Научная статья на тему 'Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации'

Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL SYSTEM OF TEACHER GROWTH / PROFESSIONAL STANDARD OF EDUCATOR / PROFESSIONAL MASTERY OF TEACHERS / GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL DIFFICULTIES OF EDUCATORS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / НАЦИОНАЛЬНА СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЕЙ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серганова З. З.

Актуальность исследования определена с точки зрения общественных и политических процессов в государстве. Проанализированы исследования в области профессионального мастерства учителя, обобщены основные его интерпретации. Выявлены приоритеты реализации государственной политики в сфере образования, которые определяют деятельность современной общеобразовательной организации. В процессе эмпирического исследования выявлены наиболее выраженные профессиональные затруднения учителей: реализация инклюзивного подхода, диагностика личностных результатов, развитие учебной мотивации, регуляция поведения обучающихся, привлечение воспитательного потенциала родительской общественности, формирование навыков поведения в виртуальном пространстве. Дано определение профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации. Выделены атрибутивные характеристики профессионального мастерства на основе профессионального стандарта. Определены критерии сформированности профессионального мастерства, состоящие в реализации трех трудовых функций: обучение (применение современных психолого-педагогических технологий), воспитание (привлечение родительской общественности), развитие (использование психокоррекционных технологий). Сделаны выводы о практическом применении результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серганова З. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL MASTERY OF TEACHERS OF A MODERN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The relevance of the study is determined by public and political processes in the state. Researches in the field of professional mastery of the teacher are analyzed; its main interpretations are generalized. The priorities of the implementation of the state policy in the sphere of education are determined. The priorities of the implementation of the state policy in the sphere of education are determined. They define the activity of a modern general education organization. During the process of empirical research, the most pronounced professional difficulties of teachers are revealed: the implementation of an inclusive approach, the diagnosis of personal results, the development of educational motivation, the regulation of the behavior of students, the attraction of the educational potential of the parental community, the formation of behavior skills in virtual space. The definition of professional skill of teachers of a modern general education organization is given. The attributive characteristics of professional mastery based on the professional standard are highlighted. The criteria for the formation of professional skills, consisting of the implementation of three labor functions are defined: training (application of modern psychological and pedagogical technologies), education (involvement of the parental community), and development (use of psychocorrection technologies). Conclusions are drawn about the practical application of the results of the study.

Текст научной работы на тему «Атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации»

оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания для студенческой молодёжи. Контролем над физической подготовленностью студентов в вузе выступает управление, которое обеспечивает функционирование системы. Оно обеспечивает функционирование системы, которое выдает непрерывное сравнение полученных результатов с целью коррекции дальнейшей подготовки учебного процесса. Система контроля в первую очередь необходима для получения информации о состоянии процесса в физическом воспитании студента, от которого зависит эффективность управления процесса в физическом воспитании. Педагогический контроль зависит от содержания учебно-воспитательного процесса, от правильной организации занятия в котором присутствует обязательный контакт студента и его родителей. Цель данного контроля - оперативное получение полной информации о степени владения знаниями изучаемого учебного материала, и уровня развития физических качеств [3].

Поступив в высшее учебное заведение, студенты вуза начинают морально готовить себя к новому учебному году. У некоторых родителей возникает вопрос, как будет проходить его учебный день, ведь вуз это не школа, это другая структура, расписание занятий и их продолжительность совсем отличается от школьной жизни. Как их ребенок будет проводить свободное от занятий время, куда несмотря на то, что их сын или дочь стали взрослее можно определить на дополнительные занятия. Если студент в школьной жизни занимался спортом, будет ли у него возможность заниматься в вузе или посещать другие спортивные школы. Проанализировав вузы нашей страны, с уверенностью можно сказать, что в высших учебных заведениях делается все, чтобы студенты могли себя реализовать в спорте, работают спортивные секции на бесплатной основе, где студенты могут раскрыть свои возможности и талант, повысить уровень физкультурного образования. На сегодняшний день большого внимания требует взаимосвязь семьи и студента, так как это проблема в первую очередь является проблемой самой семьи, а затем уже проблемой вуза. Все идет из семьи, какова семья таков и студент. Каждая семья должна четко понимать, что государство во благо студенческой молодёжи решает множество проблем, но решить проблемы внутри семьи, сможет только сама семья. Одной из основных задач преподавателей в высших

Библиографический список

учебных заведениях является взаимосвязь с родителями. В начале учебного года необходимо активизировать данную взаимосвязь, особенно на первом курсе, в основу которой должны войти педагогическая и воспитательная деятельность. Взаимоотношения всех участников данного процесса, способствуют становлению личности, и играют важную социальную значимость. Взаимодействие вуза и семьи должно быть индивидуальным, так как преподаватель должен иметь подход к каждому конкретному случаю, при этом учитывать в каких условиях проживает студент, и какой социальный статус имеет данная семья. Несмотря на удаленность студента от родителей в функции преподавателя, а конкретно куратора группы студентов входит функция информирования родителей о жизни студента, поддержка учащихся и родителей, но и родители должны реагировать, и помогать преподавателям. Только при обратной связи, обоюдном взаимопонимании можно ожидать значимый результат. На родителей ложиться большая ответственность, от которой будет зависеть дальнейшее развитие студента, несмотря на возраст, для каждого родителя свой студент - это ребенок, за которого он несет ответственность на протяжении всей своей жизни.

Уровень развития творческого потенциала студента и совершенствование семейного воспитания зависит от педагогической деятельности родителей. При формировании эффективного физкультурного образования студенческой молодёжи, родителям необходимо изучить потребности своего ребенка в роли студента и уже на этой основе выстроить оптимальную дифференцированную систему взаимодействия с преподавателем. Система взаимодействия образовательных учреждений должна строиться на принципах открытости, информированности, соотношением деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей. Объединение усилий педагогического персонала вуза и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь педагогического состава с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. От взаимных четко выстроенных отношений сотрудников высших учебных заведений с родителями студентов, будет зависеть физкультурное образование студента, которое повлияет на развитие и совершенствование студенческой и взрослой жизни человека.

1. Аникеева Н.Г. Здоровье студенческой молодёжи агарных вузов и его сохранение в современном образовании. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции, 2016: 3 - 5.

2. Волжакова В.В. К вопросу о здоровье студенческой молодёжи в аграрном университете. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции, 2016: 21 - 24.

3. Кувалдин В.А. Роль социально-культурной деятельности ГАУ «Северного Зауралья» в трансформации вынужденной двигательной активности студентов в осознанный выбор здорового стиля жизни. Агропродовольственная политика России. 2017; 5 (65): 56 - 59.

References

1. Anikeeva N.G. Zdorov'e studencheskoj molodezhi agarnyh vuzov i ego sohranenie v sovremennom obrazovanii. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 3 - 5.

2. Volzhakova V.V. K voprosu o zdorov'e studencheskoj molodezhi v agrarnom universitete. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 21 - 24.

3. Kuvaldin V.A. Rol' social'no-kul'turnoj deyatel'nosti GAU «Severnogo Zaural'ya» v transformacii vynuzhdennoj dvigatel'noj aktivnosti studentov v osoznannyj vybor zdorovogo stilya zhizni. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 5 (65): 56 - 59.

Статья поступила в редакцию 31.10.18

УДК 371.123

Serganova Z.Z., senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Educators (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

ATTRIBUTIVE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL MASTERY OF TEACHERS OF A MODERN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION. The relevance of the study is determined by public and political processes in the state. Researches in the field of professional mastery of the teacher are analyzed; its main interpretations are generalized. The priorities of the implementation of the state policy in the sphere of education are determined. The priorities of the implementation of the state policy in the sphere of education are determined. They define the activity of a modern general education organization. During the process of empirical research, the most pronounced professional difficulties of teachers are revealed: the implementation of an inclusive approach, the diagnosis of personal results, the development of educational motivation, the regulation of the behavior of students, the attraction of the educational potential of the parental community, the formation of behavior skills in virtual space. The definition of professional skill of teachers of a modern general education organization is given. The attributive characteristics of professional mastery based on the professional standard are highlighted. The criteria for the formation of professional skills, consisting of the implementation of three labor functions are defined: training (application of modern psychological and pedagogical technologies), education (involvement of the parental community), and development (use of psychocorrection technologies). Conclusions are drawn about the practical application of the results of the study.

Key words: national system of teacher growth, professional standard of educator, professional mastery of teachers, general educational organization, professional difficulties of educators, psychological and pedagogical technologies.

3.3. Серганоеа, ст. преподаватель, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]

АТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Актуальность исследования определена с точки зрения общественных и политических процессов в государстве. Проанализированы исследования в области профессионального мастерства учителя, обобщены основные его интерпретации. Выявлены приоритеты реализации государственной политики в сфере образования, которые определяют деятельность современной общеобразовательной организации. В процессе эмпирического исследования

выявлены наиболее выраженные профессиональные затруднения учителей: реализация инклюзивного подхода, диагностика личностных результатов, развитие учебной мотивации, регуляция поведения обучающихся, привлечение воспитательного потенциала родительской общественности, формирование навыков поведения в виртуальном пространстве. Дано определение профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации. Выделены атрибутивные характеристики профессионального мастерства на основе профессионального стандарта. Определены критерии сформированности профессионального мастерства, состоящие в реализации трех трудовых функций: обучение (применение современных психолого-педагогических технологий), воспитание (привлечение родительской общественности), развитие (использование психокоррекционных технологий). Сделаны выводы о практическом применении результатов исследования.

Ключевые слова: национальна система учительского роста, профессиональный стандарт педагога, профессиональное мастерство учителей, общеобразовательная организация, профессиональные затруднения педагогов, психолого-педагогические технологии.

К современной системе образования в последнее время обращено пристальное внимание общественности и государства. Интерес общественности к педагогической деятельности учителей проявляется в разных формах. В первую очередь на это указывают публикации в средствах массовой информации о событийных и конфликтных ситуациях в системе образования. Во вторую очередь зарубежный и отечественный кинематограф насыщен сюжетами об образовательной системе и профессиональной деятельности педагога. Причём такие видеосюжеты раскрывают все острые проблемы в образовании и отражают образ учителя каждой эпохи [1, с. 10]. В третью очередь реформы в системе образования указывают на значимость эффективной, мастерски выстроенной педагогической деятельности.

В современной общеобразовательной организации на первый план выходит не столько познавательное, сколько личностное развитие обучающихся. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к результатам освоения образовательной программы, выделяя в первую очередь личностные, затем метапредметные и предметные результаты. Это говорит о том, что учителю-предметнику недостаточно филигранного владения знаниями по предмету и методике его преподавания. Ему сегодня необходимо владеть, в первую очередь, психологическими знаниями. Указанные тенденции требуют перестройки педагогической деятельности, именно в этом случае можно говорить о профессиональном мастерстве. Данное понятие не ново, но сегодня его необходимо наполнить новым содержанием, отвечающим требованиям современной общеобразовательной организации.

На важность отмеченной позиции указывают два нормативных документа, которые сегодня определяют приоритеты педагогической деятельности. Первоначально стоит обратиться к профессиональному стандарту «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [2]. Он применяется для формирования кадровой политики, управления персоналом, организации обучения, аттестации педагогов и заключении трудовых договоров. Второй документ, который сегодня особо обсуждается, это приказ об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по формированию и внедрению национальной системы учительского роста [3]. Данный национальный проект предполагает разработку и апробацию новой системы аттестации педагогических кадров. Однако в целом он направлен на повышение социального статуса педагога и его профессиональной квалификации. Иными словами, все описанные аспекты явно показывают актуальность темы, а именно необходимость повышения профессионального мастерства учителя с целью его соответствия требованиям и тенденциям развития современной общеобразовательной организации.

Феномен профессионального мастерства связывается с формированием развитого подрастающего поколения. Поэтому он занимает важное место в педагогической теории и практике и представляет интерес для многих ученых. Рассмотрим его трактовки, существующие на данный момент.

Стоит отметить, что на сегодняшний день представлено множество исследований, посвященных вопросу профессионального мастерства учителя. Укажем наиболее разработанные из них. Так Н.В. Кузьмина говорила о профессиональном мастерстве педагога как высшем уровне педагогической деятельности. Причем такой уровень, по словам автора, способствует реальному достижению оптимальных результатов в определенное (отведенное) время. Примечательно, что профессиональное мастерство рассматривается не само по себе, а как фактор развития способностей учащихся. Автор обращает внимание на главные результаты педагогической деятельности - психические новообразования личности учащегося и новые способы деятельности [4, с. 20].

Коллективом авторов в монографии под редакцией А.Ю. Нагорновой было проанализировано понятие профессионального мастерства педагога и выделены три основные его трактовки: а) уровень профессионального мастерства; б) синтез личностно-деловых качеств личности, определяющих эффективность профессиональной деятельности; в) искусство обучения и воспитания, умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, ориентированное на всестороннее развитие личности [5, с. 98]. Причем авторы дополняют выше обозначенные трактовки, включая в содержание профессионального мастерства конкурентоспособность учителя как результат развития его личностных качеств и профессиональной мотивации.

С личностными качествами связывает профессиональное мастерство и А.В. Сверчков, изучая профессиональную деятельность спортивных педагогов. Он рассматривает различные уровни сформированности профессионального мастерства, выделяя элементарные (исполнитель или ремесленник) и высшие

(истинный мастер, разрабатывающий собственную авторскую систему профессиональной деятельности) [6].

Разделяет данную позицию и Э.К. Карпенко, отмечая значимость авторской педагогической системы, в которой отражается личностный потенциал учителя-профессионала. При этом развитие педагога как профессионала автор видит в его восхождении от отдельных педагогических функций к некой комплексной системе, переходе от типовых технологий к личностно-креативным [7].

Как можно заметить из представленных определений, профессиональное мастерство - это некая динамическая структура, которая постоянно развивается и обогащается. Э.Ф. Зеер определяет семь стадий профессионального становления личности. Они выделены на основе социальной ситуации развития и ведущей деятельности каждого возрастного периода. Первая стадия зарождения профессиональных интересов (аморфная оптация), вторая - профессионального выбора (оптации), третья и четвертая стадия - профессиональной подготовки и адаптации, пятая и шестая стадии - первичной и вторичной профессионализации, и седьмая стадия - мастерство. Таким образом, процесс профессионального развития личности завершается профессиональным мастерством согласно данной профессиональной периодизации. Он приходится на период от 30 до 45 лет. В этот период, согласно Э.Ф. Зееру, работник мобилен, обладает накопленным опытом, стремится к самореализации и успеху [8]. С одной стороны, можно согласиться с представленным описанием профессионального развития, которое на каждом жизненном этапе личности имеет свое содержание. Однако не всегда в 30 или 45 лет работник может выступить профессионалом, мастером своего дела. Поэтому профессиональное мастерство можно рассматривать как определенный профессиональный (высший) уровень трудовой деятельности и как стадию профессионального развития, не всегда коррелирующую с возрастом. При этом в возрастной психологии именно данный период называют этапом зрелости личности, для которой характерна такая ведущая деятельность как профессиональная.

Данные исследования показывают разные грани профессионального мастерства личности и указывают на его сложную структуру, в основе которой лежат личностные качества специалиста. Несомненно, что личность определяет характер деятельности. Причем в личности выделяют как врожденные неизменные структуры, так и приобретенные, подверженные изменению и совершенствованию. На данный момент существуют исследования, связывающие врожденные особенности личности с характером ее профессиональной деятельности. В этой связи можно упомянуть работу Т.С. Рожок. Она соотносит стиль педагогической деятельности с особенностями нервной системы учителя. Автор отмечает, что у учителей с сильной подвижной нервной системой проявляется организатор-ско-коммуникативный стиль деятельности. Он характеризуется творческим характером ведения урока, умением импровизировать, оперативно решать педагогические задачи в ходе урока, интенсивно и непринужденно общаться. Учителям с сильной инертной системой присущ конструктивно-организаторский стиль деятельности. Этот стиль отличается большей консервативностью, авторитарностью, стереотипностью и ярко выраженным контролем. Педагогам с их слабой нервной системой свойственен конструктивно-коммуникативный стиль деятельности. Его характеристики: повышенная ответственность, тщательность в отборе учебного материала; выраженное внимание к организации класса, интенсивное деловое общение, спокойный, доброжелательный тон обращения к учащимся [9]. Опираясь на данное исследование можно сделать вывод, что врожденные особенности нервной системы также определяют в той или иной мере профессиональное мастерство. Однако данный вывод может быть фатален для некоторых педагогов, которые могут связать свою профессиональную некомпетентность с природной особенностью. Мы же склонны полагать, что если учитель мотивирован к своей деятельности, не смотря на врожденные особенности нервной системы, он может выступить профессионалом своего дела.

Итак, исходя из выше представленных характеристик профессионального мастерства, можно сделать следующие выводы: профессиональное мастерство - это высокий уровень реализации профессиональных возможностей специалиста в своем деле, базирующихся на личностных качествах, важных для определенной профессии, и позволяющий достигать высоких результатов.

Однако современные представление о профессиональном мастерстве несколько отличаются от вчерашних позиций и точек зрения. Большинство из представленных выше исследований относятся к педагогической деятельности 1990-2000-х гг Что же касается деятельности учителя в современной образовательной организации, то сегодня важно определиться с актуальными реалиями. Современные тенденции деятельности учителя диктуют нормативные докумен-

ты в области образования. Перечислим основные из них: Закон «Об образовании в Российской Федерации (273-фз от 29.12.2012), Профессиональный стандарт педагога, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и др. Чтобы не описывать концептуальные идеи каждого документа, обратимся к Докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [10]. В данном документе представлен отчет о реализации приоритетных мер государственной политики в сфере образования и актуальные перспективы на следующий период. Рассматривая перспективы развития образования, и соответственно современной образовательной организации, стоит отметить следующие тенденции:

- повышение качества образования на всех его уровнях (от дошкольного до высшего профессионального образования);

- организация доступности образования;

- создание условий для обучения учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, и учащихся, проявляющие выдающиеся учебные и другие способности;

- обеспечение системы образования педагогами, соответствующими требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- повышение социального статуса педагога и его профессиональной квалификации;

- определение направлений оптимизации содержаний социально-гуманитарного, филологического, математического и естественно-научного образования;

- определение методологических основ контроля учебных достижений учащихся;

- реализация дистанционных форм образования [10, с. 124].

Предполагается, что решение данных задач будет способствовать повышению качества современного общего образования.

Сформулированные актуальные направления развития образования могут быть спроектированы на реальную практику деятельности современных общеобразовательных организаций. В результате этого образуются дополнительные основания для уточнений интерпретаций и толкований термина «профессиональное мастерство учителей», а также определения его атрибутивных характеристик. Можем предложить следующее определение.

Профессиональное мастерство учителей современной общеобразовательной организации - это высокий уровень реализации им своих профессиональных возможностей в педагогической деятельности, базирующихся на личностно-профессиональных характеристиках, необходимых для достижения современного качества общего образования, обеспечение равных шансов в его получении всеми обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Говоря об атрибутивных характеристиках профессионального мастерства учителей, стоит опираться на профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». Данный документ нормативно закрепляет содержание деятельности учителя, его трудовые действия, необходимые умения и знания. Исходя из этого документа атрибутивные характеристики профессионального мастерства учителя сегодня - это реализация трех трудовых функций: «обучение» + «воспитание» + «развитие». Данные функции включают в себя традиционную обучающую деятельность (разработка и реализация учебных дисциплин, организация и проведение учебных занятий, осуществление контроля и оценки учебных достижений). Также выходит на новый уровень воспитательная деятельность учителя (регулирование поведения обучающихся, поддержание традиций, поддержка ученических органов самоуправления, развитие активности, творческих способностей, использование конструктивных усилий семьи). Особая роль отводится развивающей деятельности учителя (выявление поведенческих и личностных проблем обучающихся, проектирование и оценка психологически безопасной образовательной среды, профилактика насилия в школе, диагностика динамики развития ребенка, применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с учащимися). Таким образом, выше перечисленные характеристики и являются атрибутами деятельности современного учителя.

Для того чтобы установить соответствие современных учителей требованиям профессионального стандарта мы провели эмпирическое исследование. Оно направлено на выявление наиболее выраженных затруднений, которые испытывают учителя в современной общеобразовательной организации, и уста-новлене несформированных атрибутивных характеристик профессионального мастерства.

Нами были опрошены 327 учителей, проходивших обучение на курсах повышения квалификации в ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» в 2017 - 2018 гг Вопросы строились на основе

Библиографический список

требований профессионального стандарта к профессиональной деятельности учителя, исходя из трудовых функций «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность». Содержание вопросов отражало характеристики пункта «Трудовые действия». Укажем результаты исследования, выявившие наиболее острые проблемы учителей.

На первом месте педагоги указали затруднения, связанные с применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся - 59% респондентов. Примерно столько же учителей испытывают сложности с разработкой индивидуального образовательного маршрута (58,4%) Это говорит о том, что учителю еще сложно реализовать инклюзивный подход в обучении и адресные программы педагогической поддержки как способных, так и отстающих учеников.

На втором месте учителя отметили трудности в применении инструментария и методов диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка (54%). В целом можно отметить, что вопросы выявления сформированности личностных и метапредметных результатов беспокоят многих учителей, принявших участие в опросе. На третьем месте учителя указали проблемы формирования мотивации к обучению у учащихся (53%) и формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий (52,6%). Это говорит о том, что половина респондентов не в полной мере соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Это, как было отмечено выше, является перспективой в развитии современного образования.

Также педагоги испытывают трудности в формировании системы регуляции поведения и деятельности обучающихся (51%). Стоит отметить, что повышение агрессивности в детской среде и рост девиаций в поведении (особенно подростков) также отмечали испытуемые в данном исследовании. Значительная часть учителей затрудняются с использованием конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся (50,8%). Работа с семьей также является важной составляющей деятельности учителя в современной образовательной организации и представляет серьезные трудности для многих.

Определенная часть учителей отметили сложности еще с одним новым видом деятельности - формирование навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировании толерантности и позитивных образцов поликультурного общения (50,1%). Данный вид деятельности вызывает у многих учителей недопонимание и протест. Они полагают, что навыки поведения в виртуальной реальности должны формировать родители, а не учителя, тем более, если учебный предмет не связан с информатикой.

Таким образом, традиционные характеристики профессионального мастерства учителей современной общеобразовательной организации обогащаются новым содержанием и новыми смыслами. В целях повышения эффективности своей работы учителю сегодня необходимо делать акцент на применении современных психолого-педагогических технологий, позволяющих, в частности, осуществлять адресную педагогическую поддержку всем без исключения учащимся. Успешная воспитательная работа должна быть наполнена новыми ценностными аспектами, связанными со значимостью активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, саморегуляции поведения. Кроме того, воспитательная работа должна быть обогащена участие в ней родительской общественности. С целью успешной реализации развивающей деятельности ее необходимо наполнить психологической наблюдательностью, диагностической и коррекционной работой с различными контингентами учащихся: одаренные дети; социально уязвимые дети; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации; дети из семей мигрантов; дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с гиперактивностью и др.); дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения.

Данные атрибутивные характеристики профессионального мастерства, как показало проведенное исследование, требуют совершенствования, так как у половины педагогов имеются определенные проблемы в этом отношении.

Итак, мы полагаем, что предложенный в данном исследовании подход к определению профессионального мастерства учителей снимает существующие в научной литературе неопределенности в его толковании. Оно расширяет понятийный аппарат научных теорий и теоретических обобщений в области совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров. Выделенные критерии сформированности профессионального мастерства воплощают собой требования профессионального стандарта. Проведенное исследование позволило выявить менее сформированные атрибутивные характеристики профессионального мастерства современного учителя. Практическое применение результатов статьи связано с возможностью использования предложенного диагностического инструментария при проектировании внутренних систем оценки качества образования в общеобразовательных организациях в части оценки профессиональной деятельности учителя. Оно также может использоваться при совершенствовании процедур аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций.

1. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики. Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». 2018; 2 (35): 5 - 16.

2. Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 г № 544н.

3. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и внедрению национальной системы учительского роста. Приказ МОиН от 26.06.2017 № 703.

4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Вопросы психологии. 1984; 1: 20 - 27.

5. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография. Отв. ред. А.Ю. Нагорная. Ульяновск: Зебра, 2016.

6. Сверчков А.В. Формирование профессионального мастерства спортивных педагогов в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2000.

7. Карпенко Э.К. Совершенствование профессионального мастерства учителя в современной общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

9. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2000.

10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва, 2017.

References

1. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij s ispol'zovaniem metoda kinopedagogiki. Nauchno-teoreticheskijzhurnal «Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov». 2018; 2 (35): 5 - 16.

2. Professionally] standart. «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel)». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10. 2013 g. № 544n.

3. Ob utverzhdenii Plana meropriyatij («dorozhnoj karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vnedreniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. Prikaz MOiN ot 26.06.2017 № 703.

4. Kuz'mina N.V. Pedagogicheskoe masterstvo uchitelya kak faktor razvitiya sposobnostej uchaschihsya. Voprosy psihologii. 1984; 1: 20 - 27.

5. Professional'noe masterstvo sovremennogo pedagoga: kollektivnaya monografiya. Otv. red. A.Yu. Nagornaya. Ul'yanovsk: Zebra, 2016.

6. Sverchkov A.V. Formirovanie professional'nogo masterstva sportivnyh pedagogov v processe obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2000.

7. Karpenko 'E.K. Sovershenstvovanie professional'nogo masterstva uchitelya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

8. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: TC «Sfera», 2001.

9. Rozhok T.S. Stanovlenie professional'nogo masterstva i individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya nachal'nyh klassov: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2000.

10. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 37.01

Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Pogrebnaya O.S., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Soina V.M., teaching assistant, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

CONTENTS AND TECHNOLOGY OF PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article substantiates the acuteness of patriotic education of students, defines the specifics of educational work in pedagogical university (on the example of Stavropol State Pedagogical Institute), considers the technology of patriotic education of students of higher education. The authors conclude that the systematic and systematic work on patriotic education of students of Stavropol State Pedagogical Institute is aimed at the formation of citizenship and patriotism among students on the basis of traditional and innovative technologies of educational work. A relatively new area of work is the preparation of counselors for patriotic education of students in health camps, etc.

Key words: patriotism, patriotic education, pedagogical high school, educational technologies, educational tasks.

Н.А. Сиеолобоеа, канд. пед. наук, доц. доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

О.С. Погребная, канд. психол. наук, доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

В.М. Соина, ассистент каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье обоснована актуальность патриотического воспитания студенческой молодёжи, определена специфика воспитательной работы в педагогическом вузе (на примере Ставропольского государственного педагогического института), рассмотрены технологии патриотического воспитания обучающихся высшей школы. Авторы делают вывод о том, что системная и планомерная деятельность по патриотическому воспитанию студентов Ставропольского государственного педагогического института нацелена на формирование гражданственности и патриотизма у студентов на основе традиционных и инновационных технологий воспитательной работы. Сравнительно новым направлением работы является подготовка вожатых к патриотическому воспитанию учащихся в условиях оздоровительных лагерей и т. д.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический вуз, воспитательные технологии, воспитательные задачи.

Одним из главных направлений деятельности вуза является воспитательная работа. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Центральное место в воспитательном процессе принадлежит патриотическому воспитанию обучающихся. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» указано, что

«с учётом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2].

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил определить цель патриотического воспитания: воспитание у обучающихся нравственных идеалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.