УДК 307
Nazarova S.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), chief researcher, Branch of Institute of Education Management of the Russian
Academy of Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
CULTUROLOGICAL APPROACHES IN FORMING THE EDUCATIONAL POLICY OF THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH. The article retrospectively examines the culturological approaches to the creative development of the individual and the prospects for their development in the system of modern education of the Commonwealth. Currently, in the context of the formation of the interstate educational policy of the countries of the Commonwealth, research into the processes of education and upbringing of the creative personality is becoming topical. A single humanitarian educational space is understood as a wide range of interaction and harmonization of common approaches and views in the field of culture, art and education. In the former republics, when living in a single state, a common cultural space was formed as a combination of cultural phenomena, customs and interaction of national traditions. The author focuses her attention on the issues of the formation of a creative personality on the basis of the integrated integration of arts with other fields of knowledge, generalized the practical experience of the experiment, which was conducted not only in the educational institutions of Russia, but also in the countries of the near abroad. The result was a model of personality development, suggesting age continuity, in which the pedagogical process was viewed as a unified system of creative development of the individual and the corresponding process of training and retraining of faculty. The considered problem of creative development of the person is especially actual now against the background of existing globalization processes in the world community.
Key words: cultural approaches, integration of knowledge, creative development of personality, educational process, humanitarian educational space.
С.И. Назарова, д-р пед. наук, главный научный сотрудник филиала «Института управления образованием
Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА
В статье ретроспективно рассматриваются культурологические подходы творческого развития личности и перспективы их развития в системе современного образования стран Содружества. В настоящее время, в условиях формирования межгосударственной образовательной политики стран Содружества, исследования процессов обучения и воспитания творческой личности становится актуальными. Единое гуманитарное образовательное пространство понимается как широкий спектр взаимодействия и согласования общих подходов и взглядов в области культуры, искусства и образования. В бывших республиках, во времена проживания в едином государстве сложилось общее культурное пространство как совокупность феноменов культуры, обычаев и взаимодействия национальных традиций. Основное внимание в работе автор уделяет вопросам формирования творческой личности на основе комплексной интеграции искусств с другими областями знаний, обобщен практический опыт эксперимента, который проводился не только в образовательных учреждениях России, но и в странах ближнего зарубежья. Результатом явилась модель развития личности, предполагающая возрастную преемственность, в которой педагогический процесс рассматривался как единая система творческого развития личности и соответствующего процесса подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава. Рассматриваемая проблема творческого развития личности особенно актуальна в настоящее время на фоне существующих глобализационных процессов в мировом сообществе.
Ключевые слова: культурологические подходы, интеграция знаний, творческое развитие личности, образовательный процесс, гуманитарное образовательное пространство.
В современных условиях формирования межгосударственной образовательной политики стран Содружества весьма актуальным становится исследование процессов обучения и воспитания творческой личности. Одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость развития творчества у обучающихся был великий чешский мыслитель и педагог Ян Коменский. Его слова: «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям» могут быть эпиграфом к любому современному исследованию творческого развития личности. Его рекомендации по четырем стадиям обучения: первая - самостоятельное наблюдение и самостоятельное изучение («автопсия»), вторая - практика, практическое осуществление учебных задач («автопраксия»), третья - применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах («автохресия»), четвертая - умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности («автолексия») являются фактически основами современной методики формирования компетенций будущих специалистов, несмотря на то, что ученый высказывал это более 350 лет тому назад [1, с. 9].
Значительный вклад в разработку методов формирования, развития, обучения и воспитания творческой личности внес во второй половине XIX в. Рудольф Штайнер. Он сформировал идею применения комплекса искусств совместно с различными учебными дисциплинами в процессе обучения и воспитания, разработал программы обучения с использованием указанной идеи для школьного образовательного периода, которые стали основой учебных программ «вальдорфских школ» [2].
Заслуживает внимания американский опыт обучения творчеству на основе взаимодействия и интеграции различных видов искусств (Проект СЕМРЕЛ) [3].
Задачи творческого развития личности решали советские педагоги. Они исследовали процессы формирования художе-
ственно-творческой личности, способной видеть, слышать, создавать и понимать мир художественных образов. Большинство современных программ творческого развития личности ориентированы на подготовку специалистов творческих профессий (художников, дизайнеров, театральных деятелей, музыкантов, стилистов, имиджмейкеров, архитекторов, мастеров народных художественных промыслов и промышленности, художников декоративно-прикладного искусства и т. п.). Довольно широкий по географическому масштабу и времени опыт применения ряда программ личностного развития, который проходил во многих регионах России и бывших союзных республик, сегодня объединенных в СНГ, показал эффективность творческого развития обучающихся, ориентированных в дальнейшем на получение научной, технической, изобретательской и других специальностей.
Одним из актуальных направлений модернизации системы образования в настоящий момент является поиск инновационных нестандартных педагогических технологий, реализующих, в том числе, концепцию гуманитарного образования в СНГ. В современных условиях весьма актуальным становится исследование процессов обучения и воспитания творческой личности на основе интегрированной деятельности. Интеграция, в данном случае, рассматривается, в первую очередь, как эколого-реги-ональный подход, направленный на развитие познавательной деятельности обучающихся, на проверку их готовности к самостоятельной исследовательской работе. Такая деятельность является основой целостного восприятия мира обучающимися и способствует ее культурному, интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию. Высшим критерием интегрированного обучения является развитие творческой многосторонней личности. Необходимо отметить, что творчество, способность к творчеству у обучающихся в наибольшей степени развивается при решении научно-технических, изобретательских задач и об-
учения искусству. При этом обучение искусством дает наибольший развивающий и воспитывающий потенциал личности.
Процесс освоения природы искусства, его профессионального языка в различных видах художественной деятельности формирует у обучающихся многие позитивные качества личности, способствует мотивации и успешному обучению. «Обучение успехом и маленькими победами в итоге формирует образованную и свободную от стереотипов личность, которая способна творчески мыслить и чуждая к подавленности и заниженной оценке своей индивидуальности в детском и юношеском коллективах» [4]. Поэтому чрезвычайно важна роль искусства в формировании культуры личности. Воспитание и развитие обучающихся средствами искусств на широкой интеграционной основе с естественнонаучными и математическими дисциплинами является мощным средством развития общих и специальных способностей. «Всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает собственное «Я» [5].
В последние годы появилось множество вариаций культурологических подходов в образовании. Широко применяется отечественный и зарубежный опыт. Распространяется опыт вальдорф-ских школ, используются его элементы и методика обучения, успешная реализация которых в действительности удаётся в небольших организациях с подвижной системой учебного процесса. Проблема комплексного применения искусств в образовании и воспитании личности нашла отражение в трудах многих учёных, как отечественных, так и зарубежных. Необходимо отметить научную школу Б.П. Юсова в разработке комплексного применения искусств. Педагог и ученый на протяжении ряда лет возглавлял Всесоюзный эксперимент по взаимодействию и интеграции искусств в развитии личности, который доказал актуальность темы в творческом, методологическом и практическом ее применении. На основании исследовательских материалов научной школой Б.П. Юсова в 80-е гг. ХХ в. были подготовлены учебные программы гуманитарного и естественнонаучного направлений, обучение в которых основывалось на применении методов интеграции и взаимодействии искусств. Указанные программы, объединили в себе все лучшее из ряда предыдущих разработок (опыт «вальдорфских» школ, американской программы СЕМРЕЛ и других). В дальнейшем эти идеи получили свое развитие в системе высшего и послевузовского образования. В частности, вклад в теорию вопроса и разработку конкретных программ и технологий обучения, в том числе взрослых, был внесен и автором данной статьи [6].
Необходимо отметить, что искусство с его специфическим содержанием и методами отражения окружающего мира, способствует передаче подрастающим поколениям гуманитарных ценностей, традиций отечественной и мировой культуры. Передача гуманитарной культуры может осуществляться по трем каналам: через сознание, эмоциональное восприятие, через деятельность обучающихся и организацию практики их проведения. В научных работах о развитии личности, Л.С. Выготский в качестве важнейшего условия называл единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка [4]. Поэтому интеграционные процессы в обучении необходимы, они создают условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности. Обучение искусством на основе взаимодействия и интеграции с другими учебными дисциплинами активизируют мыслительные процессы обучающихся, концентрируют внимание, усиливают восприятие изучаемого материала, создают определенный колорит и атмосферу, что делает процесс освоения знаний и социально-духовного опыта уникальным. Мы убедились в этом в ходе нашего исследования, которое длилось почти 20 лет. Идея применения полихудожественного подхода в образовании и воспитании личности была реализована для разных возрастных групп [7]. Обращение к различным видам искусств, воспитывающей и образовательной их функций в развитии и становлении личности, по нашему мнению, позволяет воспитать иное поколение людей, в большей степени ответственных за судьбы мира и общества. Искусство во все времена способствовало просветлению и озарению умов. «Социальный вопрос есть, неизбежно, вопрос духовного просветления масс... Совершенное преодоление зла мыслимо лишь как духовное преображение и просветление», - говорил Н.А. Бердяев [8].
Одним из положений концепции формирования творческой личности, о чем заявлено в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг., является необходи-
мость разработки системных требований к образовательным учреждениям и в целом к системе творческого обучения [9]. Образовательный процесс, выстроенный на взаимодействии и интеграции искусств, начинающийся еще в дошкольных учреждениях, позволит личности развиваться и взрастать в активной творческой деятельности, в нравственно - эмоциональных и эстетических критериях освоения мира. Интегрированная деятельность обучающихся предполагает создание блока занятий естественнонаучных, математических и художественно-творческих дисциплин комплексного воздействия на ум, чувства и психофизическую природу личности. Погружение обучающихся в чувственную ткань образов разной модальности позволяет раскрыть их потенциальные природные возможности и направить на позитивное личностное развитие. Такой многосторонний, системный подход к творческому развитию личности осуществляемый в единстве функционального взаимодействия содержания и форм обучения, который может охватывать как поурочную, классную, внеклассную и внешкольную деятельность соответствует федеральным и региональным компонентам нового образовательного стандарта. Подобная форма обучения на основе общения с искусством способствует духовной самореализации личности обучающихся, формирует целостное представление о мире, эпохе, явлениях культуры в красках, ритмах, формах, линиях, музыкальном и пластическом звучании. Важен сам процесс деятельности обучающихся как «подъем всего человеческого существа», как процесс возвышения и «истончения» чувств и осознания беспредельности своих возможностей. Это состояние, в котором выкристаллизовывается личность и есть самый «настоящий» продукт творческой деятельности, ее результат.
Восприятие видимого и слышимого мира образов является целостным процессом. Увидеть музыку, уловить, почувствовать настроение, понять движения, мысленно представить себе художественный образ - в этом выражается формирование культуры чувственного восприятия и образного мышления средствами искусств. Созданный образ проходит через эмоциональную сферу личности, открывая новые возможности для ассоциативного перевода этого образа из одного вида искусств в другой, «устанавливая связи похожего и разграничивая различия». Комплексное воздействие искусств создает тот эмоционально-эстетический настрой, который способствует всестороннему и глубокому восприятию действительности личностью. В этой интеллектуальной деятельности высшего порядка совершается внутренняя работа личности над познанием мира и осознанием себя в мире, умением ладить с природой, людьми, с окружающей средой. «В психологическом плане, - утверждает Б.Г. Ананьев,- теснейшим образом связаны две тенденции: перевод всех образов любой модальности на зрительные схемы и развитие функции речи посредством абстрагирующей, обобщающей работы мысли» [10]. Следовательно, работа зрительной системы имеет первостепенное значение в формировании интеллектуальной деятельности человека. Учитывая феномен доминанты зрительной системы, которая «обладает способностью визуализировать любые чувственные сигналы, превращать незримое в зримое», изобразительная деятельность приобретает исключительное значение в развитии всех психофизиологических процессов человека, в том числе творческих.
Психологи отмечают, что все мыслительные процессы выходят на уровень образных представлений, имеющих художественную природу. Поэтому простейшие компоненты изобразительности: линия, цвет, форма, симметрия, ритм, композиционные законы сопряжены с интеллектуальным, духовным и культурным развитием личности. Чувствовать художественное пространство литературного текста, ощущать нюансы музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи - означает владеть чувством композиции, ритма, цвета, чувством художественной формы, которые приобретаются в творческой деятельности. В этом смысле концепция полихудожественного подхода в развитии личности на основе взаимодействия и интеграции искусств раскрывает большие возможности педагогического воздействия. Интеграция в данном случае выступает как стратегия художественного мышления, как форма творческого решения поставленных задач и как форма мощнейшего интеллектуального развития личности.
Необходимо на всех этапах обучения широко использовать интегрированный подход на основе взаимодействия изучаемых дисциплин, интеграции знаний и художественной деятельности. Интегрированный подход желательно использовать практически для всех дисциплин, особенно в дошкольный период и в началь-
ной школе. Учебный процесс должен выстраиваться с учетом новых методических приемов и технологий, современного содержания материала, измененных форм проведения занятий. Следует учитывать также региональный компонент образования, включающий социальную, природную, историческую, культурную среду, особенности инфраструктуры местности и сложившихся культурных традиций. Одним словом, те особенности, которые составляют местный колорит края, республики, города, области, что называются «малой родиной», где человек живет, обучается и достигает вершин своего личностного развития. Большое значение для формирования и развития творческой, социально ответственной личности имеют соответствующие структуры подготовки кадров, а также структуры системы переподготовки и повышения квалификации педагогов, руководителей образования.
Мы убеждены в том, что для каждого человека творческое развитие должно быть доступно на любом уровне возрастного этапа, но подчеркиваем важность обучения, воспитания и развития личности на основе искусств, начиная с раннего возраста. Личный творческий опыт человека, приобретенный в интегрированной художественной деятельности, будет условием развития его продуктивного мышления, воображения, обогащения интуиции и нравственного развития в будущем. В ходе нашей экспериментальной работы, которая длилась не один десяток лет, была разработана модель развития личности, предполагающая возрастную преемственность от дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего, послевузовского образования и повышения квалификации. В настоящее время она внедрена в практику многих школ Ленинградской области, в высшей школе и послевузовском образовании (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина и Институт развития образования Ленинградской области). На основании многолетних научных исследований и экспериментальной работы в школах, колледжах и вузах нами была разработана и предложена авторская концепция высшего художественно-педагогического образования, на основе которой был создан факультет искусств в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина, объединяющий творческие специальности. В университете проводилась подготовка кадров в области изобразительного искусства, дизайна среды, дизайна одежды, музыкального образования, культурологии на основе широкой интегрированной деятельности и инновационных педагогических технологий формирования творческой личности, где научные основы интеграции успешно внедрялись в учебный процесс студентов и преподавателей. Педагогический процесс обучения и воспитания рассматривался как единая система творческого развития личности студентов и соответствующего процесса подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава [11].
Духовная культура личности всегда являлась показателем уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической и гражданской позиции. Она понимается как интегрированное свойство человека и проявляется в потребности жить, творчески созидая в соответствии с идеалами и «шкалой ценностей», принятых в обществе. На это были направлены усилия приоритетного национального проекта «Образование», активная реализация которого продолжается и сегодня. В настоящее время, наряду с техническим образованием, являющимся основой научно-технического прогресса, возрастает роль гуманитарного образования как сдерживающего фактора технократического мышления. Приходится констатировать, что культурологические подходы в образовании разработаны недостаточно. Искусство еще не стало мощным и активным фактором приобщения обучающихся к историческому и социально-культурному опыту человека, не стало значимым в учебно-воспитательном процессе, хотя именно искусство способно успешно и гармонично осуществлять воспитательную, познавательную, эстетическую, духовно-нравственную, коммуникативную и компенсаторную функции развития и обучения. В существующих исследованиях недостаточно полно освещены системные проблемы организации учебного процесса во всей структуре непрерывного образовательного пространства: дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, вузовского и послевузовского образования, методы оценки эффективности данного подхода в целостной системе непрерывного образования и формирования творческой личности. Ряд проблем методологического, психолого-педагогических аспектов остаются нерешенными и требуют теоретико-методологического и методического обоснования. В исследованиях рассматриваются либо особенности полихудожественного подхода и использо-
вания этого метода на отдельных возрастных этапах обучения, либо иллюстративный характер применения искусств.
Другой важной проблемой является нахождение правильного соотношения в содержательной части программ обучения национальных, региональных элементов и артефактов по сравнению с сюжетами и предметами интернационального характера. Особенно важна роль применения в обучении и формировании творческой личности национальных архетипов культуры для дошкольного и младшего школьного возраста, когда дети чаще всего на невербальном уровне общения хорошо понимают особенности национальной культуры (мимику, жесты, обычаи, привычки, мелодику песен и речи, ритмику движения, национальные символы).
Рассматривая проблему творческого развития личности в любых государственных системах стран Содружества можно выделить следующие противоречия:
- между задачами и функциями в системе непрерывного обучения личности на протяжении всего образовательного пространства (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном, высшем, послевузовском образовании);
- целостным восприятием мира личностью и организацией обучения;
- несогласованностью компонентов обучающих программ по содержанию, тематике, методам преподавания с учетом возрастных и региональных особенностей;
- необходимостью повышения культурного уровня населения и существующей практикой его эстетического воспитания;
- существующей потребностью повышения профессиональной квалификации педагогического состава, включающей освоение подходов и механизмов формирования творческой личности.
В условиях формирования межгосударственной образовательной политики стран Содружества необходимы региональные научно-методические разработки, в содержании которых четко сформулированы концептуальные положения педагогических систем формирования и развития творческой личности, определены критерии творческого развития, задачи, формы и методы взаимодействия преподавателя с обучающимися в условиях интегрированной деятельности. В этом смысле ключевая позиция принадлежит институтам образования, воспитывающим личность, способную воспринимать непреходящие духовные ценности, принимать адекватные решения в целях сохранения социально-культурной стабильности, национальной самобытности, быть толерантной в диалоге культур многофакторного полиэтнического, поликонфессионального современного мира.
Идея полихудожественного обучения и развития личности на основе комплекса искусств, нашла много последователей и сторонников его распространения и внедрения не только в области искусства, но и других учебных дисциплинах: истории, литературы, химии, географии, математики, иностранных языков, в сфере общественных наук. Связано это с тем, что соприкосновение с художественной многообразной культурой, в том числе национальной, в творческой деятельности личности не только повышает качество восприятия и осмысления культурологического материала, но и формирует его мышление в единстве с экологическими, национальными и нравственными направлениями развития и воспитания.
Рассматриваемая проблема творческого развития личности особенно актуальна в настоящее время на фоне существующих глобализационных процессов в мировом сообществе, в период резкого обострения геополитической и социокультурной ситуации в мире. Кроме того, неоднозначные модернизационные процессы, происходящие в странах Содружества требуют серьезного осмысления взаимодействия человека с миром, с обществом, государством и формирования адекватных способов, механизмов, методик, моделей этого взаимодействия. Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в мире, требует развития таких личностных качеств, которые помогли бы человеку жить в условиях современного общества, стать активным её членом, способным творчески преобразовывать действительность, используя в полной мере свои возможности. Научно-технический прогресс, ускоренный темп внедрения новых инновационных технологий, открытий и технических новшеств предъявляют повышенные требования к компетентности личности, участвующей в современном производстве, в научной, общественной, образовательной деятельности. При этом под компетентностью личности понимается способность личности оперативно принимать
адекватные решения в непредвидимых ситуациях. Развитие такой личности связано с рядом сложных, многофакторных процессов, таких как государственная образовательная политика,
Библиографический список
цели государства, наличие эффективных инновационных педагогических учебно-методических комплексов и систем творческого развития личности.
1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. Составители В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1988.
2. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера. Москва: Просвещение, 1993.
3. Юсов Б.П. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества. Москва: Просвещение, 1980.
4. Выготский Л.С. Детская психология. Москва: Просвещение, 1984.
5. Гегель Г. Эстетика. Москва: Высшая школа,198б.
6. Назарова С.И. Художественно-творческое развитие личности обучающихся: теория и методика: доп. проф. программа повышения квалификации с методическими рекомендациями. Санкт-Петербург: СПБ ИУО РАО, 2016.
7. Назарова С.И. Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся: монография. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
8. Бердяев Н.А. О назначении человека. Москва: Наука, 2005.
9. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Москва: Наука,1969.
11 Назарова С.И. Критерии оценки профессиональной деятельности педагога как субъекта пространства образования взрослых стран Содружества. Санкт-Петербург: СПБ ИУО РАО, 2017.
References
1. Komenskij Ya.A., Lokk D., Russo Zh.- Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. Sostaviteli V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskij. Moskva: Pedagogika, 1988.
2. Vospitanie k svobode. Pedagogika R. Shtajnera. Moskva: Prosveschenie, 1993.
3. Yusov B.P. Problemy kompleksnogo podhoda k izucheniyu hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Prosveschenie, 1980.
4. Vygotskij L.S. Detskaya psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1984.
5. Gegel' G. 'Estetika. Moskva: Vysshaya shkola,1986.
6. Nazarova S.I. Hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie lichnosti obuchayuschihsya: teoriya i metodika: dop. prof. programma povysheniya kvalifikaciis metodicheskimi rekomendaciyami. Sankt-Peterburg: SPB IUO RAO, 2016.
7. Nazarova S.I. Formirovanie tvorcheskoj lichnosti v integrirovannoj hudozhestvennoj deyatel'nosti uchaschihsya: monografiya. Sankt-Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2007.
8. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. Moskva: Nauka, 2005.
9. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 g. № 497 Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
10. Anan'ev B.G. Psihologiya chuvstvennogo poznaniya. Moskva: Nauka,1969.
11 Nazarova S.I. Kriterii ocenki professional'noj deyatel'nostipedagoga kak sub'ekta prostranstva obrazovaniya vzroslyh stran Sodruzhestva. Sankt-Peterburg: SPB IUO RAO, 2017.
Статья поступила в редакцию 28.09.17
УДК 378.046:005.591.6
Nazarova Yu.N., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies,
Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER AND STUDENT IN THE PROCESS OF EDUCATION. The article describes the technological aspects of the interaction between a teacher and student in the process of education and the practical techniques that facilitate this process. Technologically well-built interaction between the teacher and students in the educational process develops initiative, adequate self-esteem, self-criticism, friendliness, etc. The problem improving vocational education in the direction of its humanization and meaning making is solved using the methods of pedagogical interaction, which can be used by the teacher. Professional knowledge of the teacher of methods of pedagogical interaction contains a number of essential elements, it is particularly important to be able to anticipate the pedagogical effect that is achieved in a given situation. This technique is described in the article.
Key words: pedagogical activity, pedagogical impact, methods of training and education, pedagogical situation, pedagogical task.
Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц. каф. информационных систем и технологий Волгоградский государственный
аграрный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
В статье дано описание технологических аспектов взаимодействия преподавателя и студента в процессе воспитания и выделены практические методики, облегчающие этот процесс. Технологически грамотно построенное взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе развивает: инициативность, адекватную самооценку, самокритичность, дружелюбие и т.д. Проблема совершенствования профессионального образования в направлении его гуманизации и смыс-лотворчества решается с помощью методов педагогического взаимодействия, которые могут быть использованы преподавателем. Профессиональное владение преподавателя методикой педагогического взаимодействия содержит ряд основных элементов, при этом особенно важно уметь предвидеть тот педагогический эффект, который достигается в той или иной ситуации. Данная методика описывается в статье.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое воздействие, методы обучения и воспитания, педагогическая ситуация, педагогическая задача.
Технологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента рассматриваются педагогической психологией, где накоплен достаточно обширный опыт в области разработки теоретических положений об особенностях реализации личност-
но ориентированного подхода в педагогической деятельности и психологической практике (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.Я. Ляудис, Л.М. Митина и др.). Основные из них в обобщённом виде: