Научная статья на тему 'Проблемы освобождения несовершеннолетних от административной ответственности'

Проблемы освобождения несовершеннолетних от административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1207
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ МОРАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ТРУДОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закопырин Владимир Николаевич

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с освобождением несовершеннолетних от административной ответственности, предметом совокупность административноправовых норм, регулирующих процесс освобождения несовершеннолетних от административной ответственности. Результатом стали научно сформулированные идеи, направленные на совершенствование института освобождения от административной ответственности, снятия обязанности с несовершеннолетнего претерпевать меры административного наказания.Предложена система мер, заменяющих административное наказание, которые условно можно разделить на следующие группы: разовые меры морально-воспитательного воздействия; меры имущественного и трудового воздействия; меры, связанные с контролем за поведением несовершеннолетнего в сочетании с предъявляемыми к нему требованиями, направленными на исключение криминального воздействия со стороны окружающей среды; меры, связанные с ограничением свободы путем помещения в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Закопырин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RELEASE OF MINORS FROM ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The public relations connected with release of minors from the administrative responsibility act as object of research. A subject set of the administrative precepts of law regulating process of release of minors from the administrative responsibility. Scientifically formulated ideas directed to enhancement of institute of release from the administrative responsibility, removal of an obligation from the minor to undergo measures of administrative punishment became result.The system of the measures replacing administrative punishment which can conditionally be allocated in the following groups is offered: one-time measures of moral and educational impact; measures of property and labor impact; the measures connected with control of behavior of the minor in combination with the requirements imposed to it directed to an exception of criminal impact from environment; the measures connected with restriction of freedom by the placement to detention center of minor offenders.

Текст научной работы на тему «Проблемы освобождения несовершеннолетних от административной ответственности»

УДК 342.9.086:343.915

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЗАКОПЫРИН,

кандидат юридических наук, доцент Института подготовки государственных и муниципальных служащих (Академия ФСИН России), e-mail: bob7238@mail.ru

проблемы освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

Реферат: объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с освобождением несовершеннолетних от административной ответственности, предметом - совокупность административно-правовых норм, регулирующих процесс освобождения несовершеннолетних от административной ответственности. Результатом стали научно сформулированные идеи, направленные на совершенствование института освобождения от административной ответственности, снятия обязанности с несовершеннолетнего претерпевать меры административного наказания.

Предложена система мер, заменяющих административное наказание, которые условно можно разделить на следующие группы: разовые меры морально-воспитательного воздействия; меры имущественного и трудового воздействия; меры, связанные с контролем за поведением несовершеннолетнего в сочетании с предъявляемыми к нему требованиями, направленными на исключение криминального воздействия со стороны окружающей среды; меры, связанные с ограничением свободы путем помещения в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: административно-правовые нормы, освобождение от административной ответственности, несовершеннолетние, освобождение от наказания, принудительные меры воспитательного воздействия, меры морально-воспитательного воздействия, меры имущественного и трудового воздействия.

Согласно общей теории права под правонарушением обычно понимается виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность [1, с. 221; 2, с. 331]. Это понятие охватывает все деяния, которые обладают перечисленными признаками, в том числе совершенные подростками. Проступки неделиктоспособных несовершеннолетних, причиняющие вред общественным отношениям, охраняемым нормами уголовного и административного права, правонарушениями не являются. Недостижение возраста деликтоспособности предполагает отсутствие полного понимания несовершеннолетним значимости своего деяния и его последствий. В этом плане удачно высказался И. И. Карпец: «Молодой человек не может воспринять и воспроизвести в своих поступках то, чего он не видел и чего он не знает» [3, с. 54]. Такие подростки, на наш взгляд, нуждаются в социальной абилитации, то есть привитии необходимых знаний, умений и навыков, которыми они ранее не обладали.

Фактическое совершение подростком административного правонарушения должно быть винов-

ным, то есть предполагать способность несовершеннолетнего сознавать общественную вредность и противоправность своих деяний, а также предвидеть возможность наступления общественно вредных последствий. Только в этом случае применение к нему мер административной ответственности будет обоснованным и необходимым. В то же время не могут быть признаны виновными действия лица, хотя и совершившего противоправное деяние, но в силу возраста не обладающего достаточным комплексом знаний и навыков, жизненным опытом, позволяющим выбрать правомерный вариант поведения. В связи с этим нам представляется целесообразным дополнить ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) ч. 3 следующего содержания: «Если несовершеннолетний достиг 16-летнего возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно вредного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную вредность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит административной ответственности».

© Закопырин В. Н., 2016

Под основанием освобождения от юридической ответственности следует понимать юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпевать меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение. Освобождение от юридической ответственности - отказ компетентных органов государства в предусмотренных законом случаях от осуждения (порицания) поведения и применения мер государственного принуждения.

Освобождение от юридической ответственности представляет собой предусмотренное действующим законодательством устранение неблагоприятных правовых последствий для лица, совершившего правонарушение.

Выделяют полное и частичное освобождение от правовой ответственности. Понятие «освобождение от юридической ответственности» надо отличать от понятий «исключение юридической ответственности», «освобождение от наказания».

Различие между понятиями состоит в том, что если освобождение от правовой ответственности предполагает снятие обязанности претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение, то с исключением правовой ответственности связывается недопустимость правовой ответственности.

Нетождественность освобождения от правовой ответственности и исключение ее состоит в том, что в первом случае правонарушение имеет место в действиях лица, тогда как во втором - состав правонарушения отсутствует [4].

Освобождение от юридической ответственности и освобождение от наказания имеют принципиальную общность, которая заключается в том, что в обоих случаях государство отказывается подвергать виновного мерам принуждения, которые предусмотрены законом. Вместе с тем эти правовые явления существенно отличаются друг от друга.

Во-первых, по основаниям применения. Освобождение от ответственности допускается по общему правилу лишь в тех случаях, когда правонарушение не представляет большой общественной опасности, тогда как освобождение от наказания с этим признаком жестко не связано.

Во-вторых, от административной ответственности лицо может быть освобождено на любой стадии производства по делам об административных правонарушениях, от наказания лицо может быть освобождено только после вынесения постановления о назначении административного наказания [5, с. 101-107].

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комис-

сией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ). К ним могут применяться следующие меры воспитательного характера: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 'Л минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий Л минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, и некоторые другие. Несмотря на то что в Положении о КДН 1967 г. указанные меры нормативно определены, их применение является весьма спорным. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» фактически утратил силу в связи с внесением изменений в декабре 2012 г. в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принятием постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Не совсем корректна позиция законодателя и по правовой основе мер воздействия в отношении несовершеннолетних. Законодатель предлагает устанавливать эти меры законодательством как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, не называя их. Получается, что единой системы мер воздействия нет и в субъектах РФ данные меры могут значительно отличаться. В связи с этим предлагаем попытаться разобраться в правовой природе этих мер. Следует отметить, что их правовая природа до сих пор является дискуссионной. Одни авторы полагают, что речь идет об общественных мерах принудительно-воспитательного характера [6, с. 36], другие - в результате сравнительного анализа этих мер с принудительными мерами воспитательного воздействия, предусмотренными уголовным законодательством (ст. 90, 91 УК РФ), приходят к выводу о том, что следует говорить о государственном принуждении [7, с. 67; 8, с. 122-123]. Существует и третья точка зрения, согласно которой названные меры можно рассмат-

ривать в качестве специфических административно-правовых санкций [9, с. 138-139].

На наш взгляд, все меры воздействия, применяемые КДНиЗП к несовершеннолетним правонарушителям, являются принудительными, что находит свое выражение, с одной стороны, в их применении независимо от согласия правонарушителя, с другой - в обязанности последнего претерпеть связанные с ними лишения личного, имущественного и иного характера. Данные обстоятельства сближают принудительные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, и принудительные меры воспитательного воздействия к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, в связи с освобождением от уголовной ответственности [10]. В целях единообразного подхода к мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним правонарушителям, следует и в случае освобождения от административной ответственности применять те же меры, которые предусмотрены ст. 90 УК РФ. Вместе с тем принципиальной ошибкой было бы сближать меры, применяемые в соответствии с УК РФ, и принудительные меры, предусмотренные по административно-правовым деликтам. Они качественно различны по основаниям применения, но не по целям применения.

В соответствии со ст. 90-92 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия назначаются и реализуются в качестве вида уголовно-правового воздействия. Следует иметь в виду, что освобождение от уголовной ответственности в этом случае фактически носит условный характер. Ведь согласно ч. 4 ст. 90 УК РФ при систематическом неисполнении несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера может быть отменена, а материалы уголовного дела направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Принципиально по-иному выглядят принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ. Принудительные меры воспитательного воздействия в этом случае назначаются и реализуются в качестве вида административно-правового воздействия. Исторический опыт работы КДНиЗП показал целесообразность их полномочий по освобождению от ответственности, если личность не является запущенной, а условия жизни позволяют обеспечить эффективное социально-педагогическое воздействие и контроль [10]. Полученный урок будет закреплен принудительной мерой воспитательного воздействия и специально разработанной процедурой разъяснения ее значения, чтобы не возникло представления о безнаказанности.

Рассмотрим понятие «принудительные меры воспитательного воздействия» в сравнении с понятием «наказание» в административно-правовом смысле.

Принудительные меры воспитательного воздействия в отличие от административного наказания не создают состояния административной наказанности. Кроме того, главное отличие - в содержании административного наказания и рассматриваемых мер. В наказании на первом месте стоит государственное принуждение, которое проявляется в ограничении или лишении прав и свобод виновного. В принудительных мерах воспитательного воздействия на первом месте - социальная, психолого-педагогическая помощь, необходимая для того, чтобы сформировать или помочь сформировать критичность в управлении собственным поведением, ориентацию на базовые ценности общества, новые стереотипы поведения. Именно в этом состоит альтернатива принудительных мер воспитательного воздействия обычному наказанию.

С этой точки зрения надо признать систему мер, заменяющих наказание, которая дана в ст. 90-92 УК РФ, близкой к оптимальной. Выбор одной или нескольких мер (законом предусмотрена и возможность их сочетания в соответствии с требованиями индивидуализации уголовной ответственности) позволяет с меньшими издержками добиться тех же целей, что и наказанием.

Согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены такие принудительные меры воспитательного воздействия, как: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Наиболее легкой из них для несовершеннолетнего является предупреждение, которое носит публично порицающий характер. Целью данной меры воспитательного воздействия является разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и она каких-либо правовых последствий не имеет. Предупреждение как вид административного наказания отличается от предупреждения - разновидности мер воспитательного воздействия. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами: 1) находит свое выражение в официальном порицании; 2) может применяться как к физическому, так и к юридическому лицу; 3) выносится в письменной форме; 4) лицо, подвергнутое ему, считается наказанным в течение одного года.

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, осуществляемая

с их согласия, означает возложение на указанных лиц обязанности посредством постоянного контроля за несовершеннолетним обеспечить его социально позитивное поведение. При этом возложение на лиц или специализированный государственный орган, под надзор которых передан ребенок или подросток, обязанностей по воспитательному воздействию на него требует разъяснения органа, назначившего такую меру, по поводу объема и содержания этих обязанностей. Длительность этой меры, на наш взгляд, не должна превышать одного года.

Обязанность загладить причиненный вред также выступает в качестве меры воспитательного воздействия. Такая обязанность состоит в устранении непосредственно самим несовершеннолетним причиненного вреда либо в возмещении материального ущерба. Исходя из этого при назначении данной меры учитываются имущественное положение подростка, наличие у него соответствующих трудовых навыков, а также состояние его здоровья. Это необходимо для решения вопроса о возможности возложения на несовершеннолетнего, например, обязанности лично, своим трудом изготовить или восстановить уничтоженное или поврежденное им имущество, что имеет особенно важное воспитательное значение.

Наиболее серьезной мерой воспитательного воздействия выступает ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Она связана с заметным ограничением свободы правонарушителя и ставит последнего под контроль специализированных государственных органов. Цель данной меры - ограждение несовершеннолетнего от негативных влияний среды. Как показал опрос сотрудников отделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Костромской, Ря-

занской и Кировской областям [10], изоляция от криминального влияния окружающей среды на подростка, пусть даже и кратковременная, переключение его интересов способствуют тому, что многие несовершеннолетние, вступающие на путь совершения правонарушений, в последующем пересматривают свое поведение и в поле зрения полиции больше не попадают.

Эффективной мерой воспитательного воздействия, на наш взгляд, может стать помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) на кратковременный, не более 3-5 суток, срок по решению суда. Согласно экспертному опросу работников КДНиЗП Ярославской, Тульской и Рязанской областей более 80 % опрошенных, проработавших с детьми 20 и более лет, считают, что имеющийся арсенал правовых средств воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей недостаточен и предлагают дополнить его вышеуказанной мерой. Целесообразнее всего данную меру воспитательного воздействия применять к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, влекущее за собой в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Характеризуя систему мер, заменяющих административное наказание, в целом можно условно разделить их на следующие группы: разовые меры морально-воспитательного воздействия; меры имущественного и трудового воздействия; меры, связанные с контролем за поведением несовершеннолетнего в сочетании с предъявляемыми к нему требованиями, направленными на исключение криминального воздействия со стороны окружающей среды; меры, связанные с ограничением свободы путем помещения в ЦВСНП.

Список литературы

1. Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций. Саранск, 1994. 421 с.

2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб. пособие / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1998. 342 с.

3. Карпец И. И. Проблемы преступности. М., 1969. 254 с.

4. Проблемы юридической ответственности : учеб. пособие. Рязань, 2013. 215 с.

5. Закопырин В. Н. Актуальные вопросы совершенствования административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по делам об административных правонарушениях // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 101-107.

6. Клюшниченко А. П. Административная и общественная ответственность несовершеннолетних. Киев, 1980. 98 с.

7. Барило Т. С. Комиссии по делам несовершеннолетних. Киев, 1971. 126 с.

8. Абдуллаев Э. И. Проблемы борьбы с административными правонарушениями несовершеннолетних // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 122-123.

9. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М., 1975. 204 с.

10. Закопырин В. Н. Административный статус комиссий по делам несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 224 с.

VLADIMIR NIKOLAEVICH ZAKOPYRIN,

phd in law,

associate professor, administrative and financial law department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: bob7238@mail.ru

problems of release of minors from administrative responsibility

Abstract: the public relations connected with release of minors from the administrative responsibility act as object of research. A subject - set of the administrative precepts of law regulating process of release of minors from the administrative responsibility. Scientifically formulated ideas directed to enhancement of institute of release from the administrative responsibility, removal of an obligation from the minor to undergo measures of administrative punishment became result.

The system of the measures replacing administrative punishment which can conditionally be allocated in the following groups is offered: one-time measures of moral and educational impact; measures of property and labor impact; the measures connected with control of behavior of the minor in combination with the requirements imposed to it directed to an exception of criminal impact from environment; the measures connected with restriction of freedom by the placement to detention center of minor offenders.

Key words: administrative precepts of law, release from the administrative responsibility, minors, release from punishment, enforcement powers of educational impact, measures of moral and educational impact, measures of property and labor impact.

References

1. Komarov S. A. Obshhaja teorija gosudarstva i prava [General theory of the state and law]. Saransk, 1994. 421 p.

2. Hropanjuk V. N. Teorija gosudarstva i prava [Theory of the state and law]. Under the editorship of V. G. Strekozov. Moscow, 1998. 342 p.

3. Karpec I. I. Problemy prestupnosti [Crime problems]. Moscow, 1969. 254 p.

4. Problemy juridicheskoj otvetstvennosti [Problems of legal responsibility]. Ryazan, 2013. 215 p.

5. Zakopyrin V. N. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav po delam ob administrativnyh pravonarushenijah [Topical issues of enhancement of administrative and jurisdictional activities of the commissions on affairs of minors and protection of their rights on cases of administrative offenses]. Vestnik Rjazanskogo filiala Mosk-ovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Ryazan branch of the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007, no. 1, pp. 101-107.

6. Kljushnichenko A. P. Administrativnaja i obshhestvennaja otvetstvennost' nesovershennoletnih [Administrative and public responsibility of minors]. Kiev, 1980. 98 p.

7. Barilo T. S. Komissii po delam nesovershennoletnih [Commissions on affairs of minors]. Kiev, 1971. 126 p.

8. Abdullaev Je. I. Problemy bor'by s administrativnymi pravonarushenijami nesovershennoletnih [Problems of fight against administrative offenses of minors]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo - Soviet state and law, 1986, no.10,pp.122-123.

9. Veremeenko I. I. Administrativno-pravovye sankcii [Administrative legal sanctions]. Moscow, 1975. 204 p.

10. Zakopyrin V. N. Administrativnyj status komissij po delam nesovershennoletnih. Dis. kand. jurid. nauk [Administrative status of the commissions on affairs of minors. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 2006. 224 p.

© Zakopyrin V. N., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.