УДК: 316.614.5 ББК: 74.57
Хамитов Рафхат Ринатович
соискатель кафедра физического воспитания институт физической культуры и спорта ОГПУ г. Оренбург
Khamitov Rafkhat Rinatovich Applicant for a Degree Chair of Physical Training Institute of Physical Training and Sport of OSPU
Orenburg
Никифоров Дмитрий Вячеславович
кандидат педагогических наук Оренбургский государственный педагогический университет
им. В.П. Чкалова Nikiforov Dmitry Vyacheslavovich Candidate of Pedagogics Orenburg State Pedagogical University named after V.P. Chkalov
Orenburg
Социализация и адаптация студентов в системе среднего профессионального образования Students’ Socialization and Adaptation in the System of Secondary Professional
Education
В статье представлены теоретические аспекты исследования структурнофункциональной модели социализированности и адаптации студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения ценностей физической культуры.
The article presents theoretical aspects of the analysis of structural-and-functional model of specialized secondary educational institutions students' socialization and adaptation in the process of mastering the physical education values.
Ключевые слова: процесс физкультурного образования, уровень
социализированности студентов специальных учебных заведений, состояние здоровья, адаптация.
Key words: physical education process, level of students' socialization at specialized institutions, health status, adaptation.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи в средних учебных заведениях остается на сегодняшний день достаточно актуальной, предусматривающая создания в образовательном учреждении новых технологий и условий для повышения качества занятий по физической культуре.
Использование ценностей физической культуры для обеспечения должной подготовленности современного специалиста к осуществлению конкретной профессиональной деятельности получило достаточное обоснование в концепции профессиональной физической культуры [3], в соответствии с которой призвана обеспечивать единство процессов формирования комплекса профессионально важных двигательных и личностных способностей и важнейших характеристик личности.
Однако в настоящее время практика физического воспитания в профессиональных образовательных учреждениях направлена главным образом на совершенствование системы двигательных способностей учащихся. Вместе с этим, реализации общекультурных функций физической культуры, а также ее воздействию на социальную сферу личности не уделяется должного внимания, что значительно снижает эффективность физкультурных воздействий на процесс становления личности профессионала и специфического личностного состояния социализированности в процессе профессиональных нагрузок.
Несмотря на то, что существует большое количество методик, направленных на профессиональное становление, предназначенных для применения в образовательной деятельности, анализ их использования в процессе обучения показал, что решение оздоровительных задач происходит, как правило, только в одном направлении - разрозненном включении средств профессиональной подготовки в «поверхностном» отношении на занятиях по физической культуре.
На наш взгляд, эффективность социализирующей деятельности определяется способностью адекватного включения в жизнь своего субъекта, умеющего не только осваивать и отстаивать имеющиеся социально-культурные ценности, но и созидать и реализовывать в своей жизнедеятельности идеалы новых этапов развития социума, т.е. способностью диалектического соединения факторов адаптации (социальных, психических, физических и т.д.) и социализации в образовательном пространстве развития личности. От успешного ее решения в той или иной мере зависят результаты работы педагогического коллектива по сохранению контингента, повышению качества
знаний и общественной активности студента. С проблемой социализации связаны успехи формирования студенческих коллективов, эффективность работы по повышению социально-психологического статуса в коллективе [1:174].
В процессе изучения теории и практики физкультурного образования нами анализировались проблемы социализации студенческой молодежи в различных психолого-педагогических условиях, с изменением половозрастных особенностей занимающихся в процессе адаптирумости к профессиональным нагрузкам.
Существенным фактором социализации студентов является целенаправленное использование всего социального опыта, отраженного и в ценностях культуры. Становление сущностных свойств, качеств и функций человека, отражающих его социализированность [2; 4:15], необходимо
распространяется на физическую, психическую и нравственную сферы человека и связанных с усвоением ценностей физической культуры [3].
Ценностный потенциал физической культуры, как части культуры, преимущественно сводящийся к обучению и воспитанию физических качеств, не в полной мере отвечает требованиям духовности человека, его социальной природы, без чего формирование социализированной личности не представляется возможным. Актуальность исследования обусловлена тем, что низкая эффективность современных лечебно-профилактических мероприятий, резкий рост заболеваемости студентов, снижение уровня их физической подготовленности требует разработки новых технологий и методик усиления профилактики и контроля состояния здоровья студенческой молодежи [3:72].
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время существует целый ряд вполне очевидных противоречий присущих профессиональному образованию, между: а) социальной потребностью совершенствования системы профессионального образования в направлении формирования социализирован-ности и адаптации в процессе физкультурно-спортивной деятельности и неиспользованием ценностного потенциала физической культуры в этом процессе; б) признанием важности целенаправленного формирования
социализированной личности и ее адаптирумости в системе профессионального образования и недостаточной разработанностью системы мер педагогического воздействия обеспечивающей ее полноценное формирование; в) высоким функциональным потенциалом физической культуры в формировании социализированности в процессе адаптации и неразработанностью программно-содержательного обеспечения процесса становления ее сущностных характеристик.
Разработка и внедрение в педагогический процесс профессионального образования учащейся молодежи профилированного физического образования, направленного на формирование социализированной личности в системе среднего профессионального образования будет способствовать разрешению вышеозначенных противоречий, а также реализации двух важнейших взаимообусловленных задач профессионального образования: во-первых,
формированию личности освоившей ценности культуры общества; во-вторых, достижению высокого уровня профессиональной подготовленности к выполнению функциональных обязанностей в связи с образовательной практикой и конкретной профессиональной деятельностью.
В исследование введено ограничение: обоснование педагогических условий формирования социализированности в процессе профессиональных физических нагрузок осуществлено на примере студентов автотранспортных специальностей средних специальных учебных заведений.
Цель данного исследования - теоретически разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования социализированности и адаптируемости студентов в процессе профилированного физкультурного образования.
Методологическую основу исследования составили философские положения единства сознания и деятельности в процессе становления личности (С.Л. Рубинштейн, И.Т. Фролов); системный и культурологический подходы (В .Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.Я. Виленский, В. А. Пономарчук,
В.И. Столяров, Э.Г. Юдин). Основные положения личностно-деятельностной концепции (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, А.В. Петровский), концепции
социализации личности, раскрывающие роль социальной среды в развитии личности на основе активного включения ее в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность (Г.М. Андреев, П.Н. Бабочкин, И.М. Быховская, С.П. Иваненков, М.С. Каган, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л. И. Столярчук); концепции профессионального образования (Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.Я. Найн, Г.Н. Сериков) и образования в сфере физической культуры (В .М. Выдрин, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, В.И. Лях, В.И. Столяров), концепции профессиональной физической культуры (С.С. Коровин, В.М. Менщиков).
Проведение занятий по физической культуре мы понимали как систематизацию программного материала, средств, методов и задач профилированного физкультурного образования в соответствии с индивидуальными особенностями студентов. Согласно данному подходу систематизация программного материала имела ряд особенностей:
- цикличность в планировании учебного процесса, учитывающего объем и последовательность прохождения разделов программы в семестре, в учебном году, за весь период обучения (в зависимости от адаптации к профессиональным нагрузкам);
- замкнутость циклов с решением конкретных задач по преимущественному развитию определенных физических качеств (профилированных) и с контролем, посредством сдачи контрольных упражнений;
- логическая взаимосвязь отдельных циклов учебно-тренировочного процесса, которая исходит из дидактических принципов обучения и задач повышения уровня физических качеств.
Социализированность как результат процесса его социализации является личностной характеристикой, интегрирующей ряд компонентов: профессиональный, психофизиологический и профессионально-личностный. Данные компоненты характеризуют соответственно состояние специальнодвигательной, психофизической и специально-личностной подготовленности к реализации функциональных обязанностей специалистов средних специальных учебных заведений.
В результате исследования теории и практики физкультурного образования студентов средних специальных учебных заведений мы представляем социализацию как процесс установления взаимоотношений субъекта с социу-мом на основе реализации индивидуальной стратегии профессионального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально-ориентированные мотивы и социальный опыт личности.
Данные формирующего педагогического эксперимента, их значимость и достоверность, дали примерную характеристику студентов в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной модели и уровней социализированности (Табл. 1.):
Таблица 1
Динамика формирования социализированности студентов в процессе профилированного физкультурного образования
Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Опытная 13,9% 20,8% 18,6%
Контрольная 5,2% 10,9% 18,9%
При обсуждении прикладного и теоретического значений наших исследований мы предполагали:
- рассмотреть возможность применения на практике условий социализации и адаптации студентов среднего учебного заведения (автотранспортный техникум) в процессе освоения ценностей физической культуры, полученными нами на основе экспериментальных исследований;
- проанализировать практическую значимость оценки физической подготовлености студентов средних учебных заведений в обосновании управления занятиями профессиональной и физической культурой на основе нормирования нагрузочных воздействий на организм занимающихся (достоверные различия уровня развития общей и специальной выносливости -р < 0,05);
- рассмотреть теоретические аспекты результатов наших исследовании, выявить их значимость для дальнейшего развития теоретических основ физкультурного образования в процессе социализации и адаптации к профессиональным нагрузкам студентов среднего учебного заведения.
Из анализа данных педагогического эксперимента следует, что у студентов, занимающихся по разработанной нами программе, произошли статически достоверные изменения результатов, отражающих уровень развития адап-тируемости студентов, которые позволяют сделать следующие выводы об адаптации студентов к профессиональным нагрузкам (рис.1):
40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
опыт кон троль оп ыт ко н троль учащиеся-учащиеся-учащиеся-учащиеся-механики механики инженеры инженеры
» фактор общей двигательной подготовленности
□ фактор профессиональной двигательной подготовленности
0 фактор отношений личности
□ фактор ценностных ориентаций личности
Рис.1. Факторная структура адаптируемости к профессиональным нагрузкам учащихся автотранспортного колледжа в формирующем педагогическом эксперименте
Следствием действенности модельного режима профилированного физкультурного образования и его программно-содержательного обеспечения в формировании адаптируемости к профессиональным нагрузкам является прирост следующих показателей в опытных группах учащихся автотранспортного колледжа в сравнении с контрольными. Обобщенные показатели профессионально-прикладной физической подготовленности в опытных группах оказались в целом выше на 5,6%, показатели специальной профессиональной подготовленности - выше на 4,0%, психофизиологической подготовленности - на 12,0%, ценностных ориентаций личности - на 12,3%, отношений личности - на 7,8%, комплекса теоретических знаний - на 20,3% (Р<0.05).
Обобщенные данные эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-функциональной модели становления социализи-рованности и адаптируемости студентов среднего специального учебного заведения к профессиональной деятельности. Выявлено, что у студентов опытной группы по отношению к студентам контрольной группы произошли позитивные статистически значимые сдвиги в становлении профессионального, психофизиологического и профессионально-личностного компонентов социализированности и адаптируемости студентов среднего специального учебного заведения к профессиональным нагрузкам.
Библиографический список
1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. - 290 с.
2. Каргапольцева Н..А. Монтессори - образование: проблемы социализации и воспитания личности: монография [Текст] / Н.А. Каргапольцева. М.: Педагогический вестник, 1999. - 184 с.
3. Коровин, С. С. Основы методики физического образования : учеб. пособие / С. С. Коровин, В. М. Меньщиков. — Курган : Курган. гос. ун-т, 2002. — 169 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. М.:Академия, 2000. -
200 с.
Bibliography
1. Ivanenkov, S.P. Problems of Modern Youth's Socialization [Text] / S.P. Ivanenkov. -Orenburg: “Dimur” Printing House, 1999. - 290 p.
2. Kargapoltseva, N.A. Montessori - Education: Problems of Personality’s Socialization and Education: Monograph [Text] / N.A. Kargapoltseva. - M.:Pedagogical Herald, 1990. - 184 p.
3. Korovin, S.S. Bases of Phisical Education Methodology: Study Guide / S.S. Korovin, V.M. Menshchikov. - Kurgan: Kurgan State University, 2002. - 169 p.
4. Mudrik, A.V. Social Pedagogy [Text] / A.V. Mudrik. - M.: Academy, 2000. - 200 p.