Научная статья на тему 'Гумани тарная культура личности специалиста техни ческого профиля'

Гумани тарная культура личности специалиста техни ческого профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Н. А.

Королева Н.А. ГУМАНИ ТАРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИ ЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. В статье рассматривается структура гуманитарной культуры личности специалиста технического профиля, формирование которой является целью гуманитарной подготовки будущих инженеров в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Korolyova N.A. HUMANISTIC CULTURE OF A TECHNICAL SPECIALIST. The structure of humanistic culture of a technical specialist, the formation of which is the purpose of humanistic training of engineers in technical universities, is described.

Текст научной работы на тему «Гумани тарная культура личности специалиста техни ческого профиля»

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Н.А. КОРОЛЕВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ, канд. пед. наук

Целью гуманитарной подготовки будущих инженеров в техническом вузе является формирование гуманитарной культуры личности специалиста. Гуманитарная культура имманентно присуща базовой (общей) и профессиональной культуре личности и включает аксиологический, знаниевый и деятель-ностный компоненты.

Человеческое в человеке проявляется прежде всего в том, что ему присуще ценностное отношение к действительности (в том числе и к самому себе). Это определяет высокую значимость аксиологического компонента гуманитарной культуры. «Аксиос» в переводе с греческого языка означает «ценность». Ценность - это термин, означающий социальное и культурное значение (значимость) явлений и фактов действительности [1]. Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций. Они определяют стратегические жизненные цели личности, являются обобщенным показателем направленности интересов, потребностей, запросов личности и поэтому определяют направления ее эволюции [2]. В контексте гуманистической парадигмы ядро аксиологического компонента гуманитарной культуры личности составляет система гуманистических ценностей, а также развитые потребности личности в самопознании, саморазвитии, самореализации и творческом самовыражении (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм). Система гуманистических ценностей подразумевает признание ценности человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, признание блага человека критерием оценки социальных институтов, а также принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми [2].

Знаниевый компонент гуманитарной культуры личности включает знания о себе (самосознание) и систему гуманитарных знаний. Включение в содержание данного компонента системы знаний человека о самом

себе (самосознание, Я-концепция) обусловлено важностью этого психологического феномена. Самосознание предполагает знание и понимание себя, в наиболее общем виде оно предстает как Я-концепция личности. Саморазвитие и самореализация невозможны без самопознания. Самосознание предполагает осознание не только своих личностных качеств, но и различные виды идентификаций: социально-ролевых, национально-государственной, этнической и т. д. От уровня развития самосознания зависят и социальные качества личности [3, 4 и др.].

Система знаний в гуманитарной области (гуманитарная эрудиция) - вторая составляющая знаниевого компонента гуманитарной культуры. Влияние на мировоззрение и систему ценностей личности осуществляется прежде всего через гуманитарное знание. С одной стороны, усвоенные личностью гуманитарные знания являются результатом процесса обучения, с другой - условием формирования гуманитарной культуры.

Деятельностный компонент включает такие виды целенаправленной активности личности, которые обеспечивают непрерывное совершенствование личности (самопознание, саморазвитие, саморегуляция, самореализация и самосохранение), гуманитарные умения (например, музыкальные, литературные, спортивные и пр.) и социальные навыки (навыки цивилизованного взаимодействия с отдельными людьми и группами людей; навыки оказания психологической самообороны в ситуациях манипулятивного воздействия со стороны других субъектов); навыки восприятия гуманитарных аспектов действительности (музыкальных, художественных и т.д.); владение приемами гуманитарного мышления.

Навыки самопознания, саморазвития и самореализации (в том числе и физической) обеспечивают реализацию возможности человека непрерывно развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Гуманитарная

подготовка призвана не только актуализировать потребности человека в самопознании и саморазвитии, но и вооружить студентов соответствующим инструментарием.

Гуманитарные умения (репродуктивные и продуктивные) также являются важным элементом гуманитарной культуры личности. На репродуктивном уровне - это умения исполнителя, подражателя. Продуктивный уровень предполагает способность человека создать некий новый эстетический продукт (художественное, литературное, музыкальное произведение и т.п.). Направленность специальных способностей студентов технических вузов может являться ограничением для формирования гуманитарных умений продуктивного уровня, однако гуманитарная среда технического вуза должна способствовать формированию и развитию этого компонента гуманитарной культуры как через внеучеб-ную деятельность, так и в рамках учебной.

Социальные навыки - навыки адекватного взаимодействия с социальной средой в широком и узком смысле. Понятие «социальные навыки» шире понятия «коммуникативные навыки». Коммуникативные навыки представляют техническую сторону общения. В традиционной педагогической трактовке коммуникативная культура личности понимается более широко - как культура взаимодействия с социальной средой [5], мы же используем данное понятие как элемент этого взаимодействия. Социальные навыки как элемент гуманитарной культуры личности подразумевают умение устанавливать цивилизованный (в противовес манипулятивному) контакт с отдельными людьми и группами людей на основе психологических, этических и этикетных норм, а также умение оказывать цивилизованное противостояние манипуля-тивному влиянию со стороны других субъектов. Активная гражданская позиция, умение отстоять свои права, уважение правовых основ общественной жизни, готовность жить и работать в правовом поле [6] также включаются в содержание данного компонента гуманитарной культуры личности.

Навыки восприятия гуманитарных аспектов действительности (музыкальных, художественных и т. д.) реализуются в спо-

собности человека адекватно воспринимать и ценить красоту (природы, картины, слова, музыки, технических конструкций и т.д.).

Специфика гуманитарного мышления связана прежде всего с предметом мысли - текстом. Текст - это любые знаково-симво-лические сообщения и проявления человека -вербальные и невербальные средства коммуникации, графические изображения, музыка и т. д. Гуманитарное мышление по своей сути диалогично [7, 8], сутью его являются интерпретация и понимание. Таким образом, гуманитарное мышление направлено на решение задач (проблем), связанных с различными проявлениями специфической человеческой природы: понимание и интерпретацию поступков как своих собственных, так и других людей (взятых отдельно или в группе), понимание произведений искусства, социальных процессов и т. д. В данном контексте понятие гуманитарное мышление может быть рассмотрено в сочетании с такими понятиями, как социальный и эмоциональный интеллект [9]. Социальный интеллект интерпретируется как способность человека понимать внутренний мир и поведение других людей. Эмоциональный интеллект трактуется как способность к пониманию эмоционального мира людей и познанию собственных эмоций. Проблема социального и эмоционального интеллекта в современной психологии находится на стадии разработки, однако в перспективе результаты исследований в данной области могут существенно обогатить и педагогическую практику. В частности, с точки зрения разработки диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень развития данного элемента в структуре гуманитарной культуры личности.

В узком смысле под гуманитарным мышлением подразумевается умение оперировать понятиями, ориентироваться в словесной информации, устанавливать закономерности в расположении различных языковых форм (букв, слов, понятий). Люди, обладающие гуманитарным складом ума, осуществляют преобразование информации с помощью умозаключений. Результатом мыслительного процесса становится мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего сущест-

венные отношения между обозначаемыми предметами [10].

Как отмечалось выше, гуманитарная культура личности не выделяется как особый элемент общей базовой культуры личности, она имманентно присуща всем ее элементам. В то же время гуманитарная культура уже общей базовой культуры личности, хотя большинство их компонентов совпадает. Так, познавательная культура в целом шире знани-евого компонента гуманитарной культуры, так как она подразумевает владение знаниями в различных областях, а не только в гуманитарных, а также включает опыт познавательной деятельности. Необходимо отметить, что все компоненты гуманитарной культуры личности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В профессионально обусловленной структуре личности также целесообразно выделение гуманитарной составляющей. Гуманитарная культура личности, проецируемая из профессионально обусловленной структуры личности специалиста, тождественна общей гуманитарной культуре личности по структуре, то есть также включает аксиологический, знаниевый и деятельностный компоненты, а в содержательном наполнении отражает специфику профессиональной деятельности.

Так, аксиологический компонент профессионально обусловленной гуманитарной культуры личности включает профессиональные ценности разного уровня: общепрофессиональные; групповые профессиональные (специально-профессиональные); личност-но-профессиональные. В данный компонент входят также потребности в профессиональном развитии и самореализации. Знаниевый компонент включает профессиональное самосознание и систему профессионально ориентированных гуманитарных знаний.

Деятельностный компонент гуманитарной кульутры предполагает навыки профессионального самопознания, саморазвития, саморегуляции, самореализации и самосохранения; навыки цивилизованного взаимодействия с социальными объектами в условиях производственной среды; гуманитарное мышление как способность решать в рамках профессиональной деятельности задачи гуманитарного характера (психологические, социальные,

социально-психологические, экономические, правовые и т.д.). Гуманитарное мышление нельзя рассматривать как противоположность техническому мышлению. В структуре общей и профессиональной культуры личности инженера эти два вида мышления должны существовать в диалектическом единстве. Гуманитарное мышление не заменяет техническое мышление инженера, а обеспечивает гармонизацию интеллектуальной деятельности специалиста, одновременно являясь одним из условий предупреждения профессиональных деформаций его личности.

Повышение эффективности гуманитарной подготовки студентов технических вузов в плане формирования культуры личности будущего специалиста обеспечивается функционально полным набором гуманитарных дисциплин в структуре содержания такой подготовки; оптимальной последовательностью изучения и использованием технологий обучения, соответствующих доминирующей направленности конкретных гуманитарных дисциплин.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь - 2-е изд. / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. - М: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

2. Гавриленко, Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования: (Соц.-филос. анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2000. - 19 с.

3. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон.

- М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. Р. Бернс; Общ. ред. и вступ. ст.

B.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

5. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

6. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: методическое пособие /

C.Л. Братченко. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 56 с.

7. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худ. лит., 1986. - 541 с.

8. Библер, В.С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков / В.С. Библер. - М., 1997.

9. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова.

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

- 176 с.

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.