Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВИДЕ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВИДЕ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестакова Е. В.

Вопросы принудительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей в условиях построения гуманистического правосудия российского государства являются актуальными и дискуссионными. Учитывая озабоченность общества состоянием преступности несовершеннолетних и ее современными тенденциями, учреждения и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подвергаются критике, ввиду недостаточной эффективности их деятельности. Указанные тенденции небезосновательно распространяются и на такие учреждения принудительной изоляции, как Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП ОВД). Несмотря на ведомственную принадлежность ЦВСНП ОВД к Министерству внутренних дел Российской Федерации, статус указанных учреждений остается неопределенным, а современное состояние теоретического осмысления специфики помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД следует признать недостаточным и требующим разработки. В статье рассматривается помещение несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД с точки зрения его функциональной роли. Автор приходит к выводу, что помещение в ЦВСНП ОВД имеет определенную специфику и совмещает в себе исполнительно-обеспечительные, изоляционные и воспитательно-профилактические элементы. Автором анализируются имеющиеся определения понятия меры в виде помещения в ЦВСНП ОВД, а также формулируется авторская позиция относительно понятия меры воздействия в виде помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CONTENT OF STATE COERCIVE MEASURES IN THE FORM OF PLACEMENT OF MINORS IN A TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

The questions of forced isolation of juvenile offenders in the conditions of construction of humanistic justice are relevant and debatable. Taking into account the public concern about the state of juvenile criminality and its current trends, institutions and services of the system for the prevention of neglect and juvenile offences are criticized, due to the insufficient effectiveness of their activities. These trends are not unreasonably extended to such institutions of forced isolation, such as Temporary Detention Centers for Juvenile Offenders of Internal Affairs Bodies (TDСOF IAB). Despite the departmental affiliation of temporary detention centers for juvenile offenders of the Internal Affairs agencies to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the status of these institutions remains uncertain and debatable, and the current state of theoretical understanding of the specifics of the placement of minors in TDСOF IAB should be recognized as insufficient and requires development. The article deals with the placement of minors in the Department of Internal Affairs in terms of its functional role. The author comes to the conclusion that the room in the TDСOF IAB of the Department of Internal Affairs has a certain specificity and combines executive and security, isolation and educational and preventive elements. The author analyzes the existing definitions of the concept of measures in the form of placement in the TDСOF IAB of the Department of Internal Affairs, and also formulates the author’s position on the concept of measures of influence in the form of placement of minors in the TDСOF IAB of the Department of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВИДЕ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

Научная статья С. 39-46

УДК 343.9

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ВИДЕ ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Елена Владимировна Шестакова

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Тюменской области, Тюмень, Россия, ¡egezina_elena@mail.ru

Аннотация. Вопросы принудительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей в условиях построения гуманистического правосудия российского государства являются актуальными и дискуссионными. Учитывая озабоченность общества состоянием преступности несовершеннолетних и ее современными тенденциями, учреждения и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подвергаются критике, ввиду недостаточной эффективности их деятельности. Указанные тенденции небезосновательно распространяются и на такие учреждения принудительной изоляции, как Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее — ЦВСНП ОВД). Несмотря на ведомственную принадлежность ЦВСНП ОВД к Министерству внутренних дел Российской Федерации, статус указанных учреждений остается неопределенным, а современное состояние теоретического осмысления специфики помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД следует признать недостаточным и требующим разработки. В статье рассматривается помещение несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД с точки зрения его функциональной роли. Автор приходит к выводу, что помещение в ЦВСНП ОВД имеет определенную специфику и совмещает в себе исполнительно-обеспечительные, изоляционные и воспитательно-профилактические элементы. Автором анализируются имеющиеся определения понятия меры в виде помещения в ЦВСНП ОВД, а также формулируется авторская позиция относительно понятия меры воздействия в виде помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правонарушение, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, мера государственного принуждения, профилактика, принудительная изоляция

Для цитирования: Шестакова Е. В. Понятие и содержание меры государственного принуждения в виде помещения несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 39-46.

© Е. В. Шестакова

Scientific article

THE CONCEPT AND CONTENT OF STATE COERCIVE MEASURES

IN THE FORM OF PLACEMENT OF MINORS IN A TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

Yelena V. Shestakova

The Center of Temporary Isolation for Juvenile Delinquents UMVD of Russian Federation

in Tyumen District, Tyumen, Russia, legezina_elena@mail.ru

Abstract. The questions of forced isolation of juvenile offenders in the conditions of construction of humanistic justice are relevant and debatable. Taking into account the public concern about the state of juvenile criminality and its current trends, institutions and services of the system for the prevention of neglect and juvenile offences are criticized, due to the insufficient effectiveness of their activities. These trends are not unreasonably extended to such institutions of forced isolation, such as Temporary Detention Centers for Juvenile Offenders of Internal Affairs Bodies (TDCOF IAB). Despite the departmental affiliation of temporary detention centers for juvenile offenders of the Internal Affairs agencies to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the status of these institutions remains uncertain and debatable, and the current state of theoretical understanding of the specifics of the placement of minors in TDCOF IAB should be recognized as insufficient and requires development. The article deals with the placement of minors in the Department of Internal Affairs in terms of its functional role. The author comes to the conclusion that the room in the TDCOF IAB of the Department of Internal Affairs has a certain specificity and combines executive and security, isolation and educational and preventive elements. The author analyzes the existing definitions of the concept of measures in the form of placement in the TDCOF IAB of the Department of Internal Affairs, and also formulates the author's position on the concept of measures of influence in the form of placement of minors in the TDCOF IAB of the Department of Internal Affairs.

Keywords: minor, offense, temporary detention center for juvenile offenders, a measure of state coercion, prevention, forced isolation

For citation: ShestakovaYe. V. The Concept and Content of Measures in the Form of Placement of Minors in a Temporary Detention Center for Juvenile Offenders. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(4):39-46. (In Russ.)

Введение

Вопросы помещения несовершеннолетних в учреждения принудительной изоляции всегда вызывают пристальное внимание, поскольку несовершеннолетние правонарушители обладают особым правовым статусом. Ввиду их физической, эмоциональной и умственной незрелости, несовершеннолетние нуждаются в специальной охране и заботе, соблюдении их прав и законных интересов [1].

Следует отметить, что численность несовершеннолетних, помещаемых в учреждения принудительной изоляции стабильно снижается. Так, за последние 10 лет численность осужденных, содержащихся в воспитательных колониях сократилась на 66 % (график 1), а в следственных изоляторах — на 52 % (график 2)1.

1 Характеристика лиц, содержащихся в воспитатель-

ных колониях для несовершеннолетних и следственных

изоляторах // ФСИН : [сайт]. URL: ЫЛр://фсин.рф^шсШге/

inspector/iao/statistika (дата обращения: 20.06.2021).

ч^ О О ч* чь 4х ч*5 ч? # # # ^ # # # ^ #

График 1

Приведенные данные являются прямым отражением проводимой в государстве уголовно-правовой политики, ее гуманистической направленности, проявляющейся, в частности, в планомерном снижении числа осужденных к наказанию в виде реального лишения свободы.

Указанные тенденции в полной мере распространяются на несовершеннолетних,

График 2

не достигших возраста уголовной ответственности, а также динамику наполняемости учреждений, предназначенных для их содержания. Так, например, за последнее десятилетие наполняемость ЦВСНП ОВД также значительно снизилась, а именно на 45 % (график 3)1.

несовершеннолетних, уяснение функциональной роли и содержания деятельности рассматриваемых учреждений представляется достаточно важным, поскольку, как среди правоприменителей, так и среди исследователей, не существует единого мнения об определении понятия и содержании меры в виде помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД, что, в частности, может негативно сказываться как на организации профилактической деятельности органов внутренних дел, так и на профилактике преступности в целом.

Материалы и методы

Теоретическую основу исследования составили труды специалистов в области уголовного права и криминологии, административного права и процесса, прокурорского и судебного надзоров. В статье использованы нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы

20000 15000 10000 5000

43800 43800-13300

12213 11450 11053

-1-!-1-1-1-1-1-1-1-1

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

График 3

В то же время, изменение качественных характеристик общественно опасного поведения несовершеннолетних: увеличение их протест-ного потенциала, вовлечение в экстремистскую деятельность, совершение деяний, получающих большой общественный резонанс, требуют пересмотра и совершенствования сил и средств профилактики преступности несовершеннолетних. В современный период «в стратегических документах акцентируется внимание на широком круге задач — от необходимости нейтрализации криминогенности сферы жизнедеятельности несовершеннолетних до совершенствования системы предупреждения преступлений, совершаемых лицами несовершеннолетнего возраста» [2, с. 3], как одной из «самых криминогенно пораженных категорий населения» [3, с. 83].

Учитывая, что ЦВСНП ОВД является одним из ключевых субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений

1 Сборник по России о результатах работы ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за январь декабрь 2011-2020 гг. ГИАЦ МВД России // МВД РФ : [сайт]. URL: http://mvd. ru (дата обращения: 20.06.2021).

помещения и содержания несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД и иных учреждений принудительного содержания, статистические сведения о динамике наполняемости учреждений принудительного содержания, включая их графическое выражение, а также применяются общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, диалектический метод.

Описание исследования

Основания, порядок, условия помещения, а также категории помещаемых в ЦВСНП ОВД несовершеннолетних, определены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в приказе МВД России от 01 сентября 2012 года № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей». В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

— направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ);

— временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в СУВУЗТ в случаях необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего; необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания; злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования;

— самовольно ушедшие из СУВУЗТ;

— совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов;

— совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов;

— совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям

или иным законным представителям в течение 3-х часов1.

Следовательно, обобщенно можно сказать, что ЦВСНП ОВД — это учреждения, предназначенные для содержания трех групп несовершеннолетних: 1) направляемых в СУВУЗТ; 2) совершивших общественно опасные деяния; 3) совершивших административные правонарушения. При этом цели помещения и содержания указанных категорий несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД различны. Так, в отношении несовершеннолетних, направляемых в СУВУЗТ, ЦВСНП ОВД исполняют функцию доставления несовершеннолетних в указанные учреждения (подп. 3 п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 31 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ), а в отношении третьей группы несовершеннолетних — функцию передачи родителям или иным законным представителям. Единственная категория несовершеннолетних, в отношении которых законом прямо предусмотрена функция предупреждения повторных общественно опасных деяний, это несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Следует сказать, что некоторые исследователи отвергают воспитательно-профилактические функции ЦВСНП ОВД в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, до достижения возраста уголовной ответственности. Так, А. Губенко указывал, что «наряду с общим условием помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД, а именно совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, должны соблюдаться 6 факультативных условий (либо одно из них):

— необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья и личность несовершеннолетнего не установлена;

— необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья и несовершеннолетний не имеет места жительства, пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние;

— необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья, несовершеннолетний проживает на территории субъекта РФ, однако

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999 г. № 26. Ст. 3177; О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : приказ МВД РФ от 01 сентября 2012 года № 839 // Российская газета. 2012. 17 дек. (№ 290).

вследствие удаленности места проживания не может быть передан законным представителям в течение установленного срока;

— необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, если личность несовершеннолетнего не установлена;

— необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, если несовершеннолетний не имеет места жительства, пребывания или не проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено общественно опасное деяние;

— необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, если несовершеннолетний проживает на территории субъекта РФ, однако вследствие удаленности места проживания не может быть передан законным представителям в течение установленного срока» [4, с. 43].

Т. В. Дамбиева разделяет указанную позицию и добавляет: «Основной целью помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД является защита жизни и здоровья несовершеннолетнего в условиях отсутствия законного представителя, при этом профилактическая работа с несовершеннолетними является факультативной (второстепенной) задачей» [5, с. 110].

В данном случае, авторами утверждается, что в ЦВСНП ОВД могут помещаться только те несовершеннолетние, которые не могут быть немедленно переданы законным представителям или ожидают направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Однако следует признать, что решение вопроса о функциональной роли ЦВСНП ОВД представляется более сложным, ввиду разнообразия категорий несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП ОВД.

Мы можем частично согласиться с позицией А. Губенко и Т. В. Дамбиевой об особом исполнительно-обеспечительном характере деятельности ЦВСНП ОВД.

Так, несовершеннолетние, направляемые в СУВУЗТ, помещаются в ЦВСНП ОВД, в целях доставления несовершеннолетних в указанные учреждения. Учитывая, что место последующего обучения несовершеннолетнего в момент вынесения приговора (постановления) судом, неизвестно, так как оно определяется органом управления образованием, помещение в ЦВСНП ОВД указанной категории несовершеннолетних следует рассматривать как меру, обеспечивающую

беспрепятственное исполнение решения суда в части доставления несовершеннолетнего к месту обучения, минимизирующую вероятность уклонения несовершеннолетнего (его законных представителей) от исполнения решения суда либо совершения им новых преступлений или иных общественно опасных деяний в период ожидания путевки в СУВУЗТ. А помещение в ЦВСНП ОВД нарушителей норм административного законодательства (в том числе до достижения возраста привлечения к административной ответственности) — мерой, обеспечивающей «сохранность» несовершеннолетнего до передачи родителям или иным законным представителям.

Однако возможность помещения в ЦВСНП ОВД только тех несовершеннолетних, которые не могут быть немедленно переданы законным представителям, или ожидают направления в СУВУЗТ, на наш взгляд, не соответствует его правовой сущности и опосредованно опровергается положениями закона о порядке рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД. Так, в соответствии с п. 2 ст. 31.2 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в рассмотрении материалов о помещении в ЦВСНП ОВД в обязательном порядке участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители ЦВСНП ОВД и (или) ПДН ОВД. Возможность участия родителей и иных законных представителей в судебном заседании по рассмотрению вопроса о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД в целях их передачи законным представителям звучит абсурдно, так как сам факт рассмотрения материалов в таком случае теряет обоснованность и целесообразность.

Отрицание существенной профилактической роли ЦВСНП ОВД, представляется нам также неверным. Не случайно, в науке весьма распространенным является понимание данной меры как меры воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних. Так, большинство исследователей рассматривают помещение несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД, в основном, как «меру воздействия на несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, что позволяет им осознать противоправность своего поведения, встать на путь исправления и вернуться к нормальной законопослушной жизни» [6, с. 147]. Отдельные исследователи позиционируют ЦВСНП ОВД как «субъект юве-нальной юстиции, представляющий собой образ воспитательного и реабилитационного учреждения, открытого к взаимодействию

и сотрудничеству» [7, с. 65]. М. В. Соловейчик рассматривая помещение в ЦВСНП ОВД «как вид наказания за совершение административного правонарушения», сравнивает помещение в ЦВСНП ОВД с административным арестом, в итоге также приходит к выводу о профилактической сущности рассматриваемой меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей [8, с. 255]. Тем самым автор обращает внимание исключительно на профилактическое содержание данной меры государственного принуждения.

В то же время отдельные исследователи помимо профилактической функции указывают в качестве цели применения указанной меры «защиту прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от правона-рушающего поведения несовершеннолетних», или рассматривают ЦВСНП ОВД в качестве «мер оперативного размещения и временного проживания несовершеннолетних правонарушителей в целях пресечения их противоправной деятельности» [9, с 69; 10, с. 219].

А. Г. Сапрунов считает, что «введение самостоятельного основания помещения в ЦВСНП ОВД с целью предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния, по существу является ничем иным, как мерой взыскания за общественно опасное поведение» [11, с. 178]. Здесь, как видим, акцент сделан на изоляционной сути применяемой меры воздействия и ее карательной направленности.

И действительно, по форме и по принудительному характеру воздействия она вполне может исполнять функции наказания, с особой оговоркой о применении указанной меры на срок до 30 суток.

Кроме этого практика работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что в ЦВСНП ОВД несовершеннолетние помещаются лишь после применения к ним других мер воспитательного воздействия. Практически все к моменту помещения в ЦВСНП ОВД состояли на профилактическом учете за совершение общественно опасных деяний, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности (за исключением отдельных несовершеннолетних, которые совершили особо тяжкие деяния), рассматривались на заседаниях комиссий, к законным представителям применялись меры административной ответственности, т. е. с абсолютным большинством несовершеннолетних проводилась продолжительная профилактическая работа, которая не принесла должного результата [12].

Выводы

Таким образом, помещение в ЦВСНП ОВД применяется как одна из мер крайнего воздействия на несовершеннолетних, поскольку предыдущий комплекс мероприятий, проводимый с несовершеннолетним, не имел положительного эффекта, что позволяет нам говорить об особом исключительном характере меры в виде помещения в ЦВСНП ОВД.

Как бы то ни было, несмотря на принудительный характер применяемой к несовершеннолетнему меры, ограничивающей его свободу, все же характер и степень, применяемых к несовершеннолетнему ограничений, не должен соответствовать характеру и степени ограничений при назначении наказания в виде лишения свободы, поскольку в основу помещения в ЦВСНП ОВД закладывается не осуждение (порицание) лица от имени государства, а возникновение ситуации, требующей разрешения в особых условиях изоляции.

На наш взгляд, ни один из рассмотренных вариантов понимания специфики помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД, основанный исключительно на отождествлении его с исполнительно-обеспечительным, воспитательно-профилактическим учреждением либо с учреждением, дублирующим функции исполнения наказания, не может считаться удовлетворительным.

Несмотря на особый изоляционный характер рассматриваемой меры, совершение преступления, общественно опасного деяния или иного правонарушения является не поводом, в связи с которым рассматривается возможность помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД, а важным составным элементом наряду с необходимостью осуществить определенные действия, которые невозможно совершить без принудительной изоляции несовершеннолетнего.

Представляется, что содержание меры государственного принуждения в виде помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД имеет схожие черты с мерой воздействия в виде направления несовершеннолетних в СУВУЗТ [13, с. 73], однако помещение в ЦВСНП ОВД имеет определенную специфику и совмещает в себе исполнительно-обеспечительные, изоляционные и воспитательные компоненты, включающие:

— изъятие несовершеннолетнего из привычной микросоциальной среды;

— помещение несовершеннолетнего в условия временной изоляции ЦВСНП ОВД, ограничивающие в определенной степени его права и свободы и устанавливающие дополнительные обязанности;

— проведение с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в течение всего срока содержания в ЦВСНП ОВД;

— выявление и устранение причин и условий, послуживших основаниями помещения и содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД.

Заключение

Таким образом, в качестве выводов из исследования специфики меры государственного принуждения в виде помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП ОВД можно заключить, что:

1. Данную меру следует рассматривать в качестве особой меры государственного

принуждения, применяемой к несовершеннолетнему правонарушителю, в целях защиты его жизни и здоровья, а также принятия мер для его дальнейшего устройства, предупреждения повторных противоправных деяний, посредством проведения непрерывной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем в условиях временной изоляции.

2. Содержание меры государственного принуждения в виде помещения несовершеннолетних в ЦВСНП ОВД совмещает в себе обеспечительные, принудительные и воспитательные компоненты, и содержит в себе перечень взаимосвязанных элементов.

Список источников

1. Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) / / Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. Москва : Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

2. Демидова-Петрова Е. В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения : автореферат дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2019. 53 с.

3. Юзиханова Э. Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4 (30). С. 82-87.

4. ГубенкоА. Надзор за законностью помещения несовершеннолетних в Центры временного содержания // Законность. 2008. № 8. С. 41-44.

5. ДамбиеваТ. В. Содержание несовершеннолетних в Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в целях предупреждения совершения повторных общественно-опасных деяний и международные стандарты // Десятилетие детства: тенденции и перспективы развития дружественного к ребенку правосудия : материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Верховного суда Республики Бурятия. 2018. С. 109-114.

6. Подколозкина А. Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41). С. 145-147.

7. Галкина Н. В., Пахмутова Е. В. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как элемент системы ювенальной юстиции в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61). С. 62-66.

8. Соловейчик М. В. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как вид наказания за совершение административного правонарушения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения) : в 3-х томах. Под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. 2016. С. 251-255.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Семенец М. Ю. Понятие и содержание административно-правового статуса центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности правоохранительных органов : сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. Под общ. ред. Н. Н. Пилюгина. 2017. С. 67-73.

10. Потапов А. М., Ширяевская Н. П. Об особенностях помещения в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей / / Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика. Могилев : Могилев. институт МВД, 2016. 1 электрон. опт. диск (GD-R). С. 219-221. Текст (визуальный) : электронный.

11. Сапрунов А. Г. Проблемы правового регулирования профилактики социальных отклонений несовершеннолетних // Общество и право. 2011. № 3. С. 174-179.

12. Шестакова Е. В. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего, находящегося в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 2 (40). С. 226-232.

13. Боровиков С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива наказанию несовершеннолетних. Москва : Юрлитинформ, 2009. 176 с.

References

1. The Declaration of the Rights of the Child (adopted on 20.11.1959 by Resolution 1386 (XIV) at the 841st plenary session of the UN General Assembly). International Protection of Human Rights and Freedoms. Collection of documents. Moscow: Yuridicheskaya literatury. 1990. pp. 385-388. (In Russ.)

2. Demidova-Petrova E. V. Juvenile delinquency in modern Russia: theoretical-methodological and applied problems of its cognition and prevention. [abstract dissertation]. Kazan; 2019. (In Russ.)

3. Yuzikhanova E. G. Statistical indicators and trends in juvenile delinquency in modern Russia. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika [Legal Science and Law Enforcement Practice]. 2014;(4):82-87. (In Russ.)

4. Gubenko A. Supervision over the legality of the placement of minors in Temporary Detention Centers. Zakonnost [Legality]. 2008;(8):41-44. (In Russ.)

5. Dambieva T. V. Detention of minors in temporary detention centers for juvenile offenders in order to prevent repeated socially dangerous acts and international standards. The decade of childhood: trends and prospects of development of child-friendly justice. Materials of the VI International Scientific-Practical Conference dedicated to the 95th anniversary of the Supreme Court of the Republic of Buryatia. 2018. рр. 109-114. (In Russ.)

6. Podkolozkina A. Yu. Placement in the temporary detention center for juvenile offenders as a measure of influence on the unlawful behavior of minors. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2017;(1):145-147. (In Russ.)

7. Galkina N. V., Pakhmutova E. V. Temporary detention center for juvenile offenders as an element of juvenile justice system in Russia. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2015;(2):62-66. (In Russ.)

8. Soloveichik M. V. Placement in a temporary detention center for juvenile offenders as a form of punishment for committing an administrative offense. Topical problems of administrative and administrative-procedural law. Collection of articles on the materials of the annual all-Russian scientific-practical conference (Sorokin readings). in 3 vol. ed. by Yu. E.Avrutin, A. I. Kaplunov. 2016. p. 251-255. (In Russ.)

9. Semenets M. Y. The concept and content of the administrative-legal status of temporary detention centers for juvenile offenders. Topical issues of legal support of law enforcement bodies. Collection of materials of the inter-agency scientific-practical conference. ed. of N. N. Pilyugin. 2017. p. 67-73. (In Russ.)

10. Potapov A. M., Shiryaevskaya N. P. On the peculiarities of placement in the centers of temporary detention of juvenile offenders [on CD]. Aktual'nye voprosy sovremennoj yuridicheskoj nauki: teoriya, praktika, metodika [Actual issues of modern law science: theory, practice, methodology]. Mogilev: Mogilev. institute of MIA, 2016. p. 219-221. (In Russ.)

11. SaprunovA. G. Problems of legal regulation of prevention of social deviations of minors. Obshchestvo ipravo [Society and Law]. 2011;(3):174-179. (In Russ.)

12. Shestakova E. V. Criminological characteristic of the personality of a minor who is in the temporary detention center for juvenile offenders. Vestnik Kazanskogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2020;11(2):226-232. (In Russ.)

13. Borovikov S. A. Forced measures of educational influence as an alternative to punishment for minors. Moscow: Publishing house Yurlitinform; 2009. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 24.07.2021. Поступила после рецензирования / Received after review: 29.07.2021. Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.