Научная статья на тему 'Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания'

Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL IMPACT / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF TRAINING AND EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PEDAGOGICAL SITUATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / PEDAGOGICAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ю. Н.

В статье дано описание технологических аспектов взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания и выделены практические методики, облегчающие этот процесс. Технологически грамотно построенное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе развивает: инициативность, адекватную самооценку, самокритичность, дружелюбие и т.д. Проблема совершенствования профессионального образования в направлении его гуманизации и смыслотворчества решается с помощью методов педагогического взаимодействия, которые могут быть использованы преподавателем. Профессиональное владение преподавателя методикой педагогического взаимодействия содержит ряд основных элементов, при этом особенно важно уметь предвидеть тот педагогический эффект, который достигается в той или иной ситуации. Данная методика описывается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND STUDENT IN THE PROCESS OF EDUCATION

The article describes the technological aspects of the interaction between a teacher and student in the process of education and the practical techniques that facilitate this process. Technologically well-built interaction between the teacher and students in the educational process develops initiative, adequate self-esteem, self-criticism, friendliness, etc. The problem improving vocational education in the direction of its humanization and meaning making is solved using the methods of pedagogical interaction, which can be used by the teacher. Professional knowledge of the teacher of methods of pedagogical interaction contains a number of essential elements, it is particularly important to be able to anticipate the pedagogical effect that is achieved in a given situation. This technique is described in the article.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания»

адекватные решения в непредвидимых ситуациях. Развитие такой личности связано с рядом сложных, многофакторных процессов, таких как государственная образовательная политика,

Библиографический список

цели государства, наличие эффективных инновационных педагогических учебно-методических комплексов и систем творческого развития личности.

1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. Составители В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1988.

2. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера. Москва: Просвещение, 1993.

3. Юсов Б.П. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества. Москва: Просвещение, 1980.

4. Выготский Л.С. Детская психология. Москва: Просвещение, 1984.

5. Гегель Г. Эстетика. Москва: Высшая школа,198б.

6. Назарова С.И. Художественно-творческое развитие личности обучающихся: теория и методика: доп. проф. программа повышения квалификации с методическими рекомендациями. Санкт-Петербург: СПБ ИУО РАО, 2016.

7. Назарова С.И. Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся: монография. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

8. Бердяев Н.А. О назначении человека. Москва: Наука, 2005.

9. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn

10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Москва: Наука,1969.

11 Назарова С.И. Критерии оценки профессиональной деятельности педагога как субъекта пространства образования взрослых стран Содружества. Санкт-Петербург: СПБ ИУО РАО, 2017.

References

1. Komenskij Ya.A., Lokk D., Russo Zh.- Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. Sostaviteli V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskij. Moskva: Pedagogika, 1988.

2. Vospitanie k svobode. Pedagogika R. Shtajnera. Moskva: Prosveschenie, 1993.

3. Yusov B.P. Problemy kompleksnogo podhoda k izucheniyu hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Prosveschenie, 1980.

4. Vygotskij L.S. Detskaya psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1984.

5. Gegel' G. 'Estetika. Moskva: Vysshaya shkola,1986.

6. Nazarova S.I. Hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie lichnosti obuchayuschihsya: teoriya i metodika: dop. prof. programma povysheniya kvalifikaciis metodicheskimi rekomendaciyami. Sankt-Peterburg: SPB IUO RAO, 2016.

7. Nazarova S.I. Formirovanie tvorcheskoj lichnosti v integrirovannoj hudozhestvennoj deyatel'nosti uchaschihsya: monografiya. Sankt-Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2007.

8. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Moskva: Nauka, 2005.

9. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 g. № 497 Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn

10. Anan'ev B.G. Psihologiya chuvstvennogo poznaniya. Moskva: Nauka,1969.

11 Nazarova S.I. Kriterii ocenki professional'noj deyatel'nostipedagoga kak sub'ekta prostranstva obrazovaniya vzroslyh stran Sodruzhestva. Sankt-Peterburg: SPB IUO RAO, 2017.

Статья поступила в редакцию 28.09.17

УДК 378.046:005.591.6

Nazarova Yu.N., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies,

Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND STUDENT IN THE PROCESS OF EDUCATION. The article describes the technological aspects of the interaction between a teacher and student in the process of education and the practical techniques that facilitate this process. Technologically well-built interaction between the teacher and students in the educational process develops initiative, adequate self-esteem, self-criticism, friendliness, etc. The problem improving vocational education in the direction of its humanization and meaning making is solved using the methods of pedagogical interaction, which can be used by the teacher. Professional knowledge of the teacher of methods of pedagogical interaction contains a number of essential elements, it is particularly important to be able to anticipate the pedagogical effect that is achieved in a given situation. This technique is described in the article.

Key words: pedagogical activity, pedagogical impact, methods of training and education, pedagogical situation, pedagogical task.

Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц. каф. информационных систем и технологий Волгоградский государственный

аграрный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

В статье дано описание технологических аспектов взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания и выделены практические методики, облегчающие этот процесс. Технологически грамотно построенное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе развивает: инициативность, адекватную самооценку, самокритичность, дружелюбие и т.д. Проблема совершенствования профессионального образования в направлении его гуманизации и смыс-лотворчества решается с помощью методов педагогического взаимодействия, которые могут быть использованы преподавателем. Профессиональное владение преподавателя методикой педагогического взаимодействия содержит ряд основных элементов, при этом особенно важно уметь предвидеть тот педагогический эффект, который достигается в той или иной ситуации. Данная методика описывается в статье.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое воздействие, методы обучения и воспитания, педагогическая ситуация, педагогическая задача.

Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента рассматриваются педагогической психологией, где накоплен достаточно обширный опыт в области разработки теоретических положений об особенностях реализации личност-

но ориентированного подхода в педагогической деятельности и психологической практике (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.Я. Ляудис, Л.М. Митина и др.). Основные из них в обобщённом виде:

1. Задача педагогического воздействия заключается не в формировании личности и не в «преподавании», а в отказе от директивного отношения к студенту.

2. Человек как особая самоорганизующаяся система нуждается в помощи и поддержке, когда механизмы самоорганизации дают «сбой», когда разрушается сложная субъект-объектная действительность («мир человека»), когда необходимо создать условия для развития человека.

3. Человек - существо сверхадаптивной природы, способное отражать себя (свои возможности - задатки, способности, наклонности, интересы) в предметном мире, ставя себе новые цели и образуя собственные нормы, преобразуя мир.

4. Человек не формируется «по частям». Воздействовать надо не на психику, не на сознание (мышление), не на бессознательное (подсознательное, сверхсознательное). Развивается целостная система, потенциально способная к самоорганизации.

5. Взаимодействуют только тождественные (в чём-то одинаковые) противоположности. Преподавателю необходимо стать тождественным студенту, принять его таким, каков он есть [1].

Технологически грамотно построенное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе развивает: инициативность, адекватную самооценку, самокритичность, дружелюбие и т. д. [2].

Проблема совершенствования профессионального образования в направлении его гуманизации и смыслотворчества решается с помощью методов педагогического взаимодействия, которые могут быть использованы преподавателем [3].

Метод убеждения основан на психологической аксиоме: сознание человека развивается только в совместной деятельности с другими людьми. Метод убеждения - это путь воздействия на сознание, осуществляемый в различных формах: повествование, лекция, внушение, диалог и т. д. Реализация данного метода, с одной стороны, основывается на традиционной системе профессионального обучения - лекционно-семинарской. Но в условиях гуманизации системы образования актуализируются формы диалога, дискуссии, рефлексии [4].

Формированию единства профессионального мышления и профессионального поведения будущих специалистов способствует группа методов упражнения. В их основе - метод управления деятельностью при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное задание.

Педагогическое требование, обеспечивающее стимулирование или торможение определенных профессиональных действий студента, его поступков путем проявления личного отношения преподавателя к студенту, предполагает постановку студента в ситуацию выполнения определенных действий. Использование данного метода предполагает продуманность, обоснованность и доступность для студентов предъявляемых преподавателем требований и/ или представления развернутой программы деятельности [5].

Сложились 2 основных вида педагогических требований в практике профессиональной подготовки, которые могут быть предъявлены в прямой и косвенной форме: непосредственные -когда они обращены к студентам, от которых преподаватель стремится получить определенные результаты и/или действия; опосредованные - когда преподаватель, предъявляя свои требования, добивается того, что эти требования студенты предъявляют друг к другу [6].

Прямые требования содержат четкое, конкретное указание и необходимо в тех случаях, когда преподаватель организует новую для студентов деятельность, одновременно формируя у них отношение к предстоящей деятельности, тем самым подготавливая условия для широкого применения косвенных требований.

В косвенных требованиях в качестве стимулов используется не столько содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства и переживания студентов, которые вызывает данная форма обращения к ним [7].

Существуют педагогические закономерности предъявления требования: оно должно быть доведено до логического конца; быть инструктивным, то есть однозначным, четким, ясным и конкретным; быть позитивным, то есть вызывать совершенно определенные действия, не запрещать, не тормозить, а нести

Библиографический список

позитивную программу деятельности; быть доступным в данный момент времени для каждого студента.

Метод перспективы позволяет преподавателю последовательно направлять развитие студенческого коллектива путем выстраивания перспектив различного масштаба в определенную систему. Назначение метода перспективы заключается в том, чтобы превратить цель и задачи деятельности из внешнего стимула во внутренние побуждения студента.

Поощрение и наказание - это метод педагогического стимулирования, который, побуждая студентов к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки. Расширение прав и академических свобод студентов выступает как мера поощрения, а их ограничение - как наказание [8].

Профессиональное владение преподавателя методикой педагогического взаимодействия содержит ряд основных элементов, при этом особенно важно уметь предвидеть тот педагогический эффект, который достигается в той или иной ситуации [9].

От особенностей конкретной педагогической ситуации зависит эффективность использования выбранного преподавателем метода, его вида и формы.

Алгоритм анализа педагогической ситуации

Характеристика педагогической системы: назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие; дайте оценку уровня развития педагогической системы; каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

Выявление объектов и субъектов образовательного процесса: определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную); дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

Характеристика взаимоотношений субъектов: определите стили отношений, руководства, общения преподавателя; дайте характеристику особенностей межличностных отношений в студенческой группе; оцените особенности взаимодействия преподавателя со студенческой группой.

Формулирование педагогических проблем и педагогических задач: сформулируйте цели профессиональной подготовки и воспитания в данной системе; определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации; конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Алгоритм решения педагогической задачи

Выдвижение гипотезы: выбор направления действий преподавателя, видов деятельности, общих методов воспитания; прогнозирование их результативности; рассмотрение различных вариантов действий преподавателя.

Выбор оптимального варианта действий преподавателя: выбор методов педагогического воздействия; определение соответствующих методических приемов; выбор организационных форм; подбор приемов, способствующих решению задачи.

Детализация: продумывание оперативной структуры действий преподавателя.

Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

Выделим следующие практические рекомендации:

1. Предоставление студентам выбора учебной деятельности.

1. Совместное - преподавателя и студентов - принятие решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы.

2. В качестве альтернативы механическому заучиванию учебного материала предлагается проблемный метод обучения. Он осуществляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.

3. Личностная значимость работы студента достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на занятии.

4. Широкое применение различных форм группового тренинга.

5. Оптимальные группы состоят из 7 - 10 человек.

6. Дифференциация программированного обучения для тех студентов, у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач [10].

Данные методики значительно облегчают процесс обучения.

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 2009.

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону, 2013.

3. Назарова, Ю.Н. Проблемы использования традиционных и инновационных методов в обучении и воспитании студентов. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 268 - 276.

4. Назарова Ю.Н., Руденко А.Ю. Инновационные технологии совершенствования методов обучения в современной образовательной деятельности. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 276 - 282.

5. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. Москва, 2010.

6. Реан А.А. Психология и педагогика. Санкт-Петербург, 2013.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Москва, 2013.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2014.

9. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. Москва, 2014.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Москва, 2014.

References

1. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu, 2009.

2. Zanina L.V., Men'shikova N.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Seriya «Uchebniki, uchebnye posobiya». Rostov-na-Donu, 2013.

3. Nazarova, Yu.N. Problemy ispol'zovaniya tradicionnyh i innovacionnyh metodov v obuchenii i vospitanii studentov. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 268 - 276.

4. Nazarova Yu.N., Rudenko A.Yu. Innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya metodov obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 276 - 282.

5. Fokin Yu.G. Psihodidaktika vysshejshkoly. Moskva, 2010.

6. Rean A.A. Psihologiya i pedagogika. Sankt-Peterburg, 2013.

7. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2013.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2014.

9. Popkov V.A. Teoriya i praktika vysshego professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2014.

10. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: uchebnik dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 16.08.17

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nekchvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

SPIRITUAL HERITAGE IN THE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. Social partnership of Russian Orthodox Church and state educational institutions of the higher education is demanded today more than ever before, especially at development of valuable reference points. Experience of interaction of secular and church higher education as strategically significant direction of the development of spiritual and moral culture at the higher education school with reference to cooperation of the Altai State University and the Barnaul Theological Seminary is presented. The results in educational, scientific and cultural and educational activity are presented. The need of the federal and regional target support of the program of patriotic and spiritual and moral education of the citizen of Russia, relevance of completion of the lost budgetary places in the humanitarian directions of preparation at the higher school, need of the uniform information platform for promoting of traditional Christian moral values among youth and students is emphasized.

Key words: spiritual heritage, secular and church higher education, humanitarian knowledge, education.

Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Социальное партнерство Русской православной Церкви и государственных образовательных учреждений высшего образования востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров. В статье представлен опыт взаимодействия светского и церковного высшего образования как стратегически значимое направление развития духовно-нравственной культуры в высшей школе на примере сотрудничества Алтайского государственного университета и Барнаульской духовной семинарии. Представлены результаты в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности. Подчёркивается необходимость федеральной и региональной целевой поддержки программы патриотического и духовно-нравственного воспитания гражданина России, актуальность восполнения утраченных бюджетных мест по гуманитарным направлениям подготовки в высшей школе, потребность единой информационной платформы для популяризации традиционных христианских моральных ценностей среди молодежи и студентов.

Ключевые слова: духовное наследие, светское и церковное высшее образование, гуманитарное знание, просвещение.

Современная социокультурная ситуация побуждает общество к постоянному поиску гармоничных форм существования различных сфер человеческой деятельности. Информатизация, глобализация и другие процессы создают предпосылки для деформации сложившегося за многие годы традиционного уклада жизни человека. Вполне понятно, что процессы реформирования по этой причине стали неким перманентным признаком современной жизни и деятельности как государственных, так и многих частных структур. Однако процессы отладки политических, экономических, социальных механизмов, в условиях формирующегося постиндустриального общества, не должны исчер-

пывать весь спектр общественно-государственных интересов. Человеческая личность, жизнь каждого индивидуума не должна выходить за рамки мотиваций современных реформ. Ведь основа и главная цель любого общества - это создание условий для гармоничного развития личности, основанного не только на принципах обеспечения конституционных прав человека, но и формирования человеческого достоинства в широком смысле этого слова. Здесь сразу возникает вопрос, что относить к собственно человеческому достоинству, а что таковым не является. Эта проблема выходит за рамки заявленной темы, но она, на наш взгляд, требует нового философско-антропологического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.