ского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мн., 1988.
4. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М., 1986. С. 175.
5. Рымарь Н.П. Нормирование тренировочных нагрузок для подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГГО: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.
6. Желязников А.П. Выносливость юношей 15-17 лет к циклическим нагрузкам большой и умеренной интенсивности // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. № 1. С. 104-106.
7. Генявичюс Ю.А. Об эффективности применения легкоатлетических упражнений в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО IV ступени: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1979.
8. Гавриленко В.М., Михайлов В.П. Возможности сочетания учебно-тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов техн. вузов // Теория и практика физ. культуры. 1986. № 1. С. 35-36.
9. Пирогова Е.А. Допустимые величины физических нагрузок для программ оздоровитель-
ной физической тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1985. № 5. С. 20-22.
10. Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству. М., 1989.
11. Туманян Г. С. Коблев Я.К. Выносливость: как ее измерять // Теория и практика физ. культуры. 1973. № 6. С. 59-61.
12. Петров Н.Я., Шестакова Т.Н. Основы управления учебным процессом физического воспитания студентов технических вузов: метод. пособие. Мн., 1981. С. 9-15.
13. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2001. С. 56-67.
Поступила в редакцию 27.11.2008 г.
Khlamov V.N., Dranichkin A.C. Endurance development peculiarities of studying youth with different professional trend. An article is devoted to one of the topical and insufficiently worked out problem of general endurance development of different social groups, particularly cadets of higher military schools and students of the institutes.
Key words: physical load, general endurance development process.
УДК 796/799
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
© М.Н. Мистрюкова
В статье раскрыта специфика формирования двигательной культуры личности студентов через реализацию авторской методики, разработанной с использованием средств ритмопластики. Данная методика ориентирована на развитие аксиологического, операционного и эстетического компонентов двигательной культуры личности. Она разработана по принципу предписаний алгоритмического типа, что предусматривает разделение учебного материала на блоки, реализуемые в определенной последовательности.
Ключевые слова: двигательная активность, двигательная культура, методика формирования, методические блоки, ритмопластика.
Современная ситуация общественного развития в России, происходящие изменения в духовной жизни общества актуализируют проблему превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры как развивающейся системы нравственных ценностей, становления личности выпускника как человека культуры. Степень развития социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала будущих специалистов является показателем
сформированности культурного облика личности.
В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия у нее эстетического вкуса, умения творить повседневную жизнь по законам красоты, что способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного выс-
2З
шего образования, но и формированию особого вида культуры — двигательной, как самостоятельного феномена, учитывающего специфику синтеза эстетической и физической культур с целью становления нового личностного качества.
Именно поэтому закономерным явлением выступает возрастающий интерес исследователей к поиску возможных методов и средств формирования двигательной культуры студентов, способных интегрировать в едином образовательном процессе развитие и взаимодействие ценностных, эстетических, профессиональных качеств личности и целесообразность осуществляемых движений для решения поставленных задач.
Проведенный количественный и качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам разработать методику формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики. Она соответствует важнейшим дидактическим принципам и ориентирована на совершенствование двигательных умений и навыков студентов, формирование у них тонкого чувства эстетически правильно выполненного физического упражнения, высокую степень раскрытия потенциальных возможностей личности в двигательной деятельности, т. е. на развитие аксиологического, операционного и эстетического компонентов двигательной культуры.
При разработке методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики мы использовали способ составления предписаний алгоритмического типа, который предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), изучаемые в строгой последовательности. В соответствии с вышесказанным, разработанная нами методика состоит из трех блоков, каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе узконаправленные учебные элементы: вводно-информационный; операционно-теоретический; операционно-
практический.
Все три блока реализовывались в течение шести семестров обучения в вузе, дополняясь и усложняясь на каждом последующем этапе повторения. Содержательное наполнение блоков нашей методики учитывало сущность и структурные компоненты двигательной культуры студентов.
Представим более подробно содержание и способы реализации каждого блока.
Вводно-информационный блок. Цель данного блока - создание у студентов общего представления о предмете обучения и характеристика используемых видов двигательной активности. В качестве ведущей формы организации обучения в рамках этого блока мы использовали лекции различных типов: классические лекции, лекции-дискуссии, лекции-аудиовизуализации [1]. Таким образом, в ходе реализации данного блока мы оказывали влияние на развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной культуры студентов.
Вводно-информационный блок обучения состоял из двух частей: ознакомительный курс лекций и просмотр видеоматериалов.
Первая часть - лекционный курс -включала в себя следующие элементы учебного материала: основы хореографии; основы оздоровительной аэробики; восточные виды гимнастики; основы пластического движения; авторские программы ритмопластического направления. При изучении вопросов данной части нами использовались в основном классические лекции и лекции-дискуссии. В процессе лекций нами активно применялись несколько методов обучения.
Вторая часть - просмотр видеоматериалов - представляла собой внедрение в учебный процесс аудиовизуальной методики, что заключалось в просмотре видеопрограмм уроков хореографии, хатха-йоги, сценического движения, оздоровительной аэробики различных направлений, проводимых отечественными и зарубежными инструкторами. Просмотр мы сопровождали комментарием и анализом выполнения движений, соответствующих объему предварительно полученного теоретического материала.
Элементы второй части вводно-информационного блока были представлены следующими видеокурсами: уроки хореографии (классический экзерсис); семинары по классической аэробике; основные асаны хатха-йоги; занятия по программе К. С. Станиславского; авторские методики Л.Н. Алексеевой, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, М.И. Чистяковой [2-5]. Вводно-информациоиный блок методики формирования двигательной культуры включал также контрольный этап, который заключался в написании контрольной
работы по темам, пройденным в теоретическом блоке.
Операционно-теоретический блок
программы. Цель блока: содействовать развитию у студентов аксиологического и операционного компонентов двигательной культуры с помощью освоения знаний о сущности и реализации двигательной деятельности, формирования двигательных умений, координированности двигательных действий и их правильной самооценки, что оказывает положительное влияние на стремление личности к развитию посредством двигательной активности и осознанию социальной и личностной ее значимости. Таким образом, мы стремились повысить у студентов экспериментальной группы уровень сформированно-сти соответствующих показателей двигательной культуры, реализовывая данную цель в четыре этапа. Соответственно, этот блок включает следующие части: анатомофизиологические особенности двигательной деятельности, музыкально-ритмическая и двигательно-ритмическая подготовка, основы оздоровительных видов гимнастики и методика организации самостоятельных занятий и контроля организма.
Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности. Эта часть представлена лекционным курсом и нашла свое отражение в ходе рассмотрения следующих вопросов: анатомо-морфологические
особенности и основные физиологические функции организма, функциональные системы организма; утомление, восстановление, работоспособность; физиологические механизмы влияния двигательной деятельности на организм.
Изучение названных вопросов предполагает развитие интеллектуальных процессов студентов, направленных на решение личностных и профессиональных задач, на ликвидацию когнитивного диссонанса (личностного конфликта, возникающего в результате необходимости обеспечения оптимального двигательного режима и отсутствия знаний, необходимых для этого). При изучении тем данных разделов нами широко использовались методы и приемы самостоятельной творческой работы студентов: работа с учебно-методическими пособиями, экспертная оценка своих действий, написание рефератов и проведение лабораторных работ.
Музыкально-ритмическая и двига-
тельно-ритмическая подготовка заключалась в объединении теории и практики и включала следующие элементы: основы музыкальной грамоты; функциональная музыка: значение и правила использования; ритмика.
Занятия проводились по схеме объяснение ^ упражнение ^ анализ. В данном разделе мы излагали наиболее важный программный материал по основам музыкальной грамоты. На практических занятиях осуществлялась связь теоретического раздела основ музыкальной грамоты с практикой; студенты овладевали техникой движений в согласовании с музыкой. Связь упражнений со средствами музыкальной выразительности студенты устанавливали в ходе рассмотрения следующих вопросов: связь упражнений с мелодией, регистром, звучанием легато и стаккато, темпом, динамическими оттенками, размером и ритмом музыки, с построением музыкальных произведений. Для освоения связи упражнений с содержанием музыки студентам предлагалось передать движением различный характер музыкальных произведений с помощью различных танцевальных шагов, а также после предварительного прослушивания музыкального отрывка студенты пробовали определить, какому из предлагаемых движений она соответствует по характеру [6, 7].
Основы оздоровительных видов гимнастики. Данная часть операционно-теоретического блока включала изучение следующих разделов (видов двигательной активности).
1. Хореографическая подготовка. Студенты осваивали отдельные элементы классического экзерсиса и их соединения, в результате чего решались задачи физического развития, развития музыкальности, выразительности и координированности движений, что повышало уровень сформированности показателей операционной готовности и выразительности движений [8].
2. Освоение техники базовых движений оздоровительной аэробики. Данный раздел представлял собой практические занятия аэробикой, на которых мы применяли два метода разучивания базовых элементов -структурный (подготовленный) и фристайл (свободный). В качестве основных методических приемов обучения на занятиях аэроби-
кой мы использовали следующие: оперативный комментарий и пояснение, визуальное управление группой, изменение темпа выполнения движений комплекса, самоконтроль действий, показ упражнений, симметричное обучение [9, 10].
3. Пластическая подготовка. Занятия этого раздела мы основывали на системе актерской двигательной подготовки, совершенствуя внимание, ловкость и ритмичность движений с помощью упражнений, подобранных по специально разработанной методике (И.Э. Кох). Основу методики проведения данных занятий составляют следующие принципы: выполнение упражнений по словесному заданию преподавателя, комплексность педагогических задач в упражнении и занятии, контрастность в упражнении и занятии, последовательный переход от легких упражнений к трудным, выполнение упражнений целенаправленно, экономично, точно, с правильным мышечным напряжением. Занятия проходили в форме тренировки упражнений в различных темпах и амплитудах. На одном и том же занятии использовались различные по характеру движения (округлые, мягкие, непрерывные, острые, напряженные, прерывистые), с помощью которых тренировалось умение мгновенно и постепенно переходить от движений одного характера к движениям совершенно другого характера [3].
4. Освоение асан йоги. В данном разделе мы проводили практические занятия по восточной гимнастической системе хатха-йоге. Обучение на данных занятиях было последовательно направлено на ознакомление с различными типами дыхания, разучивание дыхательных упражнений, освоение асан, выполняемых стоя, сидя, лежа на спине, перевернутых асан, развитие навыков выполнения асан стоя, сидя и лежа по ритму дыхания, освоение техник релаксации [11].
Методика организации самостоятельных занятий и контроля организма. Данная часть предполагала изучение следующих оценочных методик: методики оценки состояний различных систем организма, методики определения оптимальной нагрузки, методики оценки работоспособности и физической подготовленности, методики составления комплексов упражнений для самостоятельных занятий (правила подбора упражне-
ний и их соотношения друг с другом, дозировка выполнения упражнений) [12]. Контрольный этап этого блока подразумевает практический зачет по технике выполнения базовых движений.
Операционно-практический блок программы. Целью данного блока было совершенствование приобретенных в процессе изучения предыдущих блоков двигательных действий путем выполнения более сложных двигательных заданий, что, в свою очередь, оказывало влияние на выразительность движений, проявляясь в более высоком уровне сформированности показателей данного критерия. Тем самым в процессе реализации данного блока внимание акцентировалось на формировании операционного и эстетического компонентов двигательной культуры студентов. Операционно-практический блок программы состоял из пяти частей:
- совершенствование техники базовых двигательных действий (показ, просмотр, практика): данная часть включала практические занятия под нашим руководством, на которых выполнялись базовые шаги, соединения, комбинации;
- соединение изученных гимнастических систем в форме комплексно-комбинированного занятия: данная часть заключалась в проведении комплексно-комбинированных занятий с использованием движений классической аэробики как базовых в основной части и дополнением их включениями перечисленных выше видов двигательной активности в подготовительную и заключительные части занятия;
- проведение самостоятельных занятий: эта часть состояла в выработке у студентов умений составлять грамотные комбинации движений;
- проведение соревнований. Значительным элементом психологического воздействия на занимающихся в процессе обучения, как известно, является соревновательная деятельность. Включение соревновательных элементов в учебные занятия и собственно соревновательная деятельность -широко распространенный метод в практике преподавателей физической культуры. Эффект соревнований основан на многих значимых воспитательных и образовательных позициях: повышение интереса и активизация спортивной деятельности, повышение
эмоционально-психологического фона, возможность проявить себя и т. д.
В процессе реализации разработанной нами методики особое значение уделялось развитию внимания студентов к выполняемым движениям. Двигательная активность как таковая, координированность и ловкость движений, тонкое их чувство и дифференциация - все это, будучи «завязанным» на внимании к движениям, существенно влияет на формирование двигательной культуры человека (Л.М. Дубовый, В.И. Страхов). Если правильно сформированный образ спортивного действия и «внутренний» алгоритм сблизятся в реальных действиях - создастся эталонный образец движения, а в сочетании с одухотворенностью - будут формироваться компоненты двигательной культуры.
Поэтому на начальном этапе обучения мы направляли и акцентировали внимание студентов на: выявлении основных технических показателей выполнения спортивных движений; ритмичности движений, контроле совпадения движений и музыкального сопровождения; снятии излишнего напряжения, скованности; соблюдении последовательности выполняемых упражнений.
На втором этапе обучения акцент при развитии внимания был сделан на следующих моментах: нервно-мышечных ощущениях в процессе выполнения двигательных действий; соблюдении рекомендуемой амплитуды движений; уточнении качественных и пространственных характеристик совершенствования выполнения физических упражнений; мере прилагаемых усилий к тому или иному двигательному действию.
На третьем этапе обучения привлекалось внимание студентов к часто недооцениваемым объектам отработки техники, но главным, на наш взгляд, при формировании двигательной культуры у студентов является: соблюдение гармонии двигательных действий, их согласованности; придание эстетической выразительности как отдельным физическим упражнениям, так и комплексу в целом; внесение творческо-индивидуальной интонации в выполняемые движения; адекватность самооценки и самопознания.
Проверка эффективности разработанной методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики показала существенную положительную динамику сформированности исследуемой личностной характеристики по всем критериям (ценностное отношение к двигательной активности, операционная готовность, выразительность движений).
1. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Мн., 2002.
2. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. М., 1954. Т. 3.
3. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л., 1962.
4. Богданова Н.А. Подготовка студентов колледжа к эстетико-физическому воспитанию школьников: дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 1999.
5. Чистякова М.И. Психо-гимнастика. М., 1990.
6. Исаев И.Ф., Глазунова Л.И. Функциональнодидактическая музыка. Белгород, 2004.
7. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М., 1987.
8. Шипилина И.А. Хореография в спорте. Ростов н/Д, 2004.
9. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. М., 2000.
10. Шипилина И.А. Аэробика. Ростов н/Д, 2004.
11. Быстров В.И. Йога. Полная система упражнений. М., 2004.
12. Лях В. М. Координационные способности школьников. Минск, 1989.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Mistryukova M.N. Technique of formation of students’ impellent culture by the means of eurythmics. The article reveals the specifity of formation of students’ personality impellent culture through the realisation of the author's technique developed with use of means of eurythmics. The given technique is focused on development of axiological, operational and aesthetic components of person’s impellent culture. It is developed by a principle of instructions of algorithmic type that provides division of a teaching material into the blocks realised in certain sequence.
Key words: impellent activity, impellent culture, the technique of formation, methodical blocks, eurythmics.