УДК 378.173 ББК Ч486
Ярушин Сергей Алексеевич
кандидат педагогических наук, доцент
Челябинский государственный университет г. Челябинск Yarushin Sergey Alexeevich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Physical Education and Sports Chelyabinsk State University Chelyabinsk Шайхетдинов Раис Гильметтинович Тюменский государственный нефтегазовый университет
г. Тюмень Shaykhetdinov Rais Gilmettinovich Applicant for a Degree Tyumen State Oil and Gas University Tyumen
Компетентностный подход как фактор активного формирования здоровья
студентов
У
Competence Approach as a Student s Active Health Forming Factor
Возможность достижения высоких образовательных результатов у студентов высших учебных заведений предполагает наличие необходимых резервов здоровья. В этом плане предложена педагогическая система активного здоровьеформирования и алгоритм общего физкультурного образования, направленных на формирование здоровьеобеспечивающей компетенции студентов.
The opportunity to achieve high educational results for higher school students presupposes essential health reserves. In this sense, a pedagogical system of active health forming and algorithm of general physical education aimed at the students’ health competence forming are suggested.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, активное
здоровьеформирование, общее физкультурное образование.
Key words: competence, competency, active health forming, general physical education.
В современной парадигме развития общества (переход от постиндустриального к информационному, информационно-экологическому, от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов институт отечественного образования рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического и политического развития
страны, как одно из базовых оснований активной подготовки и включения подрастающего поколения в преобразовательные социально-экономические и политические процессы. Необходимость модернизации отечественного образования обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, это обращенность образования к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования). Во-вторых, это переход общества к рыночной экономике, в которой одним из ее объективных признаков является повышенная профессиональная мобильность людей.
Обращенность образования к личности обучающихся и изменение социально-экономического устройства общества закрепляются в нормативных документах соответствующей целевой установкой, которая ориентирует российскую систему образования на формирование разносторонней личности, способной реализовать свой творческий потенциал в данных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой целевой установке принципиальным является положение о необходимости формирования, повышения и реализации индивидуального творческого потенциала. При этом успешность реализации проявляется через персонализацию, индивидуализацию, активность, самостоятельность, инициативность, здоровьесоответствие личности, как по отношению к обществу, так и к самому себе. Принятая целевая установка развития отечественной системы образования требует и соответствующего инструментария регулирования данного процесса [6].
Одним из инструментариев решения поставленных задач является компетентностный подход. Компетенция (лат. competentes «соответствующий» - знание, опыт, осведомленность в какой-либо области) понимается как потенциальные возможности индивида, включающие его личностные качества, владение знаниями, умениями, опытом, а также теоретико-прикладную подготовленность к использованию их на практике. Это способность, формируемая у студентов в процессе образования и освоения ими социального опыта человечества и включающая мотивационную, когнитивную, операционально-технологическую (деятельностную), этическую, социальную,
поведенческую и другие компоненты. Компетенции отражают цели образования, реализованные в его результатах, и описывают, что должен знать, уметь и применять на практике выпускник высшего учебного заведения по завершении своей образовательной программы. Наличие компетентности связано с «готовностью» выполнять определенные функции в той или иной сфере деятельности.
Компетентность - это актуализированная компетенция. Ее наличие связано с «умением» реализовать полученные в процессе образования компетенции в практической деятельности [2].
При достижении относительной определенности в рассматриваемых понятиях остается открытым вопрос о характере и количестве компетенций у выпускников высших учебных заведений.
В материалах Совета Европы выделяют два их уровня: общие (базовые, или ключевые) и профессиональные. «Ключевые компетенции»
рассматриваются как наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости, то есть, по сути своей, это - надпредметные компетенции. Было предложено более тридцати таких компетенций, которыми должны обладать выпускники образовательных учреждений Объединенной Европы. Среди них было определено пять основных.
1. Политические и социальные компетенции, включающие умения брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и совершенствовании демократических институтов.
2. Международные компетенции, отражающие способность
адаптироваться в многокультурном, многонациональном и
многоконфессиональном обществе, понимать различия, демонстрировать
уважение, толерантность.
3. Коммуникативные компетенции - владение устным, письменным общением и несколькими языками.
4. Информационные компетенции - характеризуют владение
современными информационными технологиями, понимание их сильных и слабых сторон, критическое отношение к воспринимаемой информации. Вестник ЧГПУ52010 282
5. Способность к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане.
В иерархии компетенций выделяют, кроме того, общепредметные -относящиеся к определенному циклу учебных дисциплин, и предметные, относящиеся к конктретным учебным дисциплинам [2].
Вместе с тем, в этих классификациях не представлена здоровьеобеспечивающая (способствующая формированию необходимых резервов здоровья) компетенция, имеющая надпредметный и надпрофессиональный характер, необходимая всем и каждому в организации, как повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, играющая важнейшую роль в реализации модели устойчивого развития.
В области физической культуры целью образования является формирование физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для формирования, повышения и длительного сохранения резервов собственного здоровья, оптимизации учебной и трудовой деятельности, рациональной организации индивидуального отдыха и досуга. Данная цель ориентирует образовательный вектор на становление целостной личности, определяя направленность образования (как по содержанию, так и по организации педагогического процесса) на единство развития физического потенциала личности, формирование интереса к различным формам занятий физической культурой, воспитание потребности в здоровом образе и стиле жизни [1, 3, 4, 7]. При этом должна быть сформирована компетентность здоровьобеспечения учебной и будущей профессиональной деятельности. Под здоровьеобеспечивающей компетентностью понимается интегративная характеристика личности, включающая владение суммой знаний (научно обоснованные факты, идеи, понятия), накопленных человечеством в сфере здорового образа и стиля жизни; наличие практических умений и навыков в области здоровьеобеспечения; способность устанавливать связи между знаниями оздоровительных технологий и практическими действиями в учебной и будущей профессиональной деятельности на основе воспитанных
ценностных ориентаций на формирование, повышение и сохранение резервов собственного здоровья.
Отсутствие приоритета здоровья в нашей стране привело к тому, что образовательный процесс в высших учебных заведениях был и остается в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения студентов к своему здоровью. За исключением отдельных разделов физической культуры, в учебных планах и программах вопросы здоровьеобеспечения не находят своего теоретического обоснования и практического воплощения. В результате выпускник высшего профессионального образовательного учреждения не владеет знаниями в сфере здорового образа и стиля жизни, практическими умениями и навыками здоровьеобеспечения.
Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов, практического опыта в сфере физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодежи позволили предложить следующую педагогическую систему активного здоровьеформирования (здоровьеобеспечивающей компетентности) в высших учебных заведениях (в соответствии с рисунком 1).
! З д о р о в ь е ф о р м и р у ю щ а я !
\ Общее Синергизация\ физкультурное форм и видов \ образование оздоровительных \ —■—' '
воздействий
./Мониторинг
здоровья
! с р е д а ;
Рисунок 1 - Основные компоненты педагогической системы активного формирования здоровья (здоровьеобеспечивающей компетентности) студентов
Реализация данной системы предполагает:
- наличие здоровьеформирующей (здоровьеповышающей) среды применительно к условиям жизнедеятельности и требованиям современного образования: материально-техническая база (в том числе, и для двигательной активности), соответствующая требованиям ГОСТа; рациональная организация образовательного процесса (расписание, соблюдение гигиенических требований, питание, рекреационные мероприятия) в учебных корпусах, общежитиях, в семье; квалифицированное кадровое обеспечение (преподаватели, методисты-организаторы) и т.п.;
- объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное», «тотальное» и природосообразное воздействие на основные компоненты здоровья студенческой молодежи;
- формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования. При этом данная система должна предусматривать реализацию высокого потенциала двигательной активности в расширении и увеличении резервов здоровья, физических возможностей организма человека;
- разработку и внедрение в систему высшего образования современных технологий мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;
- повышение качества общего физкультурного образования, направленное на формирование здоровьеобеспечивающей компетенции, предполагающее развитие интереса, формирование умений и навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализации активного здоровьеформирования [4]. Актуализация проблемы общего физкультурного образования обусловлена наличием серьезного противоречия между накопленным научно-теоретическим и технологическим потенциалом в сфере здорового образа и стиля жизни, оптимизации двигательной активности, с одной стороны, и уровнем его освоения отдельными людьми, с другой [5]. Проведенные исследования позволили предложить следующий алгоритм «развертывания» общего физкультурного образования (в соответствии с рисунком 2).
Представленный и реализованный в течение двух лет алгоритм «развертывания» общего физкультурного образования, а также организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов Челябинского государственного университета и Тюменского государственного нефтегазового университета позволили сформировать следующие компоненты здоровьеобеспечивающей компетенции:
Общее физкультурное образование
•4—' Активность “ Интеллектуализация ■—► Самостоятельность
Физическая культура личности
Озд ор о вительно-пр о филактическая Физкультурно-спортивная
направленность направленность
—►— Индивидуализация, интеграция оздоровит персонализация и ельных технологий
г
Здоровый образ и стиль жизни
Оздоровительный потенциал, обеспечивающий высокую адаптируемость к условиям среды, способность продуктивно выполнять биологические и социальные функции, осуществлять активную творческую жизнь в процессе
обучения
Рисунок 2 - Алгоритм «развертывания» общего физкультурного
образования студентов
- когнитивный, определяемый наличием знаний в области здорового образа и стиля жизни;
- операционно-деятельностный, включающий наличие практических умений и навыков по повышению и сохранению резервов здоровья;
- мотивационно-ценностный, отражающий понимание студентами роли различных оздоровительных, в первую очередь, двигательных, технологий в повышении и сохранении персонального здоровья и предполагающий личное поведение, обусловливающее здоровый образ и стиль жизни.
Реализация данных компонентов здоровьеобеспечивающей компетенции определило существенное увеличение объема (числа и продолжительности занятий, количества освоенных и используемых упражнений), результативности организации (рациональное сочетание в отдельных занятиях, неделях, семестрах и учебных годах физических упражнений различной величины и направленности) двигательной активности и эффективности использования оздоровительных воздействий (формирование выраженных оздоровительных, профилактических и лечебных эффектов путем рационального сочетания двигательной активности, закаливающих процедур, рационального питания, дыхательных упражнений и саморегуляции). Последнее позволило значительно повысить резервы здоровья студенческой молодежи.
В первую очередь, существенно увеличился двигательный потенциал (комплекс количественных и качественных индикаторов
морфофункциональных и двигательных возможностей), и повысилась резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды (снизилось количество и уменьшилась продолжительность отдельных заболеваний в течение учебного года). За данный период времени у большинства студентов расширились и углубились знания о здоровом образе и стиле жизни (теоретическая составляющая экзаменов и зачетов, реферат по выбранной теме), сформировались определенные умения и навыки самостоятельной организации двигательной активности (самостоятельное проведение отдельных частей учебных занятий, выполнение домашних заданий), повысилась и конкретизировалась мотивация к физическому совершенствованию и самосовершенствованию.
Обновленная программа обучения по специальности «Физическая культура» для студентов непрофильных вузов, в целом, показала высокую эффективность. Вместе с тем, полученные результаты не в полной мере решили проблему здоровьеформирования студенческой молодежи и поставили дополнительные вопросы, требующие дальнейших исследований. Перспективным направлением данных исследований является такая организация физкультурного образования, физического воспитания и спортивной подготовки, которая бы отвечала интересам и индивидуальной
предрасположенности каждого студента к конкретной двигательной активности (основная и подготовительная медицинские группы), специфике и уровню заболеваний (специальная медицинская группа).
Библиографический список
1. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) [Текст] / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.
2. Игнатов, С.Б. Компетентностный подход в образовании как один из инструментов реализации новой стратегии образования [Текст] / С.Б. Игнатов // Актуальные вопросы воспитания и образования в области физической культуры и спорта: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., октябрь 2010 г. / Под ред. В.С. Быкова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2010. - С. 111-115.
3. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: монография [Текст] / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С. А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 275 с.
4. Куликов, Л.М. Модернизация педагогической системы активного
здоровьеформирования подрастающего поколения [Текст] / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С. А. Ярушин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. -
С. 60-64.
5. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации [Текст] / Л.И. Лубышева // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.
6. Матвеев, А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения [Текст] / А.П. Матвеев, Ю.И. Разинов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 53-57.
7. Физическая культура студента: учебник [Текст] / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. - 448 с.
Bibliography
1. Balsevich, V.K. The Health-Building Function of Education in the Russian Federation (Materials for Working Out the National Project of the Russian Younger Generation’s Health Promotion in 2006-2026) [Text] / V. K. Balsevich // Physical Training: Upbringing, Education, Training. - 2006. - № 5. - P. 2-6.
2. Ignatov, S.B. Competence Approach to Education as One of the Tools of the New Educational Strategy Realization [Text] / S.B. Ignatov // Physical Training and Sports Upbringing and Educational Issues: Materials of All-Russian Theoretical and Practical Conference, October, 2010 / Ed. by V.S. Bykov. - Chelyabinsk: SUSU, 2010. - P. 111-115.
3. Kulikov, L.M. Motion Activity and the Younger Generation’s Health: Monograph [Text] / L.M. Kulikov, V.V. Rybakov, S.A. Yarushin. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House, 2009. - 275 p.
4. Kulikov, L.M. Modernization of Educational System of the Younger Generation’s Active Health Forming [Text] / L.M. Kulikov, V.V. Rybakov, S.A. Yarushin // Theory and Practice of Physical Training. - 2010. - № 1. - P. 60-64.
5. Lubysheva, L.I. Concept of Physical Training: Methodology of Development and Technology of Realization [Text] / L.I. Lubysheva // Physical Training: Upbringing, Education, Training. - 1996. - № 1. - P. 11-17.
6. Matveev, A.P. To the Problem of the Physical Training Education Content in the Context of the Second Generation Standards / A.P. Matveev, Yu.I. Razinov // Theory and Practice of Physical Training. - 2009. - № 6. - P. 53-57.
7. Students’ Physical Training: Textbook [Text] / Ed. by V.I. Ilyinich. - M.: Gardariki, 1999. - 448 p.