УДК: 378 ББК:74.58
Малиновский Александр Павлович
доцент кафедра физвоспитания Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова Хамитов Рафхат Ринатович соискатель кафедра физвоспитания Оренбургский государственный педагогический университет
им. В.П. Чкалова Malinovsky Alexander Pavlovich Assistant Professor Chair of Physical Education Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov Khamitov Rafkhat Rinatovich Applicant for a Degree Chair of Physical Education Orenburg State Pedagogical University named after V.P. Chkalov Методы патриотического воспитания студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности Methods of the Students’ Patriotic Education in Sport Activities
Четкое обозначение уровней развития патриотизма студента и содержания направленности физкультурно-спортивной деятельности обуславливаются определенными методами. Так на первом уровне научно-учебный материал можно усвоить посредством восприятия, внимания, памяти. На следующем требуется воображение и творческое мышление. В дальнейшем активность студентов повышается на уровне спортивной деятельности и межличностного общения. Современная методология профессиональной подготовки специалиста в процессе занятий спортом высших достижений в высшем учебном заведении должна опираться на широкий диапазон гражданской культуры студента - от простого восприятия до социальной активности.
A clear sign of the patriotism levels and the content of the students’ orientation for physical education and sports activities are caused by certain methods. So, on the first level the scientific and educational material can be learned through perception, attention and memory. The following level requires imagination and creative thinking. In future the students' activity increases at the level of sports activities and interpersonal communication. Modern methodology of training specialists in high-water mark sport at higher education institutions should be based on a wide range of a student’s civil culture - from simple perception to social activity.
Ключевые слова: методология, физкультурно-спортивная деятельность, студент, патриотическое воспитание.
Key words: methodology, physical education and sports activities, student, patriotic education.
Важнейшим признаком и условием устойчивого развития демократического государства является гражданское общество, формирование которого выступает актуальной задачей современной России и определяет заказ системе образования на формирование гражданской культуры подрастающего поколения. Установление и утверждение гражданских, правовых и идейнонравственных ценностей в обществе, воспитание социализированной личности, осознающей взаимосвязь своих прав и обязанностей в социуме, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего поколения, что определяется подготовкой будущих специалистов [1; 2].
Разработка педагогических теорий и технологий в настоящее время отстают от наметившихся тенденций практического преобразования высшего профессионального образования. Это сдерживает его развитие в духе современных требований. Поскольку современная вузовская практика во многом основывается на устаревших теоретических представлениях об объяснительно-иллюстративном обучении. Традиционные организационные формы обучения - лекции и практические занятия предусматривают освоение студентами теоретических знаний и умений, но, к сожалению, не обеспечивают совершенствования профессиональных и специальных умений и навыков с патриотической направленностью [2: 277].
В этой связи, есть необходимость в широком использовании новых, реальных методов обучения в вузе, позволяющих сократить путь от приобретения знаний к их применению на практике. Процесс обучения должен представлять собой совокупность различных дидактических форм, методов и средств, с помощью которых возможно воспроизвести предметное и социальное содержание профессионального труда.
Формирование гражданской культуры молодежи представляет собой организованную систему, становления личностных свойств и качеств, которая способствует проявлению гражданского сознания, мышления, воли, позиции и т.д. Это позволяет создать широкие предпосылки для вовлечения студента в
разнообразную социальную и профессиональную деятельность. Гражданская культура студента характеризуется многоуровневой структурой и образует основу мотивации поведения, и деятельности, а также выражает психологические особенности личности к окружающей действительности [2].
Проблема гражданственности актуализируется еще и со сложной и противоречивой ситуацией в обществе, проявляющейся в целом ряде негативных явлений: роста явной и скрытой формы безработицы,
криминализации и наркомании, дезорганизации общества и маргинализации русского народа, снижении уровня физического и психического здоровья, растущей бездуховности [1: 214].
В совокупности социальных мер, обеспечивающих патриотическое воспитание и охрану здоровья студентов, важное место принадлежит физкультурно-спортивной деятельности (в частности спорту высших достижений), как одной из составных частей образовательных программ по физкультурному образованию студентов, в которой подчеркивается, что ее реализация будет способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Широкое внедрение физкультурно-спортивной деятельности в учебновоспитательный процесс вуза требует научно обоснованных рекомендаций по гибкому, дифференцированному использованию ее программ в целях патриотического воспитания студенческой молодежи. Отсутствие научных данных, раскрывающих характер разнообразного взаимодействия патриотизма и физкультурно-спортивной деятельности, его прямого и опосредованного взаимодействия, ограничивает эффективность использования средств и методов физкультурно-спортивной деятельности в учебно-воспитательном процессе, а порою приводит к негативным последствиям.
Процесс реализации технологий патриотического воспитания в практике вузовского образования в настоящее время изначально может ориентироваться на физкультурно-спортивную деятельность, на спортсменов высокого класса, олимпийских чемпионов, на деятельность спортсменов, занимающих высокие
должности в органах государственной власти. Ведь российские рыночные отношения создают предпосылки для подготовки специалистов нового типа, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно пополняющих свои знания, ориентирующихся в стремительном потоке научной и политической информации, активных участников социально-экономических преобразований.
В настоящее время специалистами отмечается достаточно значимый эффект физкультурно-спортивной деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения, который может быть успешно применен в системе профессионального образования студенческой молодежи, что, в свою очередь, требует теоретико-методологического и методического обоснования многоаспектной проблемы формирования гражданственности студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности [2: 258].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:
- социальной потребностью в патриотическом воспитании студентов как одного из факторов обеспечения качества вузовского образования и недостаточным использованием ценностей спорта высших достижений в реализации современных педагогических технологий в системе профессионального образования студентов;
- объективной потребностью в патриотическом воспитании студентов в системе профессионального образования и неразработанностью технологий и методик использования физкультурно-спортивной деятельности в формировании патриотического сознания и самосознания студентов;
- высоким функциональным потенциалом спорта высших достижений в формировании сущностных характеристик патриотизма студентов и отсутствием программно-содержательного и дидактического обеспечения процесса физкультурного образования в реализации психолого-педагогических воздействий в практике высшего профессионального образования.
Методологическую основу исследования составили основные положения диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; положения о социальной природе деятельности человека, активности и роли личности в процессе ее развития и формирования; концепции социализации личности; теория и методика физической культуры и спортивной деятельности как социального феномена.
Экспериментальной базой исследования явились Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова и Московский педагогический государственный университет.
Научная новизна исследования:
- уточнены структура и содержание интеллектуально-когнитивного, пот-ребностно-мотивационного и деятельностного компонентов патриотического воспитания студентов, отражающих соответственно уровень социальных знаний о социальном мире, психическое развитие (память, внимание, мышление, воля), трансляции знаний в социум; ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей, межличностные взаимодействия, интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, участие в физкультурно-спортивной деятельности, творческой самоактуализации собственного опыта и рефлексивности.
- разработана структурно-функциональная модель патриотического
воспитания студентов, включающая: ориентацию физкультурно-спортивной деятельности на широкое и вариативное использование ценностей спортивной деятельности; программно-содержательное и дидактическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности в процессе патриотического
воспитания студентов; педагогические требования к реализации
патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений; структуру патриотического воспитания студентов;
- определены основные педагогические требования к реализации патриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом высших достижений: доминирующая роль преподавателя, тренера и тренерского состава в реа-
лизации психолого-педагогических воздействий; соблюдение дидактических основ реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности в процессе патриотического воспитания студенческой молодежи; дополнение физкультурно-спортивной деятельности специальными теоретическими
сведениями; адекватная интеграция физкультурно-спортивной деятельности и психолого-педагогических мероприятий по патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Из анализа данных педагогического эксперимента следует, что у студентов, занимающихся по разработанной нами программе, произошли статистически достоверные изменения результатов, отражающих уровень патриотизма студентов которые позволяют сделать следующие выводы:
1. Одним из направлений решения проблемы патриотического воспитания студентов средствами спорта высших достижений является использование специально разработанной структурно-функциональной модели направленного использования ценностей спорта высших достижений, предусматривающей моделирование процесса физкультурного образования студентов на основаниях разработанности адекватного дидактического и программно-содержательного обеспечения, а также внедрение специфического содержания при занятиях спортом высших достижений патриотической направленности.
2. Итоги формирующего педагогического эксперимента показали, что у студентов опытной группы произошли позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе в следующих показателях становления компонентов патриотизма (ниже даются разности соответствующих показателей опытной и контрольной групп) (Р < 0,05):
- интеллектуально-когнитивный компонент: совокупность социальных знаний (3,8 балла); способность в передаче социальной информации (разность средних показателей составила: 2,166 - 1,720 = 0,446); интеллектуальное развитие (память
— 1,9 балла; внимание — 2,8 балла; мышление — 1,8 балла);
- потребностно-мотивационный компонент: интерес к познанию
социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме (1,2 балла);
удовлетворенность межличностными отношениями (20,7 балла); ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей (1,4 балла);
- деятельностный компонент: интенсивность участия в физкультурноспортивной деятельности (1,4 балла); творческая актуализация собственного опыта (8,2 балла); уровень рефлексивности (4,5 балла).
3. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-функциональной модели в формировании патриотизма студентов; адекватности разработанного дидактического и программносодержательного обеспечения физкультурно-спортивной деятельности процессу формирования патриотизма студентов; эффективности разработанной диагностики становления патриотизма студентов по каждому из ее компонентов (интеллектуально-когнитивному, потребностно-мотивационному, деятельностному).
Экспериментально подтвержден потенциал разработанной модели, который может быть реализован применительно ко всей системе высшего профессионального образования в отношении студентов, занимающихся спортом высших достижений.
Библиографический список
1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С.П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. - 290 с.
2. Иванова, С. Ю. Современный российский патриотизм / С. Ю. Иванова,
3. В. И. Лутовинов. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
Bibliography
1. Ivanenkov, S.P. Problems of Modern Youth Socialization [Text] / S.P. - Ivanenkov. Orenburg: “Dimur” Publishing House, 1999. - 290 p.
2. Ivanova, S. Yu. Modern Russian Patriotism / S.Yu. Ivanova, V.I. Lutovinov. - Rostov-on-Don: SSC of RAS Publishing House, 2008. - 320 р.