УДК 343.91-053.6 ББК 67.51
© 2021 г. Панасенко Вероника Николаевна,
ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления
МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Статья посвящена вопросам профилактики, осуществляемой в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП). По результатам обсуждения темы: «Развитие профилактического потенциала центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» на заседании круглого стола по вопросам совершенствования законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автор обозначает проблемные вопросы деятельности ЦВСНП, на которые стоит обратить пристальное внимание, в целях их проработки и устранения, практическим работникам, научным деятелям и законодателю. Помимо этого в статье предложен алгоритм профилактической работы, проводимой параллельно с несовершеннолетним и его окружением.
Ключевые слова: эффективность, профилактика, правонарушения, исправление, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Panasenko Veronika Nikolaevna - Leading Researcher of the Research Center of the Management Academy
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF TEMPORARY DETENTION
CENTERS FOR JUVENILE OFFENDERS
The article is devoted to the issues ofprevention carried out in the centers of temporary detention of juvenile offenders. Based on the results of the discussion of the topic: «Development of the preventive potential of temporary detention centers for juvenile offenders» at a round table meeting on improving legislation in the field ofprevention of neglect andjuvenile delinquency, the author identifies problematic issues of the activities of the Central Administrative Board which should be paid close attention to in order to study and eliminate them, practitioners, scientists and legislators. In addition, the article proposes an algorithm for preventive work carried out in parallel with the minor and his entourage.
Keywords: efficiency, prevention, offences, correction, temporary detention center for juvenile offenders.
Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее -ЦВСНП) являются одним из элементов системы профилактики. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 77 ЦВСНП в 73 субъектах.
Одним из важнейших условий эффективности работы ЦВСНП выступает недопущение формального подхода субъектами профилактики к осуществлению своей деятельности. Главный риск формального подхода лежит в создании фиктивных свидетельств выполнения работы. Именно формализм является главным препятствием на пути достижения цели предупреждения правонарушений и преступлений, устранения причин девиантного поведения несовершеннолетних.
Причины совершения несовершеннолетними противоправных деяний многогранны и берут начало из разных сфер общества. Исходя из анализа причин, при осуществлении
профилактики девиантного поведения несовершеннолетних необходимо учитывать следующее:
- психического здоровье несовершеннолетнего;
- социум, в котором живет, воспитывается и обучается несовершеннолетний:
- благополучие семьи, условия жизни, взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
- условия воспитания и обучения в образовательной среде;
- окружение несовершеннолетнего в свободное время;
- наличие значимых лиц (авторитетов), влияющих на формирование личности несовершеннолетнего;
- наличие аддиктивных зависимостей у несовершеннолетнего (алкоголизма, наркомании, токсикомании и т. д.);
- психологические особенности и состояние несовершеннолетнего.
Исходя из изложенного, становится очевидным, что для устранения причин формирования девиантного поведения, достижения результата исправления несовершеннолетнего и осуществления профилактики предупреждения совершения им противоправных действий недостаточно усилий только лишь сотрудников полиции.
В настоящее время работа ЦВСНП сведена к временному изъятию несовершеннолетнего из «нездоровой» среды и оказанию на него воздействия в целях исправления. Следует понимать, что достижение цели окончательного исправления несовершеннолетнего за столь короткий срок маловероятно. Возвращаясь в прежнюю среду вероятность продолжения девиантного поведения приближена к 100 %. Это значит, что в период пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП и после необходимо проводить параллельную работу с его окружением.
В первую очередь целесообразно проведение поэтапной разъяснительной работы с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом образовательной организации (с классным руководителем, психологом, руководством организации), заключающейся в следующем:
- обозначение имеющейся проблемы;
- доведение выявленных причин и условий формирования девиантного поведения, которые необходимо устранить;
- предоставление алгоритма действий, направленных на устранение причин и условий формирования девиантного поведения;
- контроль за исполнением и эффективностью разработанного алгоритма действий, при необходимости его коррекция.
В процессе разъяснительной работы с учетом целесообразности следует:
1) стремиться к достижению согласованности действий;
2) привлекать психологов для работы с родителями;
3) организовывать обучение родителей с целью получения знаний по воспитанию детей и формированию гармоничных с ними отношений.
4) привлекать необходимые службы системы профилактики для оказания помощи семье (трудоустройство родителей или законных представителей, организация прохождения лечения от алкогольной или иных аддик-тивных видов зависимостей и т. д.).
27 мая 2021 г. состоялось заседание круглого стола по вопросам совершенствования законодательства в сфере профилактики безнадзорно-
сти и правонарушений несовершеннолетних на тему: «Развитие профилактического потенциала центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей», в работе которого приняли участие представители Государственной Думы Российской Федерации, Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, Минпросвещения России, Минобрнауки, Минздрава России, Минтруда России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. На заседании обсуждались следующие вопросы:
1. Уточнение возраста несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП (от 8 до 17 лет).
2. Изменение срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП в сторону увеличения.
3. Расширение категорий несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП.
4. Проблемы взаимодействия ЦВСНП с органами опеки и попечительства субъектов Российской Федерации.
5. Воспитательный и профилактический потенциал ЦВСНП.
6. Изменение названия центров и др.
Действительно, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые снижают эффективность деятельности ЦВСНП. Это проблемы такие, как:
- недостаточное межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики деви-антного поведения несовершеннолетних;
- несовершенство законодательного регулирования деятельности ЦВСНП;
- кадровые проблемы - недостаточная квалификация сотрудников ЦВСНП;
- недостаточная работа с окружением несовершеннолетнего во время пребывания его в ЦВСНП и после;
- отсутствие комплексной диагностики несовершеннолетнего, заключающееся в:
- обследовании его физического и психического здоровья, психологического состояния, уровня развития;
- изучении условий жизни и развития несовершеннолетнего, а также его окружения;
- выявлении аддитивных зависимостей несовершеннолетнего с целью их коррекции.
Помимо этого стоит отметить, что вопрос получения образования в период пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП также не урегулирован и требует дополнительного внимания.
В рамках круглого стола с целью выявления причин девиантного поведения обсуждался проект федерального закона, регламентирующий
деятельность ЦВСНП. Выступающими была положительно оценена работа ЦВСНП и были внесены отдельные предложения по совершенствованию их деятельности.
Представляется несвоевременным обсуждение законопроекта без качественного анализа результатов деятельности ЦВСНП. Для этого необходимо проанализировать в совокупности следующие данные: количество несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП; количество несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния после содержания в ЦВСНП; количество несовершеннолетних, повторно направленных и содержащихся в ЦВСНП.
Анализируя обозначенные данные, важно установить причины и условия продолжения девиантного поведения после пребывания в ЦВСНП и период, в течение которого несовершеннолетний совершил противоправное деяние, после пребывания в ЦВСНП.
Аналогичный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существовал и ранее. Так, в первой половине XX в. А.С. Макаренко организовал и возглавлял колонию для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных детей. Выдающиеся достижения всемирно известного педагога, особенно в части перевоспитания трудных подростков, говорят сами за себя. Превалирующее большинство воспитанных им трудных подростков прожили достойную жизнь, став выдающимися людьми своего времени. Среди почти 3 000 воспитанников не известно ни одного рецидива, причем многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми» [1]. Отказ от противоправных действий - главная цель, к которой необходимо стремиться, осуществляя профилактическую работу. В ином случае повторные правонарушения или преступления свидетельствуют либо о формальном подходе, либо об ошибках, допущенных в ходе профилактической работы.
На основе изложенного, на наш взгляд, необходимо:
- ввести дополнительные формы статистической отчетности, отражающие количество несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление после пребывания в ЦВСНП;
Литература
1. URL: https//www.psychologos.ru/articles/ view/pedagogicheskaya-sistema-a.s.makarenko.
2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс».
- урегулировать вопрос получения образования в период пребывания в ЦВСНП;
- предусмотреть и организовать разработку индивидуальных программ, включающих взаимодействие между педагогами (в первую очередь, классным руководителем) и родителями (представителями) несовершеннолетних, в целях профилактики и предупреждения совершения ими противоправных действий;
- наладить межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики противоправных действий среди несовершеннолетних.
Профилактика противоправных действий несовершеннолетних - стратегический вопрос государства, поскольку именно подрастающее поколение - генофонд нашей страны, от которого зависит будущее. Очевидно, что девиантное поведение имеет корни в семье несовершеннолетнего. Среди множества факторов формирования отклоняющегося поведения, мы выделяем 2 основных:
1) аморальный образ жизни родителей, которые безответственно относятся к воспитанию детей;
2) отсутствие гармоничных детско-роди-тельских отношений в семье.
Для устранения этих факторов необходимо своевременно их выявлять и проводить работу по устранению - оказывать психологическое сопровождение, помощь в трудоустройстве; содействовать в вопросах лечения от алкогольной или наркотической зависимостей; предоставлять возможность обучения по вопросам формирования благоприятного семейного климата и гармоничных детско-ро-дительских отношений.
К сожалению, в России в рамках государственной программы отсутствуют бесплатные курсы для родителей. Повышение грамотности населения в области семейных и детско-родительских отношений способствовало бы укреплению семей и, как следствие, созданию благоприятной обстановки для гармоничного формирования подрастающего поколения. Родительское просвещение - основа профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, поскольку семья имеет огромное значение в становлении личности.
Bibliograhpy
1. URL: https//www.psychologos.ru/articles/ view/pedagogicheskaya-sistema-a.s.makarenko.
2. Federal Law 24.06.1999 № 120-FL «About the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency»// LRS «ConsultantPlus».