личные отягощения, гантели. Количество повторений для: мелких мышц - 7-12 раз; для средних мышц - 12-15 раз; для крупных мышц - 15-25 раз.
В процессе занятий был организован постоянный контроль и самоконтроль по объективным показателям состояния организма, путём измерений ЧСС, и субъективным показателям - сбор информации по оценке самочувствия и настроения каждого испытуемого. Опрос проводился по методике Б. Дж. Кретти [3].
Анализ результатов эксперимента позволил сделать ряд выводов:
1. Комбинированный подход значительно повысил заинтересованность студентов специальной медицинской группы в оздоровительных занятиях. Посещаемость занятий в контрольной группе составила 78% от общего числа студентов, в экспериментальной группе - 96%.
2. Опрос показал, что 92% студентов экспериментальной группы (в контрольной группе 76%) выбрали оздоровительные занятия на спортивных объектах университета из предложенного многообразия видов (фитнес центры, коммерческие оздоровительные комплексы и др.).
3. Оценка психоэмоциональной составляющей методом шкалирования, показала, что полная удовлетворённость занятиями в контрольной группе составила 82%, в экспериментальной группе - 91%.
Полученные результаты показали явное преимущество и эффективность использования методики комбинированного подхода. Данная методика может быть рекомендована для всего оздоровительного комплекса разработанных программ в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова, Н.П. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова. - Новосибирск : ООО Агентство «Сибпринт», 2013. -160 с.
2. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
3. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2013. - 248 с.
REFERENCES
1. Abaskalova N.P. and Zverkova, A.Yu. (2013), Health oriented pedagogical technologies in the system of continuous education (on the example of a method of projects. Monograph on the problem of preserving health, publishing house LTD agency "Sibprint", Novosibirsk.
2. Krettim Brajent. (1978), Psychology in contemporary sport, publishing house F&S, Moscow.
3. Ed. Hubbiev, Sh.Z. and Baranova, T.I. (2013), Thematic lectures on physical culture and sport, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2014.
УДК 796.011
ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Сергей Александрович Константинов, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ)
Аннотация
В статье проводится анализ процесса совершенствования в содержании патриотического воспитания студентов в высшем учебном заведении. На кафедре физического воспитания в Санкт-
Петербургском государственном университете кино и телевидения оно основано на пропаганде спортивных достижений российских спортсменов - олимпийцев и паралимпийцев.
Ключевые слова: инновации, патриотическое воспитание, высшие учебные заведения, Олимпийские и Паралимпийские игры, физическое воспитание и спорт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p72-75
INNOVATIONS IN THE CONTENT OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Sergey Alexandrovich Konstantinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman, St. Petersburg State University of Film and Television
Annotation
The article provides the analysis of the improving process for the content of the patriotic education of students in higher education institutions. At the Department of Physical Education in St. Petersburg State University of Film and Television it has been based on the propaganda of the sports successes of Russian Olympic and Paralympic sportsmen.
Keywords: innovations, patriotic education, higher education institutions, Olympic and Paralympic Games, physical education and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Перед российским обществом и государством на современном этапе стоит задача модернизации всей системы образования в Российской Федерации, в том числе и высшего. При этом наряду с использованием передовых технологий в обучении, назрела насущная необходимость в разработке инновационных подходов и в области воспитания студенческой молодёжи - наиболее активного и целеустремлённого поколения граждан нашей страны. На первый план в воспитании выходит утверждение в сознании и чувствах студентов национально-патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому наследию России. Необходима тщательно продуманная философско-мировоззренческая подготовка молодёжи, индивидуальный подход в оказании постоянной помощи в определении смысла жизни, формировании самосознания, ценностного отношения к личности с одной стороны и к обществу и государству с другой. Приобщение студентов к системе национальных социокультурных ценностей, отражающих всё богатство и своеобразие культуры нашей страны, должно сопровождаться конкретными примерами, которые вызывают искреннюю гордость за своё Отечество [2, 3, 4]. Приоритетными в этом ряду сегодня должны являться достижения наших спортсменов на мировой спортивной арене, в том числе на самых масштабных и грандиозных состязаниях - Олимпийских и Паралимпийских играх. Особенно здесь следует выделить выдающиеся успехи российских атлетов на последних Зимних Олимпийских и Паралимпийских играх, которые с безоговорочным успехом Россия организовала и провела в Сочи в 2014 году. В российском народе, в том числе и в студенческой среде, которая выдвинула своих лучших представителей в многочисленный отряд волонтёров, зародилось чувство высокого патриотизма и веры в светлое будущее своей страны, которое необходимо бережно сохранять и поддерживать.
МЕТОДИКА
Олимпийские и Паралимпийские игры подняли не только зрительский интерес у студентов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ) к различным видам спорта, в том числе и адаптивного, но и желание самим прийти в спортивные залы университета. Причём не только на занятия по физическому воспитанию, но и на занятия в различных спортивных секциях (спортивных игр, единоборств) и группах оздоровительных направлений фитнеса (аэробика, йога). Вместе с тем,
углублённое медицинское обследование (УМО), которое проводится в СПбГУКиТ в сентябре для студентов первокурсников, показывает следующее. В последние четыре года (2011-2014 годы) число студентов либо полностью освобождённых от занятий по дисциплине «Физическая культура», либо отнесённых к специальной медицинской группе и не имеющих возможности полноценно и без ущерба для своего здоровья посещать занятия, стабильно составляет 8-10% от общего количества первокурсников. Это означает, что, практически, каждый десятый молодой человек или девушка не могут посещать практические занятия, выполнять контрольные нормативы, участвовать в массовых спортивных соревнованиях или физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых кафедрой физического воспитания университета, а, следовательно, и получить зачёт по дисциплине «Физическая культура» в конце семестра в соответствии с разработанной балльно-рейтинговой системой.
Учитывая такой процентный состав контингента студентов-первокурсников и психоэмоциональное состояние освобождённых от практических занятий [1], на кафедре физического воспитания СПбГУКиТ было принято решение о необходимости модернизации отдельных разделов учебной и секционной работы. Для получения соответствующей суммы баллов и, в итоге, зачёта по дисциплине «Физическая культура» студенты, которые освобождены от практических занятий по различным медицинским показаниям, должны будут в течение семестра подготовить несколько рефератов. Выбор тем, по преимуществу, зависит от самих студентов. Это может быть реферат, написанный по наиболее интересному для молодого человека или девушки виду спорта, оздоровительному направлению физической культуры или, даже, адаптивному спорту высших достижений. В 2014-2015 учебном году тематика рефератов напрямую будет связана с прошедшими Олимпийскими и Паралимпийскими играми в Сочи и успехами на них спортсменов нашей страны, в том числе и спортсменов-инвалидов - людей «с ограниченными возможностями, но с неограниченной силой воли». Для естественной социализации и включения данного контингента студентов в образовательный процесс как на кафедре физического воспитания, так и в университете в целом, им будет предложено в конце семестра не просто отчитаться по рефератам перед преподавателем кафедры, а выступить с докладом (в идеале - с мультимедийной презентацией) перед студентами своей группы или учебного потока. Такие хорошо подготовленные публичные выступления будут выполнять и другую важную воспитательную задачу - служить патриотическому воспитанию студентов и формировать у них потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационным направлением воспитательной работы, а конкретно патриотического воспитания студентов высших учебных заведений в Российской Федерации, может стать продуманная и внедрённая в учебный процесс пропаганда как массовой физической культуры и привитие студентам «моды на здоровый образ жизни», так и спорта высших достижений на примерах лучших российских атлетов - героев Олимпиад и Па-ралимпиад. Теория и методика практической реализации данного направления становится в настоящее время приоритетной в учебной и секционной работе на кафедре физического воспитания в СПбГУКиТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казантинова, Г.М. Психоэмоциональное состояние студентов, занимающихся физической культурой в группе «Освобождённые» / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 77-81.
2. Константинов, С.А. Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодёжи / С.А. Константинов // Известия Российского государственного университета имени А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 12
(91). - С. 85-91.
3. Константинов, С.А. Комплексная технология патриотического воспитания молодёжи в системе образования : монография / С.А. Константинов ; С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения. -СПб. : [б.и.], 2010. - 272 с.
4. Мотепоненко, А.Г. Педагогическое содействие воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях учреждений дополнительного образования / А.Г. Мотепоненко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 109-115.
REFERENCES
1. Kazantinova, G.M. and Vlasova, T.N. (2013), "Psychoemotional state of students involved in physical training in the group "Exempt from physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 3, pp. 77-81.
2. Konstantinov, S.A. (2009) "Theory and practice of realization of the moral component in patriotic education of youth", Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, No. 12 (91), pp. 85-91.
3. Konstantinov, S.A. (2010), Complex technology of the patriotic education of youth in the system of education, monograph, publishing house "SPbGUKiT", St. Petersburg.
4. Moteponenko, A.G. (2013), "Pedagogical contribution to the patriotic upbringing of the athletes, involved in the applied martial arts and studying at the additional educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 109-115.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.011:378
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА
Татьяна Евгеньевна Копейкина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Аннотация
Статья освещает естественнонаучные исследования П.Ф. Лесгафта в период создания им системы физического образования в России. Во внимание взяты результаты исследований по изучению особенностей и возможностей организма человека в период его развития и воспитания. В статье отражены комплексные результаты зарубежных исследователей о возможности отдельных частей человеческого организма, связанных с физической нагрузкой, исследования, проведенные на животных в специально созданных условиях. Показаны результаты изучения уровня здоровья молодежи в России, процент смертности среди подростков. Цель исследования: анализ естественнонаучных исследований в системе физического образования П.Ф. Лесгафта с позиции комплексного изучения возможностей человека. Методологической основой исследования являются комплексный и аксиологический подходы. Они предполагают исследование совокупности ценностных педагогических факторов и явлений, в достижении результата в воспитании человека средствами физической культуры.
Ключевые слова: физическое образование, естественнонаучные исследования, возможности человека, комплексный подход.