Научная статья на тему 'Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры'

Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ВОСПИТАННИКИ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КАДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / SOCIALIZATION / STUDENTS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION MINISTRY OF DEFENSE / MILITARY SPORTS BOARDING SCHOOL OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING / TESTING / QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марин Андрей Павлович, Румба Ольга Геннадьевна, Григорович Любовь Алексеевна

Актуальность исследования социализированности воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации обусловлена теми социально-психологи-ческими трудностями, с которыми сталкиваются подростки, поступая в учебные заведения военизированного типа, помочь в преодолении которых могут эффективные средства педагогического воздействия. При разработке подобных средств необходимо ориентироваться на специфику социализации подростков в условиях обучения в кадетских корпусах, для понимания которой было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры. Социализированность исследовалась, исходя из целесообразности оценки внутреннего и внешнего проявлений социализации. В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали: отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности. В качестве критериев внешнего проявления социализации выступали: отношения к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, математической статистики. На основании полученных данных сделан вывод о более гармоничном проявлении у воспитанников внутренних критериев социализации и, в частности, о большей сформированности когнитивного и аффективного компонентов, чем поведенческого. Кроме того, по результатам исследования проанализирован примененный диагностический инструментарий на предмет его информативности, после чего он сокращен с целью оптимизации проведения последующих исследований в других довузовских образовательных учреждений МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марин Андрей Павлович, Румба Ольга Геннадьевна, Григорович Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MILITARY SPORTS BOARDING SCHOOL STUDENTS’ SOCIALIZATION OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING

The relevance of pre-university educational institutions students socialization study of the Russian Federation Ministry of Defense is caused by social and psychological difficulties which teenagers face when enter educational institutions of the militarized type and effective means of pedagogical influence can help in overcoming that. In the development of such means it is necessary to focus on the specifics of teenagers’ socialization in the conditions of training in the military cadet schools, for understanding that the presented research was conducted, the purpose of which was to identify the characteristics of socialization of the students of the Military Sports Boarding School of the Military Institute of Physical Training. Socialization was researched due to appropriate evaluation of internal and external manifestations of socialization. The criteria of internal manifestations of socialization were presented by self-attitude, self-image in the time term, value orientation of the individual. The criteria of the external manifestations of socialization were: attitude towards school, relationships with others, sociometric status. The study applied the methods of theoretical analysis and generalization of data on special literature, testing, questionnaires, mathematical statistics. Based on these data, it was concluded that a more harmonious manifestation is identified in internal criteria of students’ socialization and, in particular, cognitive and affective components are more highly-developed in comparison with behavioral ones. In addition, by the results of the research the applied diagnostic means were analyzed for their informative value, after which they were shortened to optimize a further research in other pre-university educational institutions of the Russian Federation Ministry of Defense.

Текст научной работы на тему «Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 37.062.1

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Андрей Павлович МАРИН

Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, адъюнкт, e-mail: andrage@bk.ru © Ольга Геннадьевна РУМБА Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник, e-mail: rumbaolga@yandex.ru

© Любовь Алексеевна ГРИГОРОВИЧ Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии и методики преподавания, e-mail: l250762@inbox.ru

Актуальность исследования социализированности воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации обусловлена теми социально-психологическими трудностями, с которыми сталкиваются подростки, поступая в учебные заведения военизированного типа, помочь в преодолении которых могут эффективные средства педагогического воздействия. При разработке подобных средств необходимо ориентироваться на специфику социализации подростков в условиях обучения в кадетских корпусах, для понимания которой было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры. Социализированное^ исследовалась, исходя из целесообразности оценки внутреннего и внешнего проявлений социализации. В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали: отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности. В качестве критериев внешнего проявления социализации выступали: отношения к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, математической статистики. На основании полученных данных сделан вывод о более гармоничном проявлении у воспитанников внутренних критериев социализации и, в частности, о большей сформированности когнитивного и аффективного компонентов, чем поведенческого. Кроме того, по результатам исследования проанализирован примененный диагностический инструментарий на предмет его информативности, после чего он сокращен с целью оптимизации проведения последующих исследований в других довузовских образовательных учреждений МО РФ.

Ключевые слова: социализация, социализированность, воспитанники довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, кадетская спортивная школа Военного института физической культуры, тестирование, анкетирование.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-121-134

Обучение в учебных заведениях военизированного типа характеризуется специфическими особенностями, обусловленными необходимостью принятия норм военной профессии, в числе которых дисциплина,

регламент, строгая подчиненность [1]. В социальном плане уклад армейской жизни по-своему уникален и нередко конфликтует с укладом жизни гражданского общества, что сопряжено с определенными психологиче-

скими трудностями, характер которых с течением времени меняется.

Впервые в ситуации конфликта имеющегося социального опыта с новыми условиями оказываются молодые люди, поступившие на службу в армию. Неизбежная в таком случае адаптация может протекать по-разному и нередко достаточно остро. В этом смысле в положении, требующем особого внимания специалистов, находятся воспитанники довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), возраст которых составляет от 11 до 18 лет. Для них даже в большей мере характерны специфические трудности адаптационного периода, связанные с поступлением в учебное заведение военизированного типа. Воспитанники переходят от жизни в семье к жизни на казарменном положении и принимают нормы военной профессии, погружаясь не только в новые условия учебной деятельности, но и в новые условия быта. При этом переживаемые сложности адаптации могут проявляться в тревожности, конфликтности, разочаровании в профессии, негативные последствия от которых могут спровоцировать уход из учебного заведения.

Усвоение, присвоение, воспроизведение индивидом социального опыта составляют сущность социализации, подразумевающей «сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [2, с. 15]. При этом значение социализации подрастающего поколения, в т. ч. осуществляемой целенаправленно в учебных заведениях, обеспечивающих овладение профессией, признается на законодательном уровне [3]. В этом смысле выявление средств педагогического воздействия, которые могли бы содействовать успешной социализации обучающихся, безусловно, является актуальной проблемой. В частности, специалисты указывают на перспективность максимального повышения эффективности как «прямых», так и «непрямых» воздействий общества на человека, а также на целесообразность выявления средств и факторов, в большей степени способствующих созданию целостной, гармонически развитой личности, способной преобразовывать и улучшать само общество [4].

Очевидно, что процесс социализации воспитанников довузовских образовательных учреждений МО РФ отличается своей спецификой, которую необходимо учитывать, вырабатывая соответствующие средства педагогического воздействия. Для понимания этой специфики нами было проведено исследование социализированности воспитанников Кадетской спортивной школы Военного института физической культуры. Социализи-рованность представляет собой результат социализации, «...позволяющий индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие» [5, с. 109].

Кадетская спортивная школа для одаренных детей на базе Военного института физической культуры (КСШ ВИФК) открыта МО РФ в 2015 г. Первый набор воспитанников сделан летом 2015 г. из числа подростков, окончивших 9 классов школы и имеющих спортивный разряд или звание. Срок обучения составляет 2 года с прицелом на дальнейшее поступление воспитанников в ВИФК для получения высшего образования по специальности «Служебно-прикладная физическая подготовка». В плане исследования социализированности воспитанников КСШ ВИФК особый интерес представляет результат параллельного влияния требований армейского уклада жизни и нацеленности на спортивные достижения.

Цель исследования - выявить особенности социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры.

Исследование проводилось в марте-апреле 2016 г. на базе КСШ ВИФК. Предварительно была проведена аналитическая работа по отбору диагностического инструментария для исследования социализированности воспитанников. Инструментарий подбирался исходя из целесообразности оценки внутреннего и внешнего проявлений социализации (табл. 1).

В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали: отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности.

Таблица 1

Критерии социализации и инструментарий для оценки социализированности воспитанников КСШ ВИФК

Критерии социализации | Инструментарий для оценки социализированности I. Блок: Внутренние проявления социализации

1. Отношение к себе Тест М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?»

2. Временная перспектива Методика Ф. Зимбардо (временная перспектива); тест «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем»

3. Ценностные ориентации Ценностный опросник Ш. Шварца

II. Блок: Внешние проявления социализации

1. Отношение к школе Опросник «Отношение к школе»

2. Отношения с другими людьми Тест «Я глазами других»; «Опросник межличностных отношений» Шутца; тест Томаса

3. Социометрический статус Социометрическая методика

Отношение человека к себе рассматривается как сложное когнитивно-аффективное образование, выступающее и как компонент самосознания, и как компонент системы отношений человека. Для изучения содержательных характеристик «Образа-Я» применялся тест М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?».

Временная перспектива, по определению В. Франка, - это полная совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующих в данный момент времени [6]. Для диагностики временной перспективы применялись методика Ф. Зимбар-до, характеризующая склонность ориентироваться в большей степени на события прошлого, настоящего или будущего, и тест «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем», характеризующий динамику «Образа-Я» во времени.

Ценностные ориентации представляют собой отражение в сознании человека ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Для определения ценностных ориентаций применялся ценностный опросник Ш. Шварца, позволяющий определить значимость десяти типов ценностей и выявить те из них, которые, проявляясь на уровне убеждений, оказывают влияние на личность, хотя могут не всегда проявляться в реальном социальном поведении.

В качестве критериев внешнего проявления социализации выступали: отношения к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус.

Отношение к школе как к микросоциуму может носить позитивную, негативную либо амбивалентную окрашенность. Для выявления отношения воспитанников к КСШ ВИФК применялся опросник «Отношение к школе», представляющий собой список чувств и эмоциональных состояний, из числа которых необходимо отметить те, которые испытываются по отношению к школе наиболее часто. Этот критерий отнесен нами к внешним критериям условно. Признавая, что любое отношение есть внутреннее переживание, мы подчеркиваем роль школы как особой социальной инстанции, которая создает широкие и уникальные возможности для становления индивидуального стиля социализации и его проявления в референтной группе.

Особенности отношений с другими людьми являются важной характеристикой личности, поскольку человек, будучи существом социальным, живет в условиях взаимодействия с людьми и имеет сильнейшую потребность в общении и взаимоотношениях, гарантирующих позитивные переживания и результаты. Для определения отношений воспитанников с другими людьми применялись: тест «Я глазами других», характеризующий представления респондентов о том, какими

они видятся со стороны; «Опросник межличностных отношений» Шутца, направленный на диагностику различных аспектов межличностных отношений и изучение коммуникативных особенностей личности; тест Томаса, характеризующий преимущественный стиль поведения в конфликтной ситуации.

Статус индивида в социальной группе складывается на основе оценок его места и роли в данной группе и традиционно определяется при помощи социометрических методов. Для определения социометрического статуса воспитанников КСШ ВИФК применялась социометрическая методика.

В ходе исследования применены следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; тестирование; анкетирование; методы математической статистики.

Проведенное исследование носило пилотный характер, поскольку в его задачи, помимо прочего, входили апробация подобранного инструментария и обоснование выбора наиболее информативных диагностических методик с целью сокращения их общего количества для проведения последующих исследований с воспитанниками других довузовских образовательных учреждений МО РФ.

Результаты исследования социализиро-ванности воспитанников КСШ ВИФК представлены в табл. 2-11 и на рис. 1-4.

В тесте М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?» показатель дифференцированно-сти идентичности в среднем составил 11 самоописаний, что для подростков является нормой (табл. 2).

Все ответы кадетов были разделены на категории: объективные характеристики, в которых личность самоопределяется по фор-

мальным параметрам (социально-статусные, возрастные, гендерные и др.), и субъективные (личностные качества, любимые занятия и др.). Объективные характеристики включают социально-ролевые идентификации, т. е. соотнесение себя с социальной ролью (семейной и школьной), социокультурную (этнонациональную) идентичность, гражданство, место проживания, имя, пол, возраст, формальные характеристики внешности (например, цвет глаз, волос). К субъективным характеристикам отнесены личностные качества (доброта, отзывчивость, дружелюбие, ум, честность, порядочность, воспитанность, вежливость, эмоциональность, общительность, сила, смелость и др.) и физическое-Я (сильный, выносливый, гибкий, спортивный, мускулистый и др.).

Анализ полученных данных показал превалирование в самоописаниях воспитанников личностных (субъективных) показателей (79,10 %), что может свидетельствовать о большем интересе респондентов к своему внутреннему миру по отношению к способам его внешней репрезентации.

В категориях «Социально-ролевые характеристики» (20,90 %) и «Физическое-Я» (16,40 %) все самоописания носят позитивный характер. В первом случае преимущественно фигурируют ответы: человек, кадет, личность, гражданин РФ; во втором - сильный, спортивный, выносливый, энергичный, гиперактивный.

В категории «Личностные качества» большинство ответов обладают позитивной окрашенностью (59,40 %) - дружелюбный, веселый, добрый, целеустремленный, умный, дисциплинированный, общительный. Однако встречался и негативный тон (3,30 %): конфликтный, вспыльчивый, неуступчивый.

Таблица 2

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением теста М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?» (п = 31)

Категории Позитивный тон (+) / негативный тон (-) полученных ответов, %

Показатель дифференцированности (среднее / диапазон) 11 (4-20 характеристик)

Объективные (20,90 %) Социально-ролевые характеристики «+» 20,90 % / «-» 0 %

Субъективные (79,10 %) Физическое-Я «+» 16,40 % / «-» 0 %

Личностные качества «+» 59,40 % / «-» 3,30 %

Анализ результатов опроса с применением методики Ф. Зимбардо по временной перспективе (табл. 3) показывает, что воспитанники преимущественно живут в мире позитивного прошлого, больших ожиданий от будущего и гедонистического настоящего (все оценки выше 3,60 баллов и близки друг к другу), в основном отрицая факт негативного прошлого и фаталистического настоящего.

Важными для нашего исследования стали полученные результаты по ряду шкал. Так, шкала «Фаталистическое настоящее» отражает наличие фаталистического, предопределенного и беспомощного отношения к будущему и к жизни. Однако с этим согласна лишь пятая часть опрошенных (18,64 %). Многие (43,01 %) считают возможным влияние на будущее индивидуальными действиями, т. е. обладают интернальностью, которая выступает необходимым предиктором формирования личной ответственности за жизненные выборы.

Шкала «Гедонистическое настоящее» отражает беззаботное отношение ко времени и жизни, принятие рискованных решений, ориентацию на удовольствие, волнение, гедонизм в настоящем. Таких взглядов придерживается половина воспитанников (50,11 %); отрицают их лишь немногие (15,48 %). Полученные результаты соответствуют возрастным особенностям респондентов.

Интересные результаты получены по шкале «Будущее», которая отражает общую ориентацию на будущее, стремление к ожидающим впереди целям и вознаграждениям.

Согласно полученным данным, более половины воспитанников (60,54 %) живут будущими свершениями, однако есть и те, кто пока четко их себе не определяет (17,62 %).

Ответы кадетов на вопросы теста «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» по аналогии с анализом результатов теста «Кто Я?» были разделены на три категории (табл. 4-5): объективные характеристики (социально-ролевые) и субъективные характеристики (физическое-Я, личностные качества).

Показатель дифференцированности идентичности воспитанников незначительно преобладает в категории «Настоящее» - в среднем 6 самоописаний, наименьшее количество самоописаний в категории «Будущее» - в среднем 4.

В ответах преобладают личностные (субъективные) самоописания (89,29 %), что совпадает с результатами теста «Кто Я?». Кадеты преимущественно позитивно характеризуют себя в прошлом, в настоящем видят себя требовательными и ответственными в обучении, в будущем предполагают себя успешными людьми.

В категории «Социально-ролевые характеристики» во временных дифференциациях прошлого и настоящего встречаются только позитивные суждения (например, «ученик / кадет», «суворовец / командир»). В дифференциации будущего, помимо позитивных ответов (например, «выпускник», «курсант», «офицер»), иногда давались негативные или неопределенные суждения (например, «не знаю, что со мной будет»).

Таблица 3

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением методики Ф. Зимбардо по временной перспективе (п = 31)

Пятибалльная шкала оценок

Шкалы Совершенно неверно Нейтрально Совершенно верно Средний балл

1 2 3 4 5

процент ответов, %

«Негативное прошлое» 29,03 17,11 29,35 12,90 11,61 2,61

«Положительное (позитивное) прошлое» 11,11 5,73 20,43 16,85 45,88 3,81

«Фаталистическое настоящее» 30,11 12,90 38,35 8,60 10,04 2,56

«Гедонистическое настоящее» 9,03 6,45 34,41 16,13 33,98 3,60

«Будущее» 10,67 6,95 21,84 16,87 43,67 3,76

В категории «Физическое-Я» во всех временных дифференциациях представлены как позитивные, так и негативные суждения; при этом позитивных больше (например, «сильный / стал сильнее / стану еще сильнее», «красивый», «перспективный спортсмен / сильный спортсмен / известный спортсмен»), чем негативных (например, «слабый / стал слабее / стану слабее»).

Аналогичная картина отмечена в категории «Личностные качества»: преобладают позитивные самоописания (например, «добрый», «умный», «общительный / более общительный», «веселый», «образованный / более образованный / состоявшийся человек») по сравнению с негативными (например, «вспыльчивый», «несерьезный», «недисциплинированный»).

Отдельно были проанализированы параметры прогресса и регресса суждений в самоописаниях воспитанников в различных временных дифференциациях (табл. 5). Полученные данные свидетельствуют о преимуществе прогрессивного взгляда респондентов на самоизменения в течение жизни. При этом более выраженный прирост как прогрессивных, так и регрессивных суждений встречается при сопоставлении настоящего с будущим. При сопоставлении настоящего с прошлым данные различия менее выражены, что не удивительно, поскольку в данном случае сравниваются две свершившиеся реальности.

Результаты применения Ценностного опросника Ш. Шварца представлены в средних значениях десяти типов ценностей и их ранговых характеристиках в среднем по выборке (табл. 6). Обращает внимание слабая

дифференциация ценностных ориентаций респондентов. Мы связываем этот факт с тем, что, вероятно, опросник сложен для подростков 15-16 лет, хотя в специальной литературе есть данные о его применении даже с младшими подростками [7]. Вместе с тем общая тенденция, характеризующаяся преимущественным выбором юношами ценностей безопасности и доброты и наименее низкими значениями ценностей традиций и власти, в целом, совпадает с данными специальной литературы [8]. Вполне объяснимым, на наш взгляд, является высокое ранговое положение (третье место) ценности конформности, поскольку специфика пребывания в учебном заведении военизированного типа обусловливает приспособление к давлению со стороны группы с целью разделения позиции большинства.

При обработке результатов применения опросника «Отношение к школе» указанные в нем чувства и эмоциональные состояния были условно разделены нами на позитивные и негативные (отмечено в табл. 7 знаками «+» и «-»).

Согласно рекомендациям к интерпретации результатов применения опросника, для групповой характеристики выборки следует учитывать результаты, набравшие от 45-50 % и выше; более низкие цифры свидетельствуют об индивидуальном характере испытываемых учениками переживаний. В табл. 7 чувства и эмоциональные состояния, которые следует оценивать как характеристики группы, отмечены курсивом. В их числе (по ранговому порядку): усталость (87,10 %), спокойствие (77,42 %), уверенность в себе (61,29 %), симпатия к учителям (54,84 %),

Таблица 4

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением теста «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» (п = 31)

Категории

Я в прошлом Я в настоящем Я в будущем

Показатель дифференцированности (среднее /диапазон) 5 (0-10) 6 (0-10) 4 (1-10)

Объективные (10,71 %) Социально-ролевые характеристики «+» 24,24 % / «-» 0 % «+» 33,33 % / «-» 0 % «+» 33,34 % / «-» 9,09 %

Субъективные (89,29 %) Физическое-Я «+» 23,19 % / «-» 10,15 % «+» 26,08 % / «-» 4,35 % «+» 30,44 % / «-» 5,79 %

Личностные качества «+» 20,38 % / «-» 11,65 % «+» 35,92 % / «-» 3,38 % «+» 27,18 % / «-» 1,49 %

Позитивный тон (+) / негативный тон (-) полученных ответов, %

Таблица 5

Показатели прогресса и регресса суждений в самоописаниях воспитанников КСШ ВИФК в различных временных дифференциациях (по тесту «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем»)

В прогрессе В регрессе

Категории В настоящем В будущем В настоящем В будущем

по сравнению по сравнению по сравнению по сравнению

с прошлым с настоящим с прошлым с настоящим

Социально-ролевые характеристики на 12,12 % на 27,27 % на 0 % на 9,09 %

Физическое-Я на 8,70 % на 21,74 % на 4,35 % на 5,80 %

Личностные качества на 9,71 % на 7,28 % на 3,40 % на 1,50 %

Таблица 6

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением Ценностного опросника Ш. Шварца (п = 31)

Ценности личности Среднее значение Ранг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безопасность 5,58 1

Доброта 5,47 2

Конформность 5,42 3

Самостоятельность 5,36 4

Достижения 5,25 5

Универсализм 5,24 6

Стимуляция 5,19 7

Гедонизм 5,05 8

Традиции 4,81 9

Власть 4,16 10

Таблица 7

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением опросника «Отношение к школе» (п = 31)

Чувства и эмоциональные состояния Ответы респондентов (п = 31)

количество % ранг

Усталость (-) 27 87,10 1

Спокойствие (+) 24 77,42 2

Уверенность в себе (+) 19 61,29 3

Симпатия к учителям (+) 17 54,84 4

Сомнение (-) 15 48,39 5

Желание приходить сюда (+) 14 45,16 6

Благодарность (+) 13 41,94 7

Раздражение (-) 10 32,26 8

Тревога за будущее (-) 10 32,26 8

Скука (-) 9 29,03 9

Радость(+) 8 25,81 10

Неудовлетворенность собой (-) 6 19,36 11

Беспокойство (-) 6 19,36 11

Обида (-) 1 3,23 12

Чувство унижения (-) 0 0 13

Страх (-) 0 0 13

сомнение (48,39 %), желание приходить в школу (45,16 %). На наш взгляд, данную картину эмоционального состояния воспитанников в целом следует воспринимать как положительную, невзирая на наличие двух условно отрицательных характеристик.

Так, чувство усталости, вышедшее на первое ранговое место, действительно, может восприниматься как отрицательное лишь условно. Данное ощущение абсолютно нормально для людей, активно выполняющих какую-либо работу, вовлеченных в какую-либо деятельность. Учебный день воспитанников КСШ ВИФК наполнен целиком и включает блоки общеобразовательных, военных, спортивных дисциплин, в результате чего ощущение усталости скорее свидетельствует о добросовестности выполнения учебной работы. Косвенным подтверждением этого служат другие эмоциональные ощущения, вышедшие на первые ранговые места - они в основном положительные, чего бы не было, поднимись чувство усталости до степени крайнего утомления.

Чувства спокойствия и уверенности в себе (второе и третье ранговые места), испытываемые более чем 60 % опрошенных, свидетельствуют о здоровой атмосфере в школе, о защищенности воспитанников и хорошем к ним отношении, а также об их адаптирован-ности к условиям учебного заведения.

Чувство симпатии к учителям и желание приходить в школу (четвертое и шестое ранговые места) указывают на то, что в школе удалось установить теплые личные отношения между воспитанниками, воспитателями и преподавательским составом, что также является очень ценным.

Наконец, чувство сомнения, занявшее пятое ранговое место и испытываемое почти половиной респондентов, может быть связано, как с не вполне оправдавшимися ожиданиями от обучения в школе, так и с приближением срока выпуска, что характеризуется необходимостью принятия решения о выборе дальнейшей профессии и прохождении военной службы.

Остальные эмоциональные состояния, данные о которых представлены в табл. 7, носят в большей степени индивидуальный характер. При этом многие из них могут объясняться оторванностью от дома, разлукой с семьей и друзьями детства, недостатком

времени на досуг и т. п. Безусловно, положительным результатом является тот факт, что чувства страха и унижения не испытывает ни один из воспитанников.

При анализе результатов теста «Я глазами других» был использован тот же подход, что при обработке результатов тестов «Кто Я?» и «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем». Все ответы респондентов были разделены на три категории (табл. 8): объективные характеристики (социально-ролевые) и субъективные характеристики (физиче-ское-Я, личностные качества).

Показатель дифференцированности де-центрированного «Образа-Я» воспитанников в среднем составил 8 самоописаний. В ответах, как и в предыдущих аналогичных тестах, преобладают личностные самоописания (89,29 %) и позитивный тон, что свидетельствует о том, что воспитанники предполагают в основном положительное отношение к себе со стороны других людей. При этом в категориях «Социально-ролевые характеристики» и «Физическое-Я» зафиксированы только позитивные суждения (например, «кадет», «военный», «мужчина» либо «сильный», «спортивный», «энергичный»). В категории «Личностные качества» позитивный тон заметно преобладает (например, «отзывчивый», «дружелюбный», «надежный», «добрый», «целеустремленный», «умный»), однако встречается и негативный (например, «вспыльчивый», «упрямый»). Такие результаты свидетельствуют о конструктивных, эмоционально положительных отношениях между кадетами.

Анализ ответов воспитанников на вопросы «Опросника межличностных отношений» Шутца (табл. 9) позволил определить три наиболее выраженные тенденции в выстраивании отношений с другими людьми: тенденция подчиняться другим в общении (6,8 балла); желание, чтобы другие проявляли интерес и принимали в свое общество (6,3 балла); тенденция находиться в обществе других людей (5,7 балла). Отметим, что значение тенденций, оцениваемых в 6-7 баллов, считается высоким. Низкое значение (2-3 балла) для исследуемой выборки имеет желание опрошенных, чтобы другие устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения (3,1 балла).

Таблица 8

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением теста «Я глазами других» (п = 31)

Категории Позитивный тон (+) / негативный тон (-) полученных ответов, %

Показатель дифференцированности (среднее / диапазон) 8 (2-19)

Объективные (6,76 %) Социально-ролевые характеристики «+» 6,76 % / «-» 0 %

Субъективные (93,24 %) Физическое-Я «+» 11,60 % / «-» 0 %

Личностные качества «+» 81,64 % / «-» 5,20 %

Таблица 9

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением «Опросника межличностных отношений» Шутца (п = 31)

Тенденции Анализ результатов

балл ранг

Тенденция подчиняться другим в общении 6,8 1

Желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество 6,3 2

Тенденция находиться в обществе других людей 5,7 3

Тенденция устанавливать близкие отношения с другими 4,6 4

Тенденция контролировать отношения с другими 3,8 5

Желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения 3,1 6

В целом, можно заключить, что большинство воспитанников испытывают зависимость и колебания при принятии решений, имеют выраженную потребность быть принятым в референтной группе, осторожны при выборе лиц, с которыми развивают глубокие эмоциональные отношения. Для них характерно стремление избежать принятия решений и взятия на себя ответственности. При этом некоторые из респондентов не боятся брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, и, как правило, они стоят на командных должностях.

Анализ результатов теста Томаса на конфликтность (табл. 10) показал, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях для воспитанников КСШ ВИФК являются приспособление (29,03 %) и соперничество (25,81 %). При этом нельзя не отметить, что наиболее оптимальными стилями считаются сотрудничество (совместная деятельность с выгодой для

обеих сторон) и компромисс (взаимные уступки), которые представлены в выборке менее выражено (19,36 и 16,13 % соответственно). Преимущественно стремятся к избеганию лишь трое из опрошенных (9,67 %), которым проще уйти от источника неприятного воздействия, чем искать пути решения ситуации.

Полученные данные, на наш взгляд, не удивительны, поскольку, с одной стороны, овладение профессией военного неизбежно заставляет человека приспосабливаться к условиям службы, при этом сомнения или обсуждения приказов категорически не поощряются. С другой стороны, длительные и серьезные занятия спортом так или иначе погружают спортсменов в атмосферу соперничества и борьбы. Возможно, именно в силу данной специфики стили приспособления и соперничества вышли в выборке на первые позиции - в совокупности они свойственны более чем для половины воспитанников.

Таблица 10

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением теста Томаса на конфликтность (п = 31)

№ п/п Стили поведения в конфликтной ситуации Количество человек Ответы, %

1 Приспособление 9 29,03

2 Соперничество 8 25,81

3 Компромисс 6 19,36

4 Сотрудничество 5 16,13

5 Избегание 3 9,67

Рис. 1. Социограмма-мишень, отражающая структуру деловых взаимоотношений в 10а классе КСШ ВИФК

Рис. 2. Социограмма-мишень, отражающая структуру личных взаимоотношений в 10а классе КСШ ВИФК

Рис. 3. Социограмма-мишень, отражающая структуру деловых взаимоотношений в 10б классе КСШ ВИФК

Рис. 4. Социограмма-мишень, отражающая структуру личных взаимоотношений в 10б классе КСШ ВИФК

В тестировании с применением социометрической методики приняли участие 28 воспитанников КСШ ВИФК - по 14 человек из 10а и 10б классов. Для каждого из классов были составлены по две социограммы-мише-ни, отражающие структуру деловых и личных взаимоотношений в выборках (рис. 1-4). Мишени представляют собой три концентрические окружности: в центральной отражается количество лидеров класса, в средней - количество предпочитаемых, в крайней - количество изгоев. Кружки, которыми обозначены члены класса, располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных от одноклассников выборов. Односторонние выборы отмечены однонаправленной стрелкой (-►), обоюдные выборы - двунаправленной стрелкой (^-►).

В представленных социограммах-мише-нях обращает внимание двукратное преобладание количества лидеров, выбираемых по деловым качествам: четверо в 10а (по личным качествам - двое) и двое в 10б (по личным качествам - один). Интересно, что в 10а классе лидеры в деловых и личных взаимоотношениях совпадают, а в 10б классе - это разные люди.

Нами также были рассчитаны:

- индекс психологической взаимности (ИПВ), который характеризует сплоченность группы и определяется по формуле:

ИПВ = т / п (п - 1) / 2 х 100 %,

где т - количество взаимных выборов; п -число учеников в классе;

- коэффициент благополучия взаимоотношений (КБВ), который определяется по формуле:

КБВ = (С: + С2) / п х 100 %,

где С - количество лидеров; С2 - количество предпочитаемых; п - число учеников в классе.

Полученные данные свидетельствуют, что в обоих классах личные взаимоотношения развиты лучше, чем деловые. При этом в структуре личных взаимоотношений показатели благополучия достаточно высокие (особенно в 10б классе - 78,57 %), а показатели психологической взаимности низкие. В структуре деловых взаимоотношений оба рассчитанных индекса не высоки, за исключением благополучия взаимоотношений в 10б классе (50 %). В целом, социометрические показатели в 10б классе более благоприятны, чем в 10а классе.

Таблица 11

Результаты тестирования воспитанников КСШ ВИФК с применением социометрической методики (п = 28: п10а = 14, п10б = 14)

Отношения ИПВ, % КБВ, % Количество лидеров Количество предпочитаемых Количество членов группы Количество изгоев

членов группы на грани с изгоями

10а класс

Деловые

отношения 9,89 14,29 4 2 - 8

Личные

отношения 13,19 57,14 2 3 3 6

10б класс

Деловые

отношения 13,19 50,00 2 4 1 7

Личные

отношения 15,39 78,57 1 4 6 3

Курс (10а, 10б)

Деловые

отношения 11,54 32,15 6 6 1 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личные

отношения 14,29 67,86 3 7 9 9

На основании проведенного исследования социализированности воспитанников КСШ ВИФК можно сделать следующее обобщающее заключение.

Воспитанники определяют собственную идентичность достаточно дифференцированно с преобладанием позитивных субъективных самоописаний. Большинство из них живут в мире позитивного прошлого, больших ожиданий от будущего и гедонистического настоящего. В настоящем они дифференцируют себя более разнообразно, чем в прошлом и будущем. При этом динамика «Об-раза-Я» во времени прослеживается четко и носит прогрессивный характер с преобладанием самоописаний личностных качеств, даваемых преимущественно в позитивном тоне. В плане выбора ценностных ориентаций преобладающими являются ценности безопасности, доброты, конформности, в наименьшей степени проявляется ценность власти. При этом отмечены затруднения при определении степени значимости различных ценностных ориентаций.

Отношение воспитанников к КСШ ВИФК в целом носит положительный характер. При этом наиболее часто они испытывают спокойствие, уверенность в себе, симпатию к учителям, желание приходить в школу. Обнаруженные усталость и сомнение мы определяем как результат большой включенности в учебный процесс и значимости профессионального выбора. В глазах других людей большинство опрошенных видят себя в основном позитивно, дифференцируя собственную идентичность достаточно разнообразно с акцентом на личностные качества. При выстраивании межличностных взаимоотношений характерными являются стремление подчиняться другим в общении, потребность быть принятым остальными и принадлежать к их обществу, избегание установления глубоких эмоциональных отношений с другими. В случае конфликтных ситуаций преобладающими стилями поведения являются приспособление и соперничество. В классах, в которых обучаются воспитанники, более гармонична структура личных взаимоотношений, чем деловых. При этом в обоих типах отношений коэффициент благополучия определяется более высоко, чем индекс психологической взаимности. Для выборок характерно наличие большого

количества членов группы, которые в основном общаются односторонне, мало получая обратную связь.

Обрисованная картина, на наш взгляд, свидетельствует о более гармоничном проявлении внутренних критериев социализации и, в частности, о большей сформированности когнитивного и аффективного компонентов, чем поведенческого.

Поскольку проведенное исследование носило пилотный характер и в его задачи входила также апробация инструментария для оценки социализированности кадетов, была сопоставлена информативность примененных методик с целью сокращения их общего количества для проведения последующих исследований с воспитанниками других довузовских образовательных учреждений МО РФ.

В частности, было определено, что респонденты давали идентичные самоописания в тесте «Кто Я?» и при характеристике настоящего в тесте «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем». При этом в плане выявления динамики представлений индивида о себе во времени более полную информацию дает тест «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем», чем методика Ф. Зимбардо. На основании этого было сделано заключение о целесообразности исключения из батареи тестов методик М. Куна, Т. МакПартленда «Кто Я?» и Ф. Зимбардо по временной перспективе, поскольку обе они вполне могут быть заменены тестом «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем».

Для определения особенностей отношений с другими людьми в пилотном исследовании были применены три методики: тест «Я глазами других»; «Опросник межличностных отношений» Шутца; тест Томаса. На наш взгляд, достаточно полную информацию об указанном параметре дает опросник Шут-ца, что позволяет исключить из батареи тестов методику «Я глазами других». Тест Томаса представляет интерес в плане определения стилей поведения в конфликтных ситуациях, преимущественно избираемых молодыми людьми, выбравшими военную профессию.

Таким образом, по результатам проведенных исследований были получены данные об особенностях социализированности воспитанников КСШ ВИФК и отобран ин-

формативный инструментарий для продолжения исследований с воспитанниками других довузовских образовательных учреждений МО РФ с целью последующего сопоставления полученных данных как между выборками, так и с выборкой подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.

Список литературы

1. Марин А.П., Румба О.Г. О перспективах решения проблемы социализации кадетов средствами физической культуры и спорта // Сборник научных статей и докладов итоговой научной конференции слушателей, курсантов и соискателей института за 2015 г. / под ред. В.Л. Пашута. СПб., 2016.

2. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. М., 2012.

4. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004.

5. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализацион-ная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.

6. Акименко А.К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. № 2. Т. 3. С. 131-141.

7. Хлыбова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение социализации учащихся средних и старших классов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

8. Румба О.Г., Горелов А.А., Кулешова М.В. Особенности ценностных ориентаций и установок на поведение в конфликтных ситуациях студентов, отнесенных к разным медицинским группам для занятий физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2014. № 7. С. 23-26.

References

1. Marin A.P., Rumba O.G. O perspektivah reshe-nija problemy socializacii kadetov sredstvami fi-zicheskoj kul'tury i sporta. Sbornik nauchnyh statej i dokladov itogovoj nauchnoj konferencii slushatelej, kursantov i soiskatelej instituta za 2015 g., V.L. Pashuta (ed.). St. Petersburg, 2016. (In Russian).

2. Mudrik A.V. Socializacija vchera i segodnja. Moscow, 2006. (In Russian).

3. Russian Federation. Federal Law "Ob obrazo-vanii v Rossijskoj Federacif of December 29, 2012, № 273-FZ. Moscow, 2012. (In Russian).

4. Pestova T.G. Fizicheskaja kul'tura kak faktor socializacii lichnosti studenta. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk Karachayevsk, 2004. (In Russian).

5. Kovaleva A.I. Koncepcija socializacii molodez-hi: normy, otklonenija, socializacionnaja traekto-rija. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2003, no. 1, pp. 109-115. (In Russian).

6. Akimenko A.K. Predstavlenija o proshlom, nas-tojashhem i budushhem v sisteme social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija - Izvestiya of Saratov University. New Series. Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, no. 2. vol. 3, pp. 131-141. (In Russian).

7. Hlybova E.V. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie socializacii uchashhihsja srednih i starshih klassov. Avtoreferat dissertatsii . kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2009. (In Russian).

8. Rumba O.G., Gorelov A.A., Kuleshova M.V. Osobennosti cennostnyh orientacij i ustanovok na povedenie v konfliktnyh situacijah studentov, otnesennyh k raznym medicinskim gruppam dlja zanjatij fizicheskoj kul'turoj. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2014, no. 7, pp. 23-26. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.01.2016 г. Received 15 January 2016

UDC 37.062.1

THE STUDY OF THE MILITARY SPORTS BOARDING SCHOOL STUDENTS' SOCIALIZATION OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING

Andrey Pavlovich MARIN, Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg, Russian Federation, Adjunct, e-mail: andrage@bk.ru

Olga Gennadevna RUMBA, Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Senior Research Worker, e-mail: rumbaolga@yandex.ru

Lyubov Alekseevna GRIGOROVICH, Moscow University of Psychology and Sociology, Moscow, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Professor of Pedagogic Psychology and Methods of Teaching Department, e-mail: l250762@inbox.ru

The relevance of pre-university educational institutions students socialization study of the Russian Federation Ministry of Defense is caused by social and psychological difficulties which teenagers face when enter educational institutions of the militarized type and effective means of pedagogical influence can help in overcoming that. In the development of such means it is necessary to focus on the specifics of teenagers' socialization in the conditions of training in the military cadet sch ools, for understanding that the presented research was conducted, the purpose of which was to identify the characteristics of socialization of the students of the Military Sports Boarding School of the Military Institute of Physical Training. Socialization was researched due to appropriate evaluation of internal and external manifestations of socialization. The criteria of internal manifestations of socialization were presented by self-attitude, self-image in the time term, value orientation of the individual. The criteria of the external manifestations of socialization were: attitude towards school, relationships with others, soci-ometric status. The study applied the methods of theoretical analysis and generalization of data on special literature, testing, questionnaires, mathematical statistics. Based on these data, it was concluded that a more harmonious manifestation is identified in internal criteria of students' socialization and, in particular, cognitive and affective components are more highly-developed in comparison with behavioral ones. In addition, by the results of the research the applied diagnostic means were analyzed for their informative value, after which they were shortened to optimize a further research in other pre-university educational institutions of the Russian Federation Ministry of Defense.

Key words: socialization; students of pre-university educational institutions of the Russian Federation Ministry of Defense; military sports boarding school of the military institute of physical training; testing; questionnaires.

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -5/6(157/158)-121 -134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.