Научная статья на тему 'Духовное наследие в системе высшего образования России'

Духовное наследие в системе высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / SPIRITUAL HERITAGE / СВЕТСКОЕ И ЦЕРКОВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECULAR AND CHURCH HIGHER EDUCATION / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехвядович Л. И.

Социальное партнерство Русской православной Церкви и государственных образовательных учреждений высшего образования востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров. В статье представлен опыт взаимодействия светского и церковного высшего образования как стратегически значимое направление развития духовно-нравственной культуры в высшей школе на примере сотрудничества Алтайского государственного университета и Барнаульской духовной семинарии. Представлены результаты в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности. Подчёркивается необходимость федеральной и региональной целевой поддержки программы патриотического и духовно-нравственного воспитания гражданина России, актуальность восполнения утраченных бюджетных мест по гуманитарным направлениям подготовки в высшей школе, потребность единой информационной платформы для популяризации традиционных христианских моральных ценностей среди молодежи и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехвядович Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL HERITAGE IN THE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Social partnership of Russian Orthodox Church and state educational institutions of the higher education is demanded today more than ever before, especially at development of valuable reference points. Experience of interaction of secular and church higher education as strategically significant direction of the development of spiritual and moral culture at the higher education school with reference to cooperation of the Altai State University and the Barnaul Theological Seminary is presented. The results in educational, scientific and cultural and educational activity are presented. The need of the federal and regional target support of the program of patriotic and spiritual and moral education of the citizen of Russia, relevance of completion of the lost budgetary places in the humanitarian directions of preparation at the higher school, need of the uniform information platform for promoting of traditional Christian moral values among youth and students is emphasized.

Текст научной работы на тему «Духовное наследие в системе высшего образования России»

3. Назарова, Ю.Н. Проблемы использования традиционных и инновационных методов в обучении и воспитании студентов. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 268 - 276.

4. Назарова Ю.Н., Руденко А.Ю. Инновационные технологии совершенствования методов обучения в современной образовательной деятельности. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 276 - 282.

5. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. Москва, 2010.

6. Реан А.А. Психология и педагогика. Санкт-Петербург, 2013.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Москва, 2013.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, 2014.

9. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. Москва, 2014.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Москва, 2014.

References

1. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu, 2009.

2. Zanina L.V., Men'shikova N.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Seriya «Uchebniki, uchebnye posobiya». Rostov-na-Donu, 2013.

3. Nazarova, Yu.N. Problemy ispol'zovaniya tradicionnyh i innovacionnyh metodov v obuchenii i vospitanii studentov. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 268 - 276.

4. Nazarova Yu.N., Rudenko A.Yu. Innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya metodov obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 276 - 282.

5. Fokin Yu.G. Psihodidaktika vysshejshkoly. Moskva, 2010.

6. Rean A.A. Psihologiya i pedagogika. Sankt-Peterburg, 2013.

7. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2013.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2014.

9. Popkov V.A. Teoriya i praktika vysshego professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2014.

10. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: uchebnik dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 16.08.17

УДК 378

Nekchvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

SPIRITUAL HERITAGE IN THE SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. Social partnership of Russian Orthodox Church and state educational institutions of the higher education is demanded today more than ever before, especially at development of valuable reference points. Experience of interaction of secular and church higher education as strategically significant direction of the development of spiritual and moral culture at the higher education school with reference to cooperation of the Altai State University and the Barnaul Theological Seminary is presented. The results in educational, scientific and cultural and educational activity are presented. The need of the federal and regional target support of the program of patriotic and spiritual and moral education of the citizen of Russia, relevance of completion of the lost budgetary places in the humanitarian directions of preparation at the higher school, need of the uniform information platform for promoting of traditional Christian moral values among youth and students is emphasized.

Key words: spiritual heritage, secular and church higher education, humanitarian knowledge, education.

Л.И. Нехвядович, д-р искусств., доц. ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Социальное партнерство Русской православной Церкви и государственных образовательных учреждений высшего образования востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров. В статье представлен опыт взаимодействия светского и церковного высшего образования как стратегически значимое направление развития духовно-нравственной культуры в высшей школе на примере сотрудничества Алтайского государственного университета и Барнаульской духовной семинарии. Представлены результаты в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности. Подчёркивается необходимость федеральной и региональной целевой поддержки программы патриотического и духовно-нравственного воспитания гражданина России, актуальность восполнения утраченных бюджетных мест по гуманитарным направлениям подготовки в высшей школе, потребность единой информационной платформы для популяризации традиционных христианских моральных ценностей среди молодежи и студентов.

Ключевые слова: духовное наследие, светское и церковное высшее образование, гуманитарное знание, просвещение.

Современная социокультурная ситуация побуждает общество к постоянному поиску гармоничных форм существования различных сфер человеческой деятельности. Информатизация, глобализация и другие процессы создают предпосылки для деформации сложившегося за многие годы традиционного уклада жизни человека. Вполне понятно, что процессы реформирования по этой причине стали неким перманентным признаком современной жизни и деятельности как государственных, так и многих частных структур. Однако процессы отладки политических, экономических, социальных механизмов, в условиях формирующегося постиндустриального общества, не должны исчер-

пывать весь спектр общественно-государственных интересов. Человеческая личность, жизнь каждого индивидуума не должна выходить за рамки мотиваций современных реформ. Ведь основа и главная цель любого общества - это создание условий для гармоничного развития личности, основанного не только на принципах обеспечения конституционных прав человека, но и формирования человеческого достоинства в широком смысле этого слова. Здесь сразу возникает вопрос, что относить к собственно человеческому достоинству, а что таковым не является. Эта проблема выходит за рамки заявленной темы, но она, на наш взгляд, требует нового философско-антропологического,

философско-мировоззренческого, психологического осмысления.

Роль системы высшего образования в формировании основ будущей национальной идеи переоценить не возможно. Именно система высшего образования, помимо подготовки специалистов по профилю, должна решать задачу формирования сложившихся веками в культуре российского менталитета положительных императивов в области духовно-нравственных ценностей. Последнее включает в себя такие категории как ценность и неповторимость человеческой жизни, ответственность за свободу выбора, любовь к Отечеству. В этом ключе важна опора на культурно-исторические традиции. Приходится констатировать тот факт, что в настоящее время единственным аутентичным носителем традиционной русской культуры осталась только Русская православная церковь в лице верующих и священнослужителей. Стоит также добавить, что немало верующих являются активными участниками общественных процессов, что говорит об их достаточно активной жизненной позиции. Можно назвать представителей политического, экономического, культурного истеблишмента, не притворно позиционирующих себя представителями православного мировоззрения.

Алтай - уникальный трансграничный регион, в котором Алтайский государственный университет имеет более чем двадцатилетний опыт сотрудничества с Барнаульской епархией Русской православной церкви по формированию патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи и студентов в духе традиционных христианских моральных ценностей. В 2006 году после преобразования Барнаульского духовного училища в семинарию сотрудничество с университетом расширилось и реализуется на основе синтеза двух типов знания - научного и мировоззренческого и, соответственно, двух типов познания - пути разума и пути веры.

Взаимодействие в сфере образования началось в 1996 году, когда в Алтайский государственный университет был осуществлен один из первых в России набор на специальность «Теология». В числе преподавателей были, как того требовал государственный образовательный стандарт представители духовенства, имевших достаточный образовательный ценз. На базе кафедры осуществлялась не только образовательная, но и научная деятельность, проводились масштабные научно-практические конференции. В частности, в 1999 году, одна из конференций была посвящена юбилею Алтайской духовной миссии. В ней приняли участие светские и церковные историки со всей Сибири. Конференция дала толчок активному изучению темы христианизации народов Сибири в различных аспектах и на различных уровнях от школьных докладов до кандидатских и докторских диссертаций. За годы активной работы кафедра теологии выпустила специалистов, работающих по специальности не только в государственных, но и церковных структурах. Последнее также очень важно, поскольку священнослужитель, получивший университетское образование и работающий с общинами верующих, сможет внести значительный вклад в духовно-нравственное просвещение доступной ему части общества в виде паствы.

Изменение принципов государственного субсидирования высшего образования привело к тому, что набор на специальность «Теология» из-за отсутствия бюджетных мест приостановлен. Нельзя не отметить в целом «сужение образовательного поля» в сфере гуманитарного знания в высшей школе. Сокращение контрольных цифр приема на направления «Филология», «История», «Культурология», «Искусствоведение», «Религиоведение» уже сегодня актуализирует проблему кадров, готовых и способных реализовывать задачи государственной политики духовно-нравственного развития гражданина России. Отметим, что компетенции, формируемые при освоении образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации (магистратура, аспирантура) не предусматривают освоение знаний, направленных на углубленное изучение русской истории, русского языка и русской культуры - составляющих духовно-нравственной культуры в высшей школе.

Показателен опыт научно-педагогических школ Алтайского государственного университета по проведению фундаментальных исследований в сфере гуманитарного знания, культуры и искусства, также дополнительное образование и внеучебные формы сотрудничества. Особую роль в этом процессе играют исторический факультет, факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии, юридический факультет, факультет искусств, центр культуры и просвещения, научная библиотека. Содержание совместных проектов классического вуза и духов-

ной семинарии регулярно становится предметом публичных обсуждений. Только за последние три года было проведено одиннадцать научных конференций, семинаров, круглых столов и других общественных мероприятий.

Так, благодаря совместной работе классического вуза с семинарией университетские площадки Алтая становились региональными центрами Всероссийского празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (в 2014 г.), 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира (в 2015 г.), 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон (в 2016 г.). Общим значимым результатом стало ежегодное совместное проведение Дней славянской письменности и культуры, Рождественских и Кирилло-Мефодиевские чтений. При этом классический вуз становится местом проведения основного пленарного заседания Чтений. В рамках проведения научно-практической конференции молодых ученых «Молодёжь - Барнаулу» Барнаульская духовная семинария выступает организатором работы секции «Православная и духовная культура России», в которой принимают участие не только студенты, но и школьники Алтайского края.

Ежегодно на базе научной библиотеки Алтайского государственного университета проходит мероприятие, посвященное Дням Православной книги на Алтае. Это мероприятие готовится коллективами факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии и Барнаульской духовной семинарии. Таким образом, студенты получают возможность постоянного знакомства, как с шедеврами древнерусской письменности, так и новыми произведениями современных православных писателей. Это позволяет расширить представления будущих филологов, журналистов, культурологов и искусствоведов о традиционной русской письменной культуре.

Интересен опыт православных викторин на китайском языке, которые ежегодно проводит для студентов из Китайской Народной Республики Барнаульская духовная семинария. Эта работа способствует культурной адаптации иностранных студентов, их лучшему пониманию русской культуры. Яркими примерами приобщения зарубежных школьников к художественному наследию России стал и международный творческий конкурс «Иллюстрируем стихи и сказки А.С. Пушкина», международная олимпиада по русскому языку «Удивительный мир славянского слова». Отметим, что данные проекты реализуются в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» [1]. На наш взгляд, назрела острая необходимость государственной поддержки в формате федеральных целевых программ по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Расширение взаимодействия светского и духовного образования в высшей школе связано и с тематикой проводимых научных исследований. В число приоритетных направлений исторического факультета входит история православных приходов Алтая, Алтайской духовной миссии, генеалогия населения, в том числе священнослужителей. В настоящее время совместно с Барнаульской духовной семинарией ведется подготовка к археологическим раскопкам на месте разрушенного Градо-Барна-ульского кафедрального собора с целью поиска фундаментов. Результаты данной работы должны помочь ответить на вопрос о возможности восстановления главного архитектурного сооружения исторической части города Барнаула на первоначальном месте.

Факультет искусств Алтайского государственного университета стал крупным научно-образовательным центром по изучению религиозной культуры и искусства в Сибири [2]. За последние десять лет в диссертационном совете Д212.005.09 защищены кандидатские и докторские диссертации на темы миссионерской и сельской церковной архитектуры юга Западной Сибири, реконструкции иконостасов утраченных храмов Барнаула. В настоящее время аспиранты под руководством профессоров факультета искусств классического вуза и Барнаульской духовной семинарии исследуют такие малоизученные формы христианского искусства как колокола Сибири, синтез искусств в литургическом пространстве храма, книжные миниатюры рукописных памятников старообрядчества, византийское наследие в современном храмоздательстве Сибири [3].

С 2015 года по настоящее время Алтайский государственный университет и Барнаульская духовная семинария реализуют молодежные программы в целях противодействия распространению в молодежной среде религиозного экстремизма, этнокультурной нетерпимости, в том числе, образовательные и просветительские программы, публикации в средствах массо-

вой информации. Студенты университета и семинарии активно участвуют в дискуссиях: «Работа с иностранными студентами и абитуриентами по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии среди студентов-иностранцев», «Государство, Русская Православная Церковь и общество против наркоагрессии», «Перекресток судьбы. Православие: свобода выбора?». В результате обсуждения проблем, участники дискуссии пришли к соглашению о включении в учебный план подготовки юристов и церковнослужителей спецкурс «Государственное законодательство о религии». Важно отметить, что в регионе с момента введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебные планы школ именно Алтайский государственный университет выступил площадкой для проведения курсов повышения квалификации по программе «Формирование готовности школьного учителя к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Как показывает опыт взаимодействия, эффективной формой сотрудничества являются культурно-просветительские проекты [4]. Это определяется современной концертной и выставочной инфраструктурой университета, а также высоким художественным уровнем экспозиций выставок, музыкальных концертов, театральных постановок, творческих встреч. Участие известных музыкантов, писателей, актеров, профессиональная режиссура и широкий круг тематики обеспечили мероприятиям популярность в светской и в церковной среде.

Так, начиная с 2011 года факультет искусств совместно с Барнаульской Епархией в художественной галерее «Универсум» классического университета организует региональную выставку художественного творчества «Мы славим Светлый праздник

Библиографический список

Рождества». Цель выставки не только формирование у учащихся школ, гимназий, лицеев интереса к истокам традиционной православной культуры, но и поддержка института семьи как духовно-нравственной основы общества, поскольку по условиям конкурса жюри особо отмечают семейные работы, выполненные представителями разных поколений. Эта идея находит продолжение и в тематических музыкальных концертах, организуемых Центром культуры и просвещения АГУ «Музыкальные династии Барнаула», «Музыкальные уроки для школьников». Среди тематических циклов, особое место занимают программы, посвященные русской духовной музыке. Произведения звучат в исполнении Академической молодежной хоровой капеллы Алтайского государственного университета, хора Барнаульской духовной семинарии, Университетского филармонического оркестра русских народных инструментов, камерных струнных оркестров и приглашенных солистов из ведущих концертных организаций Сибири.

Таким образом, модель взаимодействия высшего светского и высшего духовного образовательного учреждения, выработанная в течение двадцати лет сотрудничества Алтайского государственного университета и Барнаульской духовной семинарии, охватывает обширный спектр деятельности. Это свидетельствует об инвариантности основ духовно-нравственного воспитания, базирующихся на традиционной русской культуре, живым носителем которой является Русская православная церковь. Сотрудничество классического университета и семинарии имеет большие перспективы к расширению во всех актуальных направлениях образовательной, научно-исследовательской, патриотической, и просветительской деятельности.

1. Землюков С.В., Мансков С.А., Нехвядович Л.И. Использование культурного наследия для изучения русского языка в России и в странах азиатского региона. Высшее образование в России. 2016; 7: 161 - 167.

2. Nekhvyadovich, L.I., Chernyaeva, I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI ccenturies. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11; № 7: 1501 - 1507.

3. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования. Барнаул, 2015: 55 - 56.

4. Stepanskaya T.M., Chernyaeva I.V., Naumova V.I. Humanites - the basis of universiti education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11; № 15: 8718 - 8725.

References

1. Zemlyukov S.V., Manskov S.A., Nehvyadovich L.I. Ispol'zovanie kul'turnogo naslediya dlya izucheniya russkogo yazyka v Rossii i v stranah aziatskogo regiona. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016; 7: 161 - 167.

2. Nekhvyadovich, L.I., Chernyaeva, I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of siberia at the turn of XX - XXI ccenturies. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11; № 7: 1501 - 1507.

3. Stepanskaya T.M., Nehvyadovich L.I. Usanova A.L. Gumanitarnoe znanie - osnova universitetskogo obrazovaniya. Barnaul, 2015: 55 - 56.

4. Stepanskaya T.M., Chernyaeva I.V., Naumova V.I. Humanites - the basis of universiti education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11; № 15: 8718 - 8725.

Статья поступила в редакцию 29.09.17

УДК 378

Nurmagomedova N.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Psychology and Preschool Defectology,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PRACTICES FOR FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN CONDITIONS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. In the article the practice of forming the competencies of future bachelors in conditions of a teachers' training university is studied. The following pedagogical conditions that would maximize the formation of professional competence of future teachers are identified: a systematic approach to the scientific and methodological support of the educational process, the organization of the process of mastering professionally important knowledge, skills and skills, norms and values, personal relationships, experience of independent activity, taking into account the individual characteristics of students, creation of conditions for educational activity through the organization of the subject environment.

Key words: competence, competence, vocational training, system approach.

Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВО

«Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДВУЗА

В статье освещена практика формирования компетенций будущих бакалавров в условиях педвуза, выделены педагогические условия, которые максимально способствовали бы формированию профессиональной компетентности будущих педагогов, такие как системный подход к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.