Теория воспитания
ГУМАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Г.С. Садыкова, Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), г. Набережные Челны
Гуманизация образования и воспитания является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и означает коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса.
Интеграция физического и духовного развития рассматривается в нашем исследовании как неотъемлемая часть гармоничного развития личности, проявляющаяся в синтезе моти-вационной, интеллектуальной, организационной и коммуникативной сторон деятельности будущих специалистов, от которого зависит уровень их успешности.
Каждая личность характеризуется социально значимыми чертами, одной из которых является общая культура. Наличие в общей культуре такой составляющей, как физическая культура, является обязательным. На наш взгляд, внутренняя связь физического и духовного воспитания основывается на том, что основная их цель - формирование человека современного общества, физически развитого и духовно совершенного.
Техническая направленность обучения в высшем техническом учебном заведении несколько деформирует личность в плане ее профессионального предназначения, не в полной мере учитываются ценностные аспекты человеческой деятельности. Зачастую акцент в образовании в техниче-
ском вузе делается на «формирование модели специалиста», а сам процесс интеграции студента с его системой ценностных ориентаций и его уникальным опытом игнорируется.
В настоящее время физическое воспитание в высших технических учебных заведениях по содержательным характеристикам не отвечает возросшим потребностям как общества, так и самой студенческой молодежи. Зачастую в процессе физического воспитания приоритет отдается формированию физических качеств, умений и навыков управления движениями, а личностное развитие студента остается в стороне. Существенным тормозом на пути эффективного использования гуманистического потенциала физкультурно-спортивной деятельности является также низкий уровень знаний студентов в области физической культуры.
Причинами низкой эффективности физкультурного образования в вузах специалисты называют недостатки бывшей системы общего образования: идеологизацию, дегуманизацию и увеличивающееся отставание от науки [5, 6]. По мнению некоторых ученых, существенным недостатком содержания физического воспитания студенческой молодежи является также консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация [2].
С учетом сложившихся негативных изменений в сфере физической культуры, а также новых условий соци-
97
Казанский педагогический журнал
5'2006
ально-экономического и культурного развития в России в высших учебных заведениях ведется интенсивный поиск перспективных направлений, новых подходов, инновационных технологий физического воспитания.
Проведенный нами анализ физического воспитания в технических высших учебных заведениях показывает, что позитивные изменения в этой сфере возможны при условии переосмысления его цели, задач, содержания и организации в соответствии с социально-экономическим заказом общества и исходя из современных требований Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ.
В качестве основных инновационных направлений системы физического воспитания ученые и специалисты указывают на гуманизацию, усиливающую внимание к личности каждого студента как к высшей социальной ценности, определяющую единство человека и природы; гармонию социального и биологического; целостность физического и психического; индивидуальность личности; формирование ее качеств и свойств: социальную активность, ориентацию на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В. И. Столяров др.).
Целью гуманистически ориентированного физического воспитания является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. Процесс физического воспитания должен удовлетворять личные и общественные потребности в формирова-
нии гармонично развитого, духовно совершенного, высоконравственного, высококвалифицированного специалиста, обладающего гуманистическим мировоззрением, способного к творческому саморазвитию средствами физической культуры.
Материализованный результат этого процесса - уровень гуманистически ориентированной индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, степень развития профессионально значимых способностей.
Основными направлениями физического воспитания в вузах технического профиля является:
- оздоровительное (использование в процессе физического воспитания здоровьесберегающих, здоровьефор-мирующих технологий и т. д.);
- образовательное (обучение студентов двигательным умениям и навыкам, получению знаний о своем организме и пр.);
- воспитательное (формирование у студентов мотивации выбора ценностей физической культуры, воспитание морально-волевых, эстетических, этических качеств и т. д.);
- тренирующее (повышение уровня общей физической и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, воспитание у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формирование потребности в здоровом образе жизни).
Проведенный нами анализ позволяет определить ряд ведущих принципов, обосновывающих направленность гуманизации физического воспитания студентов:
96
Теория воспитания
- принцип аксиологизации;
- принцип вариативности и многообразия форм и средств физического воспитания;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип антропосинергизма;
- принцип рефлексии.
Процесс гуманизации физического
воспитания в высших технических учебных заведениях может быть эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- ориентации студентов в гуманистических ценностях;
- установлении гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
- активизации рефлексии студентов с целью формирования ценностных приоритетов и самооценок на разных этапах процесса физического воспитания.
В наших исследованиях опытно-экспериментальная программа гуманизации физического воспитания в техническом вузе осуществлялась по разработанной нами методике, включающей прохождение усовершенствованного нами теоретического и методико-практического разделов вузовской программы.
Программа реализуется в трех основных формах физкультурной деятельности студентов:
- академические занятия в учебное время, предполагающие комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;
- активные занятия спортом во внеучебное время, где приоритетным
направлением является максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивно-технического мастерства;
- активный досуг студентов, который предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время с приоритетной оздоровительной направленностью.
На первом (адаптивном) этапе с помощью педагогических наблюдений и опроса студентов на основе специально разработанных анкет нами определялись показатели гуманистической образованности и ориентации, которые нуждались в педагогической коррекции.
С учетом интересов студентов в качестве базовых видов спорта в учебно-воспитательном процессе нами предлагались: легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, бадминтон, фитнес-программы с оздоровительно-кондиционной направленностью. Знакомство с данными видами спорта (теоретические аспекты и методико-практические умения), формирование навыков поможет студентам легко менять физкультурные увлечения в зависимости от условий, возраста, целей и задач физкультурно-спортив-ной деятельности. Этот инновационный процесс создает условия для мотивации к физкультурно-спортив-ной деятельности посредством правильного выбора вида спорта согласно индивидуальным интересам и способностям.
На втором этапе опытно-экспериментальной работы, направленной на обоснование и реализацию педагогических условий, приоритетными в педа-
Казанский педагогический журнал
5'2006
гогическом процессе являются такие методы и формы обучения и воспитания, которые эффективно формируют ценностное отношение студента к средствам физической культуры. Это создает предпосылки к его физическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации.
Для ознакомления с гуманитарной сущностью физической культуры и спорта нами был рекомендован теоретический курс с использованием новых информационных технологий, а именно: лекция-визуализация, лекция с проблемным изложением, лекция-конференция, которые включали такие темы, как «Гуманистическое направление занятий физической культуры в вузе», «Факторы физического и духовного здоровья человека», «Роль здорового образа жизни в успешной учебной деятельности студента и профессиональной деятельности специалиста» и т. д.
Для методико-практической подготовки использовались: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационные игры, проблемные ситуации, социально-психологический тренинг, тематические задания оздоровительной направленности для самостоятельного выполнения.
Гуманизация учебно-педагогического процесса создает условия для его индивидуализации и дифференциации, способствуя проявлению и развитию способностей студентов в избранных ими формах физкультур-но-спортивной деятельности. Наилучшие результаты развития моторики студента обеспечиваются при возможно более полном учете его индивидуально-двигательных характери-
стик, социально-психологических факторов, морфологических особенностей.
В экспериментальных группах юношей и девушек с первых дней нашего исследования занятия проводились по предложенной нами теоретико-прикладной модели гуманизации физического воспитания, с помощью которой на практике возможно реализовать современные, более эффективные вариативные «технологии» обучения.
В контрольных группах занятия проводились по типовой программе.
На первом этапе исследования с целью выявления отношения к занятиям физической культуры нами было проведено анкетирование 145 студентов в возрасте от 17 до 20 лет (66% опрошенных - мужчины и 34% - женщины) автомеханического факультета и факультета автоматизации и прогрессивных технологий Камской государственной инженерно-экономической академии г. Набережные Челны.
85,1% опрошенных студентов положительно относятся к занятиям по физическому воспитанию, 3,8% - индифферентно, 2,9% опрошенных считают, что занятия физической культурой отнимают время от учебы, 4,1% считают их ненужной тратой времени, 4,2 % затруднились дать конкретный ответ. Мы попытались выяснить причину отрицательного отношения к занятиям по физическому воспитанию. В ответах студенты указали случаи простудных заболеваний, легкие травмы, иногда неприятные ощущения в результате перегрузок на занятиях.
При этом 60% опрошенной молодежи в занятиях выбрали ценности
100
Теория воспитания
здоровья, 42% девушек и 25% юношей отметили возможность иметь красивую фигуру и телосложение, 13% студентов подчеркнули возможность общения.
57% опрошенных молодых людей предпочитают занятия спортивными играми, 16% - плаванием, 9% - легкой атлетикой, 6% предпочитают лыжи, по 3% опрошенных хотят заниматься атлетической гимнастикой и фитнесом.
Более половины опрошенных (58% юношей и 64% девушек) считают достаточным два занятия в неделю, 32% юношей и 22% девушек хотят заниматься физической культурой не менее 3-4 раз в неделю, 6% студентов -ежедневно, а 3% опрошенных ответили «не знаю».
В результате анкетирования установлено, что студенты в целом осознают положительное влияние занятий, но у них недостаточно желания без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании, используя для этой цели активные занятия физическими упражнениями.
Важно отметить, что субъективная оценка студентами своего здоровья (58% отметили как хорошее и отличное) не соответствует объективным показателям. По данным медицинского осмотра студентов Камской государственной инженерно-экономической академии (2003-2006 гг.), число студентов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, в начале учебного года колеблется в пределах 10-15% от общего числа обучающихся и имеет тенденцию возрастания в течение учебного года, а также из года в год
(в некоторых учебных группах количество студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, доходило до 30-40%).
В среднем 40% студентов страдают различными хроническими заболеваниями, в основном это заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, нервно-психические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата. У 25% студентов наблюдается снижение остроты зрения.
Также нами выявлена низкая оценка студентами возможностей занятий физической культуры и спорта в плане их воздействия на интеллектуальное, нравственное формирование человека, эстетическое отношение к окружающему миру. Возможность положительного воздействия занятий по физическому воспитанию признали только 30% респондентов. Треть опрошенных студентов не уверена в положительном воздействии занятий на развитие интеллектуальных способностей. Пятая часть респондентов отметили, что это невозможно применительно к нравственным качествам, а 10,5% опрошенных указали на опасность развития негативных нравственных качеств в результате занятий спортом, 35% опрошенных выразили сомнение в положительном воздействии занятий физическими упражнениями и спортом на эстетические качества.
В результате внедрения экспериментально-опытной программы у студентов экспериментальной группы изменилось мнение о физкультурной деятельности как компоненте общей культуры человека (с 29,8 % до
101
Казанский педагогический журнал
5' 2006
100 %). В контрольной группе изменения менее значительны: с 38,5 % до 54 %.
С изменением ценностно-мотива-ционного отношения к занятиям физической культуры в экспериментальной группе изменилась посещаемость: до эксперимента - 60 %, после эксперимента - 90 %, в то время как в контрольной группе этот показатель составил соответственно до эксперимента - 55 %, после эксперимента -65 %.
Анализируя число пропусков занятий по причине простудных заболеваний за период обучения на 2-3 курсе, было установлено, что у студентов экспериментальной группы их на 11% меньше, чем у студентов контрольной группы.
В процессе экспериментальной работы студенты овладевали умениями по сохранению своего здоровья. Значительная часть студентов стала использовать методы диагностирования своего физического и психического состояния (85%), применять способы снятия утомления и переутомления (80%), расслабления (74%).
Значимым, на наш взгляд, является выявление гуманистических ценностных ориентаций студентов (по классификации А.В. Кирьяковой) на социально и профессионально значимые ценности и определение уровня их значимости. Уровень сформиро-ванности и значимости гуманистических ценностей определялся методом самооценки. Представленные результаты говорят об изначально высоком уровне таких ценностей, как здоровье, общение, профессия, мир.
В то же время наблюдалась низкая оценка таких ценностей, как знания, профессия, направленность на творчество, чувство собственного достоинства. Целенаправленная работа по привлечению внимания студентов к проблеме гуманистических ценностей обеспечила в экспериментальных группах увеличение экспертных оценок практически всех гуманистических ценностей.
Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определялся знаниями студента в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на систематические занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
На основе ценностной ориентации определены преобладающие мотивы, повышающие интерес студентов к физической культуре:
- познавательные мотивы ориентированы на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учебной деятельности, процесса ее выполнения и полученного результата;
- социально-ценностные мотивы -это долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, общение и взаимодействие с другими людьми, утверждение своей роли и позиции в обществе;
- профессионально-ценностные мотивы ориентированы на развитие профессионально значимых знаний, умений и навыков;
102
Теория воспитания
- оздоровительные мотивы - это улучшение физических и функциональных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья.
По результатам проведенного нами в конце эксперимента анкетного опроса выявлены следующие мотивы, побуждающие студентов к занятиям физической культурой: оздоровительные (35%), социально-ценностные (25%), профессионально-ценностные (25%) и познавательные (15%).
Беседы со студентами подтверждают, что студенты с сильной мотивацией, направленной на здоровье, связывают ее с социально-ценностными и профессионально-ценностными мотивами, не умаляя при этом значимость и познавательных мотивов.
В ходе исследований выяснилось, что студенты, которые посещали занятия для достижения успехов в будущей профессиональной деятельности, придерживаются социально-ценностных и профессионально-ценностных мотивов, связанных с саморазвитием личности, которые выражаются в формировании физических, функциональных, психических и коммуникативных качеств, необходимых в будущей профессии.
Исследования показали, что уже через год в экспериментальных группах юношей и девушек достоверно увеличились многие показатели, т. е. наблюдается значительный прирост по отношению к исходным данным. Наиболее показательны положительные изменения общей выносливости, скорости, силы, скоростно-силовой выносливости.
Целенаправленные занятия с применением упражнений на выносли-
вость и ее разновидности оказывают положительное влияние на изменение показателей ЖЕЛ (жизненной емкости легких) и способствуют улучшению функциональных возможностей внешнего дыхания. Прирост данного показателя составляет у юношей экспериментальной группы 30,4%, в контрольной - 20,8%, у девушек экспериментальной группы - 29 %, контрольной - 20,8 %.
Показатель физической работоспособности (PWC170), с одной стороны, позволяет судить о состоянии здоровья, функциональной подготовленности, а с другой - его можно использовать в организации физического воспитания при определении допустимой физической нагрузки на занятиях. Прирост показателя физической работоспособности (PWC170) у юношей экспериментальной группы составил 20%, контрольной группы - 17,2%, а у девушек 33% и 25% соответственно.
Нами проведено исследование показателей физической подготовленности (выносливости, силы, быстроты, координации, гибкости) студентов в динамике нескольких лет. Общеизвестно, что быстрота в этом возрасте плохо поддается развитию. Несмотря на это, отмечается достоверное изменение результатов в быстроте у студентов всех исследуемых групп, в особенности экспериментальных. Если в экспериментальных группах у девушек прирост составил 0,81 сек., а у юношей - 0,44 сек., то в контрольной группе этот показатель равнялся у юношей 0,12 сек. и у девушек -0,41 сек. Динамика показателей выносливости, результатов в беге на 1000 метров позволяет количественно оце-
Казанский педагогический журнал
5200Ö
нить функциональные резервы кар-диореспираторной и мышечной систем при выполнении относительно длительной работы. Прирост этого результата у девушек экспериментальной группы составляет 22,3%, а у их сверстниц, входящих в контрольную группу, равняется 7,3%. У юношей этот прирост в экспериментальной группе составляет 18,9% и в контрольной группе - 15,1%. Для исследования силовых способностей мы использовали упражнения, включенные в программу по физической культуре на всех уровнях обучения: подтягивание на высокой перекладине (юноши), отжимание от гимнастической скамьи (девушки). В конце эксперимента мы наблюдаем прирост: у юношей экспериментальной группы он равен 46,9%, контрольной группы - 28%. Динамика показателя гибкости во всех исследуемых группах имеет тенденцию к улучшению. В группах девушек наблюдалась незначительная положительная динамика (8% и 5%), а у юношей отмечался более высокий рост этого показателя: прирост в экспериментальной группе - 24,8% и 21% в контрольной группе. Координационные способности исследуемых мы определяли с помощью такого упражнения, как челночный бег 3 X 10 метров. В контрольной группе этот показатель не изменился. Прирост этого показателя у юношей в экспериментальной группе составляет 6,2% и в контрольной группе - 5%. Прирост этого показателя у девушек в экспериментальной группе - 6,8%.
Исходя из данных, полученных нами в ходе исследований, можно пред-
положить, что возраст обучающихся является благоприятным для стабилизации и дальнейшего совершенствования координационных способностей, но того количества занятий, которое на данный момент проводится, недостаточно. На наш взгляд, для эффективного развития этого качества и поддержания его на должном уровне необходимо три занятия в неделю (шесть часов), включая различные формы занятий.
Таким образом, формирование активно положительного отношения студентов технического вуза к физической культуре, положительная динамика результатов их функциональной и физической подготовленности происходит благодаря разработанной и апробированной в ходе формирующего педагогического эксперимента теоретико-прикладной модели, которая эффективно функционирует при соблюдении педагогических условий гуманизации физического воспитания.
Литература:
1. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности будущего специалиста как цель педагогической деятельности / / Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства. Тез. докл. Межобл. научно-практ. конф.- Белгород, 1989.- С. 7-8.
2. Григорьев В.И., Третьяков H.A. Физическое воспитание студентов. Учебн. Теория и методика физического воспитания, т. 2 / Под ред. Т.Ю. Круцевич.-Киев: Олимпийская литература, 2003.-C. 167-181.
3. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова.- Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1996.-C. 188.
104
Теория воспитания
4. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры.- 1997.- № 6.- С. 10-15.
5. Лубышева Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов / / Теория и практика физической культуры.-1993.- № 5-6.- С. 15-18.
6. Николаев Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в образовательном пространстве физической культуры. Пути модернизации физической культуры сту-
дентов: Сборник научно-методических работ / Под общ. ред. В.И. Григорьева.-СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2005.- 262 с.
7. Прохоров А., Рузин В. О глубинной концепции образования // Вестник высшей школы.- 1990.- № 5.
8. Столяров В. И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. / Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова.- М.; Сургут: МГИУ, 2000.- С. 21-79.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Коломийченко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
Социокультурная панорама российской действительности вносит новые смыслы в понимание социального воспитания как целостного педагогического процесса. Культурологическая парадигма образования переходит от взгляда на воспитание как внешнего, однонаправленного воздействия на ребенка к признанию его двустороннего, двудоминантного характера, актуализации субъектного начала в этом процессе, активизации в нем личности воспитанника, целенаправленному изменению его позиции, от признания его пассивным объектом педагогического воздействия - к усилению творческого потенциала человека в самовоспитании и саморазвитии.
Анализ отдельных концепций социального воспитания, связанных с изучением культуры как целевого, содержательного и технологического феноменов педагогического процесса, позволил определить ряд подходов к
его организации. Современная система образования отличается многообразием концепций, теорий и разноплановостью программ и технологий. И дело здесь не столько в стремлении ученых и практиков «задать» определенную новизну организации взаимодействия педагогов с детьми, сколько в объективном наполнении методологических оснований существующих педагогических систем, теоретическом осмыслении практических достижений, целесообразном использовании данных других наук при изучении и аргументации различных педагогических явлений.
Многообразие подходов к определению целей, содержания и технологий социального воспитания свидетельствует о сложности, динамичности, многоаспектности этого процесса. В его построении и целенаправленной организации не могут быть использованы отдельно взятые подходы,