Научная статья на тему 'О применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних'

О применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / MINOR / OFFENSE / TEMPORARY DETENTION CENTER / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тазетдинов Р.Р.

Освобождение несовершеннолетних лиц от отбывания лишения свободы с замещением наказания принудительным помещением их в специальные учреждения (ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации) судами применяется редко. Причинами этого является, по нашим результатам исследования, высокая конкуренция его с условным осуждением, а также не совсем четкая и недостаточно полная нормативно-правовая регламентация исполнения такой меры. В этой связи, возможно, есть необходимость выработки иной принудительной меры, представляющей собой особые условия воспитания, ограждающие несовершеннолетних правонарушителей от дальнейшей криминализации. Такой мерой может выступать помещение несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Данный участок принудительного воспитания представлен в виде краткосрочного реабилитационного воздействия на несовершеннолетних лиц в особых условиях педагогического режима и воспитания. Он предусматривает ограждение несовершеннолетних правонарушителей от криминального влияния и создает организационные и педагогико-социальные предпосылки для выбора оптимальных форм дальнейшей их социализации. Учреждения полиции в виде центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не имеют аналогов в современной правовой действительности, способных так же оперативно быть примененными для ограждения делинквента от деструктивной социальной микросреды, привития положительных привычек, связанных с распределением временных ресурсов, возвращением в учебный процесс. Требуется правовое регулирование применения данного участка профилактической работы в рамках уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением несовершеннолетними лицами преступлений небольшой и средней тяжести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тазетдинов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF COERCIVE EDUCATIONAL MEASURES APPLYING AGAINST MINORS

Releasing of minors from imprisonment with the punishment replacement by forcibly placing them in special institutions are rarely used by the courts. The reasons for this are, according to our research results, its high competition with the use of probation by the courts, and also the legal regulation for the implementation of such a measure is not quite clearly and sufficiently fully developed. In this regard, perhaps, there is a need to develop another coercive measure, which represents special conditions of education that protect juvenile offenders from further criminalization. Such a measure may be the placement of a juvenile delinquent in a temporary detention center for juvenile offenders. This area of compulsory education is presented in the form of a short-term rehabilitative impact on minors in the special conditions of the pedagogical regime and education. It provides for the protection of juvenile delinquents from criminal influence and creates organizational, pedagogical and social prerequisites for choosing the optimal forms for their further socialization. Police institutions in the form of temporary detention centers for juvenile delinquents have no analogues in modern legal reality, which can also be quickly used to protect the delinquent from the deconstructive social microenvironment, to instill positive habits associated with the distribution of temporary resources, and return to the educational process. The legal regulation of the use of this section of preventive work in the framework of criminal law relations arising in connection with the commission of minor crimes by minor and medium gravity is required.

Текст научной работы на тему «О применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних»

О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУД ИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ON THE ISSUE OF COERCIVE EDUCATIONAL MEASURES APPLYING AGAINST MINORS

УДК 343.35

Р.Р. ТАЗЕТДИНОВ,

адъюнкт

(Уфимский юридический институт МВД России, Россия, Уфа) divorcedin2015@yandex.ru

R.R. TAZETDINOV,

Postgraduate (Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia)

Аннотация: освобождение несовершеннолетних лиц от отбывания лишения свободы с замещением наказания принудительным помещением их в специальные учреждения (ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации) судами применяется редко. Причинами этого является, по нашим результатам исследования, высокая конкуренция его с условным осуждением, а также не совсем четкая и недостаточно полная нормативно-правовая регламентация исполнения такой меры. В этой связи, возможно, есть необходимость выработки иной принудительной меры, представляющей собой особые условия воспитания, ограждающие несовершеннолетних правонарушителей от дальнейшей криминализации. Такой мерой может выступать помещение несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Данный участок принудительного воспитания представлен в виде краткосрочного реабилитационного воздействия на несовершеннолетних лиц в особых условиях педагогического режима и воспитания. Он предусматривает ограждение несовершеннолетних правонарушителей от криминального влияния и создает организационные и педагогико-социальные предпосылки для выбора оптимальных форм дальнейшей их социализации. Учреждения полиции в виде центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей не имеют аналогов в современной правовой действительности, способных так же оперативно быть примененными для ограждения делинквента от деструктивной социальной микросреды, привития положительных привычек, связанных с распределением временных ресурсов, возвращением в учебный процесс. Требуется правовое регулирование применения данного участка профилактической работы в рамках уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением несовершеннолетними лицами преступлений небольшой и средней тяжести.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правонарушение, центр временного содержания, воспитание.

Для цитирования: Тазетдинов Р.Р. О применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 25-28.

Abstract: releasing of minors from imprisonment with the punishment replacement by forcibly placing them in special institutions are rarely used by the courts. The reasons for this are, according to our research results, its high competition with the use of probation by the courts, and also the legal regulation for the implementation of such a measure is not quite clearly and sufficiently fully developed. In this regard, perhaps, there is a need to develop another coercive measure, which represents special conditions of education that protect juvenile

offenders from further criminalization. Such a measure may be the placement of a juvenile delinquent in a temporary detention center for juvenile offenders. This area of compulsory education is presented in the form of a short-term rehabilitative impact on minors in the special conditions of the pedagogical regime and education. It provides for the protection ofjuvenile delinquents from criminal influence and creates organizational, pedagogical and social prerequisites for choosing the optimal forms for their further socialization. Police institutions in the form of temporary detention centers for juvenile delinquents have no analogues in modern legal reality, which can also be quickly used to protect the delinquent from the deconstructive social microenvironment, to instill positive habits associated with the distribution of temporary resources, and return to the educational process. The legal regulation of the use of this section of preventive work in the framework of criminal law relations arising in connection with the commission of minor crimes by minor and medium gravity is required.

Keywords: minor, offense, temporary detention center, education.

For citation: Tazetdinov R.R. On the issue of coercive educational measures applying against minors // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 25-28.

В процессе взросления несовершеннолетнего происходит изменение его личности в результате постоянного взаимодействия с окружающей действительностью. Как результат влияния криминальных детерминантов данное развитие принимает окрас девиантного характера. И в определенный период наступает момент, когда основной инструмент профилактического воздействия в виде беседы по тем или иным причинам перестает оказывать свой должный эффект. Возникает необходимость в применении средства экзистенциального характера, не имеющего ничего общего с теми средствами, которые применялись в отношении делинквента ранее. Подобным средством может выступать любое общественное вмешательство, способное изменить устоявшиеся, привычные социально и психологически обусловленные синергетические реалии бытия ребенка. Однако результат такого экзистенциального воздействия обусловлен выбором такого средства. Так, лишение свободы является наиболее мощным средством ограничительного воздействия. Однако оно скорее приведет к тем негативным изменениям в личности несовершеннолетнего, которые будут доминировать либо иметь выраженное внешнее проявление, преобладать в мотивации выбора поведения или формировании фона в социальной ориентации. И в данном случае возникает необходимость перехода от применения «изоляции от общества» к «ограждению от активного криминального влияния - криминализации», что требует выработки особых государственных мер в отношении несовершеннолетних.

Такими мерами, применяемыми в отношении нарушивших уголовный запрет несовершеннолетних лиц, могут выступать принудительные меры в виде помещения их в центр временного содержания для несовершеннолетних правона-

рушителей (далее - ЦВСНП), а также направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее - СУВУ ЗТ). В данных учреждениях реализуется указанный принцип «ограждения от криминализации», основанный на особых условиях содержания и воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

Однако применение названных средств ограничено законодательно, не всегда отвечает требованиям обеспечения благополучия ребенка, учитывает опыт истории формирования в России практики специфической посткриминальной «социализации» несовершеннолетних лиц.

Статистические данные указывают на то, что судами Республики Башкортостан (далее - РБ) в первом полугодии 2019 года от уголовного наказания на основании ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) были освобождены только 8 несовершеннолетних [1]. При этом за совершение общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности принудительная мера в виде помещения в СУВУ ЗТ, вне уголовно-правовых отношений, была применена в отношении 57 несовершеннолетних или на 7 раз больше, чем в отношении первой категории несовершеннолетних. При этом несовершеннолетними за указанный период было совершено 250 (+25) преступлений средней тяжести и 109 (+32) тяжких преступлений [5].

Примененный нами метод анализа эмпирического материала дает право сделать некоторые выводы, указывающие на то, что существующие ныне правовые варианты применения указанных институтов (ЦВСНП, СУВУ ЗТ) не всегда вписываются в жизненные реалии и не всегда учитывают возникшую необходимость применения особых условий воспитания.

Проследим на примере: несовершеннолетняя З. (15 лет) 25.10.2018 поставлена на профилактический учет как несовершеннолетняя, совершившая антиобщественные действия [6], т.к. она не посещала учебные занятия в школе, распоряжалась своим свободным временем полностью самостоятельно, законный представитель перестала быть авторитетом для нее.

В ходе самовольных уходов несовершеннолетняя З. выезжала за пределы РБ и совершала преступления, были возбуждены уголовные дела.

В ходе рассмотрения уголовного дела в суде комиссия вышла с ходатайством об освобождении несовершеннолетней З. от наказания с направлением в СУВУ ЗТ, на основании ч. 2 ст. 92 УК РФ [2].

На необходимость применения особых условий воспитания указывали все имеющиеся данные: несовершеннолетняя З. не признавала авторитета своей матери, школу не посещала, совершала самовольные уходы из семьи, совершала преступления. То есть вместо получения образования и социализации в семье и школе З. оказалась вне рамок естественной социализации, а также принудительной опеки, контроля и воздействия. Это привело к ситуации криминализации несовершеннолетней З.

В рамках рассмотрения уголовного дела, возбужденного по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 150 УК РФ в отношении совершеннолетней М., и п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ - несовершеннолетней З., судья осознавал необходимость незамедлительного «ограждения от криминализации» несовершеннолетней З. При этом учитывался факт совершения преступления в группе лиц с участием совершеннолетней обвиняемой М., которая вовлекла несовершеннолетнюю З. в совершение хищения. Однако конструкция ч. 2 ст. 92 УК РФ предусматривает помещение несовершеннолетнего лица в СУВУ ЗТ только в случае осуждения его к лишению свободы. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые.

Пятнадцатилетняя несовершеннолетняя З. совершила преступление средней тяжести, предусмотренное п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ впервые, в связи с чем ей не могло быть назначено наказание в виде лишения свободы, и, соответственно, поместить ее в СУВУ ЗТ правовых оснований не было.

Решением суда несовершеннолетняя была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и

освобождена от наказания с применением к ней принудительных мер воспитательного воздействия, согласно ст. 90 УК РФ [4].

Следующим своим постановлением по делу 7-3/2019 от 15.03.2019, продолжая заседание, судья в целях предупреждения последующих правонарушений со стороны несовершеннолетней З. принимает решение о помещении ее в ЦВСНП МВД по РБ сроком до 30 суток на основании ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

При этом указанный закон предусмотрел исчерпывающий перечень из шести категорий несовершеннолетних, которые могут быть помещены в ЦВСНП, и данный перечень не включает несовершеннолетних, освобожденных от уголовного наказания на основании ч. 1 ст. 92 УК РФ.

Таким образом, в указанной ситуации, учитывая личность несовершеннолетней З., ее криминологические характеристики, а именно: возраст, подверженность к манипуляции со стороны старших по возрасту лиц, ее образ жизни, отсутствие контролирующего воздействия со стороны законного представителя, возникла необходимость применения принудительной меры воспитательного воздействия, которая находилась бы между предупреждением и помещением в СУВУ ЗТ и выражалась бы в помещение в ЦВСНП, и суды имели бы возможность применять указанную меру.

Несовершеннолетняя З. содержалась в ЦВСНП с 15.03.2019 по 14.04.2019. За это время с ее стороны грубых нарушений правил поведения допущено не было, на замечания реагировала адекватно. Проявила себя как дисциплинированная, отзывчивая, трудолюбивая несовершеннолетняя. Причиной, повлекшей совершение правонарушений несовершеннолетней З., послужило отсутствие должного контроля и воспитания со стороны семьи [3].

Таким образом, в данное время назрела необходимость применения профилактических и коррекционных возможностей ЦВСНП в отношении несовершеннолетних, освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Особая профессиональная деятельность ЦВСНП сочетает в себе реализацию краткосрочного восстановительного воздействия на несовершеннолетних лиц в особых условиях педагогического режима и воспитания, Она предусматривает ограждение несовершеннолетних правонарушителей от криминального влияния и создает организационные и педагогико-социальные предпосылки для выбора оптимальных форм дальнейшей их социализации

- Литература -

1. Отчет форма «539» о результатах работы ЦВСНП МВД по РБ за полугодие 2019 года. - Уфа, 2019. (Документ опубликован не был).

2. Письмо КДН и ЗП Администрации Советского района ГО город Уфа судье Советского районного суда г. Уфы РБ Р.Р. Габдрах-манову от 18.03.2019 № 102/17-25. - Уфа, 2019. - 2 С. (Документ опубликован не был).

3. Письмо Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по РБ от 17.04.2019 № 39/377 СЭД МВД «Об организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетней». - Уфа, 2019. - 2 С. (Документ опубликован не был).

4. Приговор Советского районного суда г Уфы РБ от 20.03.2019 по обвинению М., З. по уголовному делу № 1-169/2019 (Документ опубликован не был).

5. Таблица 118 / Совершено несовершеннолетними // Сведения ИЦ МВД по РБ о состоянии преступности и правопорядка в Республике Башкортостан на 30.06.2019 [Электронный ресурс] Уфа, 2019. (Документ опубликован не был).

6. Учетно-профилактическое дело № 26/18 на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних Отдела полиции № 7 Управления МВД России по городу Уфе.

= References =

1.Otchet forma «539» o rezul'tatax raboty' CzVSNP MVD po RB za polugodie 2019 goda. - Ufa, 2019. (Dokument opublikovan ne by'l).

2.Pis'mo KDN i ZP Administracii Sovetskogorajona GO gorod Ufa sud'e Sovetskogo rajonnogo suda g. Ufy' RB R.R. Gabdraxmanovu ot 18.03.2019 № 102/17-25. - Ufa, 2019. - 2 S. (Dokument opublikovan ne by'l).

3.Pis'mo Centra vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnix pravo-narushitelej MVD po RB ot 17.04.2019 № 39/377 SE'D MVD «Ob organizacii vos-pitatel'no-profilakticheskoj raboty' s nesovershennoletnej». - Ufa, 2019. - 2 S. (Dokument opublikovan ne by'l).

4.Prigovor Sovetskogo rajonnogo suda g. Ufy' RB ot 20.03.2019 po obvineniyu M., Z. po ugolovnomu delu № 1-169/2019 (Dokument opublikovan ne by'l).

5.Tablicza 118 / Soversheno nesovershennoletnimi // Svedeniya ICz MVD po RB o sostoyanii prestupnosti i pravoporyadka v Respublike Bashkortostan na 30.06.2019 [E lektronny jresurs] Ufa, 2019. (Dokument opublikovan ne by l).

6.Uchetno-profilakt¡cheskoe delo № 26/18 na nesovershennoletnego, sostoyashhego na profilakticheskom uchete v podrazdelenii po delam nesovershennoletnix Otdela policii № 7 Upravleniya MVD Rossii po gorodu Ufe.

(статья сдана в редакцию 25.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.