Научная статья на тему 'Технологическая система воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем в физкультурном образовании вуза'

Технологическая система воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем в физкультурном образовании вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / TECHNOLOGY / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL SUCCESS / FUTURE ENGINEERS WITH POOR HEALTH CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

Разработано и раскрыто содержание технологического обеспечения процесса воспитания профессиональной успешности студентов инженерных специальностей, имеющих ослабленное здоровье. Описаны тех нологии теоретического обучения, практического обучения и са мовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technological system of developing professional successfulness of a future engineer with poor health condition in the framework of university physical education

This article describes the content of technological support for the process of developing professional successfulness in engineering students with poor health condition. The author focuses on the technologies of theoretical and practical education and describes self-education mechanisms.

Текст научной работы на тему «Технологическая система воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем в физкультурном образовании вуза»

УДК 378.02:372.8; 796.01

Е. В. Матухно

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВУЗА

Разработано и раскрыто содержание технологического обеспечения процесса воспитания профессиональной успешности студентов инженерных специальностей, имеющих ослабленное здоровье. Описаны технологии теоретического обучения, практического обучения и самовоспитания.

This article describes the content of technological support for the process of developing professional successfulness in engineering students with poor health condition. The author focuses on the technologies of theoretical and practical education and describes self-education mechanisms.

Ключевые слова: технологии, физкультурное образование, профессиональная успешность, будущие инженеры с ослабленным здоровьем.

Key words: technology, physical training, professional success, future engineers with poor health condition.

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 115—122.

116

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы позволил нам установить, что термин «педагогическая технология» различными учеными трактовался по-разному. Обобщая все его формулировки, остановимся на определении Д. В. Чер-нилевского, рассматривающего педагогическую технологию как «систему, включающую множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, а также приобретение профессиональных умений, навыков и формирование личностных качеств студентов» [3, с. 55]. Иными словами, современные технологии обучения представляют собой «системный подход проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения» [4, с. 85]. Нельзя не согласиться с мнением Н. Е. Щурковой, что педагогическая технология является именно проектом, более того, проектом педагогических действий, а также управления учебной деятельностью студентов.

Таким образом, разработка педагогических технологий в настоящее время выступает наиболее существенным фактором развития и модернизации образования.

В педагогической литературе отмечаются как сближения, так и расхождения в позициях по отношению к педагогическим технологиям. Нам близки технологии воспитательного процесса Н. Е. Щурковой и ее последователей, описанные и реализующиеся в практике.

При разработке технологической системы воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем в физкультурном образовании вуза мы опирались на наиболее адекватную целям исследования многомерную классификацию Г. К. Селевко, позволяющую структурировать описание различных педагогических технологий и выделяющую следующие компоненты: классификационные параметры, целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты [2, с. 26 — 27].

Классификационные параметры технологической системы воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем в физкультурном образовании вуза таковы:

• по уровню применения — частнопредметная, общепедагогическая;

• по философской основе — гуманистическая;

• по концепции усвоения — развивающая;

• по ориентации на личностные структуры — мотивационно-ценностная, общекультурная, профессиональная, психофизическая;

• по характеру содержания — обучающая, профессиональная, гуманистическая, комплексная;

• по организационным формам — индивидуальная, индивидуально-групповая;

• по подходу к обучающемуся — личностно-ориентированная;

• по преобладающему методу — диалогическая, активная, самораз-вивающаяся, доступная;

• по направлению модернизации — на основе индивидуализации, активизации и интенсификации, на базе методического и дидактического материала;

• по категории обучаемых — будущие инженеры с ослабленным здоровьем.

Система воспитания профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем предполагает комплекс изменений во всех составляющих образовательной системы вуза:

• в рамках воспитательной работы;

• в рамках учебного процесса;

• в рамках производственной практики;

• в рамках научно-исследовательской работы.

В первую очередь охарактеризуем технологию теоретического

обучения как составляющую технологической системы. Технология теоретического обучения с приемами активизации смыслопоисковой деятельности решает первую группу педагогических задач — получение определенного объема знаний (общекультурных, психолого-педа-гогических, специальных, физкультурных, валеологических) и формирование представлений о природных и социальных процессах сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, а также умения адаптивно, творчески их использовать для личностного и профессионального самовоспитания при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

Содержательный компонент технологии включает в себя дидактические единицы, соответствующие профессиональной среде, социальной направленности труда, повышению профессиональной успешности; профессионально важным качествам инженера; культуре личности и культуре общества; профессиональные, личностные и валеологиче-ские ценности; ценности физического воспитания и другие, в целом отражающие обобщенные признаки субъекта инженера.

Он представлен в форме нетрадиционных лекций, программированного обучения, технических средств обучения (ТСО), мероприятий воспитательной работы в вузе. Используются учебные и внеучебные формы занятий.

Процессуальный компонент содержит методы и формы диалоговой технологии, коммуникативная направленность придает изучаемому содержанию личностно-значимый смысл. Данная технология реализуется в курсе теоретической подготовки предмета «Физическая культура», в воспитательной деятельности университета.

Целевой компонент технологии теоретического обучения включает когнитивные компоненты, образующие целостность, а именно: профессиональные и общекультурные знания; профессиональные умения; профессиональные навыки; физкультурную и валеологическую грамотность.

117

118

Наряду с дисциплиной «Физическая культура» воспитательная работа в вузе призвана выполнять функцию общекультурного и когнитивного базиса для повышения профессиональной успешности будущих инженеров с ослабленным здоровьем и развития на ее основе профессиональной компетентности, которая рассматривается как цель профессионального воспитания в вузе и дисциплины «Физическая культура» в частности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) cформировать адекватную «картину мира» в процессе участия будущих инженеров с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной и воспитательной деятельности в вузе;

2) усилить профессиональную направленность среды вуза и сформировать профессиональную компетентность как профессионально важную составляющую успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем;

3) сформировать физкультурные и валеологические знания, обеспечивающие будущему инженеру с ослабленным здоровьем высокий уровень работоспособности.

Таким образом, общекультурный базис профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем складывается из совокупности сведений, составляющих «картину мира», и коммуникативного аспекта личности, психофизический базис профессиональной успешности состоит из физкультурной и валеологической грамотности, а профессиональный базис — из совокупности умений решать задачи профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, эксплуатационной).

Эти базисы рассматриваются нами в качестве критериев сформиро-ванности профессиональной успешности, а показателями выступают знания.

Наиболее эффективными методами технологии теоретического обучения являются методы проблемного обучения, методы активного обучения, традиционные методы, методы контроля.

Результативный компонент технологии теоретического обучения нацелен:

— на получение профессиональных, общекультурных, физкультурных и валеологических знаний;

— развитие индивидуальных задатков, творческого потенциала, способности к саморазвитию;

— воспитание потребности освоения ценностей культуры и требований социальной нормы;

— формирование представлений о различных сферах человеческой деятельности, являющихся основой формирования убеждений, т. е. мировоззрения;

— развитие самостоятельности в ситуации выбора и умения нести ответственность за принятое решение;

— формирование умения критически осмыслять социальную информацию, анализировать полученные данные;

— формирование стремления к достижению успешности профессиональной деятельности.

Таким образом, в результате реализации технологии теоретического обучения происходит повышение уровня общекультурного, профессионального, психофизического и мотивационно-ценностного компонентов профессиональной успешности будущих инженеров с ослабленным здоровьем.

Технология практического обучения решает вторую группу педагогических задач — воспитание основных психофизических и профессиональных качеств на базе общей и специальной физической подготовки; развитие основных физических процессов и индивидуальных свойств студентов — будущих инженеров с ослабленным здоровьем благодаря активному их включению в преобразовательный процесс двигательной деятельности и воспитания; развитие профессиональных умений и навыков, способствующих повышению профессиональной успешности; формирование на протяжении всего периода обучения в вузе потребностно-мотивационной сферы.

Содержательный компонент технологии включает в себя дидактические единицы, конкретизирующие профессиональную деятельность инженера: профессиональные умения и навыки, психофизическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности; воспитание профессионально важных качеств, ценностей физической культуры и ценностей в системе общей культуры; культуру индивидуализма и коллективизма; механизмы взаимопонимания и адаптации к социальным условиям.

Процессуальный компонент содержит методы и формы здоровьесберегающей технологии. Оздоровительная направленность придает изучаемому содержанию личностно-значимый смысл.

Эта технология реализуется в рамках учебного предмета «Физическая культура», воспитательной, а также научно-исследовательской работы.

Цель технологии практического обучения — сохранение и укрепление здоровья, формирование профессиональных умений и навыков средствами физической культуры и воспитательной деятельности, направленных на повышение профессиональной успешности.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1) формирование профессиональных умений и навыков, развитие личностных, морально-волевых и профессиональных качеств в процессе практической деятельности в рамках предмета «Физическая культура» и воспитательной деятельности вуза;

2) развитие социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и образования;

119

120

3) развитие мотивационно-ценностной ориентации, воплощенной в практической деятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье;

4) сохранение и укрепления здоровья, ведение здорового образа жизни для повышения работоспособности;

5) развитие исследовательских умений посредством научно-исследовательской работы студентов в ходе воспитательной деятельности.

Итак, общекультурный базис профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем образуется совокупностью социально-духовных ценностей и мотивационно-ценностных ориентаций. Психофизический базис профессиональной успешности состоит из уровня физического и психического здоровья, а профессиональный складывается из совокупности исследовательских, профессиональных умений и навыков, личностных, морально-волевых и профессиональных качеств.

Наиболее эффективными методами технологии практического обучения являются методы физического воспитания, педагогические и психологические методы.

В качестве основных средств данной технологии выделены: доступные физические упражнения, в том числе их нетрадиционные виды; физические упражнения, выполняемые на тренажерах; доступные элементы легкой атлетики и игр; естественные силы природы; гигиенические факторы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, творческие контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы. Их комплексное использование обеспечивает наибольший оздоровительный, развивающий и воспитательный эффект.

В результате практического обучения будущий инженер с ослабленным здоровьем сможет:

— развить профессионально значимые и морально-волевые качества личности;

— укрепить и сохранить уровень своего психического и физического здоровья, поднять общий уровень работоспособности;

— повысить готовность к конструктивному сотрудничеству с другими людьми;

— овладеть навыками организационной культуры;

— развить положительную мотивацию относительно своего участия в физкультурно-оздоровительной и воспитательной деятельности.

Таким образом, технология практического обучения ориентирована на конкретный конечный результат — воспитание профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем, при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий.

Важное место в системе педагогических технологий занимает технология самовоспитания. Она решает третью группу педагогических задач: формирование навыков самовоспитания, развитие рефлексивных умений и самооценки, осознание своего образа жизни, осмысление значимости инженерной деятельности, овладение навы-

ками самостоятельной работы для повышения профессиональной успешности.

Содержательный компонент технологии включает в себя дидактические единицы, соответствующие интеллектуальному, физическому, психологическому и этическому самовоспитанию; самообразованию; рефлексии и анализу собственной деятельности.

Процессуальный компонент содержит методы самооценки личности, основываясь на представлениях индивида о самом себе, формируя ядро личности в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия.

Данная технология реализуется в курсе самостоятельной подготовки предмета «Физическая культура», в рамках производственной практики, в воспитательной деятельности университета — студенческом самоуправлении.

Цель технологии самовоспитания — включение его в целостный процесс воспитания профессиональной успешности будущих инженеров с ослабленным здоровьем. Технология направлена на решение наиболее конкретных и актуальных задач:

1) способствовать лучшему усвоению учебного материала;

2) развивать ориентацию на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;

3) формировать адекватное отношение к инженерной профессии;

4) сохранять и приумножать культурные традиции вуза;

5) прививать умения и навыки управления коллективом;

6) формировать у преподавателей отношение к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);

7) развивать рефлексивные умения и адекватную самооценку результатов своей деятельности.

Таким образом, общекультурный базис профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем складывается из участия студентов в различных сферах жизни и деятельности образовательного учреждения, а также этического самовоспитания, культивирующего уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям. Психофизический базис профессиональной успешности состоит из самовоспитания физического (формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, поднятие общего тонуса, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем) и психического (комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами, соответствующий внутренний настрой). Профессиональный базис складывается из интеллектуального самовоспитания, позволяющего не «качать» свой интеллект как таковой, а излагать свои знания так, чтобы научить и увлечь своей речью.

В процессе самовоспитания используются учебные и внеучебные формы занятий. К методам самовоспитания мы относим самопознание; самообладание; самостимулирование. В качестве основных средств выступают: туристические походы, подвижные игры, оздоровительные и

121

122

спортивные соревнования, паспорта здоровья, рефераты, дневники, самоотчеты, акции, выставки.

В процессе самовоспитания будущий инженер с ослабленным здоровьем сможет:

— познать себя;

— осуществить самооценку уровня развития того или иного качества или свойства личности;

— повысить уровень профессиональных, общекультурных и физкультурных знаний;

— повысить уровень психического и физического здоровья, самостоятельно проводя физкультурно-оздоровительные и конкурсные мероприятия;

— сформировать необходимые самоустановки, которые могут помочь в достижении тех или иных целей самовоспитания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— достичь сформулированных ранее ценностных ориентиров.

Таким образом, технология самовоспитания делает упор на творческую активность будущих инженеров с ослабленным здоровьем, тем самым ориентируясь на конкретный конечный результат — воспитание профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем — и сочетая задачи воспитательного воздействия с задачами физкультурного образования.

Система разработанных педагогических технологий опирается на взаимосвязь своих основных компонентов, обладает основными характеристиками, присущими инновационным технологиям, и, самое главное, позволяет в полной мере воспитать такое необходимое качество специалиста технической сферы, как профессиональная успешность.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. СПб., 1996.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 1998.

3. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. М., 2002.

4. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие. М., 1993.

Об авторе

Елена Викторовна Матухно — канд. пед. наук, доц., Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

E-mail: lena-matuhno@mail.ru

About autnor

Dr Yelena Matukhno, Associate Professor, Komsomolsk-on-Amur State Technical University.

E-mail: lena-matuhno@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.