11. Чернобай Е.В., Шевелева H.H., Дзядевич Е.Е. Вопросы развития профессиональной карьеры учителя: отечественный опыт и зарубежные подходы. Стандарты и мониторинг в образовании. 2018; № 4: 12 - 16.
12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155553/
13. Барабас A.A. Исследование готовности педагогических работников общеобразовательных организаций к проектированию внутренней системы оценки качества образования. Современные наукоемкие технологии. 2018; 2: 115 - 121.
14. Султанова И.С. Aктyальныe проблемы управления внутренней системой оценки качества образования в школе. Молодёжный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (2). Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf
15. Пименова Т. В. Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией. Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/22/vnutrennyaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-kak
16. Машукова С.В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс совершенствования управления качеством образования гимназии. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017; № 1(2): 59 - 68.
17. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор): коллект. моногр. ВА Болотов, ИА Вальдман, РВ. Гробовский и др.; Hац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
18. Болотов ВА Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования. Вопросы образования. 2018; 3: 287 - 296.
19. Геворкян E.H., Иоффе A.H., Шалашова М.М. Повышение квалификации педагогов: подходы и акценты результативности. Педагогика. 2018; 6: 70 - 77.
20. Гутник И.Ю. Десять основных проблем педагогической диагностики в современной школе. Педагогическая диагностика. 2017; 4: 3 - 8.
21. Давыдова H.H. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении. Образование и наука. Известия УрО PAO. 2009; 6 (63); Т. 2: 13 - 26.
22. Пуденко Т.И., Потемкина Т.В., Руднева A.A. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов. Образование и наука. 2017; Т. 19, № 6: 52 - 70.
23. Современный словарь иностранных слов. Москва: Рус. яз., 1992.
24. Петунин О.В. Система оценки качества образования в регионе: анализ результатов и перспективы развития. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018; № 2 (49); Т. 2: 99 - 107.
25. Максименко В.В. Формы обучения учителей. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014; Вып. 2 (130): 2 - 6.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacionai'nyh ceiyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=689529
2. Rasporyazhenie Pravitei'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) <O Koncepcii doigosrochnogo sociai'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda> (vmeste s "Koncepciej dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda"). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Postanovienie Pravitei'stva RF ot 15.04.2014 № 295 (red. ot 31.03.2017) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 -2020 gody». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/
4. Postanovienie Pravitei'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
5. Pokasov V.F. Klyuchevye aspekty kachestva obrazovaniya. Municipai'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2015; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ klyuchevye-aspekty-kachestva-obrazovaniya-1
6. Solodkova E.A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizacii vnutrennej sistemy ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2016; № 1: 20 - 24.
7. Hristoforova L.V., Krasnova E.A. Pravovye aspekty kontrolya kachestva obrazovaniya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2017; 5: 169 - 176.
8. Belov V. Sistema ocenki kachestva obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2002; № 1: 44 - 49.
9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federai'nyjzakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
10. Panasyuk V.P. Ocenka kachestva obschego obrazovaniya: sostoyanie, problemy, perspektivy. Upravienie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika 'effektivnogo administrirovaniya. 2018; № 3: 16 - 18.
11. Chernobaj E.V., Sheveleva N.N., Dzyadevich E.E. Voprosy razvitiya professional'noj kar'ery uchitelya: otechestvennyj opyt i zarubezhnye podhody. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2018; № 4: 12 - 16.
12. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professionai'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatei'nost' v sfere doshkoi'nogo, nachai'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatei', uchitei')». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
13. Barabas A.A. Issledovanie gotovnosti pedagogicheskih rabotnikov obscheobrazovatel'nyh organizacij k proektirovaniyu vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnoiogii. 2018; 2: 115 - 121.
14. Sultanova I.S. Aktual'nye problemy upravleniya vnutrennej sistemoj ocenki kachestva obrazovaniya v shkole. Moiodezhnyj nauchnyj forum: 'elektr. sb. st. po mat. II mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 1 (2). Available at: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf
15. Pimenova T. V. Vnutrennyaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya kak usiovie 'effektivnogo upravieniya doshkoi'noj obrazovatei'noj organizaciej. Available at: https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/22/vnutrennyaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-kak
16. Mashukova S.V. Model' vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovaniya kak resurs sovershenstvovaniya upravleniya kachestvom obrazovaniya gimnazii. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2017; № 1(2): 59 - 68.
17. Kiyuchevye voprosy razvitiya nacionai'nyh i regionai'nyh sistem ocenki kachestva obrazovaniya ('ekspertnyj obzor): kollekt. monogr. V.A. Bolotov, I.A. Val'dman, R.V. Grobovskij i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2016.
18. Bolotov V.A. Proshloe, nastoyaschee i vozmozhnoe buduschee rossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya. 2018; 3: 287 - 296.
19. Gevorkyan E.N., Ioffe A.N., Shalashova M.M. Povyshenie kvalifikacii pedagogov: podhody i akcenty rezul'tativnosti. Pedagogika. 2018; 6: 70 - 77.
20. Gutnik I.Yu. Desyat' osnovnyh problem pedagogicheskoj diagnostiki v sovremennoj shkole. Pedagogicheskaya diagnostika. 2017; 4: 3 - 8.
21. Davydova N.N. Sozdanie vnutrennej sistemy ocenki kachestva v sovremennom obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2009; 6 (63); T. 2: 13 - 26.
22. Pudenko T.I., Potemkina T.V., Rudneva A.A. Vneshnyaya ocenka kachestva obschego obrazovaniya kak faktor professional'nogo razvitiya pedagogov. Obrazovanie i nauka. 2017; T. 19, № 6: 52 - 70.
23. Sovremennyjsiovar'inostrannyh siov. Moskva: Rus. yaz., 1992.
24. Petunin O.V. Sistema ocenki kachestva obrazovaniya v regione: analiz rezul'tatov i perspektivy razvitiya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2018; № 2 (49); T. 2: 99 - 107.
25. Maksimenko V.V. Formy obucheniya uchitelej. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014; Vyp. 2 (130): 2 - 6.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 374
Zheng Bisong (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "RHYTHMOPLASTIC" IN MUSICAL-RHYTHMIC CHOREOGRAPHY'S TRAINING. The article provides a theoretical analysis of the concept of "rhythmoplasty", examines the meaning of the term and its components (rhythm and plastic), ranging from ancient Greek philosophers and encyclopedic dictionaries, ending with the works of modern authors. The author reveals the historical perspective of the emergence of this direction of a person's motor activity, as well as of all adjacent directions (plastic expressiveness, musical movements, rhythmic exercises, rhythmic therapy, rhythmics, aerobics). The article provides a physiological substantiation of rhythmoplasty for the development of all spheres of a person, and also considers the role of rhythmoplasty in musical rhythmic training of choreography, analyzes the general developing and health-improving tasks of rhythmoplasty as a means of improving one's own body as an expressive tool.
Key words: theoretical analysis, teaching choreography, musical and rhythmic training, rhythmoplasty.
Чжэн Бисун, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «РИТМОПЛАСТИКА» В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ
В статье даётся теоретический анализ понятия «ритмопластика», рассматривается значение термина и его составляющих (ритм и пластика), начиная от древнегреческих философов и энциклопедических словарей, заканчивая работами современных авторов. Автор раскрывает исторический ракурс возникновения данного направления двигательной активности человека, а также всех смежных направлений (пластическая выразительность, музыкальные движения, ритмические упражнения, ритмодвигательная терапия, ритмика, аэробика). В статье дается физиологическое обоснование ритмопластики на развитие всех сфер человека, а также рассматривается роль ритмопластики в музыкально-ритмическом обучении хореографии, анализируются общеразвивающие и оздоровительные задачи ритмопластики в качестве средства совершенствования собственного тела как выразительного инструмента. Ключевые слова: теоретический анализ, обучение хореографии, музыкально-ритмическое обучение, ритмопластика.
Для практики музыкально-ритмического обучения в хореографии необходимо разобраться со смежными понятиями в теории музыки и танца. Термин «ритмопластика» состоит их двух понятий, проанализируем каждое из них в контексте музыкально-ритмического обучения. Древнегреческие философы считали, «все без исключения процессы органической природы являются ритмическими, но никогда не метрическими», для трактования истории они прибегали к принципу ритма. Аристоксеном [1] даже была написана теория ритма, в которую включалась и музыка, и движение.
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова прописано: «Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь)» [2, с. 395]. При анализе работ мы часто встречаем это слово в сочетании с другими словами: ритмическая музыка, ритмические движения, ритм работы, ритм танца. В философском энциклопедическом словаре [3] данное понятие объясняется с математической точки зрения, ритм рассматривается как «возвращение подобного через одинаковые промежутки времени, в противоположность такту, который является абсолютно точным (математически) повторением равного».
В работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [4, с. 128] говорится, что человек воспринимает ритм каждой клеткой своего организма, «эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Переживание ритма - это активный процесс, тесно связанный с восприятием музыки». Как в природе, так и в человеческом организме все биологические процессы имеют свой ритм (часто его называют «биологические часы»). Работу нашего мозга регистрируют специальные приборы, улавливающие определенные биоритмы. Существуют работы отдельных авторов, которые связывают психолого-физиологическое состояние организма человека с его биологическими ритмами. Например, сбиванием биологического ритма объясняется переходное состояние от радости к печали, от веселья к грусти, от концентрации к растерянности, от надежды к безысходности и т. д.
Позже появилось понятие «полиритм», которое рассматривалось в качестве пучка ритмов, соответствующего общей продолжительности и позволяющего «воспроизводить музыкальные структуры времени». В музыке происходит нотация ритмов средствами нот и пауз между ними. Ритм соотносится с таким понятием как такт, ритм в музыке и танце всегда с ним связан, например, ритм вальса, ритм самбы или танго, ритм марша и т. д. Такт рассматривают как абстрактный узор, повторяющийся в музыкальном произведении.
Существует также понятие темпа, в музыкальном произведении темп является единицей измерения времени. Определяется темп 1) как степень скорости, как быстрота движения; 2) как определенная частота повторений выполняемых равномерно движений. Не вдаваясь в специальные знания, отметим лишь, что многие музыкальные и танцевальные стили и жанры тесно связаны с рассматриваемым нами понятиями: ритм, такт, темп.
Другой составляющей термина «ритмопластика» является понятие пластики. В словаре В.Н. Даля пластикой названо «искусство изображать предметы» [5, с. 629]. А в словаре С.И. Ожегова дается несколько определений данного понятия: «Совокупность искусств, создающих объемные формы; искусство ритмических движений тела...» [6, с. 519] и др. Для нашего исследования самое точное определение дано в Словаре иностранных слов А.Н. Чудинова: «Пластика -это... искусство, в котором выказывается красота форм» [7].
Совсем недавно появилось целое направление в хореографии, называемое ритмикой. Сегодня ритмика - это вид музыкально-хореографического искусства, где музыка, её характер передается с помощью движений, создаваемого образа, основой которого является музыка, разнообразные упражнения и танцевальные движения, используемые для передачи индивидуального восприятия.
Часто в литературе можно встретить термин «ритмопластика», многие авторы трактуют его в качестве комплекса упражнений, которые построены во взаимосвязи музыки и движений. Однако существуют работы, которые дают более глубокое представление об этом явлении. Так, Т. Зинкевич-Евстигнеева понимает под ритмопластикой «нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека» [8, с. 120]. Автор считает, что человеческий ритм индивидуален, понимая
под ним биологические ритмы (например, сна и бодрствования, сердцебиения, дыхания), и каждый человек имеет свой внутренний ритм, существует в тесном взаимодействии с ним, этот внутренний ритм влияет на многие стороны жизни человека - темперамент, характер, мотивацию и т. д. Т. Зинкевич-Евстигнеева считает, что, если человек живет в соответствии со своим внутренним ритмом, то он успешен в жизни и счастлив.
Считается, что освоение ритма первоначально необходимо изучать умозрительно - через дроби, т. е. разделение на некоторые части, например, одна целая единица как 2 половины или 4 четверти и т. п. К слову сказать, существует и другой способ, с применением специального прибора, метронома, который отстукивает с определенным интервалом через равные промежутки времени, или через ходьбу - определенное количество шагов в единицу времени.
Швейцарского педагога, пианиста и дирижера Э. Жака Далькроза (1865 -1959) считают основоположником в развитии современного учения о ритмическом научении. Далькроз писал в своих трудах о том, что сначала необходимо пережить то, что затем должно быть усвоено [9].
В последние годы в восстановительной медицине появилась ритмодви-гательная терапия. И.П Малкина-Пых в своем труде «Телесная терапия» [10, с. 580] разрабатывает данную теорию в качестве синтеза нескольких направлений в психотерапии тела - соматической (собственно телесной) и танцевальной (по Мэрион Чейз), в это учение вошли определенные направления соматики, составляющие ритмическую гимнастику.
Данное направление положило в 1970-е годы начало развитию ритмической гимнастики как виду тренировок, способствующему гармонизации физического и психосоматического в человеке. Если до этого Далькроз применял словосочетание «ритмическая гимнастика», то несколько позже Джейн Фонда ввела понятие «аэробика». У отечественных исследователей С.Д. Рудневой, Н.А. Вет-лугиной мы встречаем понятие «музыкальное движение».
Ко второй половине XX века были заложены основные принципы пластической выразительности, что непосредственно связывает ритмопластику с хореографией. В современном понимании ритмопластика рассматривается как результат слияния двух направлений: ритмический танец (Э.К. Делькроз) и пластический танец (Айседора Дункан). Сегодня ритмопластическая гимнастика получила широкое распространение в виде джаз-гимнастики, диско-гимнастика, рок-гимнастика, брейк-гимнастика, фанк-гимнастика, часто можно встретить сочетания танцев со словом аэробика. Аэробика вошла даже в спортивную борьбу - бокс-аэробика, тай-бо, карате-аэробика и т.д.
При анализе литературы мы встретили несколько направлений ритмопластики:
- общеоздоровительная;
- нейродинамическая;
- общеразвивающая;
- театрализованная и др.
В нашем исследовании взято за основу определение А.И. Бурениной из её работы «Ритмическая мозаика» [11]: «Ритмопластика - это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».
Сегодня существует множество работ, посвященных обучению ритмопластике, особенно в раннем возрасте. Существует большое количество программ обучения ритмопластике в контексте музыкально-ритмического обучения детей. По мнению исследователей, результатом обучения ритмопластике является развитие внимания, воли, памяти, гибкости мышления, эмоционального и творческого воображения, свободное владение своим телом, способности к импровизации и т. д.
Жорж Демени [12] с опорой на учение о ритмопластике обосновал с точки зрения физиологии использование в хореографии определенных танцевальных шагов, специальных упражнений тренировки определенных групп мышц (чередование напряжения и расслабления), упражнения на растяжку и др. как средство развития ловкости, гибкости, красивой осанки. Автор считал: «Поскольку тело -основа всех жизненных функций, любое улучшение контакта в системе «тело-сознание» приводит к значительному улучшению образа тела и образа «Я», межличностных отношений, качество мышления и чувствования, удовольствия от
жизни. Ритмопластическое направление опирается на понимание того, что, то, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот» [12, с. 85 - 87].
По мнению А.И. Бурениной [11], ритмопластика играет исключительную роль для познания своего тела в хореографии «как выразительного инструмента». Автор рассматривала двигательные функции организма в соответствии с ритмом и темпом музыки, в соответствии подчиненности телодвижений внутренней закономерности музыки. Музыкальные формы диктуют двигательную организацию, ритм и темп движений, характерную пластическую выразительность исполнителя танца.
По мнению некоторых исследователей, рассматривающих воздействие музыки на физиологию человека, его центральная нервная система через мускулатуру осуществляет координацию движения, стимулирует мышечный тонус (напряжение - расслабление), используя врожденное чувство ритма и темпа. Занятия ритмопластикой снимают напряжение, уменьшает тревожность и стресс.
Приведём перечень направлений, по которым, по мнению И.Г. Малки-ной-Пых [10], необходимо проводить занятия по ритмопластике:
- динамическая устойчивость (заземление);
- развитие равновесия в движении (опора);
- снятие статических «зажимов» и блоков (раскрепощение);
- предотвращение суетливости (беспорядочности движений);
- работа с пластикой движения.
Если работа ведется в паре, то наряду с динамикой добавляется психосоматическая составляющая:
- установка границ личного пространства;
Библиографический список
- правила контактирования с окружающими;
- самоконтроль;
- совершенствование пластического «образа-Я» и т. д.
Ритмопластика обладает несомненной оздоровительной направленностью
и решает конкретные задачи для каждого отдельного человека: формирует двигательную и соматическую культуру, повышает эмоциональный настрой, совершенствует чувства ритма, темпа, музыкальный слух и др.
Многие авторы указывают, что занятия ритмопластикой в музыкально-ритмическом обучении хореографии направлены не только на развитие профессиональных навыков танцора, но и на развитие его личности, «Я-образа». Ритмопластика дает занимающемуся здоровье, раскрепощённость - снятие мышечного напряжения, полноту жизни - устранение скованности. зажимов, стремление к самореализации. Кроме того, тренирует вестибулярный аппарат и размеренность дыхания, улучшает осанку, владение своим телом, а некоторым помогает даже скорректировать фигуру.
Таким образом, в музыкально-ритмическом обучении хореографии немаловажную роль играет обучение ритмопластике. Большинство авторов сходятся во мнении, что обучение ритмопластике необходимо начинать с раннего детского возраста, именно он является наиболее сенситивным для усвоения ритма и темпа - основных понятий музыки и хореографии. Однако совершенствование навыков ритмопластики рассматривается в контексте музыкально-ритмического обучения хореографии, будущие хореографы должны не только в совершенстве владеть ритмопластикой, но и обладать компетенцией научить этому своих учеников.
1. Аристоксен. Элементы ритмики. Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Щетников А. И. Mousike tekhne. Очерки истории античной музыки. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2015: 127 - 147.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва: Альта-Принт, 2005.
3. Философский энциклопедический словарь. Москва: ИНФРА-М, 2009.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1985.
5. Даль В.Н. Толковый словарь русского языка. Москва: Эксмо, 2014.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой. Москва: Рус. яз., 1990.
7. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Сост. под ред. А.Н. Чудинова. Санкт-Петербург, 1910.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Метод формокоррекционной ритмопластики. Метод в теории и на практике. Available at: www.psychlib.ru
9. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Санкт-Петербург: Театр и искусство, 1913.
10. Малкина-Пых И.Г Телесная терапия. Справочник практического психолога. Москва: ЭКСМО, 2007.
11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000.
12. Демени Ж. Курс гимнастики. Москва: Физкультура и туризм, 1932. Refеrences
1. Aristoksen. 'Elementy ritmiki. Afonasin E.V., Afonasina A.S., Schetnikov A. I. Mousike tekhne. Ocherkiistoriiantichnojmuzyki. Sankt-Peterburg: Izd-vo RHGA, 2015: 127 - 147.
2. Ushakov D.N. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Al'ta-Print, 2005.
3. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M, 2009.
4. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Izbrannye trudy: V 2 t. T. 1. Moskva: Pedagogika, 1985.
5. Dal' V.N. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva: 'Eksmo, 2014.
6. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Pod redakciej N.Yu. Shvedovoj. Moskva: Rus. yaz., 1990.
7. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka. Sost. pod red. A.N. Chudinova. Sankt-Peterburg, 1910.
8. Zinkevich-Evstigneeva T. Metod formokorrekcionnoj ritmoplastiki. Metod v teorii i na praktike. Available at: www.psychlib.ru
9. Zhak-Dal'kroz 'E. Ritm. Ego vospitatel'noe znachenie dlya zhizni i iskusstva. 6 lekcij. Sankt-Peterburg: Teatr i iskusstvo, 1913.
10. Malkina-Pyh I.G. Telesnaya terapiya. Spravochnikprakticheskogopsihologa. Moskva: 'EKSMO, 2007.
11. Burenina A.I. Ritmicheskaya mozaika (Programma po ritmicheskojplastike dlya detejdoshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta). Sankt-Peterburg: LOIRO, 2000.
12. Demeni Zh. Kurs gimnastiki. Moskva: Fizkul'tura i turizm, 1932.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 378.2
Shastina E.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of the Department of German Philology, Elabuga Institute, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Bozhkova G.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Elabuga Institute, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] Borisov A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Elabuga Institute, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] Shatunova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Department of Pedagogics, Elabuga Institute, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF CHILD AND ADOLESCENT READING IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF SOCIETY: RUSSIA AND THE CZECH REPUBLIC. The article examines a problem of decrease in reading literacy level among children and adolescents, as indicated by the results of the recent years International assessment PIRLS and PISA. The hypothesis of the study: children's and adolescents' reading under the influence of the sociocultural environment undergoes changes throughout the world, transformational phenomena are manifested both positively and negatively. The authors of the article present the data of a comparative analysis of schoolchildren survey in Russia and Czech Republic due to the need for a reliable understanding of the issue. The study is based on the methodological principles of interdisciplinary and systematic approach, traditional in modern social and humanitarian knowledge. Theoretical research methods allow expanding and systematizing scientific facts, as well as to increase the reliability of empirically obtained results concerning children's and adolescents' readership in Russia (the Republic of Tatarstan) and Czech Republic (Pilsen). Empirical methods (specially developed questionnaires), methods of statistical and correlation analysis, as well as content analysis, allow to confirm the hypothesis put forward and formulate specific recommendations.
Key words: literary pedagogy, leisure reading, family reading, reading literacy.