СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Л.Н. Макарова, М.Н. Мистрюкова
Makarova L.N., Mistryukova M.N. Essence and structure of motion culture of a future specialist. The article reveals the essence of motion culture of a future specialist as an individual phenomenon. The author identifies the structure of such type of a culture that includes axiological, operative and esthetic components; their interconnections and interactions are represented.
Двигательная культура личности рассматривается нами как самостоятельный феномен в рамках профессиональной культуры и культуры личности в целом. Конкретизируя положение этого вида культуры, отметим, прежде всего, его взаимодействие с физической и эстетической культурами, являющимися важными компонентами как профессиональной культуры, так и культуры личности в целом. Взаимосвязь эстетической и физической культуры проявляется в интеграции эстетической и физкультурноспортивной деятельности.
Для уточнения общего понимания, выявления сущности и формулировки определения рассматриваемого понятия нами был проведен анализ структурных компонентов данного вида культуры.
В современных условиях важную роль в изучении педагогических явлений приобретает аксиологический подход, который выполняет роль механизма связи между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.
Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволяет установить критерии оценки деятельности образовательных учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования,
связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Данная идея, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет также широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, т. к. от ее реализации зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека, либо способствовать ему. Сообразно с этим сущность двигательной культуры мы рассматриваем, прежде всего, с позиций ценностного и личностно-деятельностного подходов, служащих также основой для построения ее структуры. Определяя сущность феномена двигательной культуры, мы исходим из философского понимания данной категории, а именно, что сущность - это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность - это также совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющая его происхождение, характер и направление развития.
Учитывая вышесказанное, двигательная культура будущего специалиста как самостоятельный феномен, представляет собой совокупность позиций, ценностей и образцов движений, затрагивающих взаимоотношения специалиста с профессиональным пространством. Таким образом, двигательную культуру будущего специалиста мы рассматриваем как интегральное качество личности, отражающее его эстетические вкусы и представления, включающее в себя целесообразные двигательные действия и проявляющееся в характере, рисунке, ритме повседневных движений.
Выявление сущности любого обьекта невозможно без раскрытия его структуры. В качестве структурных компонентов двигательной культуры личности мы выделяем аксиологический, операционный и эстетический. Рассмотрим более подробно их содержание.
Аксиологический компонент двигательной культуры личности будущего специалиста представлен совокупностью ценностей самодостаточного и инструментального
характера, выступающих в качестве ориентиров, на основе которых строится двигательная деятельность как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни и которые, накапливаясь, определяют внутреннее содержание личности.
Исходя из этого, в аксиологическом компоненте двигательной культуры личности будущего специалиста, мы выделяем две группы ценностей: ценности-цели и ценности-знания.
Ценности первой группы (ценности-цели) представляют собой цели личности будущего специалиста, направленные на формирование двигательной культуры в системе базового профессионального образования, рассматриваемые нами как планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты в ходе профессиональной подготовки и на достижение которых направлена деятельность всех субъектов образовательного процесса в вузе.
Ценности первой группы аксиологического компонента двигательной культуры будущего специалиста представляют собой единство стратегических и тактических целей.
К стратегическим целям относятся такие, как выявление индивидуального двигательного потенциала личности студента, повышение уровня физической подготовленности, достижение совершенства в выполнении двигательных действий, приобретение опыта использования целенаправленной двигательной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Обозначенные цели представляют собой тот желаемый результат, на который направлена деятельность студента, формирующая его двигательную культуру, и в то же время выступают как активная организующая сила этой деятельности.
Тактические цели мы рассматриваем как ряд последовательных этапов осуществления стратегических целей. Данные цели представлены следующим образом:
- формирование ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями;
- обогащение двигательного опыта;
- повышение уровня физических качеств;
- развитие музыкально-ритмических навыков;
- развитие навыков выразительного движения.
Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к физическому самосовершенствованию, начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращаются в элементы сознания, расширяясь и перерабатываясь в убеждения.
Ценности второй группы (ценности-знания) аксиологического компонента двигательной культуры личности будущего специалиста представлены совокупностью теоретических и методических знаний, а именно:
- знания анатомо-физиологических основ двигательной деятельности;
- знания основ обучения движениям и воспитания физических качеств;
- знание систем оздоровительных видов гимнастики и основ хореографии;
- знание основ музыкальной грамоты и взаимосвязи музыки с движениями (функциональной музыки);
- знания основ организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Операционный компонент. Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая является важнейшим источником обогащения субъекта опытом социальных отношений и общественного поведения. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Основываясь на анализе специальной литературы, понятие «операция» мы определяем как выполнение какой-либо задачи, «операционный» - выбранный для действия.
Операционный компонент двигательной культуры будущего специалиста мы рассматриваем как выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий, который осуществляется за счет увеличения запаса двигательных навыков и общей физической подготовленности. Запас различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врожденных движений, с другой - из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни.
Двигательный навык, как правило, представляет собой не элементарный, а комплексный двигательный акт, состоящий из нескольких элементов (фаз), связанных в едином целом двигательном акте. В ациклических упражнениях отдельные фазы в опре-
деленном порядке последовательно сменяют друг друга. В циклических упражнениях имеется многократно повторяющаяся закономерная связь фаз движения в каждом цикле. В процессе формирования двигательного навыка отдельные фазы движения, представляющие собой как бы различно протекающие компоненты двигательного акта, складываются в своеобразную цепь реакций, осуществляющихся в виде определенного динамического стереотипа.
Формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций. При формировании различных спортивных движений, например в гимнастике, фигурном катании на коньках, многие компоненты физического упражнения также не являются полностью новыми, они представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в значительной своей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, когда техника выполнения движения усложняется постепенно на базе временных связей, сформированных при более простых координациях.
Однако в некоторых случаях наличие прочно закрепившихся навыков не только не содействует, но даже препятствует формированию нового по своему характеру двигательного акта, особенно когда структура нового связана с переделкой старого навыка. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важно сразу же формировать правильные движения, так как переделка прочно закрепленных неполноценных двигательных актов может потребовать весьма длительного времени и большого труда.
Следует отметить, что двигательная функция человека направлена не только на перемещение частей тела или организма в целом в пространстве. Весьма важной и постоянной функцией двигательного аппарата является удержание тела в определенной позе. Любое движение всегда начинается с какой-либо исходной позы, которая во время выполнения механической деятельности или изменяется, или остается неизменной. Наиболее распространенными позами тела являются рабочие позы «стоя и сидя» и поза «полного отдыха» - поза лежа во время сна.
В связи с этим следует отметить важную роль правильной осанки, т. к. она оказывает большое влияние не только на внешне привлекательный образ и здоровье человека, но также играет роль в рациональном выполнении различных движений.
Формирование сложных движений в первую очередь зависит от интегрирующей деятельности центральной нервной системы. Однако результат координирующей функции нервных центров в значительной степени определяется состоянием и самого двигательного аппарата, которое определяется общей физической подготовленностью. Общая физическая подготовленность - это следствие решения следующих задач:
- достижение гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
- приобретение общей выносливости; повышение быстроты выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
- увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц;
- выполнение движений без излишних напряжений и овладение умением расслабляться.
Иначе говоря, физическая подготовленность представляет собой уровень физического развития и уровень развития физических качеств. Взаимосвязь формирования двигательных навыков с воспитанием физических качеств выражается в следующем. Обучение некоторым двигательным действиям невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств. По крайней мере, от степени развития качеств, являющихся ведущими при освоении двигательного действия, зависит успешность освоения упражнений. В то же время, формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего качества, а результативность сформированного умения зависит от уровня специфического качества, которое в свою очередь зависит от уровня других качеств.
Таким образом, в результате обучения новым движениям, особенно координационно-сложным, происходит увеличение фонда двигательных навыков и повышение общей физической подготовленности, что позволяет в дальнейшем осуществлять двигательную
деятельность более рационально, т. е. технично. В процессе развития двигательной культуры будущего специалиста по нашему мнению необходимо уделять внимание формированию следующих умений и навыков:
- умения и навыки выполнения комплексов различных видов аэробики;
- умения и навыки танцевальных шагов;
- умения и навыки выполнения классического экзерсиса;
- умения и навыки выполнения основных асан фитнес-йоги;
- музыкально-ритмические умения и навыки.
Эстетический компонент. Содержание эстетического компонента двигательной культуры будущего специалиста мы представляем как проявление эстетического в двигательных действиях (эстетику движений).
Вопросы эстетического выполнения движений как одного из аспектов проявления красоты физических упражнений и спорта освещены в работах многих специалистов (В.В. Белорусова, Э.А. Здановская, Н. А. Ка-равацкая, П.Ф. Лесгафт, Б. Лоу, М.Я. Сараф, В.И. Столяров и др.).
Раскрывая сущность красоты движений, авторы исходят из объективных критериев оценки прекрасного. Общие критерии включают мастерство, единство содержания и формы, целесообразность движений, согласованность и др. Специфические - плавность, динамичность, точность, легкость, грациозность и др. В некоторых видах спорта важными являются критерии художественного образа, художественной выразительности, пластики. Эстетическое выполнение движений, по мнению В.В. Белорусовой, состоит в совершенном (изящном и энергичном, как писал П.Ф. Лесгафт) владении своим телом, в чем воплощено наиболее полное проявление гармонично развитых сил человека.
Поскольку тело самовыражается в движении, красота движения проявляется в совершенном физическом самоконтроле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Внутренняя гармония, внутренний мир личности отражается в непроизвольном виртуозном мастерстве.
В ходе эстетической оценки движений значение придается, например, их логической последовательности, связанности, слит-
ности, тому, в какой мере одно движение не просто следует за другим, а подготавливает собой другое, разрешается в другом. Когда стыки элементов заметны, движение рвется, нарушается его внутренняя необходимость, и оно теряет свою эстетическую привлекательность. Непрерывность движения - основа пластики вообще. Она всегда была предметом особой заботы в системах физического воспитания. Но зачастую движение фиксируется, требует остановки, диктует необходимость позы, которая в этих случаях является лишь одной из фаз движения, одним из его ритмических компонентов. Красота позы -это, в сущности, та же красота движения, определенного его момента.
Исключительную значимость в эстетической оценке движений имеет их координация, субординация и, следовательно, ритмичность. Значительные трудности при формировании единого ритма всего упражнения или комплекса создает гетерохрон-ность - разновременность в действии различных частей тела, а ведь без единого ритма не может быть ни свободы движения, ни его пластичности.
Для любого движения характерны не только ритм, но и темп, под которым следует понимать не просто скорость, но и определенный характер движения. Немалую роль играет единство темпа и ритма, или темпо-ритм. Основы учения о темпоритме были разработаны К.С. Станиславским. Анализируя выразительность движения, он рассматривал темпоритм как характеристику физического действия, как исполнение определенных движений в ограниченном пространстве с установленной скоростью и в определенное время. Правильно найденный темпо-
ритм - важнейшее условие выполнения двигательной задачи. Учение о темпоритме, следовательно, применимо во всех областях, где главными являются определенные двигательные задачи.
На основе правильно выбранной координации, гармоничности движений, их пластичности, верного темпоритма возникают те свобода, легкость и непринужденность движений, которые и определяют в большей степени их эстетическое значение. Двигательное действие только тогда приобретает эстетическую значимость, когда его внутренняя необходимость не обнаруживает себя как таковая, когда отсутствует скованность в его выполнении, когда оно исполняется легко и уверенно.
Следует отметить также роль двигательной деятельности в формировании эстетического сознания личности. Двигательная деятельность оказывает влияние на эмоциональную сферу личности и чувственные механизмы ее сознания; на полноту и яркость эстетического восприятия и связанных с ним эстетических вкусов и идеалов; на эстетические потребности в двигательной деятельности и сознательное стремление к прекрасному.
Таким образом, нами определена структура двигательной культуры будущего специалиста, представляющая собой единство аксиологического, операционного и эстетического компонентов, которые в свою очередь отражают ценностное отношение к двигательной деятельности, объем знаний, операционную готовность к выполнению двигательных действий и их эстетическую выразительность.
Поступила в редакцию 15.04.2006 г.