УДК 378
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
А.С. Фетисов, С.С. Михайлов, Д.А. Бешенец
В статье рассматривается физическая культура, как средство двигателя физической культуры студента, описывается понятие «культура», выявляются особенности его развития в учебном процессе
Ключевые слова: физическая культура, двигательная культура, личность
Современная ситуация общественного развития в России, происходящие изменения в духовной жизни общества актуализируют проблему превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. Степень развития социокультурного, нравственного, интеллектуального, физического и эстетического потенциала студентов вуза является показателем сформированности культуры облика выпускника.
В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия эстетического вкуса, гармоничности и эстетической привлекательности совершаемых движений, учения осуществлять повседневную двигательную деятельность по законам красоты.
Это способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного высшего образования, но и формированию особого вида культуры -двигательной, как самостоятельного феномена, учитывающего специфику интеграции эстетических и здоровьесьерегающих ценностей с целью обогащения личности способами и навыками эстетически-целесообразной двигательной
деятельности, умениями использовать гармоничные, эстетико-выразительные движения для решения личностно-значимых задач. Ее формирование влияет на изменение интеллектуального и эмоционального отношения личности к двигательной активности как части жизнедеятельности в целом и компоненту различных деятельностей. Пластичность и выразительность двигательного поведения, соответствие его характера содержанию общения способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия.
В разработке культурологического анализа физической культуры особый интерес представляют работы Б.А. Ашмарина, В.У. Агеевца, В.К. Бальсевича, И.М. Быховской, М.Я. Виленского,
Фетисов Александр Сергеевич - РГУП, канд. пед. наук, доцент, e-mail:[email protected]
Михайлов Сергей Сергеевич - РГУП, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой, e-mail:[email protected] Бешенец Дмитрий Александрович -РГУП, доцент, е-mail:[email protected]
В.М. Выдрина, В.И. Жолдака, В.Н. Ирхина, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, Н.И. Пономарева, Ф.И. Собянина, В.И. Столярова и др.
Однако степень разработанности проблемы формирования непосредственно двигательной культуры студентов вузов как интегрального личностного качества является недостаточной. Проведенный нами теоретический анализ проблемы исследования показал, что понятие «двигательная культура» не имеет сегодня единой терминологии. Кроме отсутствия однозначного понимания исследуемой дефиниции не обоснована и ее взаимосвязь с другими видами культуры. Также требует уточнения сущность и структура двигательной культуры студентов, необходима разработка критериального аппарата оценки сформированности уровней данного вида культуры и методики эффективного формирования данного феномена.
Понятие «культура» [< лат. cultura возделывание, обрабатывание] - используется в различных отраслях знаний и деятельности и является объектом всестороннего исследования [15]. Существование различных концептуальных подходов, рассматривающих данное явление в том или ином аспекте, привело к тому, что в каждой из областей исследования при определении понятия «культуры», ей дается не обобщающее, широкое понятие, а такое, которое выделяет самую значимую, существенную для данной области исследования характеристику.
На наш взгляд, несмотря на изменяющиеся жизненные условия и требования, постоянным и значимым компонентом культуры специалиста любого профиля является физическая культура, так как она представляет основу социально-культурного бытия индивида, его общей и профессиональной культуры.
Физическая культура в этом аспекте выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает и осваивает те, которые для нее более значимые (М.Я.
Виленский, В.И. Ильинич, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Столяров, Е.Н. Федорова и др.).
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и дефиниции, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы.
Физическая культура возникла и развилась одновременно с общечеловеческой культуры, являясь ее активной органической частью и средством формирования разносторонне развитой личности как главного субъекта и объекта исторического процесса. Поэтому вполне обоснованным является утверждение, что при анализе реального содержания культурного процесса общества нельзя обойти вниманием феномен физической культуры.
Проведенный нами анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет констатировать, что понятие «физическая культура» определяется как:
1. вид культуры, который представляет собой специальный процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей;
2. процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы;
3. часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни;
4. органическая часть общей культуры общества и человека. При этом в зависимости от развития общей культуры определяется сущность, цели, задачи физической культуры, наполнение ее соответствующим содержанием, направление определенными функциями.
Для нашего исследования данная концепция интересна еще и тем, что в ней с учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры, авторы выделяют культуру движений (двигательную культуру), культуру телеснодвижения и культуру физического здоровья.
Предметом нашего внимания является двигательная культура. В различных научных источниках понятие «двигательная культура» используется довольно часто, однако оно не имеет четкого, однозначного определения и структуры. Также для многих исследований характерно отождествление понятий «двигательная культура» и «культура движений», при этом предпочтение отдается термину «культура движений».
Так, Г.А. Боброва, рассуждая о культуре движений, рассматривает физическую красоту человека, подразумевая при этом не только черты лица, но и весь внешний облик, фигуру, манеру
держаться и двигаться, хорошую осанку, легкость движений. При этом она считает, что решающую роль в формировании перечисленных характеристик играет разностороннее и гармоничное физическое развитие [3].
По мнению О.А. Ивановой, хорошие формы могут производить впечатление красоты лишь в сочетании с культурой движений. Данное понятие предполагает наличие гибкости и хорошей осанки, красивой походки и умения владеть своим телом, двигаться свободно, легко, грациозно [6].
По мнению К.Д. Бенюха, слагаемыми культуры движений являются техника и школа выполнения упражнения, манера держаться, осанка, сочетание движений с музыкой.
Н.Я. Городничева, рассматривая культуру движений спортсменов, воспитываемую для достижения исключительно спортивных целей, отмечает ее важную роль и в повседневной жизненной практике.
В результате анализа содержания и особенностей рассмотренных выше видов культуры, можно сделать вывод, что двигательная культура является результатом взаимодействия физической и эстетической культуры и является неотъемлемой частью культуры личности.
Проведенный анализ взаимосвязи физической и эстетической культуры позволил нам выделить двигательную культуру личности как относительно самостоятельный феномен в рамках культуры личности в целом.
Для уточнения общего понимания, выявления сущности и формулировки определения рассматриваемого феномена нами был проведен анализ структурных компонентов данного вида культуры.
Сущность двигательной культуры мы рассматриваем, прежде всего, с позиций ценностного и личностно-деятельностного подходов, служащих также основой для построения ее структуры. Определяя сущность феномена двигательной культуры, мы исходим из философского понимания данной категории, а именно, что сущность - это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность - это также совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющая его происхождение, характер и направление развития [14].
Учитывая вышесказанное, двигательная культура студента как самостоятельный феномен, представляет собой совокупность позиций, ценностей и образцов движений, затрагивающих личностные взаимоотношения студента в образовательном пространстве. Таким образом, двигательную культуру личности мы рассматриваем как интегративное образование личности, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих ценностей, эстетически-целесообразных
гармоничных двигательных действий,
проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико-выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно-значимых задач.
Выявление сущности любого объекта невозможно без раскрытия его структуры. В качестве структурных компонентов двигательной культуры личности мы выделяем аксиологический, операционный и эстетический. Рассмотрим более подробно их содержание.
Аксиологический компонент двигательной культуры представлен совокупностью ценностей самодостаточного и инструментального характера, выступающих в качестве ориентиров, на основе которых строится двигательная деятельность как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни, и которые, накапливаясь определяют внутреннее содержание личности.
Исходя из этого, в аксиологическом компоненте двигательной культуры личности, мы выделяем две группы ценностей: ценности-цели и ценности-знания.
Ценности первой группы (ценности-цели) представляют собой цели личности будущего специалиста, направленные на формирование двигательной культуры в системе высшего образования, рассматриваемые нами как планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты в ходе профессиональной подготовки и на достижение которых направлена деятельность всех субъектов образовательного процесса в вузе.
Ценности первой группы аксиологического компонента двигательной культуры будущего специалиста представляют собой единство стратегических и тактических целей.
К стратегическим целям относятся такие как выявление индивидуального двигательного потенциала личности студента, повышение уровня физической подготовленности, достижение совершенства в выполнении двигательных действий, приобретение опыта использования целенаправленной двигательной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Обозначенные цели представляют собой тот желаемый результат, на который направлена деятельность студента, формирующая его двигательную культуру, и в то же время выступают как активная организующая сила этой деятельности.
Тактичные цели мы рассматриваем как ряд последовательных этапов осуществления стратегических целей. Данные цели представлены следующим образом:
- формирование ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями;
- обогащение двигательного опыта;
- повышение уровня развития физических качеств;
- формирование навыков выразительного движения.
Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к физическому
самосовершенствованию, начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращаются в элементы сознания, расширяясь и перерабатываясь в убеждения.
Ценности второй группы (ценности-знания) аксиологического компонента двигательной культуры личности будущего специалиста представлены совокупность теоретических знаний, а именно:
- знания анатомо-физиологических основ двигательной деятельности;
- знания основ обучения движениям и развития физических качеств;
- знания систем оздоровительных видов гимнастики;
- знания основ методики самостоятельных занятий и самоконтроля.
Операционный компонент. Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая является важнейшим источником обогащения субъекта опытом социальных отношений и общественного поведения. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Основываясь на анализе специальной литературы, понятие «операция» мы определяем как выполнение какой-либо задачи, «операционный» - выбранный для действия [14].
Операционный компонент двигательной культуры личности мы рассматриваем как выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий, который осуществляется за счет увеличения запаса двигательных умений и навыков и общей физической подготовленности. Запас различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врожденных движений, с другой - из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. В процессе обучения двигательным действиям изменение характера управления движениями происходит поэтапно. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым - двигательный навык, а на основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. Прежде чем более подробно охарактеризовать перечисленные уровни владения двигательным действием, рассмотрим такие категории как «движение» и «двигательное действие».
«Упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия. «Физическое» отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Однако это слово выражает лишь преимущественную зависимость выполняемых действий от функции нервно-
мышечного аппарата, а, следовательно, лишь преимущественное воздействие на физическую структуру организма. Так как физическое управление - это волевой акт, являющийся функцией сознания, то оно оказывает влияние на человека в целом. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие, с другой - как процесс многократного повторения.
Двигательный навык - такая степень владения действием, при которой управление движением (движениями) происходит
автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания. В этих условиях возникает возможность сосредотачивать внимание на результатах действия, сопутствующих условиях и т.д. Подобная возможность освободить свое сознание от контроля над самим осуществлением некоторых движений, перенести его на задачи, ради которых выполняется действие, на условия, в которых оно протекает и на его результаты делает исполнение действия более эффективным, способствует творческому использованию личности своих двигательных возможностей.
Формирование сложных движений в первую очередь зависит от интегрирующей деятельности центральной нервной системы. Однако результат координирующей функции нервных центров в значительной степени связан с состоянием самого двигательного аппарата, которая определяется общей физической подготовленностью. Общая физическая подготовленность - это следствие решения следующих задач:
- достижения гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
- приобретение общей выносливости; повышение быстроты выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
- увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц;
- выполнение движений без излишних напряжений и умение расслабляться.
Под физическими способностями мы понимаем относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека, при этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.
Таким образом, в результате обучения новым движениям, особенно координационно-сложным, происходит увеличение запаса двигательных навыков и повышение общей физической подготовленности, что позволяет в дальнейшем осуществлять двигательную деятельность более рационально. В связи с этим в основу формирования двигательной культуры личности, на наш взгляд,
необходимо положить формирование как можно большего количества двигательных навыков и развитие основных физических качеств, которое происходит через развитие соответствующих физических способностей в процессе выполнение двигательных действий.
В процессе развития двигательной культуры будущего специалиста, по нашему мнению, необходимо уделять внимание формированию следующих умений и навыков:
- умения и навыки выполнения комплексов различных видов упражнений;
- умения и навыки восстановление дыхания;
- умения и навыки выполнения тестирования уровня физической подготовленности.
Эстетический компонент.Содержание
эстетического компонента двигательной культуры личности мы представляем как проявление эстетического в двигательных действиях (эстетику движений).
Вопросы эстетического выполнения движений как одного из аспектов проявления красоты физических упражнений и спорта освещены в работах многих специалистов (В.В. Белоусова, Э.А. Здановская, Н.А. Каравацкая, П.Ф.Лесгафт, Б. Лоу, М.Я.Сараф, В.И. Столярова и
др.)
Следует отметить взаимовлияние
двигательной деятельности и эстетического сознания личности. Эстетическое сознание отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное, действенное стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу прекрасного. Высшим проявлением эстетического отношения человека к действительности считаются предметы, созданные человеком, его поступки и действия, качества личности, которые можно обозначить категорией «прекрасного», неразрывно связанной с представлением об эстетическом и определяющей особенности и конкретное содержание эстетического сознания.
Рассматривая эстетическое сознание в контексте двигательной культуры личности, необходимо на наш взгляд проанализировать, цепочку диалектически связанных понятий: сознание - потребность - отношение - действие. Эстетическое сознание может находиться на разных уровнях развития, но оно неизменно закрепляется в потребности, устойчивой и сильной становящейся острой необходимостью, или переходящей. Возникшая, сформировавшаяся потребность заставляет человека искать или создавать средства ее хотя бы частичного удовлетворения. Это стремление к удовлетворению эстетической потребности порождает эстетическое отношение, воплощаемое уже в предметной активности, в целеустремленном действии личности. Иначе говоря, всеобщий закон диалектического взаимодействия теории и практики вполне реален в разбираемом нами эстетическом ряду. Следовательно, эстетическое сознание личности
оказывает влияние через возникающие потребности и отношение на ее двигательную деятельность, которая в свою очередь преобразованная таким образом, обогащает элементами прекрасного эстетического сознания [11].
Из вышеизложенного следует, что эстетический компонент двигательной культуры личности представляет собой осознанную потребность в прекрасном движении, которая проявляется в выразительности его двигательной деятельности личностной и профессиональной сферы, что предполагает правильно выбранный темпоритм, пластичность, грациозность движений, сохранение правильной осанки как в статистике, так и в движении.
Таким образом, нами определена структура двигательной культуры будущего специалиста, представляющая собой единство аксиологического, операционного и эстетического компонентов, которые, в свою очередь, отражают ценностное отношение к двигательной деятельности, объем знаний, операционную готовность к выполнению двигательных действий и их эстетическую выразительность.
Важным моментом в исследовании двигательной культуры будущего специалиста является проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета. В связи с этим одной из задач нашего исследования является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности двигательной культуры студентов.
При разработке критериев и показателей сформированности двигательной культуры мы ориентировались на общие положения, существующие в теории и практике педагогического образования (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов). Как известно, критерий является своеобразным мерилом оценки и отражения существенных признаков исследуемого объекта или процесса. По мнению И.Ф. Исаева, критерий отражает основные закономерности формирования личности и является средством выявления связей между компонентами исследуемого феномена.
Учитывая вышеизложенное, для
объективного выявления уровней
сформированности двигательной культуры личности в своем исследовании мы выделили следующие критерии:
- ценностное отношение к двигательной активности;
- операционная готовность к естественной и специально организованной двигательной деятельности;
- здоровьесбережение как совокупность двигательных действий.
Следует отметить, что количество признаков по каждому критерию не должно быть менее трех: в этом случае говорят о полном проявлении данного критерия. При определении меньшего числа
показателей, можно сказать, что данный критерий не зафиксирован [7].
Раскроем содержание выделенных критериев через ряд соответствующих им показателей:
1.Ценностное отношение студентов к двигательной активности проявляется через совокупность таких показателей как осознание социальной и личностной значимости двигательной деятельности, стремление личности к развитию посредством избранного вида двигательной активности.
2. Операционная готовность студента к естественной и специально организованной двигательной деятельности предполагает наличие двигательных умений и навыков, координированность двигательных действий и самооценку своих физических способностей.
З.Здоровьесбережение как совокупность двигательных действий, предназначенных для профилактики сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и состоянии осанки, как в статике, так и в динамике.
Литература
1.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: теория и практика / В.К. Бальсевич. - М.: ТиПФК. -2000. - 350с.
2.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. -423 с.
3.Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А.Боброва. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208 с.
4.Бондаревская Е.В. Гуманистическая программа личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997. - № 4. - С. 11-17.
5.Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) / В.М. Выдрин.- Л.: ГДОИДК, 1988. - 45 с.
6.Иванова О.А. Методы оценки исполнительского мастерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Иванова. - М., 1982. - 28 с.
7.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: «Академия», 2002.- 208 с.
8.Каган М.С. Философия культуры. - Спб.: ТОО ТК «Петрополис»», 1996. - 414 с.
9.Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. (Теория диагностики). - Л.,1991. - 83 с.
10. Киященко Н.И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.
11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1980. - 89 с.
12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И.Лубышева. - М.: ГЦИФК,1992. - 120 с.
13. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
14. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1963. - 544 с.
15. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования / А.Н. Ходусов. - М.: Курск, 1997. - 357 с.
16. Эстетическая культура человека / под ред. М.С. Кагана. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 168 с.
17. Содержательные характеристики личностно-профессиональных качеств педагога как компонента здоровьесберегающей образовательно среды школы /А.С. Фетисов // Вестник Воронежского Технического университета, 2014, т.10, №3.2, С 73-76.
18. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста / Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. -2013. - Т.9. - №3.2 - С131-134
19. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.
20. Коваль Н.А. Духовно-профессиональное развитие личности в гумманитарной среде ВУЗа - Пенза: Материалы всероссийской научно-практической конференции: Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России. 2005 г. -378 с.
21. Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3.2 -С.43-46.
Российский государственный университет правосудия (г. Воронеж)
PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS OF IMPELENT CULTURE OF A STUDENT PERSONALITY
A.S. Fetisov, S.S. Mikhailov, D.A. Beshenets
The paper discusses the physical education as a means of impellent culture of a student, describes the concept of "physical culture", reveals the features of its development in the educational process
Key words: physical culture, impellent culture, development