Научная статья на тему 'Технологические аспекты профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния: на примере ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве'

Технологические аспекты профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния: на примере ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний правонарушитель / центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / профилактика делинквентного поведения / воспитательная работа / juvenile offender / temporary detention center for juvenile offenders / prevention of delinquent behavior / educational work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина, Ольга Марковна Дорошенко, Сергей Николаевич Платошкин

Рассматривается положительный опыт Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве в области формирования у несовершеннолетних правонарушителей правового сознания, позволяющего в дальнейшем исключить совершение противоправных действий. Авторы отмечают, что перевоспитание несовершеннолетнего в целях восстановления его положительных качеств и стремления осуществлять общественно полезную деятельность организуется во взаимодействии с различными организациями по тематическим направлениям, и успех данной работы зависит от сбалансированной скоординированной работы всех ведомств и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Новизна статьи видится в обобщении имеющихся научных представлений, представленном положительном опыте и авторском подходе к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина, Ольга Марковна Дорошенко, Сергей Николаевич Платошкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological aspects of the prevention of delinquent behavior of minors who have committed socially dangerous acts: on the example of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow

Considered the positive experience of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow on the formation of legal consciousness among juvenile offenders, which allows to exclude the commission of illegal actions in the future. The authors note that the re-education of a minor, in order to restore his positive qualities and the desire to carry out socially useful activities, is organized in cooperation with various organizations in thematic areas and the success of this work depends on the balanced coordinated work of all departments and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency. The novelty of the article is seen in the generalization of existing scientific ideas, presented positive experience.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния: на примере ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве»

PEDAGOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-237-241 EDN: https://elibrary.ru/xiuvvc NIION: 2015-0066-2/24-986 MOSURED: 77/27-011-2024-02-185

Анна Анатольевна Базулина1, Ольга Марковна Дорошенко2, Сергей Николаевич Платошкин3

12'3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 anna.bazulina@mail.ru

2 olka-olga@yandex.ru

3 platoshkins72@mail.ru

Аннотация. Рассматривается положительный опыт Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве в области формирования у несовершеннолетних правонарушителей правового сознания, позволяющего в дальнейшем исключить совершение противоправных действий. Авторы отмечают, что перевоспитание несовершеннолетнего в целях восстановления его положительных качеств и стремления осуществлять общественно полезную деятельность организуется во взаимодействии с различными организациями по тематическим направлениям, и успех данной работы зависит от сбалансированной скоординированной работы всех ведомств и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Новизна статьи видится в обобщении имеющихся научных представлений, представленном положительном опыте и авторском подходе к данному вопросу.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, профилактика делинквентного поведения, воспитательная работа

Для цитирования: Базулина А. А., Дорошенко О. М., Платошкин С. Н. Технологические аспекты профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния: на примере ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 237-241. https://doi. 0^10.24412/2414-3995-2024-2-237-241. EDN: ХШУУС.

Technological aspects of theprevention of delinquentoehavior ofminors who have committed socially dangerous acts: on the example of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow

Anna A. Bazulina1, Olga M. Doroshenko2, Sergey N. Platoshkin3

123 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 anna.bazulina@mail.ru

2 olka-olga@yandex.ru

3 platoshkins72@mail.ru

Abstract. Considered the positive experience of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow on the formation of legal consciousness among juvenile offenders, which allows to exclude the commission of illegal actions in the future. The authors note that the re-education of a minor, in order to restore his positive qualities and the desire to carry out socially useful activities, is organized in cooperation with various organizations in thematic areas and the success of this work depends on the balanced coordinated work of all departments and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency. The novelty of the article is seen in the generalization of existing scientific ideas, presented positive experience.

© Базулина А. А., Дорошенко О. М., Платошкин С. Н., 2024

Технологические аспекты профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних,

совершивших общественно опасные деяния: на примере ЦВСНП ГУ МВД России по г. Москве

Original article

Keywords: juvenile offender, temporary detention center for juvenile offenders, prevention of delinquent behavior, educational work

For citation: Bazulina A. A., Doroshenko O. M., Platoshkin S. N. Technological aspects of the prevention of delinquent behavior of minors who have committed socially dangerous acts: on the example of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow. Bulletin of economic security. 2024;(2):237-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-237-241. EDN: XIUVVC.

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения, это проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. Проблема делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день. В 2023 году на профилактическом учете в подразделениях ПНД ОМВД России по г. Москве состояли 3280 подростков, из них 698 несовершеннолетних возрастом до 14 лет. За совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности в ПДН ОМВД России по г. Москве состояли 115 подростков, из них возрастом до 14 лет -78 несовершеннолетних.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков, и правильно организованная им помощь играет важную роль в предотвращении ситуаций, которые приводят к совершению правонарушений и преступлений. Одним из звеньев в системе профилактики органов и учреждений в сфере предупреждения правонарушений является Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, главная задача которого заключается в проведении профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений [1; 2]. Помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП является альтернативной мерой уголковому наказанию, которая нацелена на профилактику дальнейшего рецидива, важными задачами при этом являются:

- социально-педагогическая и психологическая реабилитация несовершеннолетнего, позволяющая ему встать на путь позитивной жизнедеятельности;

- формирование законопослушного поведения путем осознания противоправности собственного поведения и его правовых последствий [1].

Однако помещение в ЦВСНП несовершеннолетних совершивших общественно опасные деяния, по решению суда, как профилактическая мера на практике применяется крайне редко. Данный факт обусловлен отсутствием единого понимания проводимой в условиях Центра профилактической работы, как сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, так и судами при вынесении постановлений о помещении подростков в ЦВСНП. Данная проблема привлекает внимание большого количества исследователей.

Так, вопросам профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях посвящены работы И. П. Башкатова, М. А. Ерофеевой, И. А. Михеева, Е. А. Шаталовой и др.; различные аспекты коррекционной работы в специальных учреждениях закрытого типа отражены в исследованиях Л. И. Беляевой, С. В. Бонкало, Н. В. Вараевой, Е. В. Костюхиной, Л. Б. Морозовой, В. М. Позднякова, Г. Н. Тигунцевой, С. В. Прокуровой. Кобусь Н. Г обращает внимание на необходимость при вынесении судебного решения о применении альтернативных мер наказания несовершеннолетнего правонарушителя, использования критерия его социально-психологической адаптивности, морально-нравственной регуляции поведения и ценностей подростка [4].

Скворцова Е. В., Слободчикова Ю. В., Белькова А. В. выделяют ряд функций профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВСНП: воспитательную, компенсаторную, стимулирующую и коррекционную [8]. На основании планирования, содержание профилактической работы, как отмечают Петрова Т. А., Банаева М. П., включает следующие направления: правовое, гражданско-патриотическое, общественно-познавательное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, трудовое [5]. Рассмотрим на примере Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве, как организуется данная профилактическая работа с несовершеннолетними.

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве (далее также ЦВСНП, Центр) осуществляет круглосуточный прием и временное содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения совершения повторных правонарушений.

В течение 2023 года Центр принял 1127 несовершеннолетних правонарушителей, из них всего 30 подростков за совершение общественно опасных деяний (3 % от общего количества), из которых 50 % были направлены территориальными подразделениями ГУ МВД России по г. Москве и 47 % территориальными подразделениями ГУ МВД России по Московской области -сроком до 48 часов.

Основным направлением деятельности Центра является воспитательная работа, осуществляемая согласно плану индивидуальной воспитательной работы, который составляется на каждого помещаемого в Центр подростка, совершившего общественно опас-

PEDAGOGICAL SCIENCE

ное деяние, с учетом специфики совершенного правонарушения. План включает в себя основные сведения о подростке (Ф.И.О. год рождения, основания помещения, совершенные преступления, сведения о родителях, интересы ребенка, индивидуальные особенности). Работу с подростком в соответствии с планом проводят воспитатели, старшие воспитатели и старший психолог Центра. В их задачи входит организация с несовершеннолетними:

- учебного процесса. Обучение несовершеннолетних на период нахождения в Центре осуществляется ГКОУ Москвы «Школа «Технологии обучения»», с учащимися Московских школ учебный процесс организуется в индивидуальном порядке во взаимодействии со школами, где они обучаются;

- индивидуально-профилактической работы. Воспитатели Центра ежедневно, согласно плану, проводят с подопечными тематические беседы по правовому воспитанию, а также на темы нравственности и морали;

- психологического сопровождения. На всех выбывающих подростков, составляются информационные сообщения, которые вместе с заключением психолога направляется в органы системы профилактики с рекомендациями о проведении с ними дальнейшей профилактической работы. С точки зрения С. В. Прокуровой, психологи ЦВСНП, оказывая психологическую помощь несовершеннолетним, способствуют изменению их отношения к собственному проступку, что позволяет влиять на их дальнейшее поведение, при этом, разрабатывать программы такой помощи следует с учетом индивидуально-личностных качеств подростков и краткосрочности их пребывания в центре [6]. Раева В. М. отмечает отличие в представлениях о самом себе у несовершеннолетних правонарушителей от их законопослушных сверстников, связанные с нарушением процессов самопознания, самоконтроля, самоактуализации и снижения «уровня самоуважения и степени самопринятия» [7], что требует соответствующей коррекции.

В комплексе данные мероприятия направлены на формирование у подростков правового сознания, позволяющего в дальнейшем исключить совершение противоправных действий. Перевоспитание несовершеннолетнего, в целях восстановления его положительных качеств и стремления осуществлять общественно полезную деятельность, организуется во взаимодействии с различными организациями по тематическим направлениям:

- правовое воспитание (ознакомление с основами российского законодательства);

- спортивно-оздоровительные мероприятия. В целях формирования здорового образа жизни и профилактики наркомании в соответствии с подписанным соглашением с ГБОУЗ «Московским научно-практическим центром наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» в 2023 году организовано и проведено 10 профилактических мероприятий с несовершеннолетними (тренинги, беседы, просмотр тематических

видео роликов). На основе соглашения о сотрудничестве с АНО «Поколение победителей» и, в 2023 году было организовано и проведено 74 мероприятия, с участием представителей культуры и спорта;

- духовно-нравственное воспитание. Учитывая различия в вероисповедании, в Центре функционирует православный Домовой Храм в честь Преподобному-ченицы Великой княгини Елизаветы, для воспитанников - мусульман работу в данном направлении проводит Центр социальных инициатив «Благополучие».

Для формирования таких нравственных качеств, как великодушие, чувство ответственности, сопереживания, любви к природе, ЦВСНП на постоянной основе проводит различные мероприятия совместно с Центром кинологической службы СПП ГУ МВД России по г. Москве и Всероссийским обществом охраны природы;

- патриотическое воспитание. Организуются выездные экскурсии, приуроченные ко Дню России, Дню Победы и другим праздникам.

Рассматривая профилактическую деятельность ЦВСНП, исследователи выделяют несколько этапов:

Первый этап - установочно-диагностический, от которого во многом зависит эффективность предстоящей работы, в задачи которого входит не только сбор и анализ диагностической информации о подростках, поступивших в Центр, но и установление с ними психологического контакта, являющегося основой воспитательного воздействия [9]. Как правило, необходимо получение дополнительной информации, в связи с чем, сотрудники Центра на данном этапе активно взаимодействуют с родителями несовершеннолетних (или иными законными представителями), инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, специалистами школ и других субъектов системы профилактики. Результатом работы специалистов на установочно-диа-гностическом этапе является формирование собственного запроса несовершеннолетнего на самоизменение, стремление изменить собственное представление о себе и свое поведение в социуме.

Второй этап - коррекционный, в ходе которого, в соответствии с планом воспитательно-профилактических мероприятий ежедневно проводится:

- изучение индивидуальных особенностей несовершеннолетних;

- индивидуальные беседы по правовому, трудовому, патриотическому воспитанию несовершеннолетнего;

- информирование о новостях в стране и мире;

- изучение личности подростка, направленное на выявления положительны качеств и интересов, для развития их в будущем, организации досуга (кружки, секции), вовлечения в коллективы сверстников занимающихся общественно полезной деятельностью;

- чтение художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного;

- беседы с целью получения информации оперативного характера, а также выявления лиц, вовлекающих подростка в совершения преступлений.

Еженедельно организуются:

- взаимодействие с родителями подростка. Так как у многих подростков, поступивших из неблагополучных семей, отсутствует положительный пример социализации, возникает необходимость в консультативно-разъяснительной работе с родителями (законными представителями) [3]. Родителей информируют не только о его поведении за время нахождения в Центре, они также получают консультации о личностных особенностях, эмоциональном состоянии подростка, возникших у него интересах и способах психолого-педагогического воздействия;

- тренинги;

- беседы на темы: «Культура речи», «Вредные и опасные привычки», «Здоровый образ жизни», «Ценности семьи»;

- групповые занятия с психологом, с целью профилактики негативного поведения, формирования жизненных целей, путей достижения этих целей.

В дни режимных мероприятий проводятся:

- адаптационные беседы о правилах поведения и режиме пребывания в Центре (первый день пребывания);

- психологическая диагностика (1-2 день после поступления):

- индивидуальная беседа с психологом с целью установления актуального психоэмоционального состояния (при поступлении, в дальнейшем, каждые 3 дня);

- осуществление контроля за дистанционным обучением в школе, успеваемостью с целью реализации основных образовательных программ среднего общего образования (по плану школьных занятий - рабочие дни);

- работы по творческому плану (рисование, лепка, аппликации, учения стихов, песен и др.);

- консультация родителей с целью выбора оптимального метода дальнейшего воспитания (во время содержания, в дни свиданий, при выдаче несовершеннолетних). В случае необходимости и желания родителей, старшими воспитателями и старшим психологом проводятся консультации и после выбытия подростков из Центра;

- взаимодействие с сотрудником ПДН отдела полиции, в котором подростки состоят на учете (по мере необходимости);

- беседа о посещении Центра членами общественно наблюдательной комиссии, с целью защиты прав и законных интересов подростков (на 2-5 день содержания);

- индивидуальная консультация старшего психолога по результатам диагностики (на 3-4 день пребывания);

- просмотр художественных и документальных фильмов патриотической направленности (выходные дни);

- составление обобщенной характеристики на несовершеннолетнего (за 3 дня до окончания срока содержания).

Третий, завершающий этап - контрольно-диагностический. По результатам анализа динамики последующего поведения 42 подростков, содержавшихся в 2022-2023 годах в ЦВСНП по г. Москве, за совершение общественно опасных деяний, установлено, что:

- у 67 % несовершеннолетних отмечается положительная динамика в поведении, и, по сведениям информационных ресурсов МВД России, повторных правонарушений ими совершено не было;

- 45 % положительно характеризуется по месту обучения;

- 64 % стали посещать различные спортивные секции.

Следовательно, пребывание в ЦВСНП несовершеннолетних правонарушителей положительно отражается на их поведении, однако, устойчивый эффект может быть достигнут только в случае ежедневной и целенаправленной профилактической работы, рассчитанной на длительное время, а непродолжительность пребывания правонарушителей в Центре не позволяет провести с ними полноценный комплекс профилактических мероприятий. Для закрепления положительно эффекта, в дальнейшем, требуется повышенное внимание как родителей, так и всех субъектов профилактики к их поведению, кругу общения, а также организация досуга. Успех данной деятельности зависит от сбалансированной скоординированной работы всех ведомств и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для чего необходима разработка схемы их взаимодействия с ЦВСНП.

Список источников

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Типового положения о центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях: приказ МВД России от 26 мая 2020 г. № 372 // СПС «Консультант-Плюс».

3. Дубровин А. К. Особенности организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по предупреждению повторных преступлений со стороны несовершеннолетних // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1(5). С. 17-22.

4. Кобусь Н. Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. М., 2006. 197 с.

5. Петрова Т. А., Банаева М. П. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в условиях центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2 (12).

PEDAGOGICAL SCIENCE

6. Прокурова С. В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. М., 2006.

7. Раева В. М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: М., 2000 174 c.

8. Скворцова Е. В., Слободчикова Ю. В., Белько-ва А. В. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019.

9. Шульга Т. И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением // Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 109-121.

References

1. On the basics of the system for preventing neglect and juvenile delinquency: Federal Law of June 24, 1999 № 120-FZ // Consultant Plus.

2. On approval of the Model Regulations on temporary detention centers for juvenile offenders of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional and district levels: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 26, 2020 № 372 // «ConsultantPlus».

3. Dubrovin A. K. Features of organizing the activities of temporary detention centers for juvenile offenders to prevent repeated crimes by minors // Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2018. № 1 (5). P. 17-22.

4. Kobus N. G. Social and psychological characteristics of the personality of juvenile offenders: dis. ... cand. of psych. sciences: 19.00.05. M., 2006. 197 p.

5. Petrova T. A., Banaeva M. P. Prevention of deviant behavior of minors in temporary detention centers for juvenile offenders // Scientific notes of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. Volume 6. № 2 (12).

6. Prokurova S. V. Psychological features of working with teenagers in temporary detention centers for juvenile offenders: abstract of the dis. ... cand. of psych. sciences: 19.00.07. M., 2006. 178 p.

7. Raeva V M. Features of the self-concept of juvenile offenders: abstract of thesis. ... cand. psychol. sciences: 19.00.07: M., 2000. 174 p.

8. Skvortsova E. V., Slobodchikova Yu. V., Belkova A. V. Temporary detention center for juvenile offenders as a subject for the prevention of neglect and juvenile delinquency // Proceedings of Tula State University. Economic and legal sciences. 2019.

9. Shulga T. I. Technologies for assisting adolescents with deviant behavior // Social pedagogy. 2010. № 3. P. 109-121.

Информация об авторах

А. А. Базулина - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в органах внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

О. М. Дорошенко - заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в органах внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. Н. Платошкин - начальник Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве.

Information about the authors

A. A. Basulina - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Service of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

O. M. Doroshenko - Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Service of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

S. N. Platoshkin - Head of the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 29.03.2021.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 29.03.2024. № 2 / 2024 Bulletin of economic security__- 241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.