Научная статья на тему 'Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов'

Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА / SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES / THE NEED / PHYSICAL ACTIVITY / THE ORGANIZATION OF SELF-STUDY / STUDENTS OF LAW SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Романова Светлана Владимировна

Рассматривается проблема формирования потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов первого и второго курсов юридического вуза. На сегодняшний день важным условием воспитания подрастающего поколения являются последовательная замена ценностных ориентаций студентов, развитие их социальных и личностных интересов, связанных с двигательной активностью и здоровым стилем жизни, за счет перевода внешних мотивов, направленных на двигательную деятельность в личностно значимые внутренние потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the formation of the need for physical education and health classes for first and second year students of a law school. The authors highlight the fact that an important condition for educating the younger generation today is the consistent replacement of students' value orientations, the development of their social and personal interests associated with physical activity and a healthy lifestyle by translating external motives aimed at motor activity into personally meaningful internal needs in physical education classes and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов»

известия вгпу

A.A. РУСАКОВ, C.B. РОМАНОВА (Иркутск)

формирование у студентов потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях

Освещается проблема формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у студентов первого и второго курсов юридического вуза. На сегодняшний день важным условием воспитания подрастающего поколения являются последовательная замена ценностных ориентаций студентов, развитие их социальных и личностных интересов, связанных с двигательной активностью и здоровым стилем жизни, за счет перевода внешних мотивов, направленных на двигательную деятельность, в личностно значимые внутренние потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, потребность, двигательная активность, организация самостоятельных занятий, студенты юридического вуза.

Одним из самых важных аспектов обновления физкультурного образования в высших учебных заведениях высшего образования выступает проблема формирования здорового стиля жизни, повышения уровня здоровья студентов. При этом общеизвестно, что ведущим фактором снижения уровня здоровья является фатальный дефицит двигательной активности студентов, который, по ряду исследований, равен только около 16-20% от нормативных требований [5].

По мнению методологов, изучающих проблемы сформированности потребности, у студентов высших учебных заведений в течение последних десяти лет отмечалось понижение личностной значимости ценностей физической культуры, и только в последние два года этот процесс стабилизировался и даже произошло небольшое повышение интереса студентов к активным занятиям физической культурой и спортом.

С изменением общей парадигмы физкультурного образования в новых государственных образовательных стандартах здоровьесо-хранение и повышение уровня здоровья студентов стали иметь первостепенное значение. При этом проблемы формирования потребно-

сти к занятиям двигательной деятельностью видятся как наиболее актуальные.

Общеизвестно, что любая деятельность в том числе и физкультурно-спортивная, основана на врожденных и приобретенных потребностях в той или иной сфере жизнедеятельности. Это социокультурное наследие, поведенческие ценности отдельных групп людей, индивидуальные интересы конкретного человека и др.

Безусловное понижение объема физкуль-турно-спортивной деятельности студентов во многом определяется изменением мотиваци-онных прерогатив. На это есть ряд причин. С нашей точки зрения, наиболее значимыми из них являются:

- изменения сознания и, как следствие, менталитета, связанные с глобальным цифровым мышлением молодого поколения;

- недостаточное внимание государственных и информационных институтов к проблеме физкультурно-оздоровительной направленности;

- недостаточное материально-техническое обеспечение физкультурного процесса многих образовательных учреждений;

- недостаточная методическая поддержка.

Все это имеет определяющее значение, но

окажется бесполезным, если не будет сформирована мотивационная сфера конкретного человека.

Принятие ценностей физической культуры каждым студентом является целенаправленным воспитательным процессом изменения сознания молодого человека в период вузовского обучения, где целевой установкой становится развитие социальных и личностных интересов, связанных со здоровым стилем жизни, и, следовательно, формирование устойчивой потребности к занятиям двигательной деятельностью [3; 4]. Поэтому обучающийся должен признать и принять социокультурное значение физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности, степень ее соответствия личностным интересам, желаниям, стремлениям. В этой связи личное отношение к физкультурно-оздоровительным ценностям выступает важнейшим условием формирования устойчивой потребности к занятиям двигательной деятельностью.

Другим аспектом, связанным с формированием потребности в занятиях двигательной деятельностью, является тот факт, что в пери-

О Русаков A.A., Романова С.В., 2019

од обучения у студента происходит активная социализация с изменением его как социального, так и личностного статуса. В это время физическая культура выступает важным специфическим фактором, позволяющим процесс социализации сделать менее травмирующим через реализацию личностных потребностей (повышение самооценки, расширение круга общения и т. д.).

Ряд специалистов [1-4] отмечают, что на формирование потребностей у студентов первых курсов доминирующее влияние оказывают генетически обусловленные и средовые факторы. И если генетически обусловленные факторы практически не поддаются коррекции, то средовые (отражающие сознательное отношение и принятие тех или иных установок) являются важным стимулом социализации личности студента.

важно отметить, что, пожалуй, самым значимым фактором формирования устойчивой потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью является реализация физической активности самого студента. Она отражает перевод внешних мотивов, направленных на двигательную деятельность, в личностно значимые внутренние потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. При этом формирование личностно значимой (внутренней) устойчивой потребности в занятиях физической культурой зачастую требует внешней стимуляции. в этом аспекте роль преподавателя физической культуры как активного помощника, часто наставника, способного предложить весь спектр средств и методов удовлетворения возникающих, растущих и меняющихся по различным причинам потребностей, становится значительной. Потребность в активных занятиях физическими упражнениями во многом соотносится с интересами и отношениями студентов, их удовлетворением процессом двигательной активности, расширением круга общения, видимыми перспективами и полученными результатами.

Если исходить из вышесказанного, ведущими структурными поведенческими компонентами студентов в области физической культуры являются мотивы, вытекающие в потребность, которая проявляется во внешней активности студента в виде системной реализации двигательной деятельности с осознанно поставленными целевыми установками, что в конечном итоге приводит к удовлетворению или неудовлетворению потребностей.

'кие науки -

Для оценки сформированное™ потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности в Восточно-Сибирском филиале Российского государственного университета правосудия мы адаптировали анкету В.Р. Кузеке-вича. В ней вопросы скомпонованы по трем группам диагностики:

- мотивационно-ценностного компонента;

- операционного компонента;

- практико-деятельностного компонента.

социологическое исследование на основе предложенного анкетирования студентов первых и вторых курсов позволило нам соотнести уровень сформированной потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности с общим уровнем физической культуры личности.

Вопросы мотивационно-ценностного компонента изучали:

- эмоциональную составляющую;

- знаниевую составляющую;

- убеждения, побуждающие активность;

- личностно-смысловую составляющую.

Полученные данные мотивационно-цен-

ностного компонента показали, что положительные ответы на вопросы эмоциональной составляющей дали 53,5% девушек 1-го курса, 46,7% девушек 2-го курса, 68,7% юношей

1-го курса, 69,1% юношей 2-го курса; на вопросы знанивой составляющей - 46,5% девушек 1-го курса, 51,1% девушек 2-го курса, 47,7% юношей 1-го курса, 49,3% юношей

2-го курса; на вопросы личностной составляющей - 71,2% девушек 1-го курса, 81,3% девушек 2-го курса, 67,6% юношей 1-го курса, 76,5% юношей 2-го курса.

ответы, определяющие личностно-смыс-ловую составляющую (полезность и престижность), показали, что подавляющее большинство респондентов считают физкультурно-оздоровительную деятельность эффективным средством коррекции телосложения, повышения уровня здоровья, большими возможностями для самосовершенствования, общения и т. д. Положительные ответы были около 90% во всех группах.

В нашей работе мы для формирования у студентов устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности мы активно использовали как педагогические приемы прямого воздействия (убеждения и стимулирования), так и методы опосредованного воздействия (мнения коллектива и сверстников; создания условий доброжелательного взаимоотношения в коллективе во время занятий и после них; коммуникации на заняти-

ях на основе взаимоуважения и доверия; необходимости занятий для положительной личностной визуальности (коррекция фигуры, правильная осанка, красота движений и др.); повышение самооценки и т. д.). Анкетирование студентов показало, что в возрасте 1618 лет у респондентов доминирующими факторами активизации потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью являются положительная личностная ви-зуальность - 78,4% девушек и 69,9% юношей, возможность осуществления физкультурной деятельности совместно со сверстниками -65,4% девушек и 67,6% юношей.

Несколько ниже были показатели в блоке знаниевой составляющей. И если в первом блоке вопросов, отражающих мнения «полезно / вредно для здоровья», у всех групп респондентов (юноши и девушки 1-го и 2-го курсов) положительные ответы были выше 90%, то по второму блоку вопросов, включающему анализ знаний по формам, средствам, методам организации и самоорганизации физкультурных занятий и методам контроля, результаты были на очень низком уровне: 34,2% - юноши 1-го курса, 41,1% - юноши 2-го курса, 23,5% -девушки 1-го курса, 33,3% - девушки 2-го курса.

Резюмируя проведенное исследование, мы можем заключить, что у студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза достаточно четко выстроено представление о физкультурной деятельности как важной для собственной самореализации в социуме, при этом они не в полном объеме могут выстроить личностную траекторию физкультурно-оздоровительной деятельности. Важно отметить, что около 12% из опрошенных студентов негативно относятся к занятиям физической культурой, примерно 9% имеют нейтральную позицию.

В нашей работе, направленной на формирование устойчивой потребности в физкультурных занятиях, мы руководствовались взаимодополняющими, взаимопроникающими направлениями:

1) мотивационное стимулирование личности студентов юридического вуза в аспекте восприятия занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью как ценностно значимых;

2) выбор содержания организации физической культуры и средств, методов, форм занятий студентами юридического вуза;

3) организация самостоятельных занятий, основанная на формировании личностно ценностных ориентаций студентов.

Для каждого направления использовался специально выбранный инструментарий, определяющий эффективность процесса формирования потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Мотивационное стимулирование личности студента юридического вуза выстраивалось с позиции формирования осознанного принятия ценностей физической культуры; определения адекватной оценки студентами своих возможностей и способностей, критичности по отношению к себе и собственной ви-зуальности; комплексном учете мотивацион-ной направленности, желания заниматься физ-культурно-спортивной деятельностью как на занятиях, так и самостоятельно.

Содержание организации физической культуры и выбора средств, методов, форм занятий студентами юридического вуза осуществлялось на основе:

- планирования индивидуальной траектории практической деятельности студента;

- органической связи содержания физкультурных занятий с собственными потребностями и интересами студента;

- многовариантности содержания и форм практической деятельности;

- подготовленности к физкультурным занятиям, создания ситуации положительного результата;

- анализа собственной и коллективной деятельности;

- целостности и осознанности студентами занятий физической культурой, выполняемых на теоретической основе, связанной с рефлексией;

- сочетания групповых и индивидуальных форм деятельности с учетом уровня физкультурной подготовленности студентов и их индивидуальных особенностей;

- принятия студентами самостоятельных решений по вопросам, которые затрагивают их интересы.

особое внимание уделялось процессу организации самостоятельных занятий студентов юридического вуза, т. к. данное направление является доминирующим в процессе формирования их потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности. При организации данного направления мы использовали методы формирования потребности студентов в самоопределении и самореализации; принятия студентами самостоятельного выбора способов организации физкультурно-оздоровительной деятельности; владения умениями тестирования собственного уровня фи-

педагогические науки

Таблица 1

распределение студентов по уровню сформированности потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности

Уровни, %

оптимальный допустимый критический недопустимый

Мотивационно-ценностный компонент

Начало года 20,6 28,7 30,3 20,4

Конец года 35,6 39,9 16,6 2,5

Практико-деятельностный компонент

Начало года 19,5 30,1 36,4 13,1

Конец года 49,8 30,8 14,5 4,9

Операционный компонент

Начало года 5,1 30,2 40,1 24.6

Конец года 28,8 50,0 15,6 5,6

Таблица 2

Оценка сформированности потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза в начале и конце учебного года

Различия

Девушки Юноши

1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс

(в начале и конце учебного года) (в начале и конце учебного года) (в начале и конце учебного года) (в начале и конце учебного года)

X2 = 12,54 X2 = 13,32 X2 = 10,86 X2 = 11,12

Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05

зической и функциональной подготовленности, объективной оценки своих личностных возможностей и способностей; развития рефлексивных умений в самопознании, самопрезентации и самосовершенствовании; формирования у обучающихся умений составлять индивидуальную траекторию физкультурного развития, навыков оценивать, анализировать, корректировать достигнутые личностные результаты. В конечном итоге мы добивались способности студентов осуществлять процесс самостоятельной физкультурной деятельности, возможности собственного выбора при реализации своих концептуальных замыслов.

В конце года мы провели комплексный анкетно-профессиографический анализ уров-

ня сформированности потребности студентов юридического вуза в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. На основе анализа были получены следующие результаты (табл. 1).

Усредненный анализ полученных результатов девушек и юношей первых и вторых курсов юридического вуза показал, что в начале учебного года 50,7% студентов демонстрировали критический и недопустимый уровень мотивационно-ценностного компонента. В конце эксперимента их доля составила лишь 19,1% от общего числа участников.

Последовательная, планомерно организованная работа в ходе учебных и самостоятельных занятий физической культурой позволила

значительно сократить долю студентов со слабо выраженными практико-деятельностными умениями, и в конце учебного года количество студентов с оптимальным и допустимым уровнем составило 78,8%, а с критическим и недопустимым - 21,2%.

В начале учебного года достаточными умениями операционного компонента обладали 45,3% студентов. Этот показатель дал максимальный прирост. Если в начале учебного года оптимальный уровень продемонстрировали чуть более 5,1% студентов, то в конце таких студентов было 28,8%, а количество студентов с критическим и недопустимым уровнем снизилось почти в 10 раз.

Для проверки уровня сформированно-сти устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза в начале и конце учебного года мы использовали критерий хи-квадрат на основе многопольной таблицы. Сравнительный анализ изменений динамики уровня сформированности потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза в начале и конце учебного года дал следующие результаты (табл. 2).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить выраженный дефицит уровня сформированности потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза.

Систематизация содержания занятий физической культурой в аспекте мотивационно-ценностного, операционного, практико-дея-тельностного компонентов позволила значительно повысить личностную значимость ценностей физической культуры, умений организации самостоятельных занятий, знаний и умений оценки собственной физической и функциональной подготовленности, коммуникативных способностей, что в конечном итоге позволило нам говорить о значительном повышении уровня сформированности потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у студентов 1-го и 2-го курсов юридического вуза.

Список литературы

1. Кузекевич В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.

2. Мирахмедов Ф.Т., Абдураимова Г.О. Двигательная активность и здоровье // Мол. ученый. 2017. № 2. С. 266-269.

3. Пружинина М.В., Кишинский A.A., Пружи-нин К.Н. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования: моногр. Иркутск: Иркут. филиал «РГУФКСМИТ», 2013.

4. Русаков A.A. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

5. Шашерин Э.В. Студенческая молодежь как особая социальная группа современного города II

Вестн. соц.-полит. наук. 2013. № 12. С. 162-168. * * *

1. Kuzekevich V.R. Diagnostika fizicheskoj kul'-tury lichnosti shkol'nika: ucheb. posobie. Irkutsk: Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2006.

2. Mirahmedov F.T., Abduraimova G.O. Dviga-tel'naja aktivnost' i zdorov'e II Mol. uchenyj. 2017. # 2. S. 266-269.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pruzhinina M.V., Kishinskij A.A., Pruzhi-nin K.N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v fizicheskom vospitanii na razlichnyh jetapah nepre-ryvnogo obrazovanija: monogr. Irkutsk: Irkut. filial «RGUFKSMIT», 2013.

4. Rusakov A.A. Formirovanie stilja professio-nal'noj dejatel'nosti budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

5. Shasherin Je.V. Studencheskaja molodezh' kak osobaja social'naja gruppa sovremennogo goroda II Vestn. soc.-polit. nauk. 2013. # 12. S. 162-168.

Formation of the need

for physical education and health classes

in students

The article deals with the problem of the formation of the needfor physical education and health classes for first and second year students of a law school. The authors highlight the fact that an important condition for educating the younger generation today is the consistent replacement of students' value orientations, the development of their social and personal interests associated with physical activity and a healthy lifestyle by translating external motives aimed at motor activity into personally meaningful internal needs in physical education classes and recreational activities.

Key words: sports and recreational activities, the need, physical activity, the organization of self-study, students of law school.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.