педагогические науки
д.в. гулякин
(Краснодар)
сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза
Определено понятие социально-информационной культуры студента технического вуза, выявлены ее структурные компоненты и критерии сформированности, установлены социально-информационные профессионально значимые качества специалиста.
Ключевые слова: культура, социально-информационная культура, информационная картина мира, информационно-технологическое мировоззрение, социально-информационные качества.
Современный социальный мир переживает информационно-технологический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Такая форма существования современного социума имеет высокие темпы изменений. Информационно-технологическая картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения человека. Привычными стали информационные технологии, информационные потоки, информационные продукты, образы которых закладываются в сознание современного человека. Помимо технических и технологических составляющих, мир стал лавинообразно заполняться различной информацией, т. е. принципиально меняется окружение человека.
Информационно-технологическая картина мира актуализируется в связи с решением задач по осуществлению действий над информационными объектами, она как составляющая мировоззрения может быть представлена как в знаниевых, так и в нормативных и ценностных типах мировоззрения.
В первом случае рассматриваются конкретные практические умения и навыки получения, хранения, передачи и обработки инфор-
мации в многосторонней информационной деятельности:
- использование в самостоятельной деятельности универсальных технологий (традиционных и электронных) поиска, обработки, представления, хранения информации, управления и манипуляции ею;
- отбор инфокоммуникационных технологий и аккумуляция необходимых сведений об их возможностях в удовлетворении профессиональных, познавательных и общекультурных запросов;
- владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию физиологически обоснованных и комфортных условий осуществления информационной деятельности.
В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества картины мира различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Поэтому во втором случае рассматривается информационно-технологическое мировоззрение человека, которое проявляется в способности личности осуществлять информационно-технологическую деятельность в соответствии с правовыми, этическими и моральными нормами работы в информационной среде. По нашему мнению, информационно-технологическое мировоззрение предполагает ценностное отношение к объектам и социальным, культурным, экономическим явлениям быстро меняющегося информационного общества, представления о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Нменно информационно-технологическое мировоззрение влияет на социальное и информационное сознание и поведение человека, ведь его деятельностью управляет находящаяся в его сознании модель мира. Это положение оказывается очевидным в контексте воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека. Социальные основания воздействия информационно-коммуникационных техно-
О Гулякин Д.В., 2016
логий на сознание человека в информационном обществе дают возможность при помощи телекоммуникационных и информационных технологий конструировать адаптивно-изменчивую повседневную жизнь.
Здесь нельзя не отметить важность информационного поведения человека. Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионал и личность.
Таким образом, обобщая знаниевые и мировоззренческие аспекты информационно-технологической картины мира человека, можно заключить, что социально-информационная культура человека - это динамическая составляющая информационно-технологического мировоззрения личности, определяющая сознание и поведение индивида в информационном обществе.
В структуре социально-информационной культуры человека выделяем два компонента: праксиологический и ментальный.
Праксиологический компонент составляют:
- общепользовательский уровень использования ИиКТ;
- общетехнический уровень использования ИиКТ;
- профессиональный уровень использования ИиКТ.
- Ментальный компонент составляют:
- субъективное представление о процессах в информационном обществе;
- субъективное понимание процессов информационного общества;
- субъективное отношение к социально-информационной деятельности и поведение в информационном обществе.
Если к компонентам социально-информационной культуры человека добавить сформи-рованность информационной картины мира и информационно-технологическое мировоззрение, которое обеспечивает становление профессионального социально-информационного сознания, мышления и поведения, то можно приблизиться к представлениям о социально-информационной культуре студента технического вуза и дать её определение и компоненты.
КИЕ НАУКИ -
Социально-информационная культура студента технического вуза - это личностно-профессиональное новообразование в системе его качеств:
- включающее информационно-технологическое мировоззрение (правовые, этические и моральные нормы, ценности информационного общества);
- характеризующее уровень социального, информационного и культурного сознания, мышления и поведения;
- формирующее информационную социо-гуманитарную позицию в обществе;
- выступающее целевым социогумани-тарным ориентиром (для создания условий в вузе) успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях формирующегося информационного общества [2].
В структуре социально-информационной культуры студента технического вуза также выделяем праксиологический и ментальный компоненты.
Праксиологический компонент включает уровни:
- общепользовательский - использование ИКТ в личной сфере студента на уровне квалифицированного пользователя;
- общетехнический - владение студентом специальными ИКТ, процессами в технической сфере, использование ИКТ в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе технических, информационных, социальных, экономических явлений в соответствии с направлением профессиональной подготовки, представлении результатов в виде информационных объектов, при самостоятельном использовании общепользовательских и набора профессиональных инструментов;
- профессиональный - готовность студента к использованию ИКТ в соответствии со специальностью вузовской инженерной подготовки.
Ментальный компонент составляют элементы:
- сформированность информационной картины мира. Всестороннее познание мира возможно только тогда, когда существуют разные информационные модели, соответствующие разным целям;
- информационно-технологическое мировоззрение студента, способствующее адаптации и активным действиям в социальной, информационной и профессиональной сферах информационного общества;
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
- отношение к социальным и информационным процессам и социальное и информационное поведение.
Для оценки эффективности процесса формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза нами предложены критерии сформированности социально-информационной культуры студента технического вуза:
- когнитивный критерий отражает профессиональные, социальные и информационные взгляды, профессиональные, социальные и информационные убеждения, предметные и профессиональные знания;
- мотивационный критерий отражает профессиональные, социальные и информационные ценности, нормы, мотивы;
- деятельностный критерий выражает стремление к профессионально-личностному саморазвитию, готовность к профессиональной социально-информационной деятельности.
Таким образом, определение, структура и критерии социально-информационной культуры студента технического вуза предполагают, что процесс подготовки специалистов в системе высшего технического образования предполагает некоторые социальные установки. Во-первых, существенно видоизменилась формула образованности, которую во все большей мере определяет не количество знаний, а культура мышления, способность человека оперативно включать новую информацию в контекст своей деятельности. Во-вторых, в качестве основного критерия эффективности подготовки специалиста указывается его способность к быстрому обучению и освоению нового, что дает ему большую социальную мобильность, свободу выбора работы и образа жизни в условиях информационного общества.
Значимость социально-информационных аспектов подготовки современного специалиста обусловлена еще и спецификой социально-культурной деятельности, которая по сути своей является информационно-педагогической. Ее основными компонентами выступают:
- понимание закономерностей развития социальной организации и влияния на него науки, техники, культуры и образования;
- способность выявлять и критически анализировать события, факты, явления социальной жизни;
- умение мыслить логично и убедительно выражать свои мысли;
- владение новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
- формирование интереса и потребности к непрерывному образованию в условиях постоянно меняющейся информационной среды.
Следовательно, социально-информационную культуру студента технического вуза можно рассматривать как один из интегральных показателей творческого начала профессионального поведения, который складывается в единстве взаимодействия составляющих:
• тезауруса личности, характеризующего ее познавательную емкость и интеллектуальный потенциал;
• диапазона информационных потребностей и интересов, обеспечивающих уровень социальной активности специалистов;
• информационных умений, задающих широту предметно-практического и теоретического опыта личности.
Информационно-педагогическая деятельность направлена на формирование социально-информационных профессионально значимых качеств как составляющих ментального компонента социально-информационной культуры студента технического вуза.
Под профессионально значимыми качествами студента как будущего специалиста понимаются такие качества, которых требует современное общество от специалиста данной профессии, которые влияют на успешность учебной деятельности, дают будущему специалисту возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности [3].
Д.В. Чернилевский и O.K. Филатов [4] к определяющим качествам современного специалиста относят четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к саморазвитию, способность к непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость, создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.
Учитывая вышесказанное [1; 2; 3; 4], мы выделяем наиболее ярко выраженные социально-информационные профессионально значимые качества специалиста, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе:
- социальные качества: гражданственность, социальная активность, социальная ответственность, профессиональное групповое самосознание, коммуникативность и способность к кооперации;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- информационные качества: информационное видение, информационная организованность, информационная осведомленность, информационная рефлексия, информационное культуротворчество.
Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу: влияние культуры, норм и ценностей социума на обучающегося обосновывает со-циогуманитарную составляющую подготовки студента технического вуза. Такая составляющая определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения. В нынешних условиях технический специалист не может быть состоятелен и успешен, если имеет только технические и технологические знания и не ориентируется в гуманитарных проблемах, коммуникативных стратегиях, не владеет социальными и культурными навыками. Социогуманитар-ная составляющая современного технического образования становится не просто дополнением к естественнонаучным и техническим знаниям, а составной частью фундаментальной инженерной подготовки.
Список литературы
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 16-19.
2. Гулякин Д.В. Формирование социально-информационной культуры студентов технического вуза: теоретико-методологические аспекты. Краснодар: Кубанский гос. технол. ун-т, 2014.
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996.
* * *
1. Andreev A.A. K voprosu ob opredelenii ponja-tija «distancionnoe obuchenie» // Distancionnoe obrazovanie. 1997. № 4. S. 16-19.
2. Guljakin D.V. Formirovanie social'no-infor-macionnoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza: teoretiko-metodologicheskie aspekty. Krasnodar: Ku-banskij gos. tehnol. un-t, 2014.
3. Chernilevskij D.V. Didakticheskie tehnologii v vysshej shkole: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po ped. spec. M.: JuNITI-DANA, 2002.
4. Chernilevskij D.V., Filatov O.K. Tehnologija obuchenija v vysshej shkole. M.: Jekspeditor, 1996.
Essential characteristics of the socio-informational culture of a technical higher school student
There is defined the notion of the socio-informational culture of a technical higher school student, revealed its structural components and formation criteria, determined the socio-informational and professionally significant qualities of a specialist.
Key words: culture, socio-informational culture, informational world picture, informational and technological world view, socio-informational qualities.
(Статья поступила в редакцию 19.12.2015)
и.М. истомина, А.и. никашин
(Ростов-на-Дону)
опережающие технологии самоорганизации студентов в учебном процессе
Рассмотрено понятие «самоорганизация», особое внимание уделено структурным компонентам самоорганизации учебной деятельности студентов. Представлено содержание технологии опережающего обучения в профессиональном образовании на основе визуализации лекций и практических занятий, направленных на самообразование студентов.
Ключевые слова: профессиональное образование, самоорганизация студентов, учебная деятельность, технология, опережающее обучение, визуализация, самообразование студентов.
Актуальность проблемы самоорганизации студентов обусловлена требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), включающими увеличение доли самостоятельной работы за счет сокращения лекционных часов, а также увеличение доли практических занятий, использование электронной формы обучения, средств информационно-образовательной среды и др. При этом одной из обязательно формируемых компетенций
О Истомина И.М., Никашин А.И., 2016