УДК 793.3-053 «465.00/.07»
ББК Щ32р+Ч410.054.432 ГСНТИ 14.27.21 Код ВАК 13.00.01
Нечаева Татьяна Борисовна,
преподаватель ритмики, Екатеринбургская детская школа искусств № 4; аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620147, г- Екатеринбург, ул. Амундсена, 68а; e-mail: [email protected].
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ритмопластика; развитие ритмопластики дошкольников; совместная музыкально-ритмическая деятельность детей и родителей под руководством педагога.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема развития ритмопластики дошкольников в комплексе задач по социализации и гармонизации личности, раскрывается роль родителей в этом процессе. Уточняется трактовка понятия «ритмопластики» как интегративной музыкальной способности, описываются основные характеристики ее развития у детей дошкольного возраста. Описываются этапы развития ритмопластики детей в совместной деятельности с родителями в рамках авторской методики «Ритмика и танец. Танцуем вместе с мамой» в группах развития школы искусств.
Nechayeva Tatiana Borisovna,
Rhythmics Teacher, Ekaterinburg Children Arts School № 4; Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
RESULTS OF AN EXPERIMENT IN RHYTHMO-PLASTICS WITH CHILDREN OF DEVELOPMENT GROUPS OF AN ARTS SCHOOL
KEY WORDS: rhythmo-plastics; development of rhythmo-plastics of pre-school children; joint musical-rhythmical activity of children and parents under the guidance of a teacher.
ABSTRACT. The article deals with the problem of development of rhythmo-plastics of pre-school children in the complex of tasks in socialization and harmonization of a person and defines the role of parents in this process. It specifies the notion of "rhythmo-plastics" as an integral music activity and describes the main characteristics of its development in pre-school children. The article further dwells on the stages of development of rhythmo-plastics of children in joint activity with parents in the framework of a special authored technique "Rhythmics and Dance. Dance with the Mother" in development groups of an arts school.
Актуальным направлением современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств ребенка. В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования музыкально-художественная деятельность определена как один из основных видов деятельности, специфика которого помогает ребенку проявить заложенные в его природе эмоционально-образную восприимчивость, творческую и познавательную активность, реализовать потребность в движении и игровом взаимодействии с окружающими.
Значительным развивающим потенциалом в работе с дошкольниками обладает музыкальное движение, связанное с мотор-но-мышечными, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями и способствующее развитию ритмопластики как способности, интегрирующей различные личностные качества ребенка.
Понимание ритмопластики как способности через музыкальное движение выражать эмоционально-образное содержание музыки и свой внутренний мир было сформулировано в начале XX в. Э. Ж.-Далькро-зом, который основывался на художественных феноменах своего времени (теория
Ф. Дельсарта, пластический танец А. Дункан и ее последовательниц Э. И. Рабенек, Л.А.Алексеевой). В дальнейшем термин «ритмопластика» (и синонимичный ему «пластичность») получил широкое распространение в хореографии и драматическом театре для характеристики актерского мастерства.
В музыкальной педагогике идеи ритмопластического развития детей получили в зарубежных (Э. Жак-Далькроз, 3. Кодаи, К. Орф) и отечественных методиках (Т. В. Бырченко, Е. В. Конорова, Г. С. Ригина, С. В. Руднева, Г. С. Франио и др.), где ритмопластика трактуется как способность выражать музыкальный образ через движение - «пластическое интонирование» (Н. А. Вендрова) элементов музыкального языка.
В сегодняшних условиях уменьшения двигательной активности человека, замещения его живого движения искусственным виртуальным моделированием с помощью компьютерных технологий, значительного снижения уровня психосоматического здоровья детей и молодежи растет интерес к развитию ритмопластики как универсальной способности личности, отражающей ее физическое и психическое здоровье. Всплеск интереса к данной проблеме на современном этапе породил большое количество но-
© Нечаева Т. Б., 2014
вых терминов, характеризующих ее различные аспекты: «двигательная пластика», «телесно-эстетическая культура» (Т. В. Бак-шева), «телесно-двигательная пластичность» (Л. Н. Сляднева), «выразительная телесность» (Е. Н. Струнина), ритмопластическая культура (И. М. Быховская) и др.
В последнее десятилетие идеям развития ритмопластики уделяется большое внимание в дошкольной педагогике (исследования Н. Г. Александрович, А. И. Бурениной, Н. Г. Саркисова, В. Т. Кудрявцев, Г. В. Па-хомов, А. М. Петрова). Во многих детских образовательных учреждениях введены занятия ритмопластикой, направленные на гармонизацию у детей эмоциональной сферы, развитие подвижности и гибкости мыслительных процессов, музыкальности, эмоциональности, творческого воображения.
В то же время проблема развития ритмопластики в контексте задач личностного развития ребенка до сих пор не получила методологического обоснования и методического обеспечения.
Мы рассматриваем ритмопластику как одну из разновидностей музыкальных способностей, обеспечивающей личности осознанное и свободное владение своим телом для воплощения в импровизированном движении эмоционального содержания музыкальных образов, эмоционального самовыражения, осуществления на основе эмпа-тии взаимодействия с участниками музыкально-ритмической деятельности.
Применительно к детям дошкольного возраста ритмопластика характеризуется ритмичностью, координированностью, естественностью движений под музыку, их выразительностью при передаче эмоционально-образного содержания музыки, творческими проявлениями в музыкально-двигательном самовыражении, эмоционально-ритмической согласованностью движений с другими участниками музыкально-ритмической деятельности.
Процесс развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет в группах развития школы искусств становится более эффективным благодаря возможностям активного участия родителей в образовательном процессе. Пластика движений - особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением. Пластическое поведение родителей играет важную роль в освоении ребенком норм поведения, соответствующих данному обществу и данной социальной группе, дает ориентиры в идентификации себя с определенными культурными традициями. Организация совместной с родителями деятельности детей под руководством педагога
позволяет выстроить процесс развития ритмопластики у детей на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, природосообразности, культуро-сообразности, ценностной ориентации, педагогической поддержки детей со стороны значимых взрослых.
Экспериментальное исследование по развитию ритмопластики у дошкольников проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей «Екатеринбургская детская школа искусств № 4 "АртСозвездие"» с 2008 по 2014 г. За это время была разработана и апробирована авторская методика развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет. Методика включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами: ориентировочный, связанный с подражательным движением (от полутора до трех лет), - методы тактильного взаимодействия, практического показа и имитации движений (на основе партерной гимнастики, танцев, фольклорной и бальной хореографии); репрезентативный, с доминированием изобразительного движения (от трех до пяти лет), - методы драматизации, пластического моделирования элементов музыкальной формы; импровизационно-продуктивный, связанный с выразительным движением (от пяти до семи лет), - методы пластической интерпретации образного содержания музыки, импровизации в музыкально-двигательном самовыражении.
В эксперименте принимало участие 56 детей от 1,5 до 7 лет, а также 53 родителя различного возраста, преимущественно от 24 до 45 лет.
Опираясь на психолого-педагогические подходы к определению содержания понятия «ритмопластика», мы выделили следующие критерии: моторно-двигательный, эмоционально-образный, креативный, коммуникативный.
Моторно-двигательный критерий проявляется через совокупность показателей: 1) ритмичность, координированность, естественность движений, ориентация в пространстве; 2) способность к выражению через движение разнообразных эмоций; 3) стремление к эстетической упорядоченности и завершенности создаваемого ритмопластического образа.
Эмоционально-образному критерию соответствуют такие показатели: 1) восприятие метроритмической структуры музыки; 2) отражение в движении особенностей музыкальной формы и смены эмоционального содержания музыкальных образов.
Критерий креативности раскрывается через данные показатели: 1) разнообразие
способов двигательного самовыражения при восприятии музыки; 2) умение использовать накопленный двигательный опыт в новых ситуациях; з) оригинальность движений в создании ритмопластического образа.
Коммуникативному критерию соответствуют следующие показатели: 1) готовность к общению, стремление к доброжелательному взаимодействию с окружающими; 2) умение «подстраиваться» к ритмопластике различных партнеров, поддерживать ритмопластический диалог в процессе невербальной коммуникации; з) владение этикетными пластическими моделями поведения.
На основе совокупности выделенных критериев и показателей мы определили уровни - минимальный, достаточный, высокий, - а также разработали уровневые характеристики развития ритмопластики детей. При разработке уровневых характеристик мы учитывали, что занятия по авторской программе предусматривают работу с детьми от полутора до семи лет. Этот период мы разделили на три этапа и разработали уровневые характеристики по выделенным критериям и показателям для каждого этапа в соответствии с возрастными возможностями детей. На исходном этапе диагностики для детей полутора лет мы использовали следующие уровневые характеристики по выделенным критериям и показателям.
Минимальный уровень - плохо ориентируется в пространстве, хаотично двигается по залу. При ходьбе и беге спотыкается, запинается за препятствия, не стремится обойти их. Новые предметы вызывают интерес и стремление производить с ними действия, но повторить с ними движения за взрослым не удается. Не проявляется эмоциональной и моторной реакции на музыку, интереса к выполнению упражнений. За происходящим в зале предпочитает наблюдать со стороны, не умеет наладить контакт с окружающими, не включается в совместную деятельность, часто капризничает.
Достаточный уровень — при помощи взрослого ориентируется в пространстве. Ходит и бегает, избегая препятствия, но движение в заданном направлении вызывает затруднение. Кружится, приседает, прыгает, хлопает, двигается с предметами, подражая взрослому. Частично выполняет простейшие упражнения партерной гимнастики. Эмоционально реагирует на музыку, проявляет интерес к новым звукам, музыкальным игрушкам и инструментам, передает в движении тихие и громкие звуки, быстрый и медленный темп звучания, различает высокий и низкий регистры. Проявляет интерес к занятиям, с удовольствием включается в игры и танцы. Активно ис-
пользует средства невербального общения во взаимодействии со своими родителями, хотя контакты с другими родителями и детьми в классе вызывают затруднение.
Высокий уровень - самостоятельно ориентируется в пространстве, ходит и бегает в заданном направлении, избегая препятствия. Легко копирует движения взрослого с использованием предметов и без них: кружится, приседает, прыгает с двух ног, хлопает, а также самостоятельно воспроизводит заданные движения. Полностью выполняет простейшие упражнения партерной гимнастики. Эмоционально реагирует на музыку: пританцовывает под веселую музыку, а услышав грустную музыку, может даже заплакать. Подпевает, если слышит знакомую песню. Передает в движении элементы музыкальной формы: смену темпа, динамики, регистра, метрическую пульсацию. Совместно со взрослым исполняет простейшие ритмические рисунки при помощи шумовых инструментов, звучащих жестов. Активно включается в совместную музыкально-ритмическую деятельность с родителями, предлагает им свои варианты пластического взаимодействия. Свободно вступает в контакт с другими детьми и их родителями в играх и упражнениях. Владеет этикетными пластическими нормами поведения: простые формы прощания, приветствия, благодарности, выражения доброжелательности и т. д.
Уровень развития ритмопластики у детей фиксировался с помощью педагогического наблюдения за активностью участия в музыкально-ритмических играх, качеством выполнения разнообразных заданий и упражнений.
Анализ результатов исходной диагностики показал, что у большинства детей по всем критериям преобладал минимальный уровень. При этом наиболее низкие результаты были продемонстрированы по креативному и коммуникативному критериям (низкий уровень - 63%), что естественно для возраста детей - 1,5 года. Достаточный уровень преобладал в группе по эмоционально-образному критерию - 43% и мо-торно-двигательному - 46%.
Авторская методика развития ритмопластики у детей дошкольного возраста предусматривает три взаимосвязанных этапа (ориентировочный, репрезентативный, импровизационно-продуктивный), нацеленных на развитие ритмопластики детей на уровнях освоения подражательного, изобразительного и выразительного движения. Для этого были разработаны комплексы музыкально-ритмических игр с различной тематикой, каждый из которых повторялся от 4 до 8 раз в зависимости от освоения
детьми его содержания. Каждый комплекс включал в себя игры, объединенные одной тематикой, связанные определенной сюжетной линией.
Первый этап, ориентировочный (возраст детей - 1,5-3 года), основывался на подражании ребенком движениям своей мамы (которая, в свою очередь, повторяет движения всех упражнений за педагогом). Развитие ритмопластики по всем критериям происходило на основе методов повтора, имитации движений и методов тактильного взаимодействия мамы и ребенка. Метод тактильного моделирования элементов музыкального языка использовался для формирования у ребенка общих представлений о темпе, метроритме, динамике, регистре. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у малыша через телесные ощущения, подстройку к маминым движениям, а у мамы - через наглядное воспроизведение особенностей музыкальной формы в игровом контакте с ребенком. Метод тактильного взаимодействия способствовал созданию ситуации эмоциональной комфортности, что для ребенка раннего дошкольного возраста является определяющим фактором усвоения музыкального материала, а для взрослого - условием раскрепощения. В тактильном взаимодействии, на чувственной основе у ребенка эффективней развивалась эмпатия: формировались позитивные модели общения с окружающими людьми, связанные с доверием, доброжелательностью, ощущением порядка и эмоционального равновесия. В дополнение к методу тактильного моделирования использовался метод словесного моделирования характера движений («песенки-подсказки»), что способствовало развитию у детей эмоциональной выразительности движений. Организованная музыкально-ритмическая деятельность первого этапа проводилась в группах раннего эстетического развития для детей от 1,5 до 3 лет в следующих формах: совместная деятельность детей и родителей под руководством преподавателя, совместная деятельность детей и родителей в домашних условиях, совместные развлечения и праздники.
На втором этапе, репрезентативном (возраст детей - 3-5 лет), развитие ритмопластики детей и родителей происходило на уровне освоения изобразительного движения. На первый план выступил метод ритмопластической драматизации (передача в движении образов окружающего мира), непосредственно связанный с развитием детского воображения, которому присуща «действенная форма изображения при посредстве собственного тела» (Л. С. Выготский). Творческое осмысление окружающего мира (образы птиц, животных, растений,
природных стихий) через движение стало возможным на этом этапе благодаря уже приобретенному запасу движений, которые дети и родители учились комбинировать и адаптировать к новым игровым ситуациям. Метод ритмопластической драматизации позволил сформировать модели позитивного и гармоничного поведения в окружающей среде (бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и людей). Поэтические тексты фольклора и современных произведений для детей, положенные в основу музыкально-ритмических драматизаций, стали «понятийным материалом», который в доступной и привлекательной для ребенка образной форме закреплял содержание позитивных пластических моделей поведения. Игровые сюжеты развертывались совместными усилиями детей, родителей и педагога таким образом, чтобы дети имели возможность побывать в разных ролях, «примерить» на себя различные модели поведения, осознать через собственный опыт значимость и выразительность их пластического воплощения, транслировать положительные образы через пластику движений сначала в ситуации игры, а затем и в ситуации реальной жизни. На этом этапе родители и дети исполняли самостоятельные роли в играх и танцах. При этом индивидуальное внимание мамы к своему ребенку помогало избегать негативных ситуаций, связанных с особенностью среднего дошкольного возраста: неустойчивости эмоционального состояния, большей подвижности, быстрой утомляемости от интенсивных движений, неспособности без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх. Активное творческое взаимодействие с ребенком стимулировало внимание родителей к педагогическим аспектам своей деятельности, повышало их педагогическую грамотность. Музыкально-ритмическая деятельность второго этапа в группах раннего эстетического развития для детей 3-4 лет сочетала разнообразные формы: деятельность детей под руководством преподавателя, совместную деятельность детей и родителей под руководством преподавателя, совместную деятельность детей и родителей в домашних условиях, развлечения и праздники.
Третий этап развития ритмопластики детей и родителей - имровизационно-продуктивный (5-7 лет) был связан с освоением выразительного движения. Ведущими являлись методы пластической интерпретации звучащей музыки (пластическое интонирование и моделирование музыкальной формы, пластическое фантазирование и самовыражение под музыку), подразумевавшие высокий уровень развития у детей и
взрослых на данном этапе эмоциональной отзывчивости на музыку и направленные на совершенствование эстетической выразительности движений и творческой активности. Доминировали также и методы пластической коммуникации (эмоционально-ритмической подстройки в танцевальных импровизациях, пластических диалогов), направленные на развитие эмпатии в коллективной музыкально-ритмической деятельности. Вариативность методики на данном этапе представлена в сочетании различных форм деятельности, которые подбираются преподавателем и родителями с учетом интересов и возможностей ребенка и представлены творческими проектами, деятельностью детей под руководством преподавателя, самостоятельной деятельностью детей, совместной деятельностью детей и родителей под руководством преподавателя, совместной деятельностью детей и родителей в домашних условиях, совместными развлечениями и праздниками.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии ритмопластики детей по всем выделенным нами критериям. Возросло количество детей с высоким уровнем развития ритмопластики: по моторно-двигательному критерию - на 50 %, по образно-эмоциональному критерию — на 39%, по креативному критерию - на 68 %, по коммуникативному критерию - на 46%. Количество детей с минимальным уровнем снизилось до 2% по всем критериям: соответственно на 43%, 41 %, 61%, 61%.
По результатам экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы.
Организация процесса развития ритмопластики у детей в самостоятельной и совместной с родителями деятельности под руководством педагога обеспечивает детям: эмоциональную комфортность, необходимую для раскрепощенности и свободы двигательного аппарата; педагогическую поддержку со стороны значимых взрослых, способствующую активному освоению музыкальных закономерностей через движение; ситуацию успеха, стимулирующую творческие проявления в музыкально-двигательном самовыражении; ценностные ориентиры через примеры позитивного взаимодействия на основе эмпатии в музыкально-ритмической деятельности.
Совместная деятельность на занятиях сблизила детей и родителей, помогла развить эмоциональные, доверительные отношения, привела к созданию новых семейных традиций, основанных на взаимопонимании и партнерстве. Одухотворенное, осмысленное выразительное движение стало для детей способом постижения и реализации собственного творческого потенциала, гармонизации отношений с окружающими, освоения ценностей человеческого общения и смыслов культуры. Таким образом, развитие ритмопластики у детей в совместной деятельности с родителями позволяет на практике реализовать идею музыкального воспитания дошкольников как разностороннего личностно развивающего процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Куприна Н. Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности : учеб. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
3. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия : моногр. / Т. Э. Тютюнникова. М. : Едиториал УРСС, 2003.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Куприна.