Научная статья на тему 'Социально-информационная культура как динамическая ветвь открытой системы культуры'

Социально-информационная культура как динамическая ветвь открытой системы культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гулякин Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются закономерность взаимодействия социально-информационной культуры, общества и отрытой нелинейной системы культуры в контексте синергетического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-информационная культура как динамическая ветвь открытой системы культуры»

УДК 378.14

Гулякин Дмитрий Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедр архитектуры и прикладной математики Кубанского государственного технологическоо университета dvggti@yandex.ru Dmitriy V. Gulyakin

Candidate of pedagogical science, associate professor. Associate Professor, Department of Architecture and Applied Mathematics Kuban State Technological University dvggti@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЕТВЬ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

SOCIO-INFORMATION CULTURE AS DYNAMIC OFFSHOOT OPEN SYSTEMS CULTURE

Аннотация. В статье рассматриваются закономерность взаимодействия социально-информационной культуры, общества и отрытой нелинейной системы культуры в контексте синергетического подхода.

Ключевые слова: культура, социальные и информационные отношения, социально-информационная культура, информационное общество.

Abstract. The article discusses the interaction pattern of socio-information culture, society and open nonlinear system culture in the context of a synergistic approach.

Keywords: culture, social and information relations, socio-information culture, information society.

Межкультурный социально-информационный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств, имеет своей целью достижение взаимопонимания между представителями различных культур. Социально-информационные процессы обуславливают освоение человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому закономерность информационных и культурных процессов рассматривается нами в единстве.

Вектор развития культуры в общем и социально-информационной культуры в частности обусловлен приростом информации. Прирост информации возможен за счет того, что с каждым новым поколением людей предшествующий опыт и знания не исчезают, а сохраняются, накапливаются и аккумулируются. Рассмотрим закономерности взаимодействия социально-

информационной культуры, общества и отрытой системы культуры в контексте синергетического подхода.

В.И. Аршинов, В.В. Василькова, И.С. Добронравова и другие исследователи попытались выделить универсальную составляющую синергетики. В исследованиях названных ученых, а также в работах К.Х. Делокарова, М.А. Чешкова и др. проводится мысль о продуктивности экстраполяции синергетического подхода к области социальных отношений [1, 2, 3]. Синергетический подход сосредотачивает основное внимание на качественном макроскопическом изменении объекта наблюдения, которое сопровождается появлением новых структур или новых функций в системе. Для сложных систем существуют малые, но очень эффективные организующие и управляющие воздействия. В таком переходе в системе обнаруживается такое поведение, которое характеризует систему в целом и не наблюдается у отдельных элементов. Этот эффект заключается в том, что результат кооперативной деятельности будет лучше, чем у отдельных частей и получил название синергетического эффекта.

Поскольку в современной научной литературе достаточно полно рассмотрено понятие культуры, то мы не будем останавливаться на данном аспекте проблемы, а отметим лишь те определения, которые рассматривают культуру как способ отражения отношения к окружающему миру. Культура - способ сохранения и передачи социокультурного опыта, следовательно, открыта для любого поколения всем богатством мирового опыта [4].

Под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [5, с. 68].

К числу важнейших функциональных особенностей культуры как системы следует отнести ее способность к постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к изменяющимся условиям бытия [6, с.336].

Для наибольшей четкости формулировок в нашем исследовании мы остановились на философской трактовке понятия «культура» - «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни» [7, с. 292].

Культура - более чем сложное явление - это открытая система, многоуровневая система, возникшая как результат эволюции многих других систем, в том числе социума. Культура обладает сложной и разветвленной структурой, в ней можно выделить множество субкультур, каждая из которых проявляет достаточно большую самостоятельность.

Но надо иметь в виду, что любая мировая культура является содержательным аспектом совместной, т. е. социальной, жизни людей, поэтому точнее будет говорить социокультурной динамике культуры.

Культурное развитие связано с понятием «культурное изменение», под которым подразумеваются всякое движение и взаимодействие, любые трансформации в культуре, в том числе и те, которые лишены целостности и не имеют ярко выраженной направленности. Когда же идет речь не просто о «культурных изменениях», а об изменениях, в которых осуществляется целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о «динамике культуры». Таким образом, динамику культуры характеризует изменение и модификация черт культуры, которые протекают во времени и пространстве и для которых характерно наличие упорядоченных тенденций и направленный характер.

Информационное общество, век электронных технологий, глобальная информационная сеть Интернет, виртуальная реальность, «цифровая революция» - таковы лишь некоторые признаки и новые контуры культурного пространства современной цивилизации. Борьба за источники информации, скорость передачи и принятия сообщений становится основой конкуренции в принятии экономических и политических решений. Но дело не только в количестве информации, но и в том, что информационные процессы и технологии изменяют мировоззрение людей, качественно меняют мир, в котором они живут. На этой основе создаются особые сообщества со своими правилами игры, ценностями, нормами, законами, стилем общения и символикой поведения. Информационное пространство учит человека в сжатые сроки проводить мысленный эксперимент, моделировать многообразные варианты развития ситуаций в различных сферах деятельности и принимать оптимальные решения, выбирая для этого соответствующие средства.

Поэтому мы в контексте нашего исследования рассматриваем социально-информационную культуру как динамическую ветвь отрытой нелинейной системы культуры. Взаимодействие социума, информации, культуры отражают отношения к процессам, происходящим в обществе.

Таким образом, социально-информационная культура - это совокупность многообразных отношений открытой нелинейной системы культуры современной цивилизации, воспроизводящая социальные, экономические, демократические, информационные, культурные отношения, сознание и поведение формирующегося информационного общества.

Динамику социально-информационной культуры, в частности, характеризует изменение и модификация черт культуры вообще, которые протекают во времени и пространстве формирующегося информационного общества и для которых характерны тенденции:

- информация является фундаментальным фактором социального процесса становления и развития информационного общества;

- информационная деятельность является одним из основных способов жизнедеятельности человека;

- информационная компонента культуры в целом объективно характеризует уровень всех осуществляющихся информационных отношений;

- культура социогуманитарных и информационных отношений становится важнейшим фактором современного и будущего состояния социальной общности людей;

- информативность индивида формирует необходимый уровень, соответствующий уровню развития культуры формирующегося информационного общества.

Литература

1. Аршинов, В. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. И. Аршинов, Я. И. Свирский // Общественные науки и современность. - 1993. -№ 3. - С. 11.

2. Василькова, В. В. Самоорганизация в социальной жизни / В. В. Василькова // Социально-политический журнал. - 1993. - № 8. - С. 5-12.

3. Мухортов, В. А. Синергетическая парадигма: экспансия на гуманитарное знание / В. А. Мухортов // Синергетика в современном мире: сб. мат-лов Международной научной конференции. - Белгород : Крестьянское дело, 2000. - Ч. 1. - С. 30.

4. Гулякин, Д.В. Обоснование культурологического подхода к формированию личностно-профессиональных качеств студентов. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013.- № 6 (122). - С. 51-55.

5.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: изд. центр «Академия», 2000. -176 с.

6.Культурология. XXвек. Энциклопедия. - http://velicanov.ru/culturology.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.; 1987. - 590 с.

Literature

1. ARSHINOV, VI Philosophy of self-organization. New Horizons / VI ARSHINOV, JI Svirsky / / Social Sciences and Modernity. -1993. - № 3. - Р. 11.

2. Vasylkova, V. V. Self-organization in social life / V.V.Vasylkova / / Sociopolitical magazine. -1993. - № 8. - Р. 5-12.

3. Mukhortov, VA Synergetic Paradigm: expansion in the humanities / VA Mukhortov / / Synergy in the modern world: Sat mat-fishing International scientific conference. - Belgrade: Peasant case, 2000. - Part 1. - Р. 30.

4. Gulyakin, DV Justification cultural approach to formation of personal and professional qualities of students. Scientific Review. Series 2: Humanities. 2013. № 6 (122). P. 51-55.

5. Kodzhaspirova, GM Pedagogical dictionary: for stud. vyssh. and environments. ped. Textbook. institutions / GM Kodzhaspirova, AY Kodzhaspirov. -M.: ed. center "Academy", 2000. - 176р.

6. Jurisprudence. XX century. Encyclopedia. -Http://velicanov.ru/culturology.

7. Philosophical Dictionary /Ed. IT Frolov. - M.; 1987. - 590р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.