References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
2. Suhovienko E.A. Teoreticheskie osnovy informacionnyh tehnologij pedagogicheskoj diagnostiki. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chel. gos. ped. un-ta, 2004.
3. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva; Leningrad: Nauka, 1966.
4. Shtoff V.A. Vvedenie vmetodologiyu nauchnogo poznaniya. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1972.
5. Basharina L.A. Pedagogicheskaya diagnostika kak uslovie sovershenstvovaniya professional'nogo masterstva uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1996.
6. Kulemin I. N. Regional'naya model'monitoringa kachestva nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005
7. Kal'nej V.A., Shishov S.E. Tehnologiya monitoringa kachestva obucheniya v sisteme «uchitel'-uchenik»: metod. posobie dlya uchitelya. Moskva: Ped. obschestvo Rossii, 1999.
8. Suhovienko E.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i pedagogicheskaya diagnostika. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2003; 10: 11.
9. Suhovienko E.A. Monitoring obucheniya s pomosch'yu 'elektronnogo uchebnika. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2003; 11: 12.
10. Bespal'ko V.P. Standartizaciya obrazovaniya: osnovnye idei i ponyatiya. Pedagogika. 1993; 5:16 - 25.
11. Kuznecov A.A. Monitoring kachestva podgotovki uchaschihsya: organizaciya. Standarty imonitoring. 2000; 5: 38 - 41.
12. Repkin V.V., Repkina G.V., Zaika E.V. O sisteme psihologo-pedagogicheskogo monitoringa v postroenii uchebnoj deyatel'nosti. Voprosy psihologii. 1995; 1: 13 - 24.
13. Suhovienko E.A. Monitoring formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij uchaschihsya v processe obucheniya matematike. Materialy XXXIII Mezhdunar. nauch. seminara prepodavatelej matematiki i informatiki universitetov i pedagogogicheskih vuzov, posvyaschennogo 100-letiyu VyatGU, 25 - 27 sentyabrya. Kirov: Izdatel'stvo VyatGU: OOO «Raduga PRESS», 2014: 269 - 271.
Статья поступила в редакцию 09.07.18
УДК 378
Nikitina G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Tobolsk Pedagogical Institute n.a. D. I. Mendeleev (branch)
of Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: hycc1@mail.ru
THE FEATURES OF TRAINING OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CHANGE OF PROFESSIOLNY ACTIVITY OF THE TEACHER: INFLUENCE OF SOCIOCULTURAL FACTORS. In this article the problem of training of students for professional and pedagogical activity in the conditions of change of professional activity of the teacher is considered. The author proves and describes characteristics of training of future teachers for professional activity: saturation of a subject of training of students for professional and pedagogical activity; updating of a social component of professional and pedagogical activity and others. For identification of features of training of students internal factors (the organization of process and results of preparation, studying of a subject of preparation, etc.) and external factors (conditions in which training of students will be organized) were considered. Research methods: theoretical methods of the analysis and synthesis of philosophical, sociological and psychology and pedagogical literature, normative documents of an education system. Results of a research can be used at the organization of educational process at institutes and colleges on preparation of pedagogical shots.
Key words: preparation for professional and pedagogical activity, changes of professional and pedagogical activity
Г.В. Никитина, канд. пед. наук, ст. преп., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Е-mail: hycc1@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ
В статье на основе теоретического анализа раскрываются особенности подготовки будущих педагогов в условиях изменения профессионально-педагогической деятельности: социальная насыщенность предмета подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности; актуализация социальной составляющей профессионально-педагогической деятельности; популяризация социально-значимой деятельности и волонтерства в образовательной среде; использование средств неформального образования в процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, изменения профессионально-педагогической деятельности.
Проблеме подготовки педагогических кадров в Российской Федерации уделяется значительное внимание со стороны государства в последние годы. Об этом свидетельствует ряд важных документов, посвященных вопросам подготовки педагогов на государственном уровне: Федеральные государственные образовательные стандарты (2009 г, 2014 г) [1; 2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [4], Профессиональный стандарт педагога [5], Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации» [6]. Внимание государства и общества к проблеме подготовки педагога способствовало интенсивному развитию данной области педагогической науки, хотя она уже является достаточно разработанной в науке.
На содержание и процесс подготовки будущих педагогов оказывают влияние также социокультурные факторы, под воздействием которых трансформировалась и профессионально-педагогическая деятельность. Это в свою очередь является
полем для исследований в области теории и методики подготовки педагогических кадров.
В данной работе автором выделены особенности подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях изменения профессиональной деятельности педагога. Для этого использованы теоретические методы анализа и синтеза философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также нормативные документы системы образования.
Для выявления указанных особенностей подготовки студентов учитывались, во-первых, внутренние факторы, обуславливающие особенности подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности (организация процесса и результатов подготовки, изучение предмета подготовки и т.п.), и во-вторых, внешние факторы, к которым относим условия, в которых организуется подготовка студентов.
Первую особенность подготовки будущих педагогов связываем с социальной насыщенностью предмета подготовки
студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Содержание профессионально-педагогической деятельности обуславливает непосредственно предмет подготовки студентов в вузе. Проблему содержания профессионально-педагогической деятельности рассматривали многие ученые, среди которых В.Н. Гинецинский [7], Н.В. Кузьмина [8], А.К. Маркова [9], Л.М. Митина [10], Е.В. Пискунова [11], А.И. Щербаков [12]. Ряд ученых (Е.В. Пискунова [11], Ю.В. Сенько [13], Н.Н. Суртаева [14] и др.) обращают внимание на изменения, происходящие в содержании профессионально-педагогической деятельности. В исследовании Е.В. Пискуновой выделены и подробно описаны факторы, которые послужили трансформации профессионально-педагогической деятельности («информатизация социума; становление открытого и гражданского общества, формирование нового культурного типа личности; профессионализация членов общества в течение всей жизни») [11]. Эти факторы оказали влияние не только на изменение содержания профессионально-педагогической деятельности, но также повлекли изменения на способы и формы ее организации т.п.
На наш взгляд наблюдается социальная насыщенность профессионально-педагогической деятельности, которая проявляется в социальном взаимодействии педагога, специфичном для нашего времени. Проблема социального взаимодействия в профессиональной деятельности педагога находит отражение в работах С.А. Писаревой [15], Н.Н. Суртаевой [14], А.В. Кандау-ровой [16], Н.В. Чекалевой [17], Ю.Б. Дроботенко [18] и других.
Проведя сравнительный анализ научных трудов, относительно содержания профессионально-педагогической деятельности в исследованиях второй половины XX в. (В.Н. Гинецин-ского [7], Н.В.Кузьминой [8], А.К. Марковой [9], Л.М. Митиной [10], А.И. Щербакова [12] и др.) и XXI в. (С.П. Иванова [19], Д.Г. Левитес [20], И.М. Машаров [21], Е.В. Пискунова [11] и др.) мы убедились в том, что в социальное взаимодействие в профессионально-педагогической деятельности осуществляется на принципиально ином уровне в современных условиях.
Так, например, целью профессионально-педагогической деятельности во второй половине XX в. является формирование творческой личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания и поведения, в то время как в XXI в. акцент сделан на воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. При этом если во второй половине XX века преобладает субъект-объектный характер отношений между педагогом и учениками, то в XXI веке этот характер меняется на субъект-субъектный, гуманистический и партнерский. Также и меняются социально-профессиональные роли педагога: от роли информатора и судьи педагог переходит к роли консультанта, организатора, помощника, наставника, тьютора, агента, члена команды, фасилитатора, модератора и др.
Следует заметить и о субъектах (объектах) образовательного пространства. Во второй половине прошлого века их составляют учители и ученики. А сегодня это пространство существенно расширилось и включает помимо учителя и учеников иных субъектов: представителей различных государственных структур, общественности, бизнеса. При этом формы и средства организации взаимодействия также подверглись изменению: помимо прямого (непосредственного) общения также используются дистанционные формы и информационные и телекоммуникационные технологии.
Все это свидетельствует об изменении социального взаимодействия современного педагога.
Второй особенностью подготовки будущих педагогов, по нашему мнению, является актуализация социальной составляющей профессионально-педагогической деятельности.
Для обоснования этого утверждения обратимся к анализу государственных документов, затрагивающих вопросы подготовки будущих педагогов. В частности, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») указаны такие компетенции как: «готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе» (ОК 7); «осознание социальной значимости будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» (ОПК 1); «готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса» (ПК 5) [1]. ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) содержит компетенции: «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия» (ОК-5), «готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса» (ПК-6) [2]. А организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности является одной из профессиональных задач в области педагогической деятельности [2].
Если обратиться к анализу Профессионального стандарта педагога [5], то можно заметить, что социальная составляющая профессионально-педагогической деятельности также находит отражение. В качестве примере обратим внимание на п.4.2.Часть вторая: воспитательная работа, п/п. 15. В документе указано, что педагог должен «Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка)». А в п.4 того же документа отмечается, что среди личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности, является также «готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума».
Вышесказанное подчеркивает актуализацию социальной составляющей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, нами выделены наиболее существенные особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях изменения профессиональной деятельности педагога. Также к ним можно отнести такие как: популяризация социально-значимой деятельности и волонтерства в образовательной среде; использование средств неформального образования в процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Представленные в данной статье особенности подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности, в целом, включают социальную насыщенность профессионально-педагогической деятельности, расширение профессиональных функций, ролей и позиций современного педагога, введение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Обозначенные особенности подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях изменения профессиональной деятельности педагога находят отражение в работе ряда вузов и сузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров сегодня.
Библиографический список
1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования подготовки по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Москва, 2009.
2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Москва, 2014.
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2012.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».
5. Профессиональный стандарт: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.
6. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Аналитическая справка о ходе реализации проекта (май 2015 г.) Available at: http://docplayer.ru/25899178-Programma-modernizaciya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-analiticheskaya-spravka-o-hode-realizacii-proekta.html
7. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Ленингр. ун-та, 1992.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва, 1990.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. Москва, 1993; Маркова А.К. Психология профессионализма. 1996.
10. Митина Л.М. Психология профессионального развития. Москва, 1998.
11. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Ленинград, 1976.
13. Сенько Ю.В. Эволюция предмета деятельности учителя. Педагогика. 2007; 2: 45 - 52.
14. Суртаева Н.Н. Трансформация педагогической профессии как инновационное явление в педагогическом образовании. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009; 2: 13 - 14.
15. Писарева С.А. Проблемы подготовки педагогических кадров с использованием возможностей сетевого взаимодействия (по материалам Всероссийского семинара-совещания заведующих педагогическими кафедрами). Universum: Вестник Герценовского университета. 2012; 3: 234 - 243.
16. Кандаурова А.В. Влияние изменений социального взаимодействия на педагогическую деятельность. Специфика педагогического образования в регионах России. 2012; 1: 40 - 42.
17. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: науч.-метод. материалы для студ. вузов, обуч. по напр. «540600 (050700 Педагогика)». РГПУ. Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2008.
18. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности. Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицы-на, Ю.Б. Дроботенко и др.; под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ЛИТЕРА, 2015.
19. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002.
20. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
21. Машаров И.М. Педагогические основы формирования профессиональной мотивации у преподавателей негосударственных вузов: монография. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России; СПбИВЭСЭП; Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2001.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya podgotovki po napravleniyu podgotovki 050100 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepen') «bakalavr»). Moskva, 2009.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki). Moskva, 2014.
3. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.
4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 g. Moskva «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody».
5. Professional'nyj standart: Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 g. № 544n.
6. Programma «Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii». Analiticheskaya spravka o hode realizacii proekta (maj 2015 g.) Available at: http://docplayer.ru/25899178-Programma-modernizaciya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-analiticheskaya-spravka-o-hode-realizacii-proekta.html
7. Ginecinskij V.I. Osnovy teoreticheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Leningr. un-ta, 1992.
8. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva, 1990.
9. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. Moskva, 1993; Markova A.K. Psihologiya professionalizma. 1996.
10. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya. Moskva, 1998.
11. Piskunova E.V. Sociokul'turnaya obuslovlennost' izmenenij professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2005.
12. Scherbakov A.I. Psihologiya truda i lichnosti uchitelya. Leningrad, 1976.
13. Sen'ko Yu.V. 'Evolyuciya predmeta deyatel'nosti uchitelya. Pedagogika. 2007; 2: 45 - 52.
14. Surtaeva N.N. Transformaciya pedagogicheskoj professii kak innovacionnoe yavlenie v pedagogicheskom obrazovanii. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2009; 2: 13 - 14.
15. Pisareva S.A. Problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov s ispol'zovaniem vozmozhnostej setevogo vzaimodejstviya (po materialam Vserossijskogo seminara-soveschaniya zaveduyuschih pedagogicheskimi kafedrami). Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; 3: 234 - 243.
16. Kandaurova A.V. Vliyanie izmenenij social'nogo vzaimodejstviya na pedagogicheskuyu deyatel'nost'. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii. 2012; 1: 40 - 42.
17. Chekaleva N.V. Pedagogicheskaya podgotovka buduschego uchitelya kprofessional'noj deyatel'nosti vsovremennojshkole: nauch.-metod. materialy dlya stud. vuzov, obuch. po napr. «540600 (050700 Pedagogika)». RGPU. Sankt-Peterburg: Knizhnyj Dom, 2008.
18. Izmeneniya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga v kontekste novoj trudovoj real'nosti. N.V. Chekaleva, A.P. Tryapicyna, Yu.B. Drobotenko i dr.; pod obsch. red. N.V. Chekalevoj. Omsk: LITERA, 2015.
19. Ivanova S.P. Uchitel'XXI veka: noopsihologicheskij podhod k analizu professional'no-lichnostnoj gotovnosti k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pskov: PGPI im. S.M. Kirova, 2002.
20. Levites D.G. Shkola dlya professionalov, ili Sem' urokov dlya teh, kto uchit. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2001.
21. Masharov I.M. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya professional'noj motivacii u prepodavatelej negosudarstvennyh vuzov: monografiya. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii; SPbIV'ES'EP; Obschestvo «Znanie» Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti, 2001.
Статья поступила в редакцию 11.07.18
УДК 159.922.4:378.1
Spirilla T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: Spirina-abakan@yandex.ru
Golovina S.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: golovina-s-g@rambler.ru
DEVELOPING ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY: METHODICAL SUPPORT. The article studies a problem of development of the methodical support formation of ethnic tolerance based on the creation in the educational environment of the University of psychological and pedagogical conditions for the development of ethnic and cultural literacy of students. The paper highlights the techniques of how to form a tolerant consciousness and tolerant relations, an ability of interethnic interaction in everyday, educational and professional context. The results of empirical research suggested objectives and conditions of psychological and pedagogical activity to develop ethnic tolerance of students. The authors define the scientific approaches and the contents of the program of the development of ethnic tolerance, which can be used in the context of higher education. The program contains diagnostic support, including methods and criteria of formation of ethnic tolerance of students.
Key words: ethnic tolerance, ethnic identity, intercultural sensitivity, methodical support.