Научная статья на тему 'Двигательная активность как средство социализации студентов'

Двигательная активность как средство социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / SOCIALIZATION / IMPROVEMENT OF HEALTH / MOTION ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / LEVEL OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Мария Владимировна, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

Актуальность статьи обусловлена проблемой социализации студентов в тот период жизни, когда они овладевают профессией. Рассматривая социализацию как составляющую процесса социального развития человека, авторы указывают на ее значение в плане адаптации к обучению в вузе и профессиональной деятельности. В качестве доступного для педагогического вмешательства средства, которое может способствовать социализации, рассматривается физическая культура и такая ее составляющая, как двигательная активность (ДА). При этом акцентируется внимание на возможности параллельного решения двух актуальных для студенчества проблем социализации и оздоровления. Таким образом, в качестве цели исследования определено научное обоснование педагогических условий социализации студентов в процессе ДА. Условия вырабатываются на основании исследования социализированности и ДА студентов с разным уровнем здоровья, основными результатами которого явились выводы об отсутствии заметных различий по показателям социализированности между студентами основной и специальной медицинских групп и о свойственном им дефиците ДА. В ходе педагогического эксперимента доказывается эффективность следующих педагогических условий: создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учетом личных предпочтений; обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе ДА; повышение интереса к дополнительным занятиям физической культурой. Реализация условий способствовала повышению социализированности, увеличению ДА, улучшению здоровья студентов. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, шагометрии, пульсометрии, педагогического эксперимента, математической статистики, индексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова Мария Владимировна, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTION ACTIVITY AS MEANS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

The actuality lies in the problem of socialization of students at the stage of life when they are learning their profession. As socialization is considered to be a component of the process of social development of a person, its importance in student adaptation to high school education and their professional activity is pointed out. Focus is made on physical culture and its component “motion activity” (MA) as a pedagogically available means of intervention which can facilitate socialization. At that the emphasis is placed on the possibility of handling the two vital problems connected with student youth socialization and health improvement-simultaneously. Thus, the purpose is scientific justification of the pedagogical conditions of student socialization in the process of MA. The conditions are developed on the basis of the study of socialization rate and MA of the students with various health statuses: the absence of considerable differences between the socialization rates of basic and special medical groups; a shortage of MA in students. During the pedagogical experiment the effectiveness of the following pedagogical conditions is proved: creating facilities for regular extra classes of Physical culture taking into account individual preferences; providing interaction of the students of various medical health status groups during MA; enhancements of motivation of students to attend extra classes of Physical culture. The fulfillment of these conditions has contributed to higher rates of socialization of students, enhancements of their MA; improvement of their health. In the course of the study the methods of theoretical analysis and data integration of professional literature, tests, questioning, pace counting, heart rate measurements, pedagogical experiment, mathematical statistics and indices have been applied.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность как средство социализации студентов»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 796.011

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

© Мария Владимировна КУЛЕШОВА

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва, г. Самара, Российская Федерация, преподаватель, методист, e-mail: [email protected] © Ольга Геннадьевна РУМБА Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра, e-mail: [email protected] © Александр Александрович ГОРЕЛОВ Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра, e-mail: [email protected]

Актуальность статьи обусловлена проблемой социализации студентов в тот период жизни, когда они овладевают профессией. Рассматривая социализацию как составляющую процесса социального развития человека, авторы указывают на ее значение в плане адаптации к обучению в вузе и профессиональной деятельности. В качестве доступного для педагогического вмешательства средства, которое может способствовать социализации, рассматривается физическая культура и такая ее составляющая, как двигательная активность (ДА). При этом акцентируется внимание на возможности параллельного решения двух актуальных для студенчества проблем - социализации и оздоровления. Таким образом, в качестве цели исследования определено научное обоснование педагогических условий социализации студентов в процессе ДА. Условия вырабатываются на основании исследования социа-лизированности и ДА студентов с разным уровнем здоровья, основными результатами которого явились выводы об отсутствии заметных различий по показателям социализированности между студентами основной и специальной медицинских групп и о свойственном им дефиците ДА. В ходе педагогического эксперимента доказывается эффективность следующих педагогических условий: создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учетом личных предпочтений; обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе ДА; повышение интереса к дополнительным занятиям физической культурой. Реализация условий способствовала повышению социализированности, увеличению ДА, улучшению здоровья студентов. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, шагометрии, пульсометрии, педагогического эксперимента, математической статистики, индексов.

Ключевые слова: социализация; оздоровление; двигательная активность; физическая культура; студенты; педагогические условия; социализированность.

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -3/4(155/156)-79-88

Процесс социального развития индивида, воспринимаемый некоторыми учеными как синонимичный процессу социализации, является одной из важнейших сторон психического развития человека в целом. Понима-

ние этого является ключевым при построении деятельности любой образовательной организации, в т. ч. вуза. Вуз как разновидность образовательной организации является одним из важнейших институтов социализа-

ции подрастающего поколения, причем его роль в силу объективных глобальных общественных изменений становится все более значимой. Период обучения в вузе совпадает с дотрудовой стадией социализации и в адаптивном плане является очень сложным, по причине чего ведущим направлением социализации студентов большинство ученых считают адаптацию к обучению в вузе и профессиональной деятельности [1-3].

Анализ диссертационных исследований последних 20 лет [2; 4-10] позволяет заключить, что социальная и профессиональная адаптация студентов реализуются в основном через активную роль педагога путем выработки соответствующих педагогических условий, включающих: построение личност-но-ориентированного образовательного процесса, гуманизацию и индивидуализацию обучения, формирование ценностных ориен-таций, проявление активности и самостоятельности, рефлексию, комфортную коммуникацию и развитие коммуникативного потенциала. В качестве альтернативной возможности реализуются попытки социализации студентов в естественных условиях на основе их собственных инициатив, без активной роли педагога.

На наш взгляд, большим потенциалом для реализации перечисленных выше направлений педагогических воздействий с целью социализации является двигательная активность (ДА) студентов, реализуемая как в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», так и за ее пределами. В теоретическом плане данное предположение согласуется с положением о единстве и параллельности физического, психического, социального развития человека, являющимся одним из основополагающих для физической культуры как научной дисциплины [11; 12]. В практическом плане перспективность такого подхода расширяется за счет возможности параллельного решения двух острых для студенчества проблем - социализации и оздоровления. Известно, что вторая из указанных проблем преимущественно решается именно средствами физической культуры, в то время как для решения первой специальных учебных дисциплин в вузе не предусмотрено.

Данные специальной литературы свидетельствуют, что возможности физической

культуры и спорта как факторов социализации студентов находятся в стадии разработки, при этом можно выделить два направления развития исследований:

- теоретические исследования по проблеме ценностного содержания физического воспитания в высшей школе и формирования «физической культуры личности» [13-16];

- экспериментальные исследования по проблеме социальной и профессиональной адаптации студентов средствами физической культуры [8; 9; 17-20].

Исследователи, работающие в рамках первого направления, позиционируют физическую культуру как важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи, подчеркивая, что она является действенным средством интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Исследователи, работающие в рамках второго направления, предлагают решать проблему практически - путем разработки соответствующих педагогических условий, педагогических и физкультурно-оздоровительных технологий. Основными характеристиками данных разработок являются: ориентирование содержания физкультурных занятий на интересы и потребности занимающихся, индивидуализация тренировочных нагрузок, формирование ценностных ориентаций, комфортная коммуникация и взаимодействие внутри группы и с педагогом, развитие творческого потенциала и самостоятельности. В числе базовых видов ДА предлагаются разные варианты традиционных и нетрадиционных средств физической культуры, а в качестве наиболее перспективных в плане социализации отмечаются игры (подвижные и спортивные) и туризм. Практически во всех проанализированных источниках подчеркивается целесообразность построения физкультурных занятий на базе избранного вида спорта, применение игрового метода, подготовка к самостоятельным занятиям, введение психорегуляции и релаксации.

Таким образом, с одной стороны, физическую культуру можно рассматривать как перспективное средство социализации студентов; с другой стороны, в практике вузовского физического воспитания этот процесс является сопутствующим и носит в большей степени стихийный характер [21]. Данное обстоятельство, расцениваемое нами как

противоречие, указывает на актуальность научного обоснования подходов к построению физического воспитания студентов, основанного на межличностном взаимодействии в процессе ДА, которое обеспечит формирование социального опыта, облегчит процесс обучения в вузе и положительно повлияет на профессиональную подготовленность будущих специалистов.

Цель исследования - научно обосновать педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности.

Исследование проводилось с сентября 2012 г. по апрель 2015 г. [22]:

- на первом этапе - теоретическом (сентябрь 2012 г. - сентябрь 2013 г.) - сопоставлены современные представления о социализации человека, раскрыты теоретические основания и направления социализации студентов, обобщен опыт социализации человека в процессе ДА, определены критерии социализированности студентов;

- на втором этапе - поисковом (октябрь-декабрь 2013 г.) - проведено исследование социализированности и ДА студентов разных медицинских групп, в котором приняли участие 100 студентов 1-11 курсов Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), из них 50 относились к основной медицинской группе (ОМГ), 50 - к специальной медицинской группе (СМГ);

- на третьем этапе - экспериментальном (январь-октябрь 2014 г.) - выработаны педагогические условия социализации студентов в процессе ДА и с помощью педагогического эксперимента оценена их эффективность; в эксперименте приняли участие 80 студентов III курса НИУ «БелГУ» (40 девушек, 40 юношей), из которых половина относились к ОМГ, половина - к СМГ.

В ходе исследования применены следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; тестирование; анкетирование; шагометрия; пульсометрия; метод индексов; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты теоретических исследований по вопросу выбора критериев социализиро-ванности студентов позволили предложить оценивать данный показатель по двум группам критериев: 1) адаптация к обучению в вузе; 2) ценностные ориентации. С учетом того, что в адаптации принято выделять три типа - физиологическую, социальную, биологическую, - в нашем исследовании сознательно был сделан акцент на изучение социальной адаптации студентов к обучению в вузе и определено, что ее целесообразно рассматривать в двух аспектах: профессиональная (учебная) адаптация и социально-психологическая (коммуникативная) адаптация (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и инструментарий для оценки социализированное™ студентов (по результатам теоретического анализа специальной литературы)

Критерии социализированном^ студентов Инструментарий для оценки социализированном^ студентов

Адаптация к обучению в вузе профессиональная (учебная) адаптация методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, Л. Ханина

методика «Интеллектуальная лабильность»

исследование частоты участия студентов во внеаудиторных мероприятиях вуза

исследование частоты допускаемых студентами нарушений правил и норм вуза

социально-психологическая (коммуникативная) адаптация «Опросник межличностных отношений» В. Шутца

тест К. Томаса (определение стиля поведения в конфликтной ситуации)

Ценностные ориентации ценностный опросник Ш. Шварца

Проведенное с применением указанного инструментария исследование социализиро-ванности студентов показало отсутствие заметных различий между студентами ОМГ и СМГ по данному показателю. В частности, установлено, что студенты обеих групп обладают умеренной реактивной и достаточно высокой личностной тревожностью, а также средней интеллектуальной лабильностью, характеризующей их способности к обучению как средние. Определено, что испытуемые редко принимают участие во внеаудиторных мероприятиях вуза и редко нарушают принятые в вузе нормы и правила. Коммуникативные особенности студентов характеризуются сильной потребностью быть принятыми остальными и принадлежать к их обществу, зависимостью и колебаниями, испытываемыми при принятии решений, а также крайней осторожностью при установлении близких, эмоционально глубоких отношений с другими людьми. В конфликтных ситуациях преимущественным стилем поведения является компромисс; нередко применяются приспособление и сотрудничество. Ценностные ориентации студентов идентичны и характеризуются значимостью: сохранения и повышения благополучия близких людей; безопасности и стабильности общества, отношений и самого себя; самостоятельности мысли и действия; стремления к волнению и новизне; личного успеха в соответствии с социальными стандартами. Для студентов ОМГ значимо также сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. Наименее значимыми ценностями в обеих группах являются уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи; социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами.

Исследование двигательной активности студентов подтвердили опубликованные в специальной литературе данные о дефиците ДА, характеризующемся отклонением от биологической нормы (14-19 тыс. локомо-ций в сутки) примерно в 2 раза у студентов ОМГ (~ 8,4 тыс./лок.) и примерно в 3 раза у студентов СМГ (~ 5,0 тыс./лок.). В целом, результаты исследования ДА студентов ОМГ и СМГ подтвердили целесообразность внедрения разных видов дополнительных физкультурных занятий в жизнь студентов, ко-

торые бы обеспечивали систематическую ДА, характеризующуюся оптимальными показателями объема и интенсивности физической нагрузки.

В этой связи был сделан вывод о перспективности исследования возможности осуществления социализации студентов в процессе физкультурных занятий, в т. ч. дополнительных - как в режиме учебного дня, так и вне его. При этом проведенное сопоставление социализированности студентов ОМГ и СМГ показало, что дифференциация применяемых подходов к социализации студентов разных медицинских групп, по всей видимости, не требуется.

На основании обобщения результатов исследования социализированности и ДА студентов были выработаны педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности:

1) создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учетом личных предпочтений студентов;

2) обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе двигательной активности;

3) повышение интереса студентов к дополнительным занятиям физической культурой.

При проработке возможностей практической реализации первого условия за основу были взяты результаты диссертационного исследования О.Г. Румба [23], выполненного на базе НИУ «БелГУ» в 2007-2011 гг. Автором были разработаны технология применения малых форм физкультурных занятий в режиме учебного дня студентов и технология самостоятельной физической тренировки студентов, которые по-прежнему включены в образовательное пространство вуза.

Технология применения малых форм физкультурных занятий в режиме учебного дня студентов базируется на сочетании двух разновидностей малых форм физкультурных занятий - физкультурных пауз (ФП) и двигательных тренажей (ДТ). ФП проводятся ежедневно в середине каждой пары учебных занятий, что закреплено приказом ректора и контролируется управлением образовательной политики. ДТ проводятся в дни отсутствия плановых занятий по физической культуре либо на большой перемене в середине

учебного дня, либо в конце учебного дня -по выбору группы. В работе О.Г. Румба разработаны четыре варианта ФП и два варианта ДТ. Каждый из четырех вариантов ФП применяется раз в день на соответствующей паре учебных занятий. Каждый из вариантов ДТ применяется два раза в неделю - в дни отсутствия плановых занятий по физической культуре.

В содержание ФП включены упражнения в растягивании мышечно-связочного аппарата; с чередованием напряжения и расслабления; на тренировку сосудов головного мозга (в т. ч. дыхательные упражнения); на профилактику утомления зрительного анализатора; для оптимизации функционального состояния кардиореспираторной системы. В содержание ДТ в качестве основных средств включены оздоровительная аэробика и подвижные игры, в качестве дополнительных средств - дозированная оздоровительная ходьба и бег, дыхательные упражнения.

Самостоятельная физическая тренировка (СФТ) проводится 3-4 раза в неделю в свободное от учебы время. В работе О.Г. Румба разработаны четыре варианта СФТ, динамика нагрузки в которых распределена в соответствии с семестровым циклом занятий. Студенты могут самостоятельно выбирать любой из разработанных комплексов СФТ: 1) дозированная оздоровительная ходьба в сочетании с бегом; 2) дыхательные упражнения; 3) оздоровительное плавание; 4) силовые упражнения с резиновыми жгутами. Помимо перечисленных вариантов СФТ нами был адаптирован под семестровый цикл занятий комплекс гимнастических упражнений по системе хатха-йоги, разработанный Н.К. Байтлесовой [24].

Таким образом, для практической реализации первого педагогического условия студентам предлагались три вида дополнительных физкультурных занятий: ФП (четыре варианта), ДТ (два варианта), СФТ (пять вариантов). Кроме того, была проведена работа, направленная на обеспечение возможности посещения студентами оздоровительных физкультурных занятий, проводимых преподавателями кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ» в вечернее время в коммерческих группах, функционирующих на базе учебно-спортивного комплекса вуза. С этой целью у администрации было получено

разрешение на бесплатное посещение студентами занятий атлетической гимнастикой, оздоровительным плаванием, оздоровительной аэробикой, гимнастикой по системе Пи-латеса, йогой - не более пяти человек на каждое занятие в любой из коммерческих групп.

В рамках реализации второго условия было принято решение объединить студентов в группы по четыре человека - «звенья» -по две девушки и два юноши, из которых двое относятся к ОМГ, двое - к СМГ. Предполагалось, что входящие в звено студенты будут совместно заниматься теми видами дополнительных физкультурных занятий, которые посчитают для себя интересными. Так, они поочередно могут брать инициативу в проведении ФП; вчетвером заниматься любым из предложенных вариантов ДТ; совместно посещать оздоровительные физкультурные занятия под руководством специалиста; объединяться для проведения СФТ. В этой связи было очевидно, что при формировании звеньев необходимо учитывать близость проживания студентов друг к другу и направленность их интересов к видам ДА.

Помимо совместных физкультурных занятий, предполагалось выполнение следующих учебных заданий по дисциплине «Физическая культура»:

- для студентов ОМГ: подготовка и проведение комплекса профилактических упражнений, соответствующих нозологии одного из студентов СМГ, входящих в звено;

- для студентов СМГ: подготовка и проведение либо комплекса физических упражнений, либо подвижной игры в соответствии с интересами и пожеланиями одного из студентов ОМГ, входящих в звено;

- для студентов обеих медицинских групп: совместная подготовка доклада по проблеме ДА на студенческую научную конференцию и выступление на ней.

Для реализации третьего условия были продуманы шаги по повышению интереса студентов к дополнительным физкультурным занятиям. Данная работа велась по трем направлениям:

- учет личных предпочтений студентов в плане выбора видов ДА (достигалось за счет разнообразия форм физкультурных занятий и видов ДА);

- введение соревновательного компонента между студентами (звенья соревновались: по величине ДА, по эффективности выполнения практического учебного задания, по успешности выступления на студенческой научной конференции);

- поощрение наиболее активных и ответственных студентов (в учебной деятельности: выставление зачета / экзамена по дисциплине «Физическая культура» без других контрольных испытаний; во внеучебной деятельности: право пойти в многодневный туристический поход со студентами факультета физической культуры, организуемый преподавателями факультета).

На рис. 1 визуализированы выработанные педагогические условия социализации студентов в процессе ДА и мероприятия, направленные на их практическую реализацию.

Эффективность педагогических условий социализации студентов в процессе ДА была проверена в ходе педагогического эксперимента, проведенного в НИУ «БелГУ» в период с 3 февраля по 4 мая 2014 г. Заключение

об эффективности основывалось на результатах тестирования социализированности, ДА, соматического состояния студентов экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Кроме того, была проведена серия дополнительных исследований сразу после педагогического эксперимента и через 5 месяцев после его окончания.

Сопоставление результатов тестирования социализированности студентов ЭГ и КГ до и после эксперимента показало наличие следующих положительных изменений:

- по показателям профессиональной (учебной) адаптации студентов ЭГ отмечено: 1) достоверное снижение реактивной и личностной тревожности (различия с КГ достоверны в пользу ЭГ); 2) повышение интеллектуальной лабильности (различия с КГ достоверны в пользу ЭГ); 3) увеличение частоты участия во внеаудиторных мероприятиях вуза в среднем на 9,75 % (в КГ - на 1,30 %); 4) уменьшение количества дисциплинарных нарушений в среднем на 10,19 % (в КГ - на 3,31 %);

Создание возможностей для регулярных дополнительных занятий физической культурой с учётом личных предпочтений студентов виды дополнительных физкультурных занятий

физкультурные паузы (ФП) (4 варианта) двигательные тренажи (ДТ) (2 варианта) самостоятельная физическая тренировка (СФТ) (5 вариантов) оздоровительные занятия под руководством специалиста (03) (5 вариантов)

Обеспечение взаимодействия студентов разных медицинских групп в процессе двигательной активности объединение студентов в звенья (п=4 ) !

ОМГ (1 девушка, 1 юноша) СМГ {1 девушка, 1 юноша)

совместные физкультурные занятия по интересам подготовка и проведение комплекса упражнений в другой медицинской группе совместный доклад по проблеме ДА на студенческой конференции

Повышение интереса студентов к дополнительным занятиям физической культурой способы повышения интереса студентов к ДА

учёт личных предпочтений студентов в выборе видов ДА введение соревновательного компонента поощрение наиболее активных и ответственных студентов

Рис. 1. Педагогические условия социализации студентов в процессе ДА и мероприятия, направленные на их практическую реализацию

- по показателям социально-психологической (коммуникативной) адаптации студентов ЭГ отмечено: 1) достоверное увеличение значимости тенденции находиться в обществе других людей и тенденции устанавливать близкие отношения с другими, а также снижение значимости тенденции подчиняться другим в общении; 2) достоверное увеличение частоты выбора сотрудничества и компромисса и снижение частоты выбора соперничества как преимущественных стилей поведения в конфликтных ситуациях (различия с КГ достоверны в пользу ЭГ по показателям частоты применения сотрудничества);

- по показателям ценностных ориен-таций студентов ЭГ отмечено: достоверное увеличение значимости ценностей самостоятельности, достижения, универсализма.

Результаты шагомер-исследований, непрерывно проводившихся в течение всего экспериментального периода, показали наличие достоверных различий между студентами ЭГ и КГ в значениях величины ДА. В частности, суммарный показатель студентов ЭГ за 11 недель составил 36 907,9 тыс./лок., КГ - 23 137,4 тыс./лок., разница составляет 59,6 %.

Тестирование соматического состояния студентов также показало более выраженную положительную динамику в ключевых показателях здоровья у студентов ЭГ. Это выразилось в достоверном увеличении общей выносливости (различия с КГ достоверны) и повышении общего уровня соматического здоровья, рассчитанного по методике Апана-сенко. Кроме того, в ЭГ отмечена положительная динамика в показателях ЧСС в покое, характеризующей экономичность деятельности миокарда, и в значениях индекса Скибинской, характеризующего общее состояние кардиореспираторной системы.

Сопоставление результатов анкетного опроса студентов, проведенного до и после эксперимента, показало положительные изменения в отношении студентов ЭГ к физической культуре и ДА:

- количество студентов ЭГ, которым нравится заниматься физической культурой, после эксперимента увеличилось на 22,5 % (разница с КГ - 15 %);

- количество студентов ЭГ, которые регулярно занимаются физической культурой дополнительно, после эксперимента увеличилось на 55 % (разница с КГ - 52,5 %);

- количество студентов ЭГ, предпочитающих активный отдых, после эксперимента увеличилось на 12,5 % (разница с КГ - 10 %);

- количество студентов ЭГ, двигающихся в среднем более 3-х часов в день, после эксперимента увеличилось на 15 % (разница с КГ - 12,5 %);

- количество студентов ЭГ, считающих свою ДА достаточной, после эксперимента увеличилось на 30 % (разница с КГ - 25 %).

Для выявления трех звеньев-победителей были проранжированы результаты звеньев в каждом из заданий и суммированы ранговые показатели звена. Студенты звеньев-победителей (12 человек) были поощрены в учебной и внеучебной деятельности. Дополнительные исследования, проведенные через 5 месяцев после педагогического эксперимента в I семестре 2014/2015 учебного года, показали, что после окончания преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» ДА студентов обеих групп снизилась, при этом в ЭГ - достоверно, в КГ - не достоверно (табл. 2). Вместе с тем ДА студентов ЭГ сохранила достоверно более высокие значения по сравнению с ДА студентов КГ - в среднем на 29,8 %. Вероятно, это связано с тем, что более половины студентов ЭГ (60 %) продолжили регулярные физкультурные занятия, при этом шире, чем студенты КГ, практикуя разнообразные формы физкультурных занятий и виды физических упражнений. Кроме того, студенты ЭГ продолжили пользоваться предложенными вариантами комплексов упражнений и практиковать физкультурные занятия в составе микрогрупп. Многие из них в результате коллективных занятий, проведенных в рамках эксперимента, обрели друзей, с которыми продолжают регулярное общение. Несмотря на то, что восприятие своей ДА как достаточной у студентов ЭГ несколько снизилось по сравнению с окончанием экспериментального периода (75 % против 82,5 %), оно осталось более высоким, чем в КГ, - разница 15 %.

Таблица 2

Средненедельная величина двигательной активности студентов ЭГ и КГ в период эксперимента и через 5 месяцев после его окончания

Значения Средненедельная ДА (количество локомоций)

II семестр 2013/2014 I семестр 2014/2015 /-критерий Р

ЭГ (п = 40) 83 881,1 70 502,3 6,5 < 0,01

КГ (п = 40) 52 585,1 49 485,7 1,4 > 0,05

¿-критерий 18,9 8,2

Р < 0,01 < 0,01

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что выработанные педагогические условия социализации студентов в процессе ДА способствуют:

- повышению социализированности студентов;

- увеличению ДА студентов;

- улучшению соматического состояния студентов;

- формированию положительного отношения студентов к ДА и усилению их вовлеченности в физкультурную деятельность.

В ходе нашего исследования удалось добиться параллельного решения проблем социализации и оздоровления студентов средствами физической культуры. Данный опыт может представлять интерес для вузов России, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ответственность за успешную социализацию молодого поколения возложена на образовательные учреждения всех уровней, в т. ч. -на вузы.

Результаты исследования в виде педагогических условий социализации студентов в процессе двигательной активности внедрены в учебный процесс кафедры физического воспитания ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; в учебный процесс Института физической культуры, спорта и туризма ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»; в содержание курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, функционирующих на базе ФГБНУ «Институт социализации и образования Российской академии образования».

По результатам исследования М.В. Кулешовой подготовлена и в январе 2016 г. за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щищена диссертация «Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности» [21] на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования и 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Список литературы

1. Баширова С.В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

2. Тарасова С.М. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность социальной адаптации студентов-педагогов к профессиональной деятельности // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 292-296.

3. Комбу А.С. О социализированное™ студентов вуза (на примере студентов ТувГУ) // Вестник Тувинского государственного университета. Серия Педагогические науки. 2013. Вып. 4. С. 12-21.

4. Белкина Л.В. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе многопрофильного лицея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.

5. Родионова Е.А. Адаптация студентов в многопрофильном колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2002.

6. Голубева Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности (на примере подготовки будущих менеджеров): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.

7. Лычагина И.Н. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: на материале подготовки педагогов-музыкантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005.

8. Павлюк Н.Б. Адаптация к обучению студентов первого курса педагогического вуза средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2006.

9. Левченко Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

10. Осипенкова Н.А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

11. Лесгафт П. Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Ку-рамшина, А.Т. Марьяновича. СПб., 2006.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 2008.

13. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.

14. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М., 2000.

15. Карпов В.Ю. [и др.]. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности. СПб., 2006.

16. Пономарев Г.Н., Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 52-54.

17. Батова Е.А. Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

18. Никифоров Д.В. Формирование адаптируемости учащихся к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

19. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2011.

20. Акимов И.Б. Содержание и методы приобщения учащихся к нравственным ценностям в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2015.

21. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.

22. Кулешова М.В. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2016.

23. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2011.

24. Байтлесова Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности

женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2012.

References

1. Bashirova S.V. Sotsializatsiya studentov v uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2007.

2. Tarasova S.M. Pedagogicheskie usloviya, obespechivayushchie effektivnost' sotsial'noy adaptatsii studentov-pedagogov k professional'noy deyatel'nosti. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2012, no. 4 (11), pp. 292296.

3. Kombu A.S. O sotsializirovannosti studentov vuza (na primere studentov TuvGU). Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogicheskie nauki - Bulletin of Tuvan State University. Series of Pedagogical Sciences, 2013, no. 4, pp. 12-21.

4. Belkina L.V. Sotsial'naya adaptatsiya uchashchikhsya v obrazovatel'noy sisteme mnogoprofil'nogo litseya. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Rostov-on-Don, 1999.

5. Rodionova E.A. Adaptatsiya studentov v mnogoprofil'nom kolledzhe. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Orenburg, 2002.

6. Golubeva N.M. Adaptatsiya studentov vuza k professional'noy deyatel'nosti (na primere podgotovki budushchikh menedzherov). Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Nizhny Novgorod, 2004.

7. Lychagina I.N. Pedagogicheskoe sodeystvie adaptatsii studentov mladshikh kursov k obucheniyu v vuze: na materiale podgotovki pedagogov-muzykantov. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Chelyabinsk, 2005.

8. Pavlyuk N.B. Adaptatsiya k obucheniyu studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza sredstvami fizicheskoy kul'tury. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Shuya, 2006.

9. Levchenko E.S. Sotsial'naya adaptatsiya studentov vuza sredstvami fizicheskoy kul'tury. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2007.

10. Osipenkova N.A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak faktor sotsial'noy adaptatsii studentov. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, 2007.

11. Lesgaft P.F. Glavnye trudy s kommentariyami professorov V.A. Taymazova, Yu.F. Kuramshina, A.T. Mar'yanovicha. St. Petersburg, 2006.

12. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. Moscow, 2008.

13. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1995, no. 4, pp. 2-8.

14. Il'inich V.I. Fizicheskaya kul'tura studenta. Moscow, 2000.

15. Karpov V.Yu. [i dr.]. Sotsial'no-lichnostnoe vospitanie studentov v protsesse fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti. St. Petersburg, 2006.

16. Ponomarev G.N., El'murzaev M.A. Sotsiokul'turnyy potentsial fizicheskoy rekreatsii. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2014, no. 2, pp. 52-54.

17. Batova E.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya i faktory, opredelyayushchie adaptat-siyu studentok k uchebno-professional'noy deyatel'nosti sredstvami ritmicheskoy gimnastiki. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2003.

18. Nikiforov D.V. Formirovanie adaptiruemosti uchashchikhsya k professional'nym nagruzkam sredstvami fizicheskoy kul'tury. Avtoreferat dissertatsii . kandidata pedagogicheskikh nauk. Orenburg, 2005.

19. Lakhtin A.Yu. Adaptatsiya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoy kul'tury. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Barnaul, 2011.

20. Akimov I.B. Soderzhanie i metody priobshcheniya uchashchikhsya k nravstvennym tsennostyam v protsesse fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Samara, 2015.

21. Mudrik A.V. Sotsializatsiya vchera i segodnya. Moscow, 2006.

22. Kuleshova M.V. Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii studentov v protsesse dvigatel'noy aktivnosti. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Kaliningrad, 2016.

23. Rumba O.G. Sistema pedagogicheskogo regulirovaniya dvigatel'noy aktivnosti studentov spetsial'nykh meditsinskikh grupp. Avtoreferat dissertatsii . doktora pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, 2011.

24. Baytlesova N.K. Dvigatel'naya aktivnost' kak faktor povysheniya rabotosposobnosti zhenshchin vtorogo perioda zrelogo vozrasta, rabotayushchikh prepodavatelyami vuzov. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Belgorod, 2012.

Поступила в редакцию 22.02.2016 г. Received 22 February 2016

UDC 796.011

MOTION ACTIVITY AS MEANS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

Mariya Vladimirovna KULESHOVA, State Technical School of Olympic Reserve, Samara, Russian Federation, Lecturer, Methodologist, e-mail: [email protected]

Olga Gennadevna RUMBA, Military Institute of Physical Culture, Saint-Petersburg, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Senior Research Worker of Scientific Research Centre, e-mail: [email protected]

Aleksander Aleksandrovich GORELOV, Military Institute of Physical Culture, Saint-Petersburg, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Leading Research Worker of Scientific Research Centre, e-mail: [email protected]

The actuality lies in the problem of socialization of students at the stage of life when they are learning their profession. As socialization is considered to be a component of the process of social development of a person, its importance in student adaptation to high school education and their professional activity is pointed out. Focus is made on physical culture and its component "motion activity" (MA) as a pedagogically available means of intervention which can facilitate socialization. At that the emphasis is placed on the possibility of handling the two vital problems connected with student youth - socialization and health improvement-simultaneously. Thus, the purpose is scientific justification of the pedagogical conditions of student socialization in the process of MA. The conditions are developed on the basis of the study of socialization rate and MA of the students with various health statuses: the absence of considerable differences between the socialization rates of basic and special medical groups; a shortage of MA in students. During the pedagogical experiment the effectiveness of the following pedagogical conditions is proved: creating facilities for regular extra classes of Physical culture taking into account individual preferences; providing interaction of the students of various medical health status groups during MA; enhancements of motivation of students to attend extra classes of Physical culture. The fulfillment of these conditions has contributed to higher rates of socialization of students, enhancements of their MA; improvement of their health. In the course of the study the methods of theoretical analysis and data integration of professional literature, tests, questioning, pace counting, heart rate measurements, pedagogical experiment, mathematical statistics and indices have been applied.

Key words: socialization; improvement of health; motion activity; physical culture; students; pedagogical conditions; level of socialization.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-79-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.