Научная статья на тему 'Результаты исследования подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик'

Результаты исследования подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / MODEL OF TRAINING STUDENTS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / CRITERIA AND INDICATORS OF PREPARATION FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Галина Викторовна

Статья посвящена актуальной для педагогической науки и практики проблеме подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальной практики. Целью является представление результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности реализации модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальной практики. Автором доказана эффективность реализации модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик на основе разработанных критериев (социально-личностного развития и профессионального критерия) и их показателей. Уточнено понятие готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности на основе выделения ее компонентов мотивационного и компетентностного. Особое внимание уделено процедуре диагностики показателей профессионального критерия (критерия факта), а также сравнительной оценке готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности на этапах констатирующего и контрольного экспериментов. В работе использован комплекс методов: моделирование, наблюдение, анкетирование, ранжирование, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ. Практическая значимость материалов статьи заключается в использовании модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик в деятельности вузов и ссузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Разработанные критерии и показатели могут быть использованы для оценки уровня готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RESULTS OF A STUDY OF TRAINING STUDENTS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY BY MEANS OF SOCIAL PRACTICE

The article is devoted to the topical for the pedagogical theory and practice problems of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice. The aim of the article is to present the results of experimental work on testing the efficiency of realization of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice. The author proves the effectiveness of implementation of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice based on the developed criteria (social and personal development and a professional criterion) and their indicators. The article specifies the notion of preparation of students to professional and pedagogical activity by singling out its components the motivation component and the competence component. Particular attention is paid to the procedure of diagnosing indicators of the professional criterion (the factual criterion), as well as comparative assessment of preparation of students to professional-pedagogical activity at the stages of ascertaining and control experiments. The author uses a combination of methods: modeling, observation, surveys, rankings, testing, pedagogical experiment and qualitative and quantitative analysis. The practical significance of the materials of the article may consist in the possibility of introduction of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice into the activities of universities and colleges that train teachers. The developed criteria and indicators can be used to assess the level of preparation of students to professional-pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик»

УДК 378.147:37.013.42 ББК Ч448.986

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Никитина Галина Викторовна,

преподаватель, кафедра дошкольного и начального образования, Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева - филиал Тюменского государственного университета; 626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 58; e-mail: hycc1@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик; критерии и показатели готовности к профессионально -педагогической деятельности; социальная практика.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной для педагогической науки и практики проблеме подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальной практики. Целью является представление результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности реализации модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальной практики. Автором доказана эффективность реализации модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик на основе разработанных критериев (социально-личностного развития и профессионального критерия) и их показателей. Уточнено понятие готовности студентов к профессионально -педагогической деятельности на основе выделения ее компонентов - мотивационного и компе-тентностного. Особое внимание уделено процедуре диагностики показателей профессионального критерия (критерия факта), а также сравнительной оценке готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности на этапах констатирующего и контрольного экспериментов. В работе использован комплекс методов: моделирование, наблюдение, анкетирование, ранжирование, тестирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ. Практическая значимость материалов статьи заключается в использовании модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик в деятельности вузов и ссузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Разработанные критерии и показатели могут быть использованы для оценки уровня готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Nikitina Galina Viktorovna,

Senior Lecturer of Department of Preschool and Primary School Education, D.I. Mendeleev Tobolsk State Pedagogical Institute - Branch of Tyumen State University, Tobolsk, Russia.

KEYWORDS: model of training students for professional-pedagogical activity; criteria and indicators of preparation for professional-pedagogical activity; social practice.

ABSTRACT. The article is devoted to the topical for the pedagogical theory and practice problems of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice. The aim of the article is to present the results of experimental work on testing the efficiency of realization of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice. The author proves the effectiveness of implementation of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice based on the developed criteria (social and personal development and a professional criterion) and their indicators. The article specifies the notion of preparation of students to professional and pedagogical activity by singling out its components - the motivation component and the competence component. Particular attention is paid to the procedure of diagnosing indicators of the professional criterion (the factual criterion), as well as comparative assessment of preparation of students to professional-pedagogical activity at the stages of ascertaining and control experiments. The author uses a combination of methods: modeling, observation, surveys, rankings, testing, pedagogical experiment and qualitative and quantitative analysis. The practical significance of the materials of the article may consist in the possibility of introduction of the model of training students for professional-pedagogical activity by means of social practice into the activities of universities and colleges that train teachers. The developed criteria and indicators can be used to assess the level of preparation of students to professional-pedagogical activity.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК

ON RESULTS OF A STUDY OF TRAINING STUDENTS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY BY MEANS OF SOCIAL PRACTICE

профессионально-педа- деятельности современного педагога предполагает активное взаимодействие с субъектами расширенного образовательного пространства. Одним из инновационных способов совершенствования системы подготовки будущих педагогов является

включение их в социально значимую деятельность, т. е. социальную практику.

Социальная практика относится учеными к перспективному направлению неформального образования. В широком смысле под социальной практикой понимают ситуацию, в которой человек получает соци-

© Никитина Г. В., 2015

альный опыт. По сути социальная практика студентов вузов представляет собой специфическую организационную форму, связанную с приобретением социального опыта студентов. Социальная практика сегодня находит применение в подготовке кадров профессиональной школы, в том числе и будущих педагогов [1-5; 8-9; 14-16].

В рамках нашего исследования была разработана и апробирована модель подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик [6]. Особенностью данной модели подготовки явилось включение студентов в виды социальных практик (активистскую, профессионально-ролевую и социально-проектную) [7] в течение всего периода обучения на основе интеграции формального и неформального подходов к их организации, а также изучение спецкурса «Технологии социального взаимодействия в профессиональной деятельности педагога». Целью статьи является представление результатов апробации указанной модели подготовки.

Нами изучался уровень готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Под готовностью к профессионально-педагогической деятельности понимаем сформировавшееся в процессе целенаправленной подготовки целостное структурное образование личности, ядро которого составляют мотивационный и компетентностный компоненты.

Оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности осуществлялась на основе разработанных критериев и показателей. Критерий социально-личностного развития включает мотивы профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимые социальные качества и способности личности будущего педагога, а также степень проявления им социальной активности и адаптивности. Профессиональный критерий ориентирован на компетентностный компонент готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности и включает умение решать профессиональные задачи в области профессионально-педагогической деятельности.

Показатели, соответстующие критерию социально-личностного развития, определялись с использованием следующих методов и диагностических методик:

- анкеты «Мотивы выбора профессии педагога» (уровень мотивации к профессионально-педагогической деятельности);

- теста В. Ф. Ряховского [12] и экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухла-ев, Л. А. Шайгерова) [ 11, с. 46] (уровень

сформированности социально-значимых качеств);

- теста М. И. Рожкова «Оценка уровня социализированности» (уровень социальной активности и уровень социальной адаптивности);

- анкеты «Студенческая активность» (количество проведенных студентом социальных акций и проектов, степень участия в воспитательной и внеаудиторной деятельности вуза).

Показатели профессионального критерия составили уровни решения пяти основных групп профессиональных задач (А. П. Тряпицина, Н. Ф. Радионова), которые характеризуют базовую компетентность педагога [13]. Диагностика этих показателей осуществлялась на основе анализа продуктов деятельности студентов, т. е. «продуктов» решения профессиональных задач педагога и наблюдения. Экспертиза основных «продуктов» решения профессиональных задач педагога, предложенных студентам, осуществилась с использованием разработанной критериально-оценочной базы, в основу которой был положен перечень основных «продуктов» решения конкретизированных профессиональных задач каждой из пяти групп [10]. Данный перечень составили следующие «продукты»: программа изучения обучающегося, характеристика обучающегося (воспитанника), характеристика динамики взаимоотношений в классе (группе), характеристика активности и самостоятельности ребенка, рекомендации (предложения) по мониторингу эмоционального благополучия обучающихся, социально значимые проекты, индивидуальная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут, проект системы оценки сформированности социальных качеств обучающихся, рекомендации по созданию сообщества детей и взрослых, рекомендации по организации социальных проб обучающихся (воспитанников), рекомендации по использованию конкретных форм и технологий взаимодействия, выступление перед родителями, обращение к администрации, рекомендации по взаимодействию с общественными организациями, рекомендации учителю по установлению контактов и партнерских взаимоотношений с возможными организаторами социальных проб школьников, характеристика определенного вида образовательной среды и рекомендации (предложения) по организации деятельности детей, способы построения образовательной среды конкретного образовательного учреждения посредством установления партнерских взаимоотношений с другими организациями и учреждениями, план самообразования. Каждый «продукт» оценивался в опре-

деленное количество баллов, которое строго соответствовало одному из трех уровней (критический, потенциальный, оптимальный) решения конкретизированной профессиональной задачи педагога. Уровень решения каждой группы профессиональных задач в области педагогической деятельности был получен как среднее арифметическое уровней решения всех конкретизированных задач данной группы.

Указанные критерии и показатели позволили нам выделить три уровня сфор-мированности готовности к профессионально-педагогической деятельности: критический, потенциальный и оптимальный. При этом каждый компонент готовности (мотивационный и компетентностный) рассматривался в разной степени развития.

Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности была проведена с 2009 по 2014 гг. на базе факультета непрерывного профессионального образования Тобольской государственной социально-педагогическая академии им. Д. И. Менделеева, учреждений и организаций социальной сферы и сферы образования г. Тобольска, Тобольского и Уватского районов. Всего в эксперименте приняло участие 247 человек: 60 студентов, остальные - учащиеся школ, воспитанники детских садов, Дома ребенка и оздоровительных лагерей, руководители и работники учреждений и организаций социальной сферы и сферы образования г. Тобольска.

На констатирующем этапе эксперимента (2009 г.) мы ограничились диагностикой только мотивационного компонента готовности к профессионально-педагогической деятельности (диагностика профессионального компонента не исследовалась ввиду отсутствия у студентов-первокурсников профессионального опыта и профессиональной подготовки). Экспериментальную и контрольную группы составили по 30 студентов. На протяжении периода обучения подготовка студентов в экспериментальной группе осуществлялась согласно модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик. Контрольный этап эксперимента проводился в 2014 году. На данном этапе эксперимента были задействованы 50 студентов факультета непрерывного профессионального образования. В контрольную и экспериментальную группы вошло по 25 студентов.

Проведение диагностических процедур для оценки компетентностного компонента готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности по профес-

сиональному критерию осуществлялись в течение всего последнего курса подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп, при этом участники эксперимента не были осведомлены о нашей исследовательской цели. Задания, предполагающие выполнение студентами определенных «продуктов» решения конкретизированных профессиональных задач в области педагогической деятельности всех групп, были порционно предложены студентам. Так, некоторые «продукты» создавались студентами в процессе производственной практики наряду с другими заданиями (программа изучения обучающегося, характеристика обучающегося, характеристика динамики взаимоотношений в классе (группе), характеристика активности и самостоятельности ребенка). Также были дополнены технологические карты психолого-педагогических дисциплин некоторыми «продуктами» -заданиями.

Итак, перейдем к результатам реализации модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Сравнительная оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности по критерию «социально-личностное развитие» (констатирующий и контрольный этапы эксперимента) и по профессиональному критерию (контрольный этап эксперимента) представлена в таблицах 1 и 2.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что доля студентов экспериментальной группы, имеющих оптимальный уровень готовности мотивационного компонента на контрольном этапе эксперимента, значительно превышает этот же показатель в контрольной группе. При этом доля студентов, имеющих критический уровень моти-вационного компонента по среднему значению, сократилась в экспериментальной группе примерно в 11 раз, хотя в контрольной группе она сократилась только в 2 раза. В экспериментальной группе наибольший рост произошел по таким показателям, как уровень социальной активности, социальной адаптивности, а также по количеству проведенных социальных проектов за последние три года. В связи с тем что студенты экспериментальной группы в процессе реализации модели подготовки средствами социальных практик были включены в социально значимую и социально-проектную деятельность, вполне закономерно, что нами была зафиксирована существенная положительная динамика по показателю «количество проведенных социальных акций и проектов студентом за последние три года».

Таблица 1

Сравнительная оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности по критерию «Социально-личностное развитие» (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)

№ п/ п Показатели Оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности

Контрольная группа Экспериментальная группа

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Оп., % П., % Кр., % Оп., % П., % Кр., % Оп., % П., % Кр., % Оп., % П., % Кр., %

1. Уровень мотивации к профессионально-педагогической деятельности 26,7 30 43,3 40 32 28 20 33,3 46,7 64 32 4

2. Уровень сформирован-ности социально значимъх качеств педагога: коммуникабельность 23,4 16,6 60 36 40 24 20 23,4 56,6 64 28 8

толерантность 13,3 26,7 60 36 48 16 16,7 26,7 56,6 52 40 8

3. Уровень социальной активности 6,7 16,7 76,6 28 44 28 6,7 13,3 80 80 12 8

4. Уровень социальной адаптивности 10 23,3 66,7 32 36 32 6,7 20 73,3 72 24 4

5. Количество проведенных социальных акций и проектов студентом за последние три года 0 6,7 93,3 4 20 76 0 6,7 93,3 68 32 0

6. Количество студентов, принимающих участие в воспитательной и внеаудиторной деятельности вуза 20 23,4 56,6 52 28 20 16,7 26,7 56,6 76 16 8

Среднее значение 14,3 20,5 65,2 32,6 35,4 32 12,4 21,4 66,2 68 26,3 5,7

Обозначения: Оп. — оптимальный, П. — потенциальный, Кр. — критический

Таблица 2

Оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности по профессиональному критерию (контрольный этап эксперимента)

№ п/п Показатели Оценка готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности

Контрольная группа Экспериментальная группа

Оп. П. Кр. Оп. П. Кр.

1. Уровень решения группы профессиональных задач в области педагогической деятельности «видеть ученика в образовательном процессе» 51 28 21 55 30 15

2. Уровень решения группы профессиональных задач в области педагогической деятельности «строить образовательный процесс, направленный на достижение целей образования» 28 42,4 29,6 34,4 55,2 10,4

3. Уровень решения группы профессиональных задач в области педагогической деятельности «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса». 28,6 36 35,4 59,2 34,4 6,4

4. Уровень решения группы профессиональных задач в области педагогической деятельности «создавать и использовать образовательную среду». 36 44 20 48 42 10

5. Уровень решения группы профессиональных задач в области педагогической деятельности «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование». 28 40 32 40 48 12

Среднее значение по всем группам профессиональных задач в целом 34,3 38 27,6 47,3 42 10,7

Обозначения: Оп. — оптимальный, П. — потенциальный, Кр. — критический

К концу периода профессиональной подготовки обнаружилось (как в результате анализа экспериментальных данных, так и эмпирическим путем), что студенты экспериментальной группы в большей степени обладают социально значимыми личностными качествами и способностями педагога, чем студенты контрольной группы. В частности, оптимальным уровнем коммуникабельности обладают 64% студентов экспериментальной группы, оптимальным уровнем толерантности обладают 52% студентов той же группы. В то время как в контрольной группе оптимальный уровень и толерантности, и коммуникабельности имеют только 36% студентов.

Таким образом, у студентов экспериментальной группы, в целом, преобладает оптимальный уровень сформированности мотивационного компонента готовности. В контрольной же группе число студентов с оптимальным, потенциальным и критическим уровнями сформированности мотива-ционного компонента готовности примерно одинаково.

Из таблицы 2 видно, что уровень сфор-мированности компетентностного компонента готовности к профессионально-педагогической деятельности у студентов экспериментальной группы выше, чем у студентов экспериментальной группы. Заметим, что студенты экспериментальной группы значительно успешнее решают профес-

сиональные задачи в области педагогической деятельности, связанные прежде всего с взаимодействием с другими участниками образовательного процесса, а также задачи, предполагающие создание и использования образовательной среды. При решении профессиональных задач остальных типов студенты экспериментальной группы оказались также более успешны, чем студенты контрольной группы, однако разница оказалась менее существенна. Существенная разница по уровню готовности решения профессиональных задач была установлена при решении тех профессиональных задач педагога, где в большей степени прослеживался аспект социальной значимости профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, опытно-экспериментальным путем подтвердилась эффективность модели подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальной практики. Реализация данной модели позволила достичь системного эффекта - становления социально активной личности выпускника вуза (социализированной в профессиональной среде), обладающего социально значимыми личностными качествами, мотивированного на профессионально-педагогическую деятельность и успешно решающего профессиональные задачи в области профессионально-педагогической деятельности, имеющие аспект социальной значимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авво Б. В., Гладкая И. В. Готовность студентов педагогического вуза к решению задач социализации подростков / / Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. Сент. URL: http: //www.emissia.org/offline/2012/1870.htm.

2. Дементьева Е. В. Формирование социальной компетентности студентов педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.

3. Зачиняева Е. Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов). Владивосток, 2012.

4. Зачиняева Е. Ф. Феномен педагогических волонтерских практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 2. С. 187-191.

5. Кудашов Г. Н., Огороднова О. В., Комбарова Е. В. Организация социальной практики студенческой молодежи / / Молодежь и общество. 2009. № 2. С. 110-122.

6. Никитина Г. В. Модель подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С. 98-114.

7. Никитина Г. В. Содержание и структура программы социальной практики студентов педагогических вузов // Письма в Эмиссия. 2013. Авг. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2032.htm, ISSN 1997-8588.

8. Никитина Г. В. Организация социальной практики в подготовке педагогических кадров: опыт учреждений // Alma mater. 2014. № 10. С. 84-87.

9. Огороднова О. В., Гладкова Л. Н. Учебная (социальная) распределенная практика : учеб.-метод. комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2014.

10. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя : монография. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

11. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М. : Смысл, 2008.

12. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост Н. Ф. Гребень. Минск : Соврем. шк., 2007.

13. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / / Человек и образование. 2006. № 4-5. С. 7-14.

14. Райкина М. А. Педагогическое обеспечение преемственности процесса социального воспитания в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2012.

15. Файзуллина Л. Ф. Социальная практика в системе профессиональной подготовке студентов -будущих экологов / / Человек и образование. 20l0. №3. С. 102-106.

16. Щербакова Н. В. Организация волонтерской практики студентов (социальный эксперимент) // Ученые записки ЗабГГПУ. 20ll. №4. С. 262-269.

REFERENCES

1. Avvo B. V., Gladkaya I. V. Gotovnost' studentov pedagogicheskogo vuza k resheniyu zadach sotsializatsii podrostkov // Pis'ma v Emissiya. Offlayn. 20l2. Sent. URL: http://www.emissia.org/offline/20l2/l870.htm.

2. Dement'eva E. V. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2012.

3. Zachinyaeva E. F. Obrazovatel'nye volonterskie praktiki kak faktor professional'noy identifikatsii studentov (na primere podgotovki budushchikh logopedov). Vladivostok, 2012.

4. Zachinyaeva E. F. Fenomen pedagogicheskikh volonterskikh praktik v aspekte professional'noy iden-tifikatsii studentov / / Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki». 20l2. № 2. S. l87-l9l.

5. Kudashov G. N., Ogorodnova O. V., Kombarova E. V. Organizatsiya sotsial'noy praktiki studencheskoy molodezhi // Molodezh' i obshchestvo. 2009. № 2. S. ll0-l22.

6. Nikitina G. V. Model' podgotovki studentov pedagogicheskikh vuzov k professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti sredstvami sotsial'nykh praktik / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l3. №3. S. 98-114.

7. Nikitina G. V. Soderzhanie i struktura programmy sotsial'noy praktiki studentov pedagogicheskikh vuzov // Pis'ma v Emissiya. 2013. Avg. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2032.htm, ISSN 1997-8588.

8. Nikitina G. V. Organizatsiya sotsial'noy praktiki v podgotovke pedagogicheskikh kadrov: opyt uchrezhdeniy // Alma mater. 20l4. № lo. S. 84-87.

9. Ogorodnova O. V., Gladkova L. N. Uchebnaya (sotsial'naya) raspredelennaya praktika : ucheb.-metod. kom-pleks. Rabochaya programma dlya studentov napravleniya 050Ю0.62 «Pedagogicheskoe obrazovanie» profilya podgotovki «Nachal'noe obrazovanie» ochnoy i zaochnoy form obucheniya. Tyumen', 20l4.

10. Piskunova E. V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmeneniy professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya : monografiya. SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2005.

11. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G. U. Soldatovoy, L. A. Shaygerovoy. M. : Smysl, 2008.

12. Psikhologicheskie testy dlya professionalov / avt.-sost N. F. Greben'. Minsk : Sovrem. shk., 2007.

13. Radionova N. F., Tryapitsyna A. P. Perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: kompetent-nostnyy podkhod / / Chelovek i obrazovanie. 2006. № 4-5. S. 7-14.

14. Raykina M. A. Pedagogicheskoe obespechenie preemstvennosti protsessa sotsial'nogo vospitaniya v vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2012.

15. Fayzullina L. F. Sotsial'naya praktika v sisteme professional'noy podgotovke studentov - budushchikh ekologov // Chelovek i obrazovanie. 20l0. №3. S. l02-l06.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Shcherbakova N. V. Organizatsiya volonterskoy praktiki studentov (sotsial'nyy eksperiment) / / Uchenye zapiski ZabGGPU. 20ll. №4. S. 2б2-2б9.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Милованова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.