Научная статья на тему 'Гуманизация физического воспитания студентов в высших технических учебных заведениях'

Гуманизация физического воспитания студентов в высших технических учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UPBRINGING / DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF PHYSICAL EDUCATION / HUMANE EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Г. С.

Nowadays the humane potential of Physical Education in teaching and educational process of high educational establishments of technical profile is not completely used. According to the present approach to the solution to the problems of physical education in teaching and educational process of technical universities such important parts as students' upbringing as physically and spiritually developed personalities, development of the necessity and demand of Physical Education, of moral and will-power qualities, forming of humane relations and acquiring of social skills are omitted. In this article the innovative trends and the main principles, explaining the purpose of Physical Education of students and the conditions of realization of the humane potential of Physical Education are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of students' Physical Education of technical universities

Nowadays the humane potential of Physical Education in teaching and educational process of high educational establishments of technical profile is not completely used. According to the present approach to the solution to the problems of physical education in teaching and educational process of technical universities such important parts as students' upbringing as physically and spiritually developed personalities, development of the necessity and demand of Physical Education, of moral and will-power qualities, forming of humane relations and acquiring of social skills are omitted. In this article the innovative trends and the main principles, explaining the purpose of Physical Education of students and the conditions of realization of the humane potential of Physical Education are revealed.

Текст научной работы на тему «Гуманизация физического воспитания студентов в высших технических учебных заведениях»



Теория воспитания

ГУМАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Г.С. Садыкова, Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), г. Набережные Челны

Гуманизация образования и воспитания является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и означает коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса.

Интеграция физического и духовного развития рассматривается в нашем исследовании как неотъемлемая часть гармоничного развития личности, проявляющаяся в синтезе моти-вационной, интеллектуальной, организационной и коммуникативной сторон деятельности будущих специалистов, от которого зависит уровень их успешности.

Каждая личность характеризуется социально значимыми чертами, одной из которых является общая культура. Наличие в общей культуре такой составляющей, как физическая культура, является обязательным. На наш взгляд, внутренняя связь физического и духовного воспитания основывается на том, что основная их цель - формирование человека современного общества, физически развитого и духовно совершенного.

Техническая направленность обучения в высшем техническом учебном заведении несколько деформирует личность в плане ее профессионального предназначения, не в полной мере учитываются ценностные аспекты человеческой деятельности. Зачастую акцент в образовании в техниче-

ском вузе делается на «формирование модели специалиста», а сам процесс интеграции студента с его системой ценностных ориентаций и его уникальным опытом игнорируется.

В настоящее время физическое воспитание в высших технических учебных заведениях по содержательным характеристикам не отвечает возросшим потребностям как общества, так и самой студенческой молодежи. Зачастую в процессе физического воспитания приоритет отдается формированию физических качеств, умений и навыков управления движениями, а личностное развитие студента остается в стороне. Существенным тормозом на пути эффективного использования гуманистического потенциала физкультурно-спортивной деятельности является также низкий уровень знаний студентов в области физической культуры.

Причинами низкой эффективности физкультурного образования в вузах специалисты называют недостатки бывшей системы общего образования: идеологизацию, дегуманизацию и увеличивающееся отставание от науки [5, 6]. По мнению некоторых ученых, существенным недостатком содержания физического воспитания студенческой молодежи является также консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация [2].

С учетом сложившихся негативных изменений в сфере физической культуры, а также новых условий соци-

97

Казанский педагогический журнал

5'2006

ально-экономического и культурного развития в России в высших учебных заведениях ведется интенсивный поиск перспективных направлений, новых подходов, инновационных технологий физического воспитания.

Проведенный нами анализ физического воспитания в технических высших учебных заведениях показывает, что позитивные изменения в этой сфере возможны при условии переосмысления его цели, задач, содержания и организации в соответствии с социально-экономическим заказом общества и исходя из современных требований Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ.

В качестве основных инновационных направлений системы физического воспитания ученые и специалисты указывают на гуманизацию, усиливающую внимание к личности каждого студента как к высшей социальной ценности, определяющую единство человека и природы; гармонию социального и биологического; целостность физического и психического; индивидуальность личности; формирование ее качеств и свойств: социальную активность, ориентацию на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В. И. Столяров др.).

Целью гуманистически ориентированного физического воспитания является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. Процесс физического воспитания должен удовлетворять личные и общественные потребности в формирова-

нии гармонично развитого, духовно совершенного, высоконравственного, высококвалифицированного специалиста, обладающего гуманистическим мировоззрением, способного к творческому саморазвитию средствами физической культуры.

Материализованный результат этого процесса - уровень гуманистически ориентированной индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, степень развития профессионально значимых способностей.

Основными направлениями физического воспитания в вузах технического профиля является:

- оздоровительное (использование в процессе физического воспитания здоровьесберегающих, здоровьефор-мирующих технологий и т. д.);

- образовательное (обучение студентов двигательным умениям и навыкам, получению знаний о своем организме и пр.);

- воспитательное (формирование у студентов мотивации выбора ценностей физической культуры, воспитание морально-волевых, эстетических, этических качеств и т. д.);

- тренирующее (повышение уровня общей физической и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, воспитание у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и формирование потребности в здоровом образе жизни).

Проведенный нами анализ позволяет определить ряд ведущих принципов, обосновывающих направленность гуманизации физического воспитания студентов:

96

Теория воспитания

- принцип аксиологизации;

- принцип вариативности и многообразия форм и средств физического воспитания;

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип оздоровительной направленности;

- принцип антропосинергизма;

- принцип рефлексии.

Процесс гуманизации физического

воспитания в высших технических учебных заведениях может быть эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- ориентации студентов в гуманистических ценностях;

- установлении гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса;

- активизации рефлексии студентов с целью формирования ценностных приоритетов и самооценок на разных этапах процесса физического воспитания.

В наших исследованиях опытно-экспериментальная программа гуманизации физического воспитания в техническом вузе осуществлялась по разработанной нами методике, включающей прохождение усовершенствованного нами теоретического и методико-практического разделов вузовской программы.

Программа реализуется в трех основных формах физкультурной деятельности студентов:

- академические занятия в учебное время, предполагающие комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

- активные занятия спортом во внеучебное время, где приоритетным

направлением является максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высокого уровня спортивно-технического мастерства;

- активный досуг студентов, который предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время с приоритетной оздоровительной направленностью.

На первом (адаптивном) этапе с помощью педагогических наблюдений и опроса студентов на основе специально разработанных анкет нами определялись показатели гуманистической образованности и ориентации, которые нуждались в педагогической коррекции.

С учетом интересов студентов в качестве базовых видов спорта в учебно-воспитательном процессе нами предлагались: легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, бадминтон, фитнес-программы с оздоровительно-кондиционной направленностью. Знакомство с данными видами спорта (теоретические аспекты и методико-практические умения), формирование навыков поможет студентам легко менять физкультурные увлечения в зависимости от условий, возраста, целей и задач физкультурно-спортив-ной деятельности. Этот инновационный процесс создает условия для мотивации к физкультурно-спортив-ной деятельности посредством правильного выбора вида спорта согласно индивидуальным интересам и способностям.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы, направленной на обоснование и реализацию педагогических условий, приоритетными в педа-

Казанский педагогический журнал

5'2006

гогическом процессе являются такие методы и формы обучения и воспитания, которые эффективно формируют ценностное отношение студента к средствам физической культуры. Это создает предпосылки к его физическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации.

Для ознакомления с гуманитарной сущностью физической культуры и спорта нами был рекомендован теоретический курс с использованием новых информационных технологий, а именно: лекция-визуализация, лекция с проблемным изложением, лекция-конференция, которые включали такие темы, как «Гуманистическое направление занятий физической культуры в вузе», «Факторы физического и духовного здоровья человека», «Роль здорового образа жизни в успешной учебной деятельности студента и профессиональной деятельности специалиста» и т. д.

Для методико-практической подготовки использовались: анализ конкретных ситуаций, ролевые и имитационные игры, проблемные ситуации, социально-психологический тренинг, тематические задания оздоровительной направленности для самостоятельного выполнения.

Гуманизация учебно-педагогического процесса создает условия для его индивидуализации и дифференциации, способствуя проявлению и развитию способностей студентов в избранных ими формах физкультур-но-спортивной деятельности. Наилучшие результаты развития моторики студента обеспечиваются при возможно более полном учете его индивидуально-двигательных характери-

стик, социально-психологических факторов, морфологических особенностей.

В экспериментальных группах юношей и девушек с первых дней нашего исследования занятия проводились по предложенной нами теоретико-прикладной модели гуманизации физического воспитания, с помощью которой на практике возможно реализовать современные, более эффективные вариативные «технологии» обучения.

В контрольных группах занятия проводились по типовой программе.

На первом этапе исследования с целью выявления отношения к занятиям физической культуры нами было проведено анкетирование 145 студентов в возрасте от 17 до 20 лет (66% опрошенных - мужчины и 34% - женщины) автомеханического факультета и факультета автоматизации и прогрессивных технологий Камской государственной инженерно-экономической академии г. Набережные Челны.

85,1% опрошенных студентов положительно относятся к занятиям по физическому воспитанию, 3,8% - индифферентно, 2,9% опрошенных считают, что занятия физической культурой отнимают время от учебы, 4,1% считают их ненужной тратой времени, 4,2 % затруднились дать конкретный ответ. Мы попытались выяснить причину отрицательного отношения к занятиям по физическому воспитанию. В ответах студенты указали случаи простудных заболеваний, легкие травмы, иногда неприятные ощущения в результате перегрузок на занятиях.

При этом 60% опрошенной молодежи в занятиях выбрали ценности

100

Теория воспитания

здоровья, 42% девушек и 25% юношей отметили возможность иметь красивую фигуру и телосложение, 13% студентов подчеркнули возможность общения.

57% опрошенных молодых людей предпочитают занятия спортивными играми, 16% - плаванием, 9% - легкой атлетикой, 6% предпочитают лыжи, по 3% опрошенных хотят заниматься атлетической гимнастикой и фитнесом.

Более половины опрошенных (58% юношей и 64% девушек) считают достаточным два занятия в неделю, 32% юношей и 22% девушек хотят заниматься физической культурой не менее 3-4 раз в неделю, 6% студентов -ежедневно, а 3% опрошенных ответили «не знаю».

В результате анкетирования установлено, что студенты в целом осознают положительное влияние занятий, но у них недостаточно желания без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании, используя для этой цели активные занятия физическими упражнениями.

Важно отметить, что субъективная оценка студентами своего здоровья (58% отметили как хорошее и отличное) не соответствует объективным показателям. По данным медицинского осмотра студентов Камской государственной инженерно-экономической академии (2003-2006 гг.), число студентов, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, в начале учебного года колеблется в пределах 10-15% от общего числа обучающихся и имеет тенденцию возрастания в течение учебного года, а также из года в год

(в некоторых учебных группах количество студентов, занимающихся в специальной медицинской группе, доходило до 30-40%).

В среднем 40% студентов страдают различными хроническими заболеваниями, в основном это заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, нервно-психические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата. У 25% студентов наблюдается снижение остроты зрения.

Также нами выявлена низкая оценка студентами возможностей занятий физической культуры и спорта в плане их воздействия на интеллектуальное, нравственное формирование человека, эстетическое отношение к окружающему миру. Возможность положительного воздействия занятий по физическому воспитанию признали только 30% респондентов. Треть опрошенных студентов не уверена в положительном воздействии занятий на развитие интеллектуальных способностей. Пятая часть респондентов отметили, что это невозможно применительно к нравственным качествам, а 10,5% опрошенных указали на опасность развития негативных нравственных качеств в результате занятий спортом, 35% опрошенных выразили сомнение в положительном воздействии занятий физическими упражнениями и спортом на эстетические качества.

В результате внедрения экспериментально-опытной программы у студентов экспериментальной группы изменилось мнение о физкультурной деятельности как компоненте общей культуры человека (с 29,8 % до

101

Казанский педагогический журнал

5' 2006

100 %). В контрольной группе изменения менее значительны: с 38,5 % до 54 %.

С изменением ценностно-мотива-ционного отношения к занятиям физической культуры в экспериментальной группе изменилась посещаемость: до эксперимента - 60 %, после эксперимента - 90 %, в то время как в контрольной группе этот показатель составил соответственно до эксперимента - 55 %, после эксперимента -65 %.

Анализируя число пропусков занятий по причине простудных заболеваний за период обучения на 2-3 курсе, было установлено, что у студентов экспериментальной группы их на 11% меньше, чем у студентов контрольной группы.

В процессе экспериментальной работы студенты овладевали умениями по сохранению своего здоровья. Значительная часть студентов стала использовать методы диагностирования своего физического и психического состояния (85%), применять способы снятия утомления и переутомления (80%), расслабления (74%).

Значимым, на наш взгляд, является выявление гуманистических ценностных ориентаций студентов (по классификации А.В. Кирьяковой) на социально и профессионально значимые ценности и определение уровня их значимости. Уровень сформиро-ванности и значимости гуманистических ценностей определялся методом самооценки. Представленные результаты говорят об изначально высоком уровне таких ценностей, как здоровье, общение, профессия, мир.

В то же время наблюдалась низкая оценка таких ценностей, как знания, профессия, направленность на творчество, чувство собственного достоинства. Целенаправленная работа по привлечению внимания студентов к проблеме гуманистических ценностей обеспечила в экспериментальных группах увеличение экспертных оценок практически всех гуманистических ценностей.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определялся знаниями студента в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на систематические занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

На основе ценностной ориентации определены преобладающие мотивы, повышающие интерес студентов к физической культуре:

- познавательные мотивы ориентированы на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учебной деятельности, процесса ее выполнения и полученного результата;

- социально-ценностные мотивы -это долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, общение и взаимодействие с другими людьми, утверждение своей роли и позиции в обществе;

- профессионально-ценностные мотивы ориентированы на развитие профессионально значимых знаний, умений и навыков;

102

Теория воспитания

- оздоровительные мотивы - это улучшение физических и функциональных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья.

По результатам проведенного нами в конце эксперимента анкетного опроса выявлены следующие мотивы, побуждающие студентов к занятиям физической культурой: оздоровительные (35%), социально-ценностные (25%), профессионально-ценностные (25%) и познавательные (15%).

Беседы со студентами подтверждают, что студенты с сильной мотивацией, направленной на здоровье, связывают ее с социально-ценностными и профессионально-ценностными мотивами, не умаляя при этом значимость и познавательных мотивов.

В ходе исследований выяснилось, что студенты, которые посещали занятия для достижения успехов в будущей профессиональной деятельности, придерживаются социально-ценностных и профессионально-ценностных мотивов, связанных с саморазвитием личности, которые выражаются в формировании физических, функциональных, психических и коммуникативных качеств, необходимых в будущей профессии.

Исследования показали, что уже через год в экспериментальных группах юношей и девушек достоверно увеличились многие показатели, т. е. наблюдается значительный прирост по отношению к исходным данным. Наиболее показательны положительные изменения общей выносливости, скорости, силы, скоростно-силовой выносливости.

Целенаправленные занятия с применением упражнений на выносли-

вость и ее разновидности оказывают положительное влияние на изменение показателей ЖЕЛ (жизненной емкости легких) и способствуют улучшению функциональных возможностей внешнего дыхания. Прирост данного показателя составляет у юношей экспериментальной группы 30,4%, в контрольной - 20,8%, у девушек экспериментальной группы - 29 %, контрольной - 20,8 %.

Показатель физической работоспособности (PWC170), с одной стороны, позволяет судить о состоянии здоровья, функциональной подготовленности, а с другой - его можно использовать в организации физического воспитания при определении допустимой физической нагрузки на занятиях. Прирост показателя физической работоспособности (PWC170) у юношей экспериментальной группы составил 20%, контрольной группы - 17,2%, а у девушек 33% и 25% соответственно.

Нами проведено исследование показателей физической подготовленности (выносливости, силы, быстроты, координации, гибкости) студентов в динамике нескольких лет. Общеизвестно, что быстрота в этом возрасте плохо поддается развитию. Несмотря на это, отмечается достоверное изменение результатов в быстроте у студентов всех исследуемых групп, в особенности экспериментальных. Если в экспериментальных группах у девушек прирост составил 0,81 сек., а у юношей - 0,44 сек., то в контрольной группе этот показатель равнялся у юношей 0,12 сек. и у девушек -0,41 сек. Динамика показателей выносливости, результатов в беге на 1000 метров позволяет количественно оце-

Казанский педагогический журнал

5200Ö

нить функциональные резервы кар-диореспираторной и мышечной систем при выполнении относительно длительной работы. Прирост этого результата у девушек экспериментальной группы составляет 22,3%, а у их сверстниц, входящих в контрольную группу, равняется 7,3%. У юношей этот прирост в экспериментальной группе составляет 18,9% и в контрольной группе - 15,1%. Для исследования силовых способностей мы использовали упражнения, включенные в программу по физической культуре на всех уровнях обучения: подтягивание на высокой перекладине (юноши), отжимание от гимнастической скамьи (девушки). В конце эксперимента мы наблюдаем прирост: у юношей экспериментальной группы он равен 46,9%, контрольной группы - 28%. Динамика показателя гибкости во всех исследуемых группах имеет тенденцию к улучшению. В группах девушек наблюдалась незначительная положительная динамика (8% и 5%), а у юношей отмечался более высокий рост этого показателя: прирост в экспериментальной группе - 24,8% и 21% в контрольной группе. Координационные способности исследуемых мы определяли с помощью такого упражнения, как челночный бег 3 X 10 метров. В контрольной группе этот показатель не изменился. Прирост этого показателя у юношей в экспериментальной группе составляет 6,2% и в контрольной группе - 5%. Прирост этого показателя у девушек в экспериментальной группе - 6,8%.

Исходя из данных, полученных нами в ходе исследований, можно пред-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положить, что возраст обучающихся является благоприятным для стабилизации и дальнейшего совершенствования координационных способностей, но того количества занятий, которое на данный момент проводится, недостаточно. На наш взгляд, для эффективного развития этого качества и поддержания его на должном уровне необходимо три занятия в неделю (шесть часов), включая различные формы занятий.

Таким образом, формирование активно положительного отношения студентов технического вуза к физической культуре, положительная динамика результатов их функциональной и физической подготовленности происходит благодаря разработанной и апробированной в ходе формирующего педагогического эксперимента теоретико-прикладной модели, которая эффективно функционирует при соблюдении педагогических условий гуманизации физического воспитания.

Литература:

1. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности будущего специалиста как цель педагогической деятельности / / Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства. Тез. докл. Межобл. научно-практ. конф.- Белгород, 1989.- С. 7-8.

2. Григорьев В.И., Третьяков H.A. Физическое воспитание студентов. Учебн. Теория и методика физического воспитания, т. 2 / Под ред. Т.Ю. Круцевич.-Киев: Олимпийская литература, 2003.-C. 167-181.

3. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова.- Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1996.-C. 188.

104

Теория воспитания

4. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры.- 1997.- № 6.- С. 10-15.

5. Лубышева Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов / / Теория и практика физической культуры.-1993.- № 5-6.- С. 15-18.

6. Николаев Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в образовательном пространстве физической культуры. Пути модернизации физической культуры сту-

дентов: Сборник научно-методических работ / Под общ. ред. В.И. Григорьева.-СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2005.- 262 с.

7. Прохоров А., Рузин В. О глубинной концепции образования // Вестник высшей школы.- 1990.- № 5.

8. Столяров В. И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. / Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова.- М.; Сургут: МГИУ, 2000.- С. 21-79.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Коломийченко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Социокультурная панорама российской действительности вносит новые смыслы в понимание социального воспитания как целостного педагогического процесса. Культурологическая парадигма образования переходит от взгляда на воспитание как внешнего, однонаправленного воздействия на ребенка к признанию его двустороннего, двудоминантного характера, актуализации субъектного начала в этом процессе, активизации в нем личности воспитанника, целенаправленному изменению его позиции, от признания его пассивным объектом педагогического воздействия - к усилению творческого потенциала человека в самовоспитании и саморазвитии.

Анализ отдельных концепций социального воспитания, связанных с изучением культуры как целевого, содержательного и технологического феноменов педагогического процесса, позволил определить ряд подходов к

его организации. Современная система образования отличается многообразием концепций, теорий и разноплановостью программ и технологий. И дело здесь не столько в стремлении ученых и практиков «задать» определенную новизну организации взаимодействия педагогов с детьми, сколько в объективном наполнении методологических оснований существующих педагогических систем, теоретическом осмыслении практических достижений, целесообразном использовании данных других наук при изучении и аргументации различных педагогических явлений.

Многообразие подходов к определению целей, содержания и технологий социального воспитания свидетельствует о сложности, динамичности, многоаспектности этого процесса. В его построении и целенаправленной организации не могут быть использованы отдельно взятые подходы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.