Научная статья на тему 'Работа грузового автомобильного и электрического транспорта в логистической системе'

Работа грузового автомобильного и электрического транспорта в логистической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАНТАЖНИЙ ТРАНСПОРТ / АВТОТРАНСПОРТ / ЕЛЕКТРИЧНИЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГіСТИЧНА СИСТЕМА / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / VEHICLES / LOGISTIC SYSTEM / FREIGHT / ELECTRIC VEHICLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов А. Н., Алпеева А. В.

Изучены существующие методы оценки работы грузового транспорта и разработана модель функционирования грузового транспорта в логистической системе с учетом городского электрического транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF TRUCKS AND ELECTRIC VEHICLES IN THE LOGISTICS SYSTEM

In the article the present evaluation methods of freight transport operation are studied and a model of functioning of freight transport in the city logistic system is developed taking into account the urban electrical transport.

Текст научной работы на тему «Работа грузового автомобильного и электрического транспорта в логистической системе»

УДК 656.13

А. Н. ГОРЯИНОВ, А. В. АЛПЕЕВА (Харьковская национальная академия городского хозяйства)

РАБОТА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО И ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Вивчено iснуючi методи оцшки роботи вантажного транспорту й розроблена модель функцюнування вантажного транспорту в лопстичнш OTOTOMi з урахуванням мюького електричного транспорту.

Изучены существующие методы оценки работы грузового транспорта и разработана модель функционирования грузового транспорта в логистической системе с учетом городского электрического транспорта.

In the article the present evaluation methods of freight transport operation are studied and a model of functioning of freight transport in the city logistic system is developed taking into account the urban electrical transport.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями

На сегодняшний день грузовой автомобильный транспорт оказывает непосредственное влияние на развитие всех отраслей народного хозяйства, практически он выполняет все виды местных перевозок грузов на небольшие расстояния, а также значительную часть технологических и внутрипромышленных перевозок [1]. В то же время автомобильный транспорт является не единственным транспортом, который может осуществлять грузовые перевозки в городе.

Поэтому управление и организация работы грузового транспорта является одной из главных задач при формировании городских логистических систем. Исходя из вышесказанного, целесообразным является рассмотреть основные методы и модели оценки эффективности работы грузового транспорта в логистических системах.

Анализ последних исследований и публикаций

Существующие подходы к организации перевозок грузов в городах связано в большинстве случаев непосредственно с организацией работы грузового автомобильного транспорта [2 - 3]. При этом за рамками исследования остаются вопросы, связанные с организацией работы электрического транспорта для перевозки груза и взаимодействие автомобильного транспорта с городским электрическим транспортом в одной логистической системе.

Формулировка целей

Целью данной работы является анализ существующих моделей оценки работы грузового транспорта и разработка модели функционирования грузового транспорта в логистической системе с учетом городского электрического транспорта.

Основной материал

Анализ литературы позволил выделить [3 - 4] ряд показателей, которые оценивают работу грузового автомобильного транспорта -рис. 1.

Проведенные исследования показали, что г. Харьков имеет разветвленную сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов. Протяженность трамвайных путей составляет 236,6 км, а протяженность троллейбусных линий -478,2 км [5]. В городе имеется участок трамвайного пути и спецчастей по ул. Чеботарской и подъездных путей ст. «Харьков-Товарная», который предназначен только для движения грузовых вагонов. Исходя из этого, «ХКП «Го-рэлектротранс» имеет возможность обеспечивать предприятие транспортными услугами по подаче на подъездные пути предприятий и в обратном направлении на железнодорожную станцию загруженных и пустых железнодорожных вагонов. Маневровые работы предприятий выполняются с помощью электровозов «ХКП «Горэлектротранс» (рис. 2).

«ХКП «Горэлектротранс» обеспечивает прохождение железнодорожных вагонов, которые прибывают к обслуживаемому предприятию логистической системы, по подъездным железнодорожным и трамвайным колеям, об-

служивает и ремонтирует путевое хозяйство и контактную сеть. Обслуживаемое предприятие, в свою очередь, оплачивает оказанные услуги.

Рис. 1. Схема показателей, характеризующих эффективность работы грузового транспорта

гистического центра на завод изготовления автомобилей. А венская компания TINA VIENNA назвала проект по грузовым перевозкам с помощью трамвая «новейшей городской системой логистики» [7].

, опп Вагоно-часы

400 200

ш

^ ^ еГ

I □ 2007 □ 2006 □ 2005 I

Рис. 2. Электровоз Э-3 с двумя товарними вагонами на улице Чеботарская [6]

Анализ работы электровозов по одному из договоров с предприятием позволяет получить следующую картину использования грузовых трамвайных вагонов для перевозки грузов -рис. 3.

Использование электрического транспорта рассматривается и за рубежом. Успешный опыт применение электрического транспорта для грузовых перевозок отмечает немецкая компания VOLKSWAGEN AG, которая использует грузовой трамвай при доставке деталей из ло-

Рис. 3. Вагоно-часы работы электровоза Э-3 за период 2005-2007 гг.

Этими странами круг использования электрического транспорта не ограничивается. Так, возможность использования «новейшей городской системы логистики» рассматривается в Испании, Бельгии, Франции, Италии, Финляндии и т.д. Предложенные мероприятия, связанные с организацией грузовых перевозок, в этих городах, помимо критериев эффективности, оцениваются и отношением участников логистической системы (грузоотправитель, грузополучатель, транспортное предприятие), общественности, городской власти [8]. Проанализировав результаты исследования [8], можно сделать вывод, что одним из эффективных мероприятий является не только перевозка груза электрическим транспортом, а и функционирование муниципального распределительного центра.

Несмотря на столь успешное применение электрического транспорта для перевозок груза, поиск в литературных источниках показателей, характеризующих работу грузового электрического транспорта, не дал результата. И, следовательно, на сегодняшний момент отсутствует модель функционирования логистической системы с учетом работы городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус).

Для учета параметров городского электрического транспорта при формировании городских логистических систем предлагается следующая модель:

ЗГ = Злрсц1 + З£ +... + З£ ^ min,

(1)

где ^лц - затраты логистических систем города; 3^,Злрсц2,...,Злрсц - затраты отдельных групп логистических систем города (группы могут выделяться на основании).

месяц

Затраты групп логистических систем можно определить следующим образом:

зрц = 'V З + "S^ Зрц

(2)

где - затраты 7-го логистического распределительного центра, который обслуживает Ь-ое количество логистических систем г-ой группы; Злс« - затраты «-ой логистической

системы, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Ь - общее количество логистических систем, которые входят в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Р -общее количество логистических распределительных центров, которые обслуживают Ь-ое количество логистических систем г-ой группы;

Затраты «-ой логистической системы, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром, определяются следующим образом

Злс«г=£ зтп+£ зт„ +£ зт°г, (3)

m=1

m=1

m=1

где ЗтГпр - затраты т-ого отправителя в «-ой

«г

логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Зт -

«г

затраты т-ого транспортного предприятия в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром;

Зт0ЛуЧ - затраты т-ого получателя в «-ой логи-

«г

стической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; Р - общее число отправителей в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром; С - общее число получателей в «-ой логистической системе, которая входит в г-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром.

Ввиду того, что объектом исследования является исследование движения грузового транспорта, далее выделим все затраты транспорта как единую функцию:

где S - общее количество групп, в которые входит L-ое количество логистических систем, обслуживаемые специальным логистическим распределительным центром z е 1; S; L - общее количество логистических систем, которые входят в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром п е 1; L ; D - общее число транспортных предприятий в n-ой логистической системы, которая входит в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром m е 1; D ; Зтр - затраты

mnz

m-ого транспортного предприятия в n-ой логистической системе, которая входит в z-ую группу, обслуживаемую специальным логистическим распределительным центром.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Проведенные исследования позволили определить достаточно серьезный потенциал развития города как транспортно-логистического комплекса. В дальнейших исследованиях необходимо определить влияние определенных групп факторов на функционирование логистической системы с учетом работы городского электрического транспорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок [Текст] / под ред. Л. А. Александрова. - М.: Высш. шк., 1986. - 336 с.

2. Вельможин, А. В. Измерение эффективности автоперевозок [Текст] / А. В. Вельможин. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1985. - 144 с.

3. Воркут, А. И. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] / Воркут А. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Вища шк., 1986. - 447 с.

4. Неруш, Ю. М. Логистика [Текст] / Ю. М. Не-руш. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 389 с.

5. Сайт агенства новостей «Медиа-объектив» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://Media-objectiv.com

6. Сайт авторской группы проекта «Харьков транспортный» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://gortransport.kharkov.ua

7. Light ideas for urban freight [Текст] // International Railway Journal. - 2007. - vol. 47, issue 6 (November). - P. 35-36.

8. City freight. Inter- and intra- city freight distribution networks. Final report. 2005 [Текст]. -239 p.

Поступила в редколлегию 28.03.2008.

S L D

=LLL3mi

z=1 n=1 m=1

►min.

(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.