ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РИТМОПЛАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
М.Н. Мистрюкова
Mistryukova M.N. The significance of pedagogical functions rhythmoplastics in forming students’ motion culture. The article defines the pedagogical potential of rhythmoplastics functions: value-orientation, educational, developing, educational, recreation and health-improving and communicative. Their specific role in forming the motion culture of a student’s personality is considered.
Одним из важнейших теоретических вопросов является определение функций ритмопластики. Их конкретизация позволит уточнить поле профессиональной деятельности специалиста-педагога в данной сфере, ее роль в жизни общества, определить возможные пути консолидации усилий ученых разных областей знаний.
Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция (лат. /ппс^о) - деятельность, работа, обязанность, назначение, исполнение, роль. Чтобы выяснить, чем функция определяется, от чего зависит, обратимся к ее общефилософскому пониманию. Функция предмета - внешнее проявление его свойства в данной системе. Иначе говоря, функцию определяют, с одной стороны, свойства предмета, с другой - система, в которой эти свойства проявляются. Применительно к ритмопластике - осуществляемое действие в определенной системе, ее свойства можно оценивать по объективным данным -результатам воздействия на практическую деятельность и состояние человека.
Б.Г. Афанасьев характеризует это понятие как способность к действию, роль системы, ее свойства, значение, задачи. В теории физической культуры функция рассматривается как «деятельность, социальная обязанность, способ проявления активности».
При определении сущности функций ритмопластики мы исходили из следующих положений. Во-первых, так как ритмопластика представляет собой синтез гимнастических систем, созданных как элементы культуры, следовательно, в самом общем виде ей должны быть присущи функции культуры. На наш взгляд, наиболее удачно функции культуры раскрыты в исследовании М.С. Кагана. На основе анализа этой проблемы в мировой литературе автор утвер-
ждает, что в культуре существуют лишь две основополагающие функции: внешняя и
внутренняя. Внешняя направлена на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития. Внутренняя - на обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочного самосовершенствования. «Третьей функции, - утверждает автор, - нет, и не может быть. Однако каждая из них представляет собой некий ансамбль частных функций». Во-вторых, все функции ритмопластики реализуются через деятельность (движение ^ двигательные действия (физические упражнения) ^ двигательная активность ^ двигательная деятельность), в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но имеющие определенный этап развития. Сама деятельность средствами ритмопластики столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями и вступает в различные социальные отношения, формирующие личность студента в соответствии с принципами и нормами человеческой морали.
Поскольку ритмопластика является особым видом двигательной деятельности, ей свойственны функции этих родовых по отношению к ней явлений. С этих позиций рассмотрим педагогические аспекты функций ритмопластики, которые отражают ее роль в формировании двигательной культуры личности студента.
Ценностно-ориентационная функция. Ценности занятий ритмопластикой связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией
физических и духовных сил студентов. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, коммуникативные отношения. Устойчивое приобщение к ценностям на занятиях ритмопластикой является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни и формирования компонентов двигательной культуры.
Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.
Двигательная деятельность на занятиях ритмопластикой направлена на реализацию этих потребностей и ценностных ориентаций. Как в любой образовательной и культурной деятельности, личность человека, его здоровье и телесно-духовное развитие, имеющие своеобразные особенности, являются высшими ценностями. Но для каждого отдельно взятого студента имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к двигательной деятельности и реальное поведение.
Познание самого себя означает субъективную оценку своих возможностей, включающую «Я-концепцию» как основу самоопределения личности. Отношение к двигательной деятельности отражает уровень потребностей, мотивации, заинтересованности в ней: оно может быть позитивным и негативным. Реализацию ценностно-ориентировочной функции осложняют следующие факторы: общая ослабленность организма, неуверенность в своих силах, физическая неполноценность и психологический дискомфорт, депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки заниматься физическими упражнениями, предпочтение другим видам деятельности (ремеслу, чтению, музыке).
Образовательная функция занятий ритмопластикой реализуется через овладение студентами целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию самостоятельных занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и формирования двигательной культуры. Разнообразные двигательные действия человек осваивает в течение всей жизни. В физическом воспитании этот процесс достигается рациональным построением обучения соответственно закономерностям формирования знаний, двигательных умений и навыков.
Внешнюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия можно схематично представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению его выполнять, а затем от умения к навыку (Л.П. Матвеев). Важной стороной образовательной функции является не только освоение широкого диапазона двигательных умений, но и интеллектуализация этого процесса. Знания о физическом упражнении не ограничиваются лишь педагогическими аспектами, но охватывают целую систему дополняющих знаний о биомеханике движений, энергетической стоимости физических упражнений, механизмах управления движениями и адаптации к физической нагрузке, влиянии физических упражнений на духовные начала, здоровый образ жизни, ценностные ориентации, воспитание и самовоспитание личности. Высказанное П.Ф. Лесгафтом положение о дидактическом значении слова и мысли, опережающих движение, о единстве ума, души и тела имеет ведущее значение для использования ритмопластики в формировании двигательной культуры.
Развивающая функция. В силу целостности организма образовательная и развивающая функции неотделимы одна от другой, хотя и различны по своей природе. Естественный процесс физического развития -это изменение морфофункциональных свойств организма в онтогенезе. Он происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. В течение жизни формы и
функции человека претерпевают многократные последовательные и неравномерные изменения (В.К. Бальсевич, Ю.П. Лисицын, В.И. Петленко). Физическое воспитание по отношению к физическому развитию выступает как своего рода управляющее начало -источник целесообразно направляющих воздействий (Л. П. Матвеев).
Однако физическое развитие зависит не только от физического воспитания, но и от целой совокупности различных факторов и условий, социальных и биологических, в том числе генетических, которые необходимо учитывать при развитии мышечной силы, быстроты, гибкости, координационных способностей и др. (А.Г. Ахромов, В.Г. Григо-ренко, В.П. Илларионов, С.Ф. Курдыбайло, В.И. Осик, Б.В. Сермеев, А.Ф. Скворцов).
Таким образом, развивающая функция ритмопластики заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей студента. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.
Физические способности студента проявляются в конкретных движениях: многократное их повторение улучшает и качество техники двигательного действия, и функции, его обеспечивающие. На практике педагогические воздействия осуществляются двумя путями: попутно - стимулированием способностей в процессе формирования новых двигательных умений и целенаправленно - в специально организованных занятиях с использованием усвоенных физических упражнений. Доступное и постепенное увеличение физической нагрузки сопровождается благоприятными перестройками в организме, развитием целого комплекса физических способностей, необходимых в учебной, бытовой, профессиональной, спортивной деятельности.
Главные задачи воспитательной функции ритмопластики - воспитание личности студента, осознание им собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания и
формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Подчеркнем, что сознательность освоения знаний, тех или иных двигательных действий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для студента. Но смыслу не учат - смысл воспитывается, поэтому если занимающийся понял пользу и смысл физического упражнения для себя лично, то знания в этой области могут только усилить воспитательный эффект, повысить мотивацию и интерес, а следовательно, осознанно воспринимать процесс учения.
К воспитательной функции ритмопластики правомерно отнести лишь те ее проявления, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями. Следует отметить, что сам процесс педагогической деятельности в сфере физического воспитания, несомненно, влияет на развитие личности человека, так как деятельность всегда инициирует психические, интеллектуальные проявления, формируя определенные отношения к себе и окружающим, ценностные ориентации, мотивы и потребности, т.е. оказывает воспитательное воздействие на личность (И.А. Дурова, Н.Л. Коломинский).
Поэтому методика проведения занятий, стиль поведения и профессиональные знания и умения преподавателя, организация взаимодействия студентов, создание психологического климата определяют их степень адаптации к двигательной деятельности и успешность реализации воспитательной функции.
Именно данная функция ритмопластики способствует решению следующих педагогических задач в процессе формирования двигательной культуры студентов:
- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности;
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
- формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к двигательной деятельности;
- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование коммуникативных отношений;
- воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей;
- воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения;
- формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самовнушения, самопобуждения, саморегуляции и др.
Решение поставленных задач возможно при соблюдении педагогом ряда педагогических и психологических требований. К основным педагогическим требованиям относятся следующие:
- учет индивидуальных особенностей каждого занимающегося (морфо-функцио-нальное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями (интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развития физических качеств, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, похвала, одобрение;
- контроль и самоконтроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание психологического климата на занятии (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
Важно отметить, что воспитательная функция ритмопластики в идеале предполагает переход от воспитания к самовоспитанию, от внешних направленных норм и требований поведения к внутренним (И.С. Кон, Л.И. Рувинский, АЕ. Соловьева). Постепенно усиливая функции самовоспитания, педагог вовлекает в этот процесс студентов, предоставляя им расширенные возможности для проявления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции. Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой активного использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, их социализации и интеграции в общество.
Рекреационно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.
Рекреация (от лат. гесгео) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Следует отметить, что в процессе восстановления и отдыха большую роль играет использование физических упражнений. Упражнения предлагаемой программы формирования двигательной культуры студентов обладают характерными чертами двигательной рекреации и, по нашему мнению, являются средством переключения на иные виды деятельности, предоставляют свободу выбора средств и партнеров, широту контактов, возможность проявления действий, самоуправления, соревновательную деятельность, желание в ней участвовать и как результат -радость, удовольствие.
Многие авторы отмечают, что содержание и формы двигательной рекреации, в отличие от других видов физической культуры, легко могут быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности (В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев, Л.А Калин-кин., В.В. Матов, Л.М. Пиотровски, Э. Тро-
щиньска и др.). Данное утверждение вполне применимо к использованию средств ритмопластики, обладающих рекреативной функцией, в результате чего происходит активизация, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных студентом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием, а следовательно, общее оздоровление организма.
Таким образом, рекреационно-оздоровительная функция ритмопластики воздействует на личность одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом. Главное отличие рекреативно -оздоровительной
функции ритмопластики состоит в психофизическом эффекте - получении удовольствия и оздоровления от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Г.П. Виноградов, Т.Д. Яшина).
Коммуникативная функция. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте с другими людьми, в проявлении своих чувств и ответном понимании, ощущении включенности в какую-либо деятельность. Способы взаимодействия людей в процессе общения многообразны. Они включают: убеждение, подражание,
внушение, побуждение, одобрение и др., которые реализуются как с помощью речи, так и средствами невербального общения. Несомненно, что эти и многие другие формы находят свое выражение в процессе занятий ритмопластикой.
Под влиянием занятий ритмопластикой в сочетании с другими сферами жизнедеятельности студента расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль двигательной активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.
Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение.
1. Занятия ритмопластикой являются эффективным способом расширения личного пространства студента, создают условия психической защищенности, возможности интеграции с другими людьми, обществом.
2. Это биологически оправданная, са-морегулируемая двигательная активность, активизирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий.
3. Это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию двигательной культуры.
Перечисленные достоинства дают основание с полным правом считать, что в процессе занятий ритмопластикой комплексно реализуются следующие функции, складывающиеся естественным образом за счет использования физических упражнений и путем формирования множественных внешних связей: ценностно-ориентационная функция образовательная функция, развивающая функции, воспитательная функция, рекреационно-оздоровительная и коммуникативная функция.
Поступила в редакцию 10.11.2008