Научная статья на тему 'Участие кафедр физического воспитания технических вузов в формировании профессиональной успешности выпускника с ослабленным здоровьем'

Участие кафедр физического воспитания технических вузов в формировании профессиональной успешности выпускника с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ИНЖЕНЕР / ПРИНЦИПЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / TRAINING / PROFESSIONAL SUCCESSFULNESS / ENGINEER / PRINCIPLES / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

В статье поставлена проблема формирования профессиональной успешности выпускника технического вуза в условиях снижения уровня физического и психического здоровья абитуриентов и затем студентов. Сформулированы принципы воспитания учащихся, способные обеспечить выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда. Автором подчеркивается роль кафедр физического воспитания и спорта высших технических учебных заведений в повышении уровня здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of Technical Universities' Physical Education Departments in Formation of Professional Successfulness of Graduates with Weakened Health

The article addresses the problem of formation of the technical university graduates' professional successfulness in the context of their physical and mental health weakening during the admission process and their first years of studies. The students' training principles are formulated; they are able to secure the graduates' high competitiveness in the labour market. The author emphasizes the role of higher technical educational institutions' departments of physical education and sports in improvement of the students' health

Текст научной работы на тему «Участие кафедр физического воспитания технических вузов в формировании профессиональной успешности выпускника с ослабленным здоровьем»

УДК 378.02:372.8+796.01

Участие кафедр физического воспитания технических вузов в формировании профессиональной успешности выпускника с ослабленным здоровьем

Е. В. Матухно

В статье поставлена проблема формирования профессиональной успешности выпускника технического вуза в условиях снижения уровня физического и психического здоровья абитуриентов и затем студентов. Сформулированы принципы воспитания учащихся, способные обеспечить выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда. Автором подчеркивается роль кафедр физического воспитания и спорта высших технических учебных заведений в повышении уровня здоровья студентов.

Ключевые слова: воспитание; профессиональная

успешность; инженер; принципы; физическая культура; здоровье; студенты.

В настоящее время в системе российского образования формируется новая культура воспитания, нацеленная на формирование нового качества выпускника высшего образовательного учреждения — профессиональной успешности. Одним из важнейших направлений модернизации высшего образования, в частности инженерного, является обеспечение каждому выпускнику высокой конкурентоспособности на рынке труда.

Задачи инженерного образования кардинально изменились, поэтому высшей школе предъявляется социальный заказ на качественно

иную личность. Рост общественной значимости инженерных профессий приводит к необходимости изменений в иерархии личностных и профессиональных качеств инженера.

Множество факторов — развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств — требуют наличия успешных квалифицированных инженеров, обладающих глубокими знаниями, умениями и навыками, высокой общей и профессиональной культурой, имеющих значительный уровень психического и физического здоровья [5]. Сказанное в полной мере относится к студентам технических вузов — будущим инженерам с ослабленным здоровьем.

Одновременно с этим работники здравоохранения все чаще говорят об устойчивости негативных тенденций: снижении уровня физического и психического здоровья абитуриентов и студентов; росте заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной систем в период обучения; увеличении количества лиц с ограниченной двигательной активностью [1].

По данным Госкомстата России, в 2008—2009 годах около 80% студентов высших учебных заведений имели нарушения здоровья, при этом на первый курс поступают здоровыми только 16 % студентов [4].

Если ранее в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, варьировалось от 15 до 20 %, то в настоящее время результаты медицинского обследования в вузе свидетельствуют об увеличении этого контингента до 25—35 %.

Данная тенденция характерна и для других вузов России. Так, по данным исследований, проведенных специалистами в Московском государственном университете (МГУ) и Московском институте стали и сплавов (МИСиС), число студентов, отнесенных к основному отделению, за последние годы снизилось с 80 % в 1998 году до 60 % в 2008 году (МГУ) и, соответственно, с 81,9 % до 58,1 % (МИСиС),

а специальное отделение (специальная медицинская группа) за данный промежуток времени, соответственно, увеличилось с 12 до 25 % (МГУ) и с 8,2 % до 17 % (МИСиС) [6]. Вызывает озабоченность и увеличение числа студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре. Такие тревожные симптомы требуют повышенного внимания к вопросам здоровья будущих специалистов.

В этой связи деятельность кафедр физического воспитания и спорта высших технических учебных заведений должна быть направлена на повышение уровня физического и психического здоровья, на решение задачи воспитания таких личностных и физических качеств, которые позволяют молодому специалисту почувствовать уверенность в своих силах, вызывают желание повышать свой профессиональный и психофизический уровень, ощущать удовлетворение от результатов своего труда, обретать определенный профессиональный статус в зависимости от запросов и индивидуальных способностей [2].

При организации обучения в высшей школе чрезвычайную значимость приобретает реализация принципа взаимосвязи физического воспитания с профессиональной подготовкой выпускника.

Структура профессиональной успешности будущих инженеров включает четыре компонента: психофизический, общекультурный, мотивационно-ценностный и профессиональный. Полнота и достоверность содержания названных компонентов структуры профессиональной успешности требуют тщательной разработки, так как являются гарантией качества профессионального воспитания в процессе физкультурного образования студентов технического вуза с ослабленным здоровьем.

Содержание понятия «профессиональная успешность» находится в зависимости от целей учебно-воспитательного процесса в вузе, по-

этому для каждого учреждения должно быть сформировано собственное содержание этого понятия.

В учебно-воспитательном процессе все дисциплины должны в той или иной мере участвовать в обеспечении будущей профессиональной успешности выпускника. Дисциплина «Физическая культура», которая обладает воспитательными возможностями, имеет существенное значение при решении задач оздоровления, воспитания, правильной организации обучения студентов с ослабленным здоровьем, в частности — будущих инженеров.

Разрабатывая практико-ориентированную концепцию формирования профессиональной успешности будущего инженера с ослабленным здоровьем, мы опирались на исследования ученых, рассматривающих процесс формирования личности, а также на современные концепции воспитания и образования.

Нами определены основные принципы воспитания, применение которых должно обеспечить профессиональную успешность будущего инженера с ослабленным здоровьем:

• политехнический принцип;

• принцип индивидуализации и дифференциации;

• принцип непрерывности воспитания;

• принцип активности и сознательности субъектов воспитания;

• принцип целостности;

• принцип вариативности;

• принцип коммуникативности;

• принцип гуманизации воспитательного процесса.

Данные принципы конкретизируются в содержательном наполнении практико-ориентированной концепции и поэтапной ее реализации.

В качестве основных направлений воспитания профессиональной успешности выступили следующие: теоретическая подготовка, практическая подготовка и самовоспитание.

Содержание теоретической подготовки имеет два аспекта: важно решить, чему следует учить (информационное содержание) и каким образом обеспечить системность, прочность, полноту полученных знаний и теоретических умений.

Практическая часть связана с решением воспитательных, физкультурно-оздоровительных и профессионально-прикладных задач. Особое внимание должно уделяться использованию индивидуального и дифференцированного подходов в обучении будущих инженеров с ослабленным здоровьем: должны учитываться индивидуальные особенности, возможности студентов, состояние их здоровья,

Самовоспитание имеет два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

• самостоятельное накопление студентом (будущим инженером) знаний о сущности и значении профессионального мастерства, о путях и методах его совершенствования;

• анализ, отбор и накопление положительного опыта решения учебно-воспитательных задач, развитие у себя необходимых профессиональных, личностных свойств и качеств.

В качестве условий формирования профессиональной успешности выпускника вуза (в частности, студента с ослабленным здоровьем) можно выделить следующие:

1) выработка и реализация целей и задач воспитательно-образовательного процесса будет ориентирована на конкретный конечный результат (повышение профессиональной успешности) при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий;

2) получение определенного объема знаний (общекультурных, психолого-педагогических, специальных, физкультурных, валеоло-гических) и формирование представлений о природных и социальных процессах сопряженного функционирования физической культуры

общества и личности основывается на гуманизации и диалогизации образовательного и воспитательного пространства;

3) формирование навыков самовоспитания, развитие рефлексивных умений и самооценки, осознание своего образа жизни, осмысление значимости инженерной деятельности базируется на творческой активности будущих инженеров с ослабленным здоровьем;

4) воспитание основных индивидуальных свойств будущих инжене -ров с ослабленным здоровьем, психофизических и профессиональных качеств, умений и навыков, формирование потребностно-мотивацион-ной сферы в течение всего периода обучения в вузе осуществляется при условии активного включения в учебный процесс предмета «Физическая культура», а также при условии доступности и многообразия форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Литература

1. Виленский М. Я. Новая парадигма содержания образования по физической культуре студентов / М. Я. Виленский // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях : Материалы международной научно-практической конференции. — Улан-Удэ : Изд-во пед.универ., 1995. — С. 17—19.

2. Выдрин В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - 1995 - № 4. - С. 15-17.

3. ИльиничВ. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В. И. Ильинич. - Москва : Логос, 1998. - 245 с.

4. Коваленко В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов : сборник научных трудов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). - Москва : Полиград-сервис, 2002. - С. 43-66.

5. Козлов А. А. Молодой человек : становление образа жизни / А. А. Козлов, А. В. Лисовский. - Москва : Политиздат, 1998. - С. 16-18.

6. Трофимов О. Н. Состояние здоровья студентов специальных медицинских групп по видам заболеваний : Актуальные проблемы физической

культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы / О. Н. Трофимов. — Санкт-Петербург : Союз, 1998. — 102 с.

© Матухно Е. В., 2012

Involvement of Technical Universities'

Physical Education Departments in Formation of Professional Successfulness of Graduates with Weakened Health

E. Matukhno

The article addresses the problem of formation of the technical university graduates' professional successfulness in the context of their physical and mental health weakening during the admission process and their first years of studies.

The students' training principles are formulated; they are able to secure the graduates' high competitiveness in the labour market. The author emphasizes the role of higher technical educational institutions' departments of physical education and sports in improvement of the students' health.

Key words: training; professional successfulness; engineer; principles; physical education; health; students.

Матухно Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (Комсомольск-на-Амуре), lena-matuhno@mail.ru.

Matukhno, E., PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Physical Culture and Sports, Komsomolsk-on-Amur State Technical University (Komsomolsk-on-Amur), lena-matuhno@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.