза за период ^ грн./ маршрут; С^1 - затраты, связанные с выполнением требуемого уровня качества обслуживания за период ^ грн./маршрут; К - количество маршрутов (количество оборотов на маршрутах), необходимое для выполнения заявки, к е1,К . В первом приближении может быть определено следующим образом:

разгрузкой груза (формула (14)) рассчитаем, взяв за основу стоимость часа работы при каждой операции (на основании [3,5]):

(12)

С = t ■ S

под под под

к =

а:

ЛС

^С ,

(9)

где О^0 - объем груза в заявке на перевозку, т; qTC - грузоподъемность транспортного сТС = средства, т.

В большинстве случаев затраты на перевозку грузов предлагается разделять на переменные и постоянные. В [15] уточняется, что они делятся по степени влияния объемов перевозок на уровень расходов. Более детальный анализ подходов к затратам на транспорте представлен в [13]. В данном исследовании предлагается в каждом вышеупомянутом блоке отдельно выделять переменные и постоянные затраты. Так в формуле (10) представлены затраты транспортных средств на перевозку груза при выполнение к-го маршрута, которые предложено рассчитывать по следующей формуле:

Стс = У (Стс + Стс

к / {V пepz пocтz

(10)

где СТС - переменные затраты, связанные с экс-

плуатацией (использованием) z-го транспортного средства на доставку груза, грн./маршрут; С^С^ - постоянные затраты, связанные с организацией транспортного процесса z-го транспортного средства, грн./маршрут, z е1,Л; А - количество транспортных средств, необходимое для выполнения заявки.

При этом общий вид переменных затрат, связанных с эксплуатацией (использованием) транспортного средства на перевозку груза можно представить на основании операций перевозочного процесса. Предложим рассчитать по формуле (с учетом [16]):

СП-Р = -У р ■ ■ (1 + кс6) + ^ + (Пз -1) ■ tз) ■ Sп_p(1) (13)

где ^од - время, затраченное на подготовку и подачу транспортного средства, ч; $под - стоимость часа работы персонала, задействованного при подготовке и подаче транспортных средств, грн./ч; ^п-р(1) - среднее время погрузки-разгрузки 1 т груза, ч/т; ур - расчетный коэффициент использования грузоподъемности; qTC - грузоподъемность транспортного средства; кс6 - коефщент, що враховуе супутнiй вантаж на маршруту - подготовительно-заключительное время; пз - количество пунктов заездов на маршруте; ^ - дополнительное время на каждый заезд; SП_P(1) - стоимость часа простоя транспортного средства под погрузкой-разгрузкой, грн./ч.

На основании литературных источников [5,8,11,15,17], предлагается рассчитать затраты, связанные с движением транспортного средства по маршруту по следующей формуле:

1 п 1

(1 + 1оНптс ■ кэп ■ к Ц +—----^■ п ■Ц +—ХТОР) (14)

V м 0/ V НС т д ^т 1000 100 ш 1000 ТОР' 4 '

где 1м - длина маршрута, км; 1о - расстояние нулевого пробега на маршруте, км; птс - норма затрат топлива транспортного средства, л/100км; к™ - коэффициент, учитывающий расход топлива в зимний период; кд - коэффициент, учитывающий дорожные условия (например, согласно [11] на дорогах третьей категории кд принимается равным 1,07); Цт - цена литра топлива, грн./л; пш - норма отчислений на шины, %/1000 км; пш - количество комплектов шин без учета запасного, компл.; Цш - цена комплекта шин, грн./компл.; Хтор - стоимость технического осмотра и ремонта, грн/1000км.

Предполагается, что маршруты на перевозку груза могут быть маятниковыми и/или развозочными (сборочными). Исходя из этого, длина маршрута может быть определена по формуле:

1м = 1тр + 1х

(15)

где 1 - расстояние транспортировки груза, км; 1х - холостой пробег транспортного средства, км.

Постоянные затраты, связанные с организацией транспортного процесса транспортного средства можно рассчитать по следующей формуле:

сТС _ тт

^пост _ ПТС ,

(16)

Р 'ТС _ р ТС , рТС , р'1 Спер = Спод + СП-Р + См

(11)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где СТС , ССП_Р , СТс - соответственно затраты, связанные с подготовкой и подачей транспортного средства, погрузкой груза и разгрузкой груза из транспортного средства, затраты связанные с движением транспортного средства, грн./маршрут.

Затраты, связанные с подготовкой и подачей груза (формула (12)), погрузкой груза (формула (13)),

где Нтс - постоянные отчисления на транспортные средства, грн./маршрут. Предлагаем рассчитать по формуле:

ттмес

н - нтс

' ' 'ГС —

L

ттмес

ч/ н - нтс у нтс —

(17)

где Н"с - отчисления на транспортные средства за месяц, грн./мес; Lм - планируемый суммарный пробег транспортного средства на месяц, км/мес.; Т - пла-

1.

t

м

м

нируемое суммарное время работы на маршруте за период ^ ч/мес.; ^ - время работы транспортного средства на маршруте, ч.

Затраты, связанные с работой водителей транспортных средств на маршруте при перевозке груза предлагается разделить на переменные и постоянные и рассчитать по следующей формуле:

С® = У(СВ„ + Св ) ■ СН 10-

к ' I \ пер пост '

(18)

пВ где Сп

переменные затраты, связанные с ра-

в

- по-

ботой т-го водителя на перевозку груза; С] стоянные затраты, связанные с работой т-го водителя на перевозку груза, грн./маршрут; СН - суммарная ставка социального налога; М - количество водителей, работающих на маршрутах, т е 1,М .

Переменные затраты, связанные с работой т-го водителя на перевозку груза, предлагается представить как:

нии Методических рекомендаций по формированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте» в общепроизводственных расходах выделяют переменные и постоянные, и относят к ним, в том числе, и расходы на усовершенствование технологии и организации производства (связанные с улучшением качества услуг, повышением их надежности и др.).

В [18] отмечается, что Методрекомендации не обязательны для применения, а носят рекомендательный характер.

Поэтому в данном исследовании предлагается отдельно выделить группу затрат, связанных с повышением качества услуг, которые будут описаны ниже.

Группу затрат, не относящихся к производственному процессу, назовем общехозяйственными. В большинстве источников они рассчитывают как процент от эксплуатационных затрат, например [19].

Внося коррективы к [18], рассчитаем общехозяйственные затраты к-го маршрута следующим образом:

Св = св + св

пер пер| пер^

(19)

где С®

переменные затраты, связанные с ра-

ботой т-го водителя на перевозку груза при сдельной расценке за 1 км, грн./маршрут; С - переменные затраты, связанные с работой т-го водителя на перевозку груза при сдельной расценке за 1 т перевезенного груза, грн./маршрут;

На основании [11] переменные затраты на т-го водителя транспортного средства при сдельной расценке за 1 км и 1 т перевезенного груза рассчитываем следующим образом:

с?

= 1 ■ к?.-к?

м 1 1 5 ,

Свр = Ц ^ ■ к? ■ к?

перд -^м Ц 1 5

(20)

(21)

где Sf - тариф (сдельная расценка) за 1 км перевезенного груза, грн./км; к?...■ к? - коэффициенты, учитывающие доплату к заработной плате (например, за классность: к4в =1,1 для водителей 2 класса; к^ = 1,25 для водителей 1 класса и др., см. [11]); - тариф (сдельная расценка) за 1 т перевезенного груза, грн./т.

СОбщх _ /^ТС 1 общх . /^В 1 общх .

- Спер ' кперТС + Спер ' кпер +

+СТС ■ кбшТгС + СВ ■ к"^

пост постТС пост пбстВ

(23)

1общх

где кперТС

К общх кперВ

соответственно коэффициенты, учитывающие процент переменных общехозяйственных затрат на транспортные средства и на водителей; кП0СттС кПОСТв - соответственно коэффициенты, учитывающий процент постоянных общехозяйственных затрат на транспортные средства и на водителей. Методика определения этих коэффициентов представлена в [20].

Затраты, связанные с выполнением требуемого уровня качества представим как функцию:

гут _ ^Лс \

"Пробел-'

сУТ = №) ,

СУТ _ Г(ЗПС ч

_Н°обсл^ .

(24)

(25)

(26)

Таким образом, общий вид модели затрат на обслуживание к-го маршрута логистической системы транспортным предприятием:

Постоянные затраты, связанные с работой т-го водителя при перевозке груза представим как:

ЗТОк _ ^пед ' Бпод

+ (1,

1 Г| 1

+10)'(птО'кзп'к 'Ц+---^'п 'Z +

V 1то т д ю00 100 ш ш

+^н-р(1) 'У р ' qTО ' (1 + ксб ) + ^-з + (пз - 1) ' tэ)' Бд-М) +

с =

пост

П«е ст

L„

-■ 1 V Св =

п ост

Пме

ст

Т,

ттмес -ТО

'А,

1000 Лтор

1..

)+

ттмес

1 V -^то--

м т V

■ ^ (22)

+ ЗЙ'кВ,.,кВ)'СН' 10-2 +

где Щтес - заработная плата водителя за месяц (ставка), грн./мес.

Затраты, которые не относятся к основному производству, в том числе и на транспорте, в литературных источниках называют по-разному: общехозяйственными [17], общепроизводственными [18], накладными [11] и прочими [19].

Согласно приказу Министерства транспорта Украины от 05.02.2001г. № 65 «Об утвержде-

гтмес гтмес

птс 1 v1 тс

ЧтС'кэп'к '^Ш'п ^ +

11С т д ^т л п. п. п. л п. п. ш ш

1000

' 1 ТОР) +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+(^под^пед + (1м + 1(>)'(ПТс "т -д —-г ■ 1>>0 100 +(1п-р(1) 'Тр'ОгС' (1 + к сб ) + ^п-з + (Пз 1) ^з ) SП-P(1)) кперТС + ((1м S1 к1

...'к5)'СН'1о-2)'к0ерЩ1х+<

(27)

'кВ +

ттмес НТС

ь„

1..

ттмес

1 V Нтс ' VI кпб«х +

1м у Т у I постТС

ттмес

ПТ^'1 V —

Ь м Т

тт мес 1

1 ТС ^ I 1_Общх , рУТ 'У Г кпостВ + С м т

+

I

м

+

+

Расчет затрат по предложенной модели представлен в табл. 1. Значения которые использовались при расчете модели в табл. 1 не являются результатами экспериментальных исследований, а лишь отображают возможный вариант расчета затрат на обслуживание логистической системы транспортным предприятием (с учетом рыночных цен, которые существуют на данный момент).

Таблица 1

Результаты расчетов затрат на транспортное обслуживание ^го маршрута логистической системы

провести расширенный эксперимент, чтобы получить численное выражение требований и определить зависимости.

Литература

Показатели Затраты, грн./маршрут (при 1м _ 5,l0 _ 2 )

Объем перевезенного груза Qm ,т

5 10 15 20 25 30

рТС Ck переменные 83,94 128,94 173,94 218,94 263,94 308,94

постоянные 23,57 23,57 23,57 23,57 23,57 23,57

ГВ Гк перемен-ные 36,30 66,55 96,80 127,05 157,30 187,55

постоянные 26,64 26,64 26,64 26,64 26,64 26,64

•~Юбщх Ck перемен-ные 6,01 9,77 13,54 17,30 21,06 24,82

постоянные 3,23 3,23 3,23 3,23 3,23 3,23

¡^УУ Ckt ^ле обсл

НЛС По6сл

Злс обсл

зЛС 3TOk перемен-ные 126,25 205,26 284,27 363,29 442,30 521,31

постоянные 49,40 49,40 49,40 49,40 49,40 49,40

Всего оЛС (3TOk ) 175,65 254,66 333,68 412,69 491,70 570,71

В данном расчете затраты транспортного предприятия, связанные с выполнением требований к обслуживанию логистической системы не учитывались, так как требуют дальнейшего детального исследования, и в рамках данной статьи, в силу ее ограниченности, их не удается описать.

5. Выводы

В данной статье предложена модель транспортного обслуживания логистической системы транспортным предприятием, которая, в отличие от существующих, учитывает технологию работы транспортного предприятия и требования к обслуживанию логистической системы. На данном этапе предложено учитывать затраты, связанные с выполнением требований к обслуживанию логистической системы. Новизной исследования является дополнение известных данных, с помощью введения нового признака. В дальнейшем необходимо проанализировать более подробно функции требований логистической системы к обслуживанию,

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Сток Р., Ламберт М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005, XXXII. - 797 с.

Чудаков А.Д. Логистика. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. - 352 с.

Курганов В.М. Логистика. Управление автомобильными перевозками. Практический опыт. - М.: Книжный мир,

2007. - 448 с.

Гаджинский А.М. Логистика. - 16-е изд., перераб. и доп.

- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,

2008. - 484 с.

Дмитриченко В.Ф., Левковець П.Р., Ткаченко А.М., 1г-натенко О.С., Зайончик Л.Г., Статник 1.М. Транспорты технологи в системах лопстики. - Кшв: 1НФОРМАВ-ТОДОР, 2007. - 676 с.

Смехов А.А. Основы транспортной логистики. - М.: Транспорт, 1995. - 197 с.

Сумец А.М. Логистика: Теория, ситуации, практические задания. - К.: «Хай-Тек Пресс», 2008. - 320 с. Воркут Т.А. Проектування систем транспортного обслу-говування в ланцюгах постачань: Монографiя - К.: НТУ, 2002. - 248 с.

Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: Монография. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. - 480 с.

10. Бутаев Ш.А., Мадаминов Ю. Совершенствование методов управления процессами автомобильных перевозок грузов: Монография. - Ташкент: Фан, 1988. - 152с.

11. Чеботаев А.А. Специализированные автотранспортные средства: выбор и эффективность применения. - М.: Транспорт, 1988. - 159 с.

12. Горяинов О.М., Рославцев Д.М. Автотранспорт в лоп-стичних системах i ланцюгах. Монографiя. - Харгав: НТМТ, 2009. - 344с. (Серiя «Науковi дослщження в сферi лопстики i транспорту»)

13. Горяинов А.Н., Ольхова М.В. Подход к определению затрат на транспортное обслуживание в логистических системах // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. Вып. 6/6 (36). - Харьков: Технологический центр, 2008. - с. 64-69.

14. Терешко С.И. Системный подход к повышению качества автомобильного транспортного процесса / Под ред. В.А. Иларионова. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 159 с.

15. Мiрошниченко Л., Саприкш Г., Михайленко О., Кузнецов В. Автомобшьш перевезення: оргашзащя та облш.

- 5-те вид., перероб. i доп. - Х.: Фактор, 2006. - 536 с.

16. Тарский И. Фактор времени в транспортном процессе. Пер. с польск. Ч.С. Рачинской. Под ред. д-ра экон. наук Н.Н. Баркова. - М.: Транспорт, 1979. - 308 с.

17. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 384 с.

18. Наказ Мшютерства транспорту Украши вщ 05.02.2001 № 65 «Про затвердження Методичних рекомендацш з формування собiвартостi перевезень (робiт, послуг) на транспорт».

19. Шинкаренко В.Г., Жарова О.М. Экономическая оценка нововведений на автомобильном транспорте. Киев, 1999. - 160 с.

20. Украинский бухгалтерский еженедельник «Дебет кредит» [Электронный ресурс]: Шевердина Е. // Школа бухгалтера. Урок 41. - 2003. - № 29. Режим доступа: http://www.dtkt.com.ua/school/rus/2003/29/29sc4.html - Название с экрана.

У cmammi розглянутi питання, пов'яза-т з роботою логiстичноï системи мюта, а саме оргатзацп руху вантажного транспорту ¡з застосуванням метод1в оргатзацй дорожнього руху. Представлено модель транспортного обслуговування учаснитв логiстичноï системи в м1ст1

Ключов1 слова: дорожнйрух, логютична

система, транспорт

□-□

В статье рассмотрены вопросы, связанные с работой логистической системы города, а именно организации движения грузового транспорта с применением методов организации дорожного движения. Представлена модель транспортного обслуживания участников логистической системы в городе

Ключевые слова: дорожное движение,

логистическая система, транспорт □-□

This article the questions connected with work of logistical system of city, namely the organization of movement of a truck transport with application of methods of the organization of traffic are considered. The model of transport service of participants of logistical system in city is presented

Keywords: traffic, logistical system, transport

УДК 656.13:658

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

А.Н. Горяинов

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 8-067-257-92-16, 8 (057) 707-32-61

Е-mail: goryainov@ukr.net

Ю.В. Бугаев

Ассистент*

*Кафедра транспортных систем и логистики Харьковская национальная академия городского

хозяйства

ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел.: 8-093-941-84-91

1. Введение

В Украине и за рубежом продолжаются интенсивные исследования, цель которых заключается в детальном изучении взаимодействия между отдельными составляющими системы «Дорожные условия - транспортные потоки» и в разработке наиболее эффективных методов для ее усовершенствования [1], не смотря на то, что вопросам организации движения грузового транспорта уделяется недостаточно внимания. В тоже время, объемы грузовых перевозок, выполняемых автомобильным транспортом, растут с каждым годом. Это обусловлено, прежде всего, интенсивностью развития производственной и торговой сети города, что, в свою очередь, каждый год приводит к росту объемов

грузовых перевозок. Одновременное увеличение числа легковых транспортных средств в транспортном потоке усугубляет без того сложную дорожную ситуацию и затрудняет решение задач логистической системы.

В настоящее время в период всеобщей глобализации дальнейшее успешное развитие экономики невозможно без хорошо налаженного транспортного обслуживания. Четкая и надежная работа транспорта во многом определяет трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, а также сферы заготовок сырья и продвижения готовой продукции, настроение людей и их работоспособность [2]. Поэтому использование существующего потенциала методов организации дорожного движения для решения задач логистической системы города является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.