Научная статья на тему 'Ценностный потенциал спорта высших достижений в патриотическом воспитании студенческой молодежи'

Ценностный потенциал спорта высших достижений в патриотическом воспитании студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПАТРИОТИЗМ СТУДЕНТОВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS' PATRIOTISM / HIGH-WATER MARK SPORT / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Александр Павлович

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты исследования структурно-функциональной модели патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable Potential of High-Water Mark Sport in the Students' Patriotic Education

The article presents the theoretical aspects of the structural-functional model of the students' patriotic education while going in for high-water mark sport.

Текст научной работы на тему «Ценностный потенциал спорта высших достижений в патриотическом воспитании студенческой молодежи»

УДК: 378 ББК: 74.58

Малиновский Александр Павлович

преподаватель, доцент кафедра физвоспитания г. Москва Malinovsky Alexander Pavlovich Lecturer,

Assistant Professor Chair of Physical Education Moscow

Ценностный потенциал спорта высших достижений в патриотическом воспитании студенческой молодежи Valuable Potential of High-Water Mark Sport in the Students’ Patriotic

Education

В статье представлены теоретические аспекты исследования структурнофункциональной модели патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений.

The article presents the theoretical aspects of the structural-functional model of the students’ patriotic education while going in for high-water mark sport.

Ключевые слова: спорт высших достижений, патриотизм студентов, патриотическое воспитание.

Key words: high-water mark sport, students' patriotism, patriotic education.

Проблема формирования гражданской культуры студенческой молодежи

остается на сегодняшний день достаточно актуальной проблемой, предусматривающая создания в образовательном учреждении новых технологий и условий для повышения качества занятий по физической культуре [2:258].

Анализ теории и практики физической культуры показал, что количество методик, направленных на становление гражданственности у студентов, предназначенных для применения в образовательной деятельности, их использование в процессе обучения показал, что решение дидактических задач происходит, как правило, только в одном направлении - разрозненном включении средств физической культуры и спорта по отношению к формированию гражданской культуры студенческой молодежи.

На наш взгляд, повышение эффективности решения дидактических задач в процессе физкультурного образования, в частности при занятиях спортом

высших достижений, возможно в том случае, если в его основу будет положен принцип патриотизма [2; 4].

Гражданская культура личности как динамическое и личностное состояние предполагает установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации обеспечивающей социальное становление и формирование гражданственности студентов [1:30; 3: 18].

На наш взгляд, эффективность спортивной деятельности определяется способностью адекватного включения в жизнь своего субъекта, умеющего не только осваивать и отстаивать имеющиеся социально-культурные ценности, но и созидать и реализовывать в своей жизнедеятельности идеалы новых этапов развития социума. Способностью диалектического соединения факторов адаптации (социальных, психических, физических и т.д.) и социализации в образовательном пространстве развития личности. От успешного ее решения в той или иной мере зависят результаты работы вузовского коллектива по сохранению контингента, повышению качества знаний и патриотической активности студента. С проблемой патриотизма связаны успехи формирования студенческих коллективов, эффективность работы по повышению социальнопсихологического статуса в коллективе [2:258; 3:4].

Существенным фактором становления гражданственности студентов является целенаправленное использование всего социального опыта, отраженного и в ценностях культуры.

Становление сущностных свойств, качеств и функций человека, отражающих его патриотизм [2:301], необходимо распространяется на физическую, психическую и нравственную сферы человека и связанных с усвоением ценностей спорта высших достижений [4:8].

Ценностный потенциал физической культуры и спорта, как части культуры, преимущественно сводящийся к обучению и воспитанию физических качеств, не в полной мере отвечает требованиям становления гражданской культуры человека, его социальной природы, без чего формирование социализированной личности не представляется возможным. Актуальность

исследования обусловлена тем, что низкая эффективность современных пси-холого-педагогических мероприятий, резкий рост заболеваемости студентов, снижение уровня их гражданственности требует разработки новых технологий и методик по патриотическому воспитанию студенческой молодежи [1:52; 2].

Анализ теории и практики физкультурного образования по данной проблеме, изучение педагогического опыта позволили выявить основные противоречия между: потребностью социума в личности, с высокой

гражданской культурой и слабой ориентацией социума в отношении становления патриотизма студентов в системе высшего профессионального образования; высоким ценностным потенциалом спорта высших достижений и недостаточным использованием ценностей спорта высших достижений в повышении качества становления патриотизма студентов в процессе высшего профессионального образования; потребностью теории и практики в научнометодических основаниях формирования патриотизма у студентов в процессе физкультурного образования и отсутствием обоснованного программносодержательного обеспечения становления структурных компонентов патриотизма студентов.

Цель данного исследования - теоретически разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений.

В процесс занятий спортом высших достижений мы ориентировались на занятия с воспитанием идейно-нравственного и патриотического характера, как основного и необходимого качества в процессе становления гражданской культуры и жизнедеятельности.

Мы полагаем, что процесс физкультурного образования, который в связи с предметом исследования - формирование патриотизма студентов в процессе занятий спортом высших достижений, будет эффективным в становлении компонентов патриотизма у студентов вузов, при условии разработанности структурно-функциональной модели предусматривающей:

- выявление структуры и содержания компонентов патриотического воспитания студентов, определяющих целенаправленный подбор дидактического содержания спортом высших достижений;

- определение программно-содержательного обеспечения формирования патриотизма у студентов в процессе занятий спортом высших достижений, обуславливающее эффективность педагогических воздействий на гражданственность студентов;

- определение психолого-педагогических требований к реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности в целях формирования патриотизма у студентов, позволяющих совершенствовать процесс физкультурного образования.

В педагогическом эксперименте, который проходил в естественных условиях учебной работы со студентами, мы исходили из апробированного опыта работы физкультурного образования студентов, из разработанной нами методики и программы по проведению занятий спортом высших достижений. Кроме этого, оптимальное соотношение средств физической культуры и спорта для повышения уровня патриотического сознания нами определялось в процессе предварительного изучения студентов на учебно-тренировочных занятиях с сопоставлением результатов динамических исследований последовательно на пяти годах обучения.

Проведение уроков по физической культуре мы понимали как систематизацию программного материала, средств, методов и задач физкультурного образования в соответствии с индивидуальными особенностями студентов. Согласно данному подходу систематизация программного материала имела ряд особенностей:

- цикличность в планировании учебного процесса, учитывающего объем и последовательность прохождения разделов программы в семестре, в учебном году, за весь период обучения (в зависимости от уровня подготовленности);

- замкнутость циклов с решением конкретных задач по преимущественному развитию определенных нравственных качеств (патриотического характера) и с контролем этих качеств;

- логическая взаимосвязь разделов учебно-тренировочного процесса, которая исходит из дидактических принципов обучения и задач повышения уровня патриотических качеств.

Патриотизм студента мы рассматриваем как результат процесса воспитания являющееся личностной характеристикой, интегрирующей ряд компонентов: информационно-когнитивный (совокупность социальных знаний, способность к передаче социальной информации, психическое развитие); потребностно-мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; удовлетворенность межличностными отношениями; ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей); деятельностный (интенсивность участия в физкультурноспортивной деятельности; творческая актуализация собствен-ного опыта; рефлексивность).

В результате исследования теории и практики спортивной деятельности студентов мы представляем патриотизм как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально-ориентированные мотивы и социальный опыт личности.

Данные формирующего педагогического эксперимента, их значимость и достоверность, дали примерную характеристику студентов в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной модели и уровней патриотического воспитания (рис. 1.):

Опытная группа I Высокий уровень

Рис. 1. Динамика формирования патриотизма студентов в процессе занятий спортом высших достижений При обсуждении прикладного и теоретического значений наших исследований мы предполагали:

Контрольная группа Средний уровень Низкий уровень

- рассмотреть возможность применения на практике условий патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений, полученными нами на основе экспериментальных исследований;

- проанализировать практическую значимость оценки патриотического воспитания студентов в обосновании управления занятиями спортом высших достижений на основе педагогических воздействий на занимающихся (достоверные различия уровня патриотического развития - Р < 0,05);

- рассмотреть теоретические аспекты результатов наших исследований, выявить их значимость для дальнейшего развития теоретических основ патриотического воспитания в процессе спортивной деятельности.

Из анализа данных педагогического эксперимента следует, что у студентов, занимающихся по разработанной нами программе, произошли статически достоверные изменения результатов, отражающих уровень развития патриотизма студентов (рис.1), которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Одним из направлений решения проблемы патриотического воспитания студентов средствами спорта высших достижений является использование специально разработанной структурно-функциональной модели направленного использования ценностей спорта высших достижений, предусматривающей моделирование процесса физкультурного образования студентов на основаниях разработанности адекватного дидактического и программно-содержательного обеспечения, а также внедрение специфического содержа-ния при занятиях спортом высших достижений патриотической направлен-ности.

2. Итоги формирующего педагогического эксперимента показали, что у студентов опытной группы произошли позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе в следующих показателях становления компонентов патриотизма (ниже даются разности соответствующих показателей опытной и контрольной групп) (Р < 0,05):

- интеллектуально-когнитивный компонент: совокупность социальных знаний (3,8 балла); способность в передаче социальной информации (разность средних показателей составила: 2,166 - 1,720 = 0,446); интеллектуальное развитие (память — 1,9 балла; внимание — 2,8 балла; мышление — 1,8 балла);

- потребностно-мотивационный компонент: интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме (1,2 балла); удовлетворенность межличностными отношениями (20,7 балла); ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей (1,4 балла);

- деятельностный компонент: интенсивность участия в физкультурноспортивной деятельности (1,4 балла); творческая актуализация собственного опыта (8,2 балла); уровень рефлексивности (4,5 балла).

3. Ведущими факторами становления патриотизма студентов являются: обеспечение личностно ориентированного, системного и комплексного подходов к реализации основных форм спортивной деятельности; широкое использование ценностей спорта высших достижений в процессе патриотического воспитания студентов; интеграция и оптимальное соотношение содержания физкультурно-спортивной деятельности с содержанием патриотического воспитания студентов; оптимальный выбор психолого-педагоги-ческих воздействий патриотической направленности в целях становления сущностных характеристик патриотизма студентов.

4. Полученные результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-функциональной модели в формировании патриотизма студентов в процессе освоения ценностей спорта высших достижений. Целесообразности ориентации патриотического воспитания на широкое и вариативное использование ценностей спорта высших достижений и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в становлении сущностных характеристик патриотизма студентов; адекватности разработанного дидактического и программносодержательного обеспечения спортивной деятельности процессу формирования патриотизма студентов; об оптимальном определении педагогических требований к реализации становления патриотизма студентов в практике физкультурного образования; эффективности разработанной методики и диагностики становления патриотизма студентов по каждому из ее компонентов (интеллектуально-когнитивному, потребностно-мотивационному, деятельностному).

5. Ценность апробации структурно-функциональной модели формирования патриотизма студентов в процессе освоения ценностей спорта высших достижений заключается в реализации формирующего педагогического эксперимента со студентами, занимающимися спортом высших достижений различного уровня подготовленности, к условиям обучения в вузе. Экспериментально подтвержден потенциал разработанной модели, который может быть реализован применительно ко всей системе высшего профессионального образования в отношении студентов, занимающихся спортом высших достижений.

Библиографический список

1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. - 290 с.

2. Иванова, С. Ю. Современный российский патриотизм / С. Ю. Иванова, В. И. Лутовинов. — Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. — 320 с.

3. Каргапольцева Н.А. Монтессори - образование: проблемы социализации и воспитания личности: монография [Текст] / Н.А. Каргапольцева. М.: Педагогический вестник, 1999. - 184 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. М.: Академия, 2000. -200 с.

Bibliography

1. Ivanenkov, S.P. Problems of Modern Youth Socialization [Text] / S.P. - Ivanenkov. Orenburg: “Dimur” Publishing House, 1999. - 290 p.

2. Ivanova, S. Yu. Modern Russian Patriotism / S.Yu. Ivanova, V.I. Lutovinov. - Rostov-on-Don: SSC of RAS Publishing House, 2008. - 320 р.

3. Kargapoltseva, N.A. Montessori - Education: Problems of Socialization and Education of Personality: Monograph [Text] / N.A. Kargapoltseva. - M.: Teachers’ Bulletin, 1990. - 184 p.

4. Mudrik, A.V. Social Pedagogy [Text] / A.V. Mudrik. - M.: Academy, 2000. - 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.