Научная статья на тему 'Социально-педагогический анализ сущности, содержания физической культуры и её развития у обучающихся в вузе'

Социально-педагогический анализ сущности, содержания физической культуры и её развития у обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аганов С.С., Бобрищев А.А.

Проанализированы содержание и роль физической культуры в современном процессе обучения. Установлена связь между процессом развития физической культуры обучающихся в вузе и процессом формирования и развития ценностных отношений личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аганов С.С., Бобрищев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE ESSENCE AND CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION AND ITS DEVELOPMENT AMONG STUDENTS FROM THE UNIVERSITY

Analysis of the content and the role of physical education in today's learning process. A connection is established between the process of development of physical education among students from the university and the process of formation and development of valuable relationships personality.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический анализ сущности, содержания физической культуры и её развития у обучающихся в вузе»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

С.С. Аганов, доктор педагогических наук, профессор; А.А. Бобрищев, доктор психологических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проанализированы содержание и роль физической культуры в современном процессе обучения. Установлена связь между процессом развития физической культуры обучающихся в вузе и процессом формирования и развития ценностных отношений личности.

Ключевые слова: физическая культура, социально-педагогический анализ, личность, профессионально-прикладная физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие

SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE ESSENCE AND CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION AND ITS DEVELOPMENT AMONG STUDENTS FROM THE UNIVERSITY

S.S. Aganov; A.A. Bobrishev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Analysis of the content and the role of physical education in today's learning process. A connection is established between the process of development of physical education among students from the university and the process of formation and development of valuable relationships personality.

Keywords: physical culture, social and pedagogical analysis, professionally applied physical culture, physical education, physical development

Культура как социальное явление - как то, что создано человеком и отличается от естественного, природного, представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека. Человек познает и усваивает культуру в форме духовных и материальных ценностей, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности «преобразование своей собственной природы».

Теоретическое рассмотрение вопроса о происхождении и значении термина «культура» широко представлено в работах отечественных и зарубежных авторов [1].

Шиллер И.К. утверждал, что культура представляет собой важнейшее условие бытия и совершенствования человека, является мерой культурных ценностей.

По мнению Ф. Знанецкого, одного из первых применившего теорию ценностей в социологии, образующие мир культуры ценности представляют собой первичные факты человеческого опыта, через которые только и можно понять внутренние закономерности развития и функционирования общества.

Современное человекознание в своей трактовке сущности и природы культуры, как особого явления общественной жизни и личностного образования, опирается на ведущие методологические положения материалистической философии, которая исходит из того, что источники происхождения культуры связаны с деятельностно-практическим отношением человека к окружающей действительности: «Ценности - продукт всех без исключения видов человеческой деятельности, и поэтому представлять на основе простой дифференциации тот или иной ее вид, как приоритетный в отношении ценностных феноменов, видимо, бессмысленно. ... Необходимо выделить особый, интегральный срез всех форм деятельности как относительно самостоятельную и целостную сферу общественной жизни, охватывающую производство, функционирование и потребление ценностей, без которых она просто не существует. Таковой является человеческая культура» [2].

Следовательно, понятие «культура» в широком социальном смысле охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных ценностей. Культура во всех ее проявлениях и конкретно-исторических модификациях имеет единый источник -человеческую практику (А.И. Арнольдов, М.И. Бахтин, В.С. Библер, Н.С. Злобин, В.М. Межуев и др.).

Как показывает анализ, к настоящему моменту выделился ряд основных ракурсов изучения культуры, которые необходимо учитывать при определении сущности и содержания физической культуры:

- аксиологический подход - определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством;

- культурологические теории, рассматривающие ценность в качестве ядра культурного процесса, главного, структурообразующего элемента любой самостоятельной культуры [3].

К числу культурологических теорий относится социокультурно-динамическая концепция П.А. Сорокина, который полагал, что именно «ценность является тем синтезирующим, интегральным началом, которое связывает воедино экономическую, социальную, политическую, духовную сферы, весь конгломерат общественных явлений, и создает неповторимую, своеобразную интегральную культуру. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

На основе подходов к пониманию сущности культуры в исследованиях А.И. Арнольдова, В.С. Библера, В.Д. Губина, Ю.Н. Давыдова, М.С. Когана и других ученых выявлена совокупность внешних и внутренних функций культуры:

- преобразовательная функция, отвечающая необходимости приспосабливать природу (включая и человеческую природу) к нуждам социального развития;

- организационная функция, соответствующая необходимости налаживать практическое общение людей во всех сферах их жизнедеятельности;

- проективная функция, отвечающая потребности опережающего отражения действительности и моделирования будущего;

- когнитивная функция, выражающаяся в накоплении и углублении знаний об окружающей действительности;

- коммуникативная функция культуры, обеспечивающая духовное общение людей всеми видами средств в рамках одного поколения и между разными поколениями людей;

- социализирующая функция, отвечающая потребности каждой социальной системы или группы формировать людей в соответствии с определенными идеалами;

- кумулятивная функция, заключающаяся в накоплении и сохранении социальных ценностей;

- функция производства и распространения ценностей;

- ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в консолидации общества и субъектов социального творчества едиными идеалами, нормами, оценками и т.д.

В исследованиях ученых выделен и ряд других функций культуры. По мнению исследователей, системное единство всех функций культуры обеспечивается единством различных сфер личности и человеческой деятельности [4].

Определение теоретических основ исследования культуры как философской категории позволяет приблизиться и к пониманию феномена физической культуры на уровне педагогической теории и практики профессионального образования.

Физическую культуру предлагается рассматривать с позиций аксиологического и культурологического (ценностно-ориентационного) подходов. Для решения этой задачи необходимо определиться с такими ключевыми понятиями, как «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации», а также определить уровни и вычленить компоненты ценностного отношения к физической культуре, сами ценности физической культуры [1].

Идея ценностей в жизни человека, зародившись в античной философии, имеет тенденцию к возрастанию своей значимости в общественных науках и практике.

Категория ценности прочно вошла в обиход гуманитарных наук, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Одним из первых исследователей, приступивший к изучению ценностей жизни и культуры, был В. П. Тугаринов, разработавший систему категорий, в которых отражается основная группа общественных явлений и видов деятельности, выступавших в качестве ценностей.

Ценностью может быть все - предметы и явления реального мира, средства и условия существования, продукты человеческой деятельности, характер человеческих отношений. Универсальная функция ценностей - влияние на определение и самоопределение жизненных установок человека на себя и других людей, на общество в целом и свою деятельность в нем.

Система ценностей как внешний элемент личности не является раз и навсегда сформированной подсистемой. По сравнению со знаниями, взглядами, представлениями, ценности являются более стабильным образованием. Однако так же как и вся личность в целом, система ценностей подвижна, она развивается, совершенствуется, изменяется.

Необходимо отметить междисциплинарный характер категории «ценность», которая является предметом изучения философов, психологов, социологов, педагогов.

В настоящее время, наряду с традиционными ценностями, становится популярной открытость к новому опыту, к социальным преобразованиям, к разнообразию мнений, актуализируется право на свободу и индивидуальный выбор своего пути самосовершенствования.

Процесс развития физической культуры обучающихся в вузе невозможно представить изолированно от целостного процесса формирования и развития ценностных отношений личности.

Ценности, превратившиеся в мотивы поведения, труда и общения принято называть ценностными ориентациями [5].

Ориентация, в переводе с французского - установка и в социальной психологии выражает личностный смысл для индивида конкретных ценностей окружающего мира. Именно поэтому ценностные ориентации в педагогике часто связываются с самопознанием и самовоспитанием. Эта связь осуществляется через идеалы, которые выступают целью самовоспитания личности (В. Н. Соболев).

При этом главной ценностью формирующейся личности является идеал человека (А.А. Гримоть, В.Н. Соболев, В.П. Пархоменко и др.). Процесс влияния идеала на весь мир духовных ценностей индивида чрезвычайно сложен. Ценностное отношение к человеку зависит именно от связи ценностей общества с идеалом данной личности.

Ценностные ориентации наиболее сильно влияют на профессиональное самоопределение личности (Т.А. Анисимова). В этом и состоит смысл и суть ценностных ориентаций на любом уровне. Следует согласиться с М. Г. Казакиной, напрямую связывающей развитие личности и общества, коллектива и личности в аспекте формирования ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации органически включаются во все структурные компоненты личности, являются связующим звеном между ними. При этом ценностные ориентации выполняют следующие функции:

- координируют связи между направленностью личности и её интегративными качествами (гуманистичностью, коллективизмом, трудолюбием ответственностью и др.);

- выступают главной предпосылкой всех видов активности: познавательной, трудовой, общественной, творческой и др.;

- определяют мотивы самовоспитания;

- закрепляют установки на ту или иную деятельность индивида;

- активизируют интерес к социальным аспектам жизнедеятельности;

- формируют мотивы отношения к себе в самопознании и определяют его конечный результат [6].

Ценностное отношение к физической культуре обучающихся в вузе предполагает ориентацию на профессиональную деятельность, осуществляемую на высоком уровне профессиональной культуры.

Важно отметить, что в процессе развития физической культуры обучающихся в вузе необходимо обращать внимание на изучение не только внешней (по отношению к обучающемуся) системы отношений, но и внутренней, раскрывая характер взаимодействия двух систем. Именно от уровня их взаимодействия зависит понимание личностью усваиваемых ею ценностей, перенос их на конкретный предмет деятельности, развитие профессиональной, волевой, эмоциональной и нравственно-этической сферы.

Соизмерение «внешних» и «внутренних» ценностей придает смысл существованию человека, ставит его на позицию личной ответственности за свои дела и поступки [7]. Ценностные ориентации в корне меняют отношение субъекта к окружающим его предметам, раскрывая для него то содержание, которое выработала современная культура. Тем самым ценностная ориентация есть путь вхождения в культуру. Образовательная среда, которой является вуз, направленно влияет на профессиональное становление личности и является социокультурной ценностью для нее.

Виленский М.Я., отмечая многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры, выделил следующие группы:

- социально значимые, представляющие собой цели, представления, нормы, правила, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности;

- профессионально значимые, объединяющие совокупность идей, концепций, норм, инструментальных знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми «окультуривает» условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, осуществление профессиональной деятельности без моральных и психофизических издержек;

- индивидуально-личностные, отражающие целенаправленную и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую культуру, развитие самосознания, социально-психологических свойств и качеств, обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей.

На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали как содержательного компонента в подготовке специалиста в вузе:

- ценности-цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально-профессиональной деятельности специалиста (концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности,

концепция «Я - профессионал» как источник и результат профессионально самосовершенствования);

- ценности-средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально-профессиональной деятельности (владение необходимыми технологиями физического саморазвития, методико-практическими знаниями-умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля);

- ценности-отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупности отношений к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др. Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности;

- ценности-знания определяют значение и смысл знаний по физической культуре в процессе социально-профессиональной деятельности (теоретических, методологических, определяющих кругозор, необходимый для саморазвития личности в физической культуре, ее мировоззренческих позиций и убеждений);

- ценности-качества раскрывают значение и смысл актуальных качеств и свойств будущего специалиста для социально-профессиональной деятельности (личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных, внешнеповеденческих, психофизических).

По качественному критерию в сфере физической культуры могут быть выделены следующие ценности:

- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, социальные гарантии со стороны общества);

- культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение);

- физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

- социально-психологические (авторитет, отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, коллектив, чувства долга, чести, совести, рекорды, победы, традиции);

- психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, способности).

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, и в то же время ее особой и самостоятельной частью.

В процессе развития физической культуры продуцируются и другие ценности, являющиеся разновидностями материальных либо духовных ценностей, например эстетические ценности (физкультурные парады, спортивные и показательные выступления и др.).

Проведенный анализ позволил выявить сущностные стороны, содержание и характеристики физической культуры.

С позиции культурологии (А.И. Кравченко) физическая культура в широком смысле обозначает «возделывание или окультуривание человеческого тела». Отсюда второе название - телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физической формы.

Физическая культура, по мнению Ю.И. Евсеева, это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Физическая культура рассматривается (В.И. Ильинич) как органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, то есть совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

В узком смысле физическую культуру рассматривают как целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела и др.

В качестве наиболее выраженного специфического результата воздействия физической культуры на человека рассматривают физическое совершенство.

Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно ценно и значимо [8].

Специфической формой культурной деятельности человека и общества является спорт как деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

В содержательном плане в физической культуре можно выделить ряд составляющих её компонентов.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя:

- собственно физкультуру, то есть любительские занятия физическими упражнениями;

- спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар;

- культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой;

- специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание;

- спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т.п.;

- медицину, направленную на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий.

В узком смысле физическая культура включает:

1. Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения,

с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

2. Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости, поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды (становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения). Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

3. Профессионально-прикладная физическая культура - создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса, профессиональной деятельности.

4. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как щадящий, тонизирующий, тренирующий и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»

жизнедеятельности. Её следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры.

Важной частью физической культуры является спорт. Спорт представляет собой соревновательную деятельность и специальную подготовку к ней. В спорте есть определенные правила и нормы поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Занятие спортом способствует формированию у человека спортивного характера, что позволяет успешно выступать на соревнованиях, добиваться поставленных целей, проявлять волю, выносливость, настойчивость и другие черты характера, помогающие человеку в различных сферах жизни и видах деятельности.

С учетом выдвижения в качестве предмета исследования развитие физической культуры, следует отметить, что категория «развитие» в общефилософском плане выражает процесс движения, качественного изменения. К наиболее характерным чертам данного процесса относят возникновение качественно нового объекта или состояния, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Развитие -универсальное и фундаментальное свойство бытия. Основным источником развития выступают противоречия.

В психолого-педагогических исследованиях различают понятия «развитие» и «формирование». Понятие «развитие» относят в большей степени к системам, которые имеют высокую степень самодостаточности и автономные внутренние источники своих качественных изменений. «Формирование» же относят, как правило, к объектам, изменения которых происходят под влиянием внешних управляющих сил. Однако следует учитывать, что, как отмечает В.В. Давыдов, в процессе развития автономных систем присутствуют моменты формирования некоторых их составляющих, а в процессе формирования какого-либо объекта на некоторых стадиях наблюдаются моменты развития отдельных его компонентов, то есть между данными понятиями нет непроходимой пропасти [8].

Таким образом, развитие физической культуры личности можно рассматривать как духовное и физическое становление человека на основе его собственной активности личности путем усвоения всех элементов физической культуры.

Литература

1. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.

2. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психол. журн. 1991. № 1.

3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2001.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб. пособие. М.: МГУ, 1992.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1989.

7. Целевая интенсивная подготовка специалистов: учеб. пособие / Г. П. Барабанов [и др.]. Л., 1985.

8. Кудрин А.А. Формирование профессионально-педагогической культуры у будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.