Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРОСТОК / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ / ПРОФИЛАКТИКА / TEMPORARY DETENTION CENTER / MINOR / JUVENILE / DEVIANT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL WORK WITH MINOR DELINQUENTS / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

В статье проанализированы причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения, рассмотрены формы девиантного поведения, сформулированы рекомендации по организации психологической работы с лицами, содержащимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Выявлено, что в происхождении девиантного поведения подростков большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как ребенок проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье, личностные особенности подростков, которые возникли в большей мере из-за упущений в семейном воспитании. Показано, что выявление причин и мотивов, заставивших подростка совершить правонарушение, оказание консультационной помощи родителям или законным представителям несовершеннолетних по нормализации внутрисемейных отношений, индивидуальный подход при организации профилактической работы с учетом личностных особенностей подростков способствуют оптимизации психологической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Авторы считают, что основной акцент в организации психологической работы с детьми и подростками, содержащимися в ЦВСНП, должен быть сделан на коррекцию системы ценностей личности, поскольку преступления совершаются несовершеннолетними в силу роста потребительской ориентации на фоне утраты моральных ценностей, а также из-за потребности подростков во включении в обособленные группы на фоне нарушения отношений с окружающей средой обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REASONS AND CONDITIONS OF DEVIANT BEHAVIOR OF JUVENILES IN THE TEMPORARY DETENTION CENTERS FOR MINOR DELINQUENTS

The article analyzes the causes of deviations in the behavior of juveniles and the conditions for their elimination, considers forms of deviant behavior, it formulates recommendations for organizing psychological work with minors held in temporary detention centers for minor offenders. It was revealed that an important role play defects of legal and moral education, neglect, lack of parental control over how the child spends free time, imperfection of the personality formation process, the negative influence of the family and immediate environment and their value orientations, the conflict situation in the origin of the deviant behavior of the minor family, personal characteristics of minors, which arose to a greater extent due to omissions in family education. It is shown that identifying the causes and motives that caused the juvenile to commit an offense, providing counseling to parents or legal representatives of minors to normalize family relationships, an individual approach to organizing preventive work taking into account the personality characteristics of juveniles, help optimize the psychological work with minors held in the temporary detention center for minor offenders. The authors believe that the main emphasis in the organization of psychological work with children and juveniles hold in the temporary detention centers for minor offenders should be made on the correction of the personal value system, since crimes are committed by minors due to the growth of consumer orientation against the background of the loss of moral values, as well as because of the needs of juveniles in inclusion in isolated groups on the background of a violation of relations with the environment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

ПСИХОЛ 1ОГИЧЕ СКИЕ НАУКИ а

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-400-406 УДК 159.9:343.85

Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей

в. Л. ЦВЕТКОВ

Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-8045, e-mail: czvetkov_slava@inbox.ru Т. А. ХРУСТАЛЕВА

Московский областной филиал Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, Московская область, Рузский район, поселок Старотеряе-во, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9709-2121, e-mail: khrustalev100@mail.ru

Реферат. В статье проанализированы причины отклонений в поведении подростков и условия их устранения, рассмотрены формы девиантного поведения, сформулированы рекомендации по организации психологической работы с лицами, содержащимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Выявлено, что в происхождении девиантного поведения подростков большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как ребенок проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье, личностные особенности подростков, которые возникли в большей мере из-за упущений в семейном воспитании.

Показано, что выявление причин и мотивов, заставивших подростка совершить правонарушение, оказание консультационной помощи родителям или законным представителям несовершеннолетних по нормализации внутрисемейных отношений, индивидуальный подход при организации профилактической работы с учетом личностных особенностей подростков способствуют оптимизации психологической работы с несовершеннолетними, содержащимися в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

Авторы считают, что основной акцент в организации психологической работы с детьми и подростками, содержащимися в ЦВСНП, должен быть сделан на коррекцию системы ценностей личности, поскольку преступления совершаются несовершеннолетними в силу роста потребительской ориентации на фоне утраты моральных ценностей, а также из-за потребности подростков во включении в обособленные группы на фоне нарушения отношений с окружающей средой обитания.

Ключевые слова: центр временного содержания; несовершеннолетний; подросток; отклоняющееся поведение; психологическая работа с несовершеннолетними правонарушителями; профилактика.

19.00.06 - Юридическая психология.

Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Пенитенциарная наука. 2020; 14 (3):400-406. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-400-406.

Psychological reasons and conditions of deviant behavior of juveniles in the temporary detention centers

for minor delinquents

V. L. TSVETKOV

the Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-8045, e-mail: czvetkov_slava@inbox.ru T. A. KHRUSTALEVA

the Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow region, Ruzsky district, Staroteryaevo village, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9709-2121, e-mail: khrustalev100@mail.ru

Abstract: The article analyzes the causes of deviations in the behavior of juveniles and the conditions for their elimination, considers forms of deviant behavior, it formulates recommendations for organizing psychological work with minors held in temporary detention centers for minor offenders.

It was revealed that an important role play defects of legal and moral education, neglect, lack of parental control over how the child spends free time, imperfection of the personality formation process, the negative influence of the family and immediate environment and their value orientations, the conflict situation in the origin of the deviant behavior of the minor family, personal characteristics of minors, which arose to a greater extent due to omissions in family education.

It is shown that identifying the causes and motives that caused the juvenile to commit an offense, providing counseling to parents or legal representatives of minors to normalize family relationships, an individual approach to organizing preventive work taking into account the personality characteristics of juveniles, help optimize the psychological work with minors held in the temporary detention center for minor offenders.

The authors believe that the main emphasis in the organization of psychological work with children and juveniles hold in the temporary detention centers for minor offenders should be made on the correction of the personal value system, since crimes are committed by minors due to the growth of consumer orientation against the background of the loss of moral values, as well as because of the needs of juveniles in inclusion in isolated groups on the background of a violation of relations with the environment.

Key words: temporary detention center; minor; juvenile; deviant behavior; psychological work with minor delinquents; prophylaxis.

19.00.06 - Legal Psychology.

For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A. Psychological reasons and conditions of deviant behavior of juveniles in the temporary detention centers for minor delinquents. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14 (3):400-406. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-400-406.

Несовершеннолетние были и остаются самой уязвимой частью общества, так как в силу возрастных особенностей отличаются неустоявшейся психикой, несформирован-ностью системы ценностных ориентаций.

Рост подростковой преступности вызывает необходимость научного переосмыс-

ления психологами вопросов, связанных с ее профилактикой.

В предупреждении подростковой преступности участвует большое количество субъектов, представляющих собой единую систему, связанную общностью целей и задач.

Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) - воспитательные учреждения закрытого типа, предназначением которых являются профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, выявление и устранение данных явлений, а также педагогическая и психологическая помощь несовершеннолетним в период их содержания в ЦВСНП [1, с. 2].

Исследование особенностей пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП показывает, что пути, направления и методы оказания психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям изучены недостаточно глубоко, мало работ посвящено рассмотрению специфики работы специ-

54,2 % воспитанников ЦВСНП воспитываются в многодетных семьях, наибольший

Одной из основных причин девиантного поведения детей является то, что их родители злоупотребляют спиртными напитками. Так, о наличии такой проблемы заявили

алистов с несовершеннолетними правонарушителями в ЦВСНП.

Анализ социально-психологических особенностей 130 несовершеннолетних, находящихся в одном из региональных ЦВСНП, на основе данных психодиагностического обследования и результатов индивидуальных бесед показал, что большая часть из них воспитывается в детских домах и учреждениях социального обслуживания, их родители были лишены родительских прав или ограничены в них. Значительное число подростков (24 %) воспитываются в полных семьях, однако большую часть составляют дети из неполных семей, чьим воспитанием занималась либо одна мать, либо мать и отчим - сожитель матери (см. табл. 1).

процент - из семей с двумя и тремя детьми (см. рис. 1).

58,4 % несовершеннолетних (АППГ - 58,5 %), у четверти детей злоупотребляют спиртными напитками только отцы, а у пятой части - оба родителя (см. табл. 2).

Таблица 1

Социально-психологические особенности несовершеннолетних, находящихся в ЦВСНП,

по данным за 2019 г. в сравнении с АППГ

Количество несовершеннолетних Воспитываются 2019 г., в % 2018 г., в %

23 в полной семье 24 20,8

19 матерью 19,8 23,4

4 отцом 4,2 7,8

21 матерью и отчимом/сожителем 21,9 26,0

3 отцом и мачехой 3,1 2,6

1 опекуном/попечителем, бабушкой 1 3,9

25 в детском доме, учреждениях социального обслуживания, СУВУЗТ 26 13,0

Рис. 1. Процентное соотношение семей по количеству детей в них

4 ребенка 12,5

3 ребенка 26,0

2 ребенка 25,0

1 ребенок 20,8

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0

Таблица 2

Злоупотребление родителями спиртными напитками, по данным за 2019 г. в сравнении с АППГ

Количество несовершеннолетних Процентное отношение к общему количеству обследованных несовершеннолетних

2019 г. 2018 г.

Мать 15 15,6 11,7

Отец 23 24,0 24,7

Оба родителя 18 18,8 22,1

Делинкветное поведение несовершеннолетних характеризуется совершением общественно опасных деяний разного характера. В криминальном опыте несовершеннолетних первое место занимают кражи, второе - побои.

Причинами совершения общественно опасных деяний несовершеннолетние чаще называют:

- желание иметь деньги на карманные расходы для покупки сигарет, спиртных напитков, чипсов и других мелочей;

- желание иметь похищенные вещи;

- совершение хищений за компанию с друзьями;

Самовольные уходы из дома допускали 60 несовершеннолетних, или 62,5 % (АППГ -70,1 %), почти половина подростков уходит из дома регулярно:

- от одного до трех уходов - 21 чел., или 21,9 % (АППГ - 24,7 %);

- четыре и более уходов - 39 чел., или 40,6 % (АППГ - 45,5 %).

Чаще всего причинами самовольных уходов несовершеннолетние называют желание погулять с друзьями, конфликты с родителями, отчимом/сожителем матери или вообще затрудняются ответить. В периоды самовольных уходов большинство детей ночуют у своих знакомых или родственников, там же и питаются, а в некоторых случаях совершают общественно опасные деяния (кражи, грабежи).

Анализ аддиктивного поведения несовершеннолетних показывает, что большая часть подростков имеет опыт употребления

- нанесение побоев в ответ на оскорбление (применение физической силы некоторые подростки считают «нормальным» способом решения конфликтов).

Общественно опасные деяния несовершеннолетние совершают в основном группой лиц. Распределение данных по этому параметру представлено в табл. 3: из помещенных в ЦВСНП в 2019 г. больше всего детей, которые совершили правонарушения либо в одиночку, либо группой лиц, в 2018 г. наибольшим стал процент подростков, совершивших противоправные поступки группой лиц. 57,8 % подростков отметили, что их друзья также состоят на учете в ПДН.

спиртных напитков и табака. Так, 76 несовершеннолетних, или 79,2 % (АППГ - 83,1 %), имели такую практику, из них 46 подростков, или 47,9 % (АППГ - 54,5 %), употребляют спиртное регулярно.

Чаще всего несовершеннолетние употребляют пиво, джинтоник, энергетики, но некоторые из них указали, что пробовали и более крепкие спиртные напитки, такие как водка и коньяк. Спиртные напитки подростки в основном распивают в компании со своими друзьями на деньги, которые родители дают на карманные расходы, или деньги, добытые криминальным путем.

Первый опыт употребления спиртных напитков имел место в возрасте с 6 до 11 лет у 37 чел. (38,5 %), с 12 до 16 лет - у 36 чел. (37,5 %).

Ответы подростков на вопрос о частоте употребления алкоголя распределились

Таблица 3

Особенности совершения общественно опасных деяний несовершеннолетними, по данным за 2019 г. в сравнении с АППГ

Количество несовершеннолетних 2019 г., в % 2018 г., в %

Группой лиц 29 30,2 50,1

Один и группой лиц 41 42,7 29,9

Один 19 19,8 19,5

следующим образом: каждую неделю -17 чел. (17,7 %), раз в месяц - 22 чел. (22,9 %), по праздникам - 14 чел. (14,6 %).

91 несовершеннолетний, или 94,8 % (АППГ - 93,5 %), отметил, что имеет опыт табакокурения.

Регулярно курят 77 подростков, или 80,2 % (АППГ - 72,7 %), при этом некоторые дети отмечают, что их родители знают о наличии этой вредной привычки, но никаких мер не предпринимают, а порой и сами покупают им сигареты.

Первый опыт употребления табачных изделий имел место в возрасте с 6 до 11 лет у 65 чел. (67,7 %), с 12 до 16 лет - у 26 чел. (27,1 %).

Наличие опыта употребления токсических веществ подтвердили 33 подростка, или 34,4 % (АППГ - 35,1 %). 13 детей, или 13,5 % (АППГ - 11,7 %), употребляли токсические вещества регулярно в течение продолжительного времени. В основном они вдыхают пары карата, морилки, серебрянки, лака, бензина, а также пьют газ для зажигалок.

Опыт употребления наркотических веществ подтвердили 15 подростков, или 15,6 % (АППГ - 19,5 %), регулярного - 2, или 2,1 % (АППГ - 3,9 %). Речь в основном идет о наркотиках в виде курительных смесей. В большинстве случаев несовершеннолетние попробовали наркотические вещества в 13-14 лет.

Мысли о самоубийстве возникали у 28 несовершеннолетних, или 29,2 % (АпПг -23,4 %), у 20 подростков, или 20,8 % (АППГ - 15,6 %), были незавершенные суицидальные попытки, причинами которых являются:

- конфликты с родными;

- разрыв любовных отношений;

- страх перед наказанием, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

- конфликты с учителями и одноклассниками.

75,9 % подростков нерегулярно посещают учебные занятия, 39,8 % являются неуспевающими. Причинами пропусков учебных занятий несовершеннолетние называли:

- конфликтные взаимоотношения с одноклассниками и учителями;

- отсутствие мотивации и интереса к учению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие школьных конфликтов признали 59 % подростков, в том числе:

- с учителями - 27,7 %;

- одноклассниками - 8,4 %;

- учителями и одноклассниками - 22,9 %.

Изучение личностных особенностей несовершеннолетних с помощью детского варианта индивидуально-типологического опросника (ИТДО) позволило выявить акцентуированные черты характера обследуемых, а также наличие у них признаков социальной дезадаптации (см. рис. 2).

Выраженность шкал (акцентуированность, адаптация затруднена) по данным опросника ИТДО (в процентном соотношении)

70 п 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

У

37

29

55

47

42

29

45

63

^ ^ ^ ¿Г

/ ^ ^ 0/ У

Рис. 2. Процентное соотношение выраженности шкал по результатам ИТДО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Экстраверсия

Интроверсия

Рис. 3. Усредненный профиль данных ИТДО

Усредненный профиль ИТДО (см. рис. 3) показывает, что все шкалы находятся в пределах нормативного разброса, наблюдаются пики по шкалам агрессивности, лабильности и сензитивности.

Шкала сензитивности выявляется у впечатлительных, ранимых, обидчивых, склонных к депрессивным реакциям подростков. Такие дети характеризуются стремлением к преувеличению своей вины в случившемся, ведомой по отношению к одноклассникам позицией, стремлением находиться под прикрытием более сильной личности, нередко ищут поддержки у преподавателей и родителей, в конфликтных ситуациях, при проявлении грубости, неверности, обиды могут обнаруживать суицидальные тенденции и затяжные депрессивные реакции [2, с. 271].

Высокие показатели по шкале лабильности отражают значительную эмоциональную неустойчивость, характеризующуюся перепадами настроения - от избыточной веселости, болтливости, смешливости до резко пониженного настроения со слезами, бурными реакциями огорчения. Ее обладателей отличают впечатлительность, богатое воображение, склонность к фантазированию, артистичность, стремление быть в центре внимания.

Наличие у несовершеннолетних акцентуированных черт по шкале агрессивности характеризует их как уверенных в себе, активных, стремящихся к самоутверждению и самостоятельности при низкой подчиняе-мости. Высокие баллы (6 баллов) указывают на избыточную активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к прогулам и агрессивным поступкам.

Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно выросших в неполных семьях. Профилактическая и коррекционная работа с этими подростками представляет самые серьезные трудности, так как жесткие меры пресечения могут привести к еще большему ожесточению ребенка и усилению личностной деформации.

Усредненный профиль личности несовершеннолетних по методике определения склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел (СОП) показал наличие выраженности:

- шкалы 4 (склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению), которая определяет у подростков низкую ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженную потребность в острых ощущениях;

- шкалы 5 (склонность к агрессии и насилию), что свидетельствует о наличии агрессивных тенденций у испытуемых;

- шкалы 7 (склонность к делинквентному поведению), выявляющей делинквентные тенденции, низкий уровень социального контроля.

Итак, для успешной работы с трудными подростками следует разграничивать девиантное поведение социально-педагогического генезиса, обусловленное средовыми условиями (как минимум педагогически неблагоприятной или напрямую асоциальной средой), и психофизиологического генезиса, при котором отклонения в поведении объясняются различными нервными нарушениями подростка.

В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового

и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как ребенок проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье, личностные особенности подростков, причиной возникновения которых стали упущения в семейном воспитании.

Деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей необходимо ориентировать на психологическое обеспечение индивидуальной профилактической работы с подростками, в ходе чего следует:

- выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними, их личностные качества и интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения;

- находить и развивать положительные склонности и интересы несовершеннолетних, проводить работу по устранению недостатков в поведении, приобщению к учебе и труду;

- осуществлять коррекционную работу с несовершеннолетними, направленную на формирование позитивного самосознания;

- проводить работу с родителями в форме психологических консультаций, бесед по психологическому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

- готовить и направлять информацию в органы и учреждения системы профилактики правонарушений и безнадзорности.

Основной акцент в организации психологической работы с трудными детьми и подростками должен быть сделан на переориентирование системы ценностей личности.

Как отмечалось ранее, преступления совершаются несовершеннолетними в силу роста потребительской ориентации на фоне утраты моральных ценностей, а также из-за потребности во включении в обособленные группы на фоне нарушения отношений с окружающей средой обитания. Таким образом, очевиден социально-экономический и социально-психологический характер деви-антного поведения подростков.

Следовательно, организация психологической работы с лицами, содержащимися в центрах временного содержания для несовершеннолетних, должна быть полимодальна, то есть охватывать разные сферы личности и задавать ориентиры для их развития.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прокурова, С. В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Прокурова Софья Витальевна. - Москва, 2006. - 178 с.

2. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2017. - 480 с. - ISBN 5926801958.

Щ REFERENCES

1. Prokurova S. V. Psihologicheskie osobennosti raboty s podrostkami, nahodyashchimisya v centrah vremennogo soderzhaniya nesovershennoletnih pravonarushitelej. Diss. kand. psihol. nauk [Psychological features of working with adolescents in temporary detention centers for juvenile offenders. Diss. PhD. in Psychology]. Moscow, 2006. 178 p. (In Russ.).

2. Sobchik L. N. Psihologiya individual'nosti. Teoriya i praktika psihodiagnostiki [Psychology of personality. Theory and practice of psychodiagnostics]. St. Petersburg, 2017. 480 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS

ВЯЧЕСЛАВ ЛАЗАРЕВИЧ ЦВЕТКОВ - начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-8045, e-mail: czvetkov_slava@inbox.ru ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ХРУСТАЛЕВА - доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, Московская область, Рузский район, поселок Старотеряе-во, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9709-2121, e-mail: khrustalev100@mail.ru

VYACHESLAV L. CVETKOV - Head of the Department of Law Psychology of the Training and Research Complex of the Employment Activity Psychology of the Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russian Federation, Dsc. in Psychology, Professor. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-8045, e-mail: czvetkov_ slava@inbox.ru

TAT'YANA A. HRUSTALEVA - Associate Professor of the Department of SocioEconomic and Humanitarian disciplines of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow region, Ruzsky district, Staroteryaevo village, Russian Federation, PhD. in Psychology, Associate Professor. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-9709-2121, e-mail: khrustalev100@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.