СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Назарова Светлана Ивановна,
Филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, [email protected]
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Образование как приоритетная область национальной политики в развитых странах является основой стабильного экономического и научного развития государства. Инновационная деятельность в системе образования требует создания обучающей социальной и культурной среды, которая способна формировать мотивационно-целевую сферу личности, направленной на повышение профессиональных компетенций. На ускорение прогресса общества и формирование общественного сознания значительное влияние оказывают культурная, социальная и образовательная среды, выраженные в содержании новых учебных программ, технологий и конкретных методик обучения. В статье рассмотрен положительный опыт развития и формирования нравственно-эстетического развития личности на основе интеграции и взаимодействия искусств в комплексе с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами в образовательных учреждениях Ленинградской области. Ключевые слова:
национально-ориентированная система образования; культурная и социальная среда; мотивационно-целевое развитие личности; традиции и инновации в образовании; опыт нравственно-эстетического развития личности.
Духовная культура личности является определяющим показателем человеческих отношений в обществе. Она проявляется в нравственно-эстетической и гражданской позиции человека. В условиях научно-технического и социального прогресса обществу требуются творчески мыслящие специалисты, способные оперативно справляться с любыми нештатными ситуациями и изменениями в жизни. В принятом документе «Концепция развития образования в РФ до 2020 г.» основой модернизации общего и профессионального образования должно стать ускоренное внедрение новых научных и технических достижений человечества в жизнь [5]. Но, наряду с техническим образованием, возрастает роль гуманитарного образования, формирующего нравственную основу личности. На характер,
направленность, структуру и смысловую часть миропонимания человека в значительной мере влияют социум, общественное окружение через систему внешних воздействий, материальные и духовные условия жизни, возможности культурного развития и социальных контактов.
Миропонимание человека во многом зависит от мировоззрения: оно определяет отношение человека к миру, интеллектуальному его осмыслению и пониманию места и роли своей личности в нем. В общефилософском плане весь мир условно разделяют на Природу и Культуру. При этом под Культурой в самом широком смысле этого понятия понимается все, что создано человеком. Вся материальная культура - это плоды человеческого духа. В этом смысле жизнь человека как духовной сущности заключается по большому счету в преобразовании мира, количественном и качественном производстве материальных благ и элементов духовной культуры. Единственное, что остается после жизни поколений, - это культура во всем ее многообразии. От того, как человек ощущает и понимает мир, себя в нем, относится к другим людям, зависит и качество его жизни, его восприятие и создание интеллектуальных, материальных и духовных благ. Непрерывный процесс развития культуры требует постоянного духовного и нравственного самосовершенствования человека.
На протяжении длительной истории развития научной мысли между философией и педагогикой как отраслью науки существовала тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Философское осмысление некоторых методологических подходов в преподавании предметов гуманитарно-эстетического направления, в частности интегрированного подхода в обучении искусством, показывает, что через собственное постоянное развитие и активную творческую деятельность личность достигает определенных высот духовного совершенствования, раскрывает свои потенциальные возможности и обретает свободу мышления. «Через искусство имеете свет...», - говорил великий деятель отечественной культуры Н.К. Рерих, потому что «искусство несет в себе тонкую духовную структуру моделирования мира по законам гармонии, хранит целостность культуры народа, нации, этноса» [9].
Современная гуманитарная наука показывает ведущую роль культуры в единении общества, этносов, наций во всем историческом и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает перед нами социальным достоянием, общностью норм, обычаев и нравов. Непрерывная связь времен и поколений - приоритет культуры! По историческим эпохам можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы, формируется художественное творчество, открываются институты образования и воспитания. В процессе исторического развития меняются только формы культуры, а основные ее функции остаются неизменными, что является ядром скрепления этноса, общества и нации. Культура является цементирующим основанием общества и во все времена выступает определенным типом социальной памяти, формой трансляции социального опыта, способом социализации личности. Поэтому в основе развития любого
общества лежит триада: культура - образование - искусство. Именно в таком порядке - культура как социальная память народа; образование как форма передачи социального опыта; искусство как наилучший способ трансляции социального опыта. При этом культура концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности человека, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории.
В конце XX века, начале третьего тысячелетия культура осознается как эпицентр человеческого бытия. Она многослойна, иерархична, внутренне противоречива, однако центральное место в ее развитии занимает программа деятельности субъекта. И эта программа деятельности формируется в процессе освоения им культурных ценностей и социального опыта воспроизводства этих ценностей. С развитием информационной эпохи, в стремительном наращивании технологических и научных знаний забывается сам человек, с его огромным энергетическим потенциалом. Он становится частью технологической цивилизации. И в этом контексте развитие общества и экономики будет всегда зависеть от состояния духовного мира личности, от развития ее культуры, ее интеллектуальных и творческих возможностей.
Обращаясь к истории 80-х гг. XX столетия, справедливо будет вспомнить разработанную государственную программу эстетического развития общества в бывшем Советском Союзе, которая так и не была реализована. В программе говорилось о том, что «Единственной и по-настоящему эффективной мерой резкого улучшения положения дел может стать комплексная программа эстетического воспитания населения...», и далее «...Надо научить каждого человека понимать сущность законов прекрасного и применять их в своей деятельности...» [3]. К сказанному справедливо будет добавить: чтобы научить пониманию сущности законов прекрасного, надо не одному поколению пройти достойный образ жизни и научиться ощущать красоту на генетическом уровне.
Содержательной основой воплощения в жизнь программы эстетического воспитания, на наш взгляд, могла бы стать научно обоснованная концепция творческого развития личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Любая встреча с искусством является стимулом, пробуждающим «воображение», а воображение - великая сила и может быть «окном» в другой мир. Основу концепции творческого развития личности составляет познание мира реального и художественного на широкой интеграционной основе взаимодействия искусств в органичном сочетании культурологических и естественнонаучных дисциплин. Следует отметить, что наиболее эффективным будет применение данного метода, начиная с детского возраста, что связано с особенностями психофизиологического развития ребенка. Ребенок воспринимает мир целостным и конкретным в силу психофизиологического развития и отсутствия жизненного опыта. Ему трудно представить образ предмета, расчлененного на отдельные элементы, как это делает взрослый при анализе образа или какого-либо явления. Ребенку трудно представить абстрактный предмет, он видит и воспринимает его конкретно. Целостное восприятие
ребенком образа любого объекта, явления, предмета осуществляется комплексно, в виде зрительного образа с его элементами (линия, форма, объем, цвет, размер и др.), аудиального (звукового, музыкального) образа, тактильного ощущения (теплый - холодный, мягкий - твердый, шершавый и т.д.), динамики движения (неподвижный, быстрый, медленный, ритмичный). Большое значение для полноты восприятия образа имеют также вкусовые (сладкий - горький, пресный - соленый, копченый) и обонятельные чувства.
В процессе практических наблюдений и научных исследований интереса и потребностей ребенка к тем или иным видам творческой деятельности были установлены сенситивные периоды развития личности. Сенситивный период развития личности - это период наиболее предпочтительный для развития успешных занятий тем или иным видом деятельности. Он связан с возрастными этапами формирования ребенка. У каждой психологической функции и способности существует период, когда развитие и формирование личности проходит быстро, легко и полноценно [7].
В синтезе и взаимодействии происходит познание окружающего мира. Изображение, звук, слово, движение, архитектурные и природные формы в сочетании с элементами других видов деятельности погружают личность в систему приоритета гуманитарных ценностей и дают возможность почувствовать себя творцом новой реальности, нового мира, основанного на веротерпимости и многообразии всего живого, позволяют глубоко и объемно подойти к его изучению. Предлагаемая модель развития личности на основе широкой интеграции и взаимодействия искусств в сочетании с другими областями знаний предполагает обязательную возрастную преемственность от дошкольного, школьного, и, возможно, вузовского, и послевузовского образования как живое свидетельство глубинных корней формирования русской ментальности и национальной идентичности нашего народа.
С конца 80-х гг. XX в. в Ленинградской области системно осуществлялось освоение региональной модели эстетического образования и воспитания личности. Ежегодная творческая выставка «Народные традиции», широко развернутая в Ленинградском университете имени А.С. Пушкина в Дни проведения Царскосельских чтений, наглядно демонстрировала результаты и достижения этой многолетней работы. В художественных центрах развития народного искусства Всеволожского, Волховского, Тосненского, Гатчинского, Бокситогорского и других районов Ленинградской области бережно хранилось и осваивалось искусство народных мастеров как живое свидетельство преемственности поколений. Освоение народного искусства в системе образования способствовало сохранению народных традиций и свидетельствовало о неразрывности связи поколений и сохранении корней национального искусства. Неслучайно далеко от Царского Села, в Лодейном Поле Ленинградской области, был создан филиал факультета искусств Ленинградского университета им. А.С. Пушкина, фундаментом и основанием которого стал мощный пласт развития народного творчества. В конференциях Царскосельских чтений в разные годы принимало участие муниципальное образование п. Рахья
Всеволожского района. Уникальность этого муниципального образования заключалась в сложившейся системе эстетического воспитания всех социальных и возрастных групп населения поселка. Мудрая политика руководства районом была направлена на возрождение региональных традиций народной культуры, что, безусловно, позитивно отразилось на общей культуре граждан и в целом на формировании культурно-социальной среды района. Пять лет секция «Культура, искусство, образование» Царскосельских чтений объединяла единомышленников в вопросах развития культуры и искусства, черпая силы и вдохновение в творчестве большого коллектива преподавателей, ученых, руководителей и сотрудников учреждений культуры и искусства Ленинградской области. Особый колорит на конференциях придавало живое выступление взрослых и детских художественных коллективов, что замечательным образом укрепляло содружество культуры, искусства, образования, науки и практики. Приведенный пример показывает, что результат общения через культурные традиции, народное искусство связывает незримой нитью поколения. В этом содружестве формируется и воспитывается личность, которая помнит традиции, помнит свет, идущий из глубины «времен давно минувших лет», происходит передача социально-культурного опыта грядущим поколениям.
Факультет искусств Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, о котором шла речь, находится в уникальном центре художественной культуры - Царском Селе. Исторически сложившийся культурный «ландшафт» Царского Села, безусловно, воздействует на дух и нравы молодых людей. Аура культуры и искусства, которой «пронизан даже воздух» Царского Села, питает молодые умы, порождает необъятную силу творческого порыва в познании. В становлении индивидуальности школы искусств с историческими памятниками художественной культуры региона на фоне засилья в последнее время низкопробной массовой культурой вопросы преемственности национальных традиций в искусстве и культуре приобретают особую актуальность в художественно-творческом образовании и воспитании личности. Активное использование регионального компонента в программах освоения культуры и искусства (в нашем случае - всемирно известные ансамбли и памятники таких городов, как Пушкин, Павловск, Петергоф, Гатчина, Санкт-Петербург, а также культурное наследие Ленинградской области) имеет особое значение для изучения культуры, в том числе народной, которая является хранительницей духовного наследия этноса, народа и нации [8].
Среди многочисленных определений культуры (их более 600) выделим несколько ее аспектов из философского наследия А.Ф. Лосева:
1. Культура - это сфера человеческого бытия.
2. Культура появляется там, где люди, преобразуя природу, выходят за пределы природной необходимости.
3. Культура - это общая «кладовая» знаний, средств и технологий, выработанных людьми для решения общезначимых проблем.
4. Культура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного конструирования реальности, ее возделывания по законам этики и эстетики (прекрасного или безобразного, нравственного или аморального, истинного или ложного и пр.).
5. Культура есть способ и результат самопорождения и самопостижения человека, наличный мир его способностей и родовых сил. Человек становится человеком благодаря культуре и ее влиянию на развитие личности.
6. Культура есть способ и результат «проникновения» человека в иные миры - мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себя осуществляет [6].
Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура определенной эпохи, обладая относительной цельностью, предстает перед нами в виде сложной организации культурных тенденций, стилей и традиций. Внутри конкретной культуры наблюдается множество разнообразий, например: аристократическая культура отличается от демократической, городская среда - от деревенской, официальная культура -от народной, христианская - от языческой и т.д. Культура различных эпох демонстрирует нам сложный спектр субкультурных феноменов. Субкультура - это целостное суверенное образование внутри господствующей культуры. Она отличается особым строем, обычаями и нормами. Внутри различных общественных групп рождаются культурные специфические явления, они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка и обладают особой ментальностью. Субкультурные образования в обществе вызваны к жизни стремлением заполнить собой все поры социального организма. Они автономны, закрыты, обладают стойкостью, рождаются, живут и устраняются, не стремясь заменить собою основную культуру. Однако вместе с тем влияют на поведение, образ жизни, моду и в целом на стиль культурной эпохи. В современном обществе в качестве одного из примеров субкультуры можно привести религиозные секты и различного рода молодежные формирования, в которых складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Вхождение во взрослый мир и адаптация в нем, приобщение к стандартам господствующей культуры - процесс сложный, насыщенный психологическими и иными трудностями, что, вероятно, и порождает стремление молодежи объединяться в особые группы. Для молодежи субкультура является попыткой разрешения проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, отражением реальных противоречий общества. Возможно, это способ протеста утвердившемуся социокультурному содержанию.
Духовный фонд культуры, накопленный человечеством от одной исторической эпохи к другой, столь велик, что овладеть им на протяжении одной человеческой жизни не представляется возможным. Но соприкосновение с разумными, добрыми и вечными истинами открывает личности бесконечный простор для творчества и саморазвития. Формирование и развитие личности происходят в результате усвоения
ценностей, верований, норм, правил и идеалов общества. Человек усваивает упорядоченный образ жизни, овладевает языком, главным элементом культуры, учится добывать средства к существованию и т.д. Этот процесс является основой социализации. В процессе социализации и контактов с другими культурами у людей формируется чувство солидарности и принадлежности к определенной группе. Культура создается, культуре обучаются, она не приобретается биологическим путем. Каждое поколение воспроизводит ее вновь и передает следующему поколению.
В наш усовершенствованный аудиовизуальный век у большинства людей наблюдается отсутствие мотивации и интереса к изучению культуры и искусства. В связи с тем, что у большинства обучающейся молодежи присутствие смартфонов, гаджетов, планшетов, ноутбуков выработало сознание, что в любое время практически мгновенно можно получить любую нужную информацию. А если нет сети, нет Wi-Fi, то просто они не знают, как задать вопрос из-за отсутствия знаний об отечественной и мировой культуре. Известно, что кораблю, не знающему пристани назначения, ни один ветер не будет попутным (Сенека). Почему бы сегодня не изменить, например, статус дисциплин по культуре и искусству в школьной жизни? Обращение к искусствам, их воспитывающей и образовательной функции, по нашему мнению, позволит взрастить поколение людей, эстетически и нравственно готовых отвечать за судьбы мира, природы и общества. Именно искусство на протяжении веков способствовало просветлению и озарению умов. «Социальный вопрос есть, неизбежно, вопрос духовного просветления масс... Совершенное преодоление зла мыслимо лишь как духовное преображение и просветление», - писал Н.А. Бердяев [1].
Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе широкой интегрированной основе знаний искусств, естественных, математических и культурологических наук позволит личности развиваться и взрастать в ареале нравственности отечественной и мировой культуры. Поэтому вопросы содержания образования, технологий и форм обучения, каким образом выстраивать учебно-воспитательную деятельность, а также в каких условиях вести обучение и сколько учебного времени отдавать творчеству - остаются актуальными. Искусство как универсальная целостная система художественно-образного познания мира, как бесценный способ построения объективной картины мира в ее образном видении является самым эффективным средством развития творчества, воображения и фантазии, способствует передаче подрастающим поколениям гуманитарных ценностей, нравственных и эстетических ориентиров отечественной и мировой культуры. Знаменитый психолог Л.С. Выготский в качестве важнейшего условия развитии личности называл «единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка» [2]. Интеграционные процессы в педагогике и художественно-творческом образовании обучающихся создают условия для формирования гармоничной личности. Учебно-воспитательный процесс, выстроенный на взаимодействии и интеграции искусств, начиная с дошкольного возраста, позволяет личности
развиваться и взрастать в творческой деятельности, в нравственно-эмоциональных и эстетических критериях освоения мира. Актуальность данной проблематики очевидна в творческом, методологическом и практическом отношении.
Во-первых, по мере развития антропогенной цивилизации, постиндустриальных процессов рационально-технократического мира, современной информационно-коммуникативной массовой культуры (часто носящей агрессивно-вестернский характер) на фоне происходящих глобализационных процессов в мировом сообществе, обострения геополитической и социокультурной ситуации проблема формирования эстетически-нравственной личности становится сверхактуальной.
Во-вторых, актуальность проблемы определяется настоятельным требованием развития принципов гуманизации, гуманитаризации, личностно ориентированного модернизационного процесса отечественной системы образования. Их значимость в условиях современной школы увеличилась в связи с изменившимися условиями социализации подростков.
В-третьих, данная проблема приобретает особое значение в условиях происходящих модернизационных процессов в России, требующих серьезного осмысления взаимодействия человека с миром, с обществом, государством. Формирование способов, механизмов, методик, моделей этого взаимодействия, где ключевая позиция принадлежит институту образования, воспитывающего личность, которая способна воспринимать непреходящие духовные ценности, принимать адекватные решения в целях сохранения социально-культурной стабильности, национальной самобытности, быть толерантной в диалоге культур полиэтнического, поликонфессионального современного мира.
Литература
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2005. 137 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 697 с.
3. Государственная программа эстетического развития населения СССР. М., 1980. 412 с.
4. Заболоцкий Н.А. На закате [Электронный ресурс] // Сетевая словесность: [сайт]. URL: http://www.netslova.ru/loshilov/zabzel.html_(дата обращения: 20.04.2018).
5. Концепция развития образования в РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] // DocPlayer.ru: [сайт]. URL: http://docplayer.ru/26532792-Koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-rf-do-2020-g.html (дата обращения: 18.05.2018).
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 315 с.
7. Монтессори М. Открытие ребенка. М.: Просвещение, 1985. 296 с.
8. Назарова С.И. Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. 284 с.
9. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1990. 623 с.
Nazarova Svetlana Ivanovna,
The Branch of the Federal State Budget Scientifik Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, nazarowa5@mail. ru
MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
IN THE EDUCATION SYSTEM
Annotation
Education as a priority area of the national policy in developed countries is the basis for a stable economic and scientific development of the state. Innovative activity in the education system requires the creation of a learning social and cultural environment capable of forming a motivational and targeted sphere of the personality, aimed at improving professional competencies. The cultural, social and educational environment, expressed in the content of new curricula, technologies and specific teaching methods, has a significant influence on the acceleration of the progress of society and the formation of public awareness. The article describes the positive experience of development and the formation of the moral and aesthetic development of the individual based on the integration and interaction of the arts in conjunction with natural science and humanities in educational institutions of the Leningrad Region. Keywords:
national-oriented system of education; cultural and social environment; motivational and targeted development of an individual; traditions and innovations in education; experience of moral and aesthetic development of an individual.