Научная статья на тему 'Методологические особенности социализации студенческой молодежи'

Методологические особенности социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEVEL OF STUDENTS' SOCIALIZATION IN SPECIAL MEDICAL GROUPS / ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / HEALTH STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитов Рафхат Ринатович

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты исследования структурно-функциональной модели социализированности студентов специальных медицинских групп в процессе освоения ценностей адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Peculiarities of the Students' Socialization

The article introduces theoretical aspects of structural-and-functional model analysis of special medical group students' socialization in the process of mastering the values of the adaptive physical education.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности социализации студенческой молодежи»

УДК: 378 ББК: 74.58

Хамитов Рафхат Ринатович

аспирант

кафедра теории и методики физического воспитания институт физической культуры и спорта Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург Khamitov Rafkhat Rinatovich Post-graduate

Chair of Theory and Methodology of Physical Education Institute of Physical Training and Sports Orenburg State pedagogical University Orenburg

Методологические особенности социализации студенческой молодежи Methodological Peculiarities of the Students’ Socialization

В статье представлены теоретические аспекты исследования структурнофункциональной модели социализированное™ студентов специальных медицинских групп в процессе освоения ценностей адаптивной физической культуры.

The article introduces theoretical aspects of structural-and-functional model analysis of special medical group students' socialization in the process of mastering the values of the adaptive physical education.

Ключевые слова: процесс адаптивного физического образования, уровень социализированности студентов специальных медицинских групп, состояние здоровья.

Key words: process of adaptive physical education, level of students' socialization in special medical groups, health status.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи с отклонениями в состоянии здоровья остается на сегодняшний день достаточно актуальной, предусматривающая создания в образовательном учреждении новых технологий и условий для повышения качества занятий по физической культуре.

Несмотря на то, что существует большое количество методик, направленных на профилактику различных заболеваний, предназначенных для применения в образовательной деятельности, анализ их использования в процессе обучения показал, что решение оздоровительных задач происходит, как правило, только в одном направлении - разрозненном включении средств профилактики болезней в «поверхностном» отношении на занятиях по физической культуре.

На наш взгляд, повышение эффективности решения оздоровительных задач в процессе физкультурного образования, в частности профилактика заболе-

ваний, возможно в том случае, если в его основу будет положен принцип социализации.

Социализация личности как процесс освоения системы знаний, норм и ценностей предполагает установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе совокупности социальных знаний, социально-развивающего общения и социального опыта самореализации обеспечивающей социальное становление студентов [1:85; 5:57].

На наш взгляд, эффективность социализирующей деятельности определяется способностью адекватного включения в жизнь своего субъекта, умеющего не только осваивать и отстаивать имеющиеся социально-культурные ценности, но и созидать и реализовывать в своей жизнедеятельности идеалы новых этапов развития социума, т.е. способностью диалектического соединения факторов адаптации (социальных, психических, физических и т.д.) и социализации в образовательном пространстве развития личности. От успешного ее решения в той или иной мере зависят результаты работы вузовского коллектива по сохранению контингента, повышению качества знаний и общественной активности студента. С проблемой социализации связаны успехи формирования студенческих коллективов, эффективность работы по повышению социальнопсихологического статуса в коллективе [2:174].

Существенным фактором социализации студентов является целенаправленное использование всего социального опыта, отраженного и в ценностях культуры.

Становление сущностных свойств, качеств и функций человека, отражающих его социализированность [3:15;], необходимо распространяется на физическую, психическую и нравственную сферы человека и связанных с усвоением ценностей физической культуры [4:8].

Ценностный потенциал физической культуры, как части культуры, преимущественно сводящийся к обучению и воспитанию физических качеств, не в полной мере отвечает требованиям духовности человека, его социальной природы, без чего формирование социализированной личности не представляется

возможным. Актуальность исследования обусловлена тем, что низкая эффективность современных лечебно-профилактических мероприятий, резкий рост заболеваемости студентов, снижение уровня их физической подготовленности требует разработки новых технологий и методик усиления профилактики и контроля состояния здоровья студенческой молодежи [1:72].

Анализ теории и практики физкультурного образования по данной проблеме, изучение педагогического опыта позволили выявить основные противоречия между: потребностью социума в личности, социализированной и слабой ориентацией социума в отношении становления процесса формирования социализированной личности в системе высшего профессионального образования; высоким ценностным потенциалом физической культуры и недостаточным использованием ценностей адаптивной физической культуры в повышении качества становления социализированности студентов в процессе высшего профессионального образования; потребностью теории и практики в научнометодических основаниях формирования социализированности студентов в процессе физкультурного образования и отсутствием обоснованного программно-содержательного обеспечения становления структурных компонентов социализированности студентов.

Цель данного исследования - теоретически разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования социализированности студентов в процессе адаптивного физического образования.

В процесс адаптивного физического образования мы ориентировались на занятия с доминированием циклических упражнений аэробного характера, как основного и необходимого качества в процессе социализации и жизнедеятельности.

Мы полагаем, что процесс адаптивного физического образования, которая в связи с предметом исследования - формирование социализированности студентов специальных медицинских групп в процессе адаптивного физического образования, будет эффективным в становлении компонентов социализирован-

ности студентов, при условии разработанности структурно-функциональной модели предусматривающей:

- выявление структуры и содержания компонентов социализированности студентов, определяющих целенаправленный подбор дидактического содержания адаптивного физического образования;

- определение программно-содержательного обеспечения формирования социализированности студентов в процессе адаптивного физического образования, обуславливающее эффективность педагогических воздействий на социализацию студентов;

- определение психолого-педагогических требований к реализации содержания адаптивного физического образования в целях формирования социали-зированности студентов, позволяющих совершенствовать процесс физкультурного образования.

В педагогическом эксперименте, который проходил в естественных условиях учебной работы со студентами специальной медицинской группы, мы исходили из апробированного опыта работы физического образования студентов, из разработанной нами методики и программы по проведению занятий с данным контингентом студентов. Кроме этого, оптимальное соотношение средств адаптивной физической культуры для повышения уровня функционального состояния нами определялось в процессе предварительного изучения студентов на учебно-тренировочных занятиях с сопоставлением результатов динамических исследований последовательно на трех годах обучения.

Проведение уроков по адаптивной физической культуре мы понимали как систематизацию программного материала, средств, методов и задач адаптивного физического образования в соответствии с индивидуальными особенностями студентов. Согласно данному подходу систематизация программного материала имела ряд особенностей:

- цикличность в планировании учебного процесса, учитывающего объем и последовательность прохождения разделов программы в семестре, в учебном году, за весь период обучения (в зависимости от параметров нагрузки);

- замкнутость циклов с решением конкретных задач по преимущественному развитию определенных физических качеств (аэробного характера) и с контролем, посредством сдачи контрольных упражнений;

- логическая взаимосвязь отдельных циклов учебно-тренировочного процесса, которая исходит из дидактических принципов обучения и задач повышения уровня физических качеств.

Социализированность студента с ослабленным здоровьем мы рассматриваем как результат процесса его социализации является личностной характеристикой, интегрирующей ряд компонентов: информационно-когнитивный (совокупность социальных знаний, способность к передаче социальной информации, знания в сфере физической культуры, психическое развитие); потребностно-мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; удовлетворенность межличностными отношениями; самооценка в системе статусно-ролевых связей в обществе; ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей); деятельностный (интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности; социально адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта; рефлексивность); двигательный (физическая и двигательная подготовленность; функциональное состояние; состояние здоровья).

В результате исследования теории и практики адаптивного физического образования студентов специальных медицинских групп мы представляем социализацию как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально-ориентированные мотивы и социальный опыт личности.

Данные формирующего педагогического эксперимента, их значимость и достоверность, дали примерную характеристику студентов в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной модели и уровней социализи-рованности (рис. 1.):

О

Опытная группа Высокий уровень

Средний уровень

/1111111 ^ її Н

Контрольная группа

изкий уровень

Рис. 1. Динамика формирования социализированности студентов СМГ в процессе адаптивного физического образования

При обсуждении прикладного и теоретического значений наших исследований мы предполагали:

- рассмотреть возможность применения на практике условий социализации студентов специальной медицинской группы в процессе освоения ценностей адаптивной физической культуры, полученными нами на основе экспериментальных исследований;

- проанализировать практическую значимость оценки физической подго-товлености студентов специального учебного отделения в обосновании управления занятиями адаптивной физической культурой на основе нормирования нагрузочных воздействий на организм занимающихся (достоверные различия уровня развития общей и специальной выносливости - р < 0,05);

- рассмотреть теоретические аспекты результатов наших исследований, выявить их значимость для дальнейшего развития теоретических основ адаптивного физического образования в процессе социализации.

Из анализа данных педагогического эксперимента следует, что у студентов, занимающихся по разработанной нами программе, произошли статически достоверные изменения результатов, отражающих уровень развития социализирован-ности студентов (рис.1), которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Одним из направлений решения проблемы социализации студентов с ослалабленным здоровьем является использование специально разработанной структурно-функциональной модели направленного использования ценностей адаптивной физической культуры, предусматривающей моделирование процесса физкультурного образования студентов специальных медицинских групп на основаниях разработанности адекватного дидактического и программно-содержательного обеспечения, а также внедрение специфического содержания адаптивного физического образования.

2. Итоги формирующего педагогического эксперимента показали, что у студентов опытной группы произошли позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе в следующих показателях становления компонентов со-циализированности (ниже даются разности соответствующих показателей опытной и контрольной групп) (Р < 0,05):

- интеллектуально-когнитивный компонент: совокупность социальных

знаний (3,6 балла); уровень знаний в сфере адаптивной и физической культуры (11,1%); способность в передаче социальной информации (разность средних показателей составила: 2,148 - 1,741 = 0,407); интеллектуальное развитие (память - 1,4 балла; внимание - 2,7 балла; мышление - 1,2 балла);

- потребностно-мотивационный компонент: интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме (1 балл); удовлетворенность межличностными отношениями (20,4 балла); самооценка в системе статусноролевых связей в обществе (разность коэффициентов корреляции 0,18); ценностные ориентации личности в системе социальных ценностей (1,4 балла);

- деятельностный компонент: интенсивность участия в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности (1,2 балла); социальная адекватность поведения (2,6 балла); творческая актуализация собственного опыта (6,9 балла); уровень рефлексивности (4,4 балла);

- двигательный компонент: уровень физической подготовленности (общая выносливость - на 255 м; силовая выносливость рук - 2 единицы; силовая выносливость мышц живота - 1,2 единицы; скоростно-силовые качества - 10,7

см); двигательной подготовленности (2,7 балла); функциональное состояние (физическая работоспособность РWC17o относит. - на 1,7 единицы, РWC17o абсолют. - на 54,1 кгм/мин); состояние сердечно-сосудистой системы - на 6,7 уд./мин.); уровень состояния здоровья (переход в основную группу - на 14,7%; процент пропусков занятий по болезни - на 4,7%).

3. Ведущими факторами становления социализированное™ студентов являются: обеспечение личностно ориентированного, системного и комплексного подходов к реализации основных форм адаптивного физического образования; широкое использование ценностей адаптивной и физической культуры в процессе адаптивного физического образования студентов; интеграция и оптимальное соотношение содержания физкультурного образования с содержанием адаптивного физического образования; оптимальное дозирование психологопедагогических воздействий оздоровительной направленности в соответствии с направленностью на становление сущностных характеристик социализирован-ности студентов специальных медицинских групп.

4. Полученные результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной структурно-функциональной модели в формировании социализированности студентов специальных медицинских групп в процессе освоения ценностей адаптивного физического образования; целесообразности ориентации адаптивного физического образования на широкое и вариативное использование ценностей адаптивной физической культуры и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в становлении сущностных характеристик социализированности студентов; адекватности разработанного дидактического и программно-содержательного обеспечения адаптивного физического образования процессу формирования социализированности студентов; об оптимальном определении педагогических требований к реализации становления социализированности студентов в практике адаптивного физического образования; эффективности разработанной методики диагностики становления социализированности студентов по каждому

из ее компонентов (интеллектуально-когнитивному, потребностно-

мотивационному, деятельностному, двигательному).

5. Ценность апробации структурно-функциональной модели формирования социализированное™ студентов специальных медицинских групп в процессе освоения ценностей адаптивного физического образования заключается в реализации формирующего педагогического эксперимента со студентами, находящимися в стадии субкомпенсации, часто болеющими, со сниженной работоспособностью, к условиям обучения в вузе. Экспериментально подтвержден потенциал разработанной модели, который может быть реализован применительно ко всей системе высшего профессионального образования в отношении студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Библиографический список

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие [Текст] / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова // М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

2. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Текст] / С. П. Иваненков. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999. - 290 с.

3. Каргапольцева Н..А. Монтессори - образование: проблемы социализации и воспитания личности: монография [Текст] / Н.А. Каргапольцева. М.: Педагогический вестник, 1999. - 184 с.

4. Курдыбайло С.Ф, Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие [Текст]/ С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимова; под редакцией д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. М.: Советский спорт, 2003. - 184 с.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. М.:Академия, 2000. -

200 с.

Bibliography

1. Evseev, S.P. Adaptive Physical Education: Manual [Text] / S.P. Evseev, L.V. Shapkova // Moscow: Soviet Sport, 2000. - 240 p.

2. Ivanenkov, S.P. Problems of Modern Youth's Socialization [Text] / S.P. Ivanenkov. -Orenburg: “Dimur” Publishing House, 1999. - 290 p.

3. Kargapoltseva, N.A. Montessori - Education: Problems of Socialization and Personality’s Education: Monograph [Text] / N.A. Kargapoltseva. - M.: Pedagogical Bulletin, 1990. - 184 p.

4. Kurdybailo, S.F. Medical Control in Adaptive Physical Education: Manual [Text] / S.F. Kurdybailo, S.P. Evseev, G.V. Gerasimova; Edited by Doctor of Medicine S.F. Kurdybailo. - Moscow: Soviet Sport, 2003. - 184 p.

5. Mudrik A.V. Social Pedagogics [Text] / A.V. Mudrik, M.: Academy, 2000. - 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.