Научная статья на тему 'Социокультурные тенденции современного высшего технического образования'

Социокультурные тенденции современного высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / TECHNICAL UNIVERSITY / SOCIOCULTURAL CONDITIONING / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулякин Д. В.

Современное развитие социальной, информационной и профессиональной организации общества привело к более плотной интеграции вуза в жизнь общества. Интегративность современного технического вуза в социокультурное пространство требует соответствия деятельности вуза тенденциям развития современной культуры, формирующегося информационного общества, экономики, производства и технологий. Влияние культуры, норм и ценностей социума на обучающегося обосновывает социогуманитарную составляющую подготовки студентов технического вуза, a также определяет социально приемлемую траекторию его технических проектов, способов их реализации и практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL TRENDS OF MODERN HIGHER TECHNICAL EDUCATION

The modern development of the social, information and professional organization of society led to a more integrated involvement of the university into the life of society. The integration of a modern technical college into a sociocultural space requires that the activity of the university is to be consistent with the trends in the development of the modern culture, the emerging information society, the economy, production and technology. The influence of culture, norms and values of the society on the student justifies the sociohumanitarian component of the training of students of a technical university, and determines the socially acceptable trajectory of its technical projects, the ways of their implementation and practical application.

Текст научной работы на тему «Социокультурные тенденции современного высшего технического образования»

11. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. Москва: Издательство НЦ ЭНАС, 2005.

12. Усова А.В. Пути совершенствования естественнонаучного образования. Поиски и находки. Мир науки, культуры, образования. 2007; № 3: 83 - 85.

13. Usova A.V. How to Make Learning Interesting and Successful. Russian Education & Society, 2/1/2002, Vol. 44(2), pp. 65-72. Available at: http://dx.doi.org/10.2753/RES1060-9393440265

References

1. Boguslavskij M.V. Kompleksnaya sistema obucheniya. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: V 2 tt. Gl. red. V.V. Davydov. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 1993: 459 - 460.

2. Artyuhovich A.N. Opyt sravneniya sovetskoj i amerikanskoj sistem vysshego obrazovaniya v oblasti estestvennyh nauk. Fizicheskoe obrazo-vanie v vuzah. 1996; T. 24. № 4: 59 - 61.

3. Tojnbi A. Dzh. Civilizaciya pered sudom istorii. Moskva: Ajris-press, 2003.

4. Shredinger 'E. Chto takoe zhizn? Moskva - Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i haoticheskaya dinamika», 2002.

5. Rand A. Atlas Shrugged. 35th anniversary edition. Published by Signet, New York, 1996.

6. R'end 'E. Atlant raspravil plechi: V 3 kn. Perevod s angl. D.V. Kostygina. Kn. 1: Bez protivorechij. Sankt-Peterburg: «Kul't-inform-press», 1997.

7. Borisov V.P. Tehnika. Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya. Tom 32. Moskva, 2016:106 - 109.

8. Fizika. Perevod s anglijskogo, pod redakciej A.S. Ahmatovoj. Moskva: «Nauka», Gl. red. fiz.-mat. literatury, 1965.

9. Dmitriev I.S. NeizvestnyjN'yuton. Silu'et na fone 'epohi. Sankt-Peterburg: «ALETEJYa», 1999.

10. AAPT Winter Meeting: January 6-9, 2018. San Diego, CA, USA. San Diego: American Association of Physics Teachers, 2018.

11. Gulia N.V. Udivitel'naya fizika: O chem umolchaliuchebniki. Moskva: Izdatel'stvo NC 'ENAS, 2005.

12. Usova A.V. Puti sovershenstvovaniya estestvennonauchnogo obrazovaniya. Poiski i nahodki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2007; № 3: 83 - 85.

13. Usova A.V. How to Make Learning Interesting and Successful. Russian Education & Society, 2/1/2002, Vol. 44(2), pp. 65-72. Available at: http://dx.doi.org/10.2753/RES1060-9393440265

Статья поступила в редакцию 04.02.18

УДК 378

Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIO-CULTURAL TRENDS OF MODERN HIGHER TECHNICAL EDUCATION. The modern development of the social, information and professional organization of society led to a more integrated involvement of the university into the life of society. The integration of a modern technical college into a sociocultural space requires that the activity of the university is to be consistent with the trends in the development of the modern culture, the emerging information society, the economy, production and technology. The influence of culture, norms and values of the society on the student justifies the sociohumanitarian component of the training of students of a technical university, and determines the socially acceptable trajectory of its technical projects, the ways of their implementation and practical application.

Key words: technical university, sociocultural conditioning, information, cultural and educational environment.

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

E-mail: [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное развитие социальной, информационной и профессиональной организации общества привело к более плотной интеграции вуза в жизнь общества. Интегративность современного технического вуза в социокультурное пространство требует соответствия деятельности вуза тенденциям развития современной культуры, формирующегося информационного общества, экономики, производства и технологий. Влияние культуры, норм и ценностей социума на обучающегося обосновывает социогуманитарную составляющую подготовки студентов технического вуза, a также определяет социально приемлемую траекторию его технических проектов, способов их реализации и практического применения.

Ключевые слова: технический вуз, социокультурная обусловленность, информация, культурно-образовательная среда.

На современном этапе развития общества происходит заметное усложнение социальной, информационной и профессиональной структуры социума, растёт потребность прикладных научных исследований, в результате вузы всё глубже интегрируются в жизнь общества и экономику. Интегрированность современного технического вуза в социокультурное пространство не только города, региона, но и мировое, непрерывно возрастающие требования к выпускнику технического вуза требуют качественно нового определения реальности учебной и воспитательной деятельности такого вуза.

Так, в связи с укреплением позиций гуманизма (гуманизации и гуманитаризации) в образовании встают задачи проектирования новой образовательной среды технического вуза, как многомерного пространства, адекватного современным потребностям обучающегося в вузе и работодателей и, соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства и технологий. Поэтому требуется гибкое совмещение идей социального конструирования реальности и средового подхода в обучении и воспитании, ориентирующегося на развитие социально-конструктивного взаимодействия, творческой атмосферы, гуманистических

коммуникаций в образовательных и воспитательных системах.

Необходимо отметить, что становление и развитие социальных качеств студенческой молодёжи происходит в процессе взаимодействия с культурно-образовательной средой вуза, под которой понимается совокупность образовательных, воспитательных, развивающих, культуросозидающих отношений, дающих всем субъектам среды возможность участия в системе социального партнерства. В результате чего создаются благоприятные условия для формирования личностных смыслов и ценностных регулятивов приобретаемых знаний, которые могут обеспечить адекватную деятельность человека в динамично изменяющихся ситуациях».

В данной связи, вуз должен создавать соответствующие условия, позволяющие молодому человеку осуществлять свой выбор, реализовывать свой социальный капитал, устанавливать и развивать социальные контакты, но в, то, же время воздействовать на формирование его личностного потенциала всей своей структурой и/или отдельными элементами. Объединение субъектов университета (преподавателей, студентов, научных работников, менеджеров различного уровня) на основе общих

ценностей, ценностных ориентиров, смыслов общения и взаимодействия, может служить успешной социализации и самореализации студента в социокультурной среде вуза, а, затем, и в социокультурной среде общества, организации, предприятия.

К тому же, текущий век является веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, соответствующего темпам меняющихся экономических, социальных и информационных тенденций и трендов [1].

Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток социальных контактов и информации, причем не, только собственно профессиональных, но и прямо не связанных с профессиональной деятельностью.

В процессе информатизации общества, деятельность технического вуза должна быть направлена на формирование социально активной личности, готовой и способной к социально-информационной деятельности. Чтобы достичь такого уровня подготовки студентов, современный вуз должен обладать эффективной информационной средой управления доступом к информационным ресурсам и сервисам, на которые переносятся процессы, обеспечивающие непосредственно процесс обучения, что подразумевает объединение его ресурсов в единую сеть открытого образования.

Такая система управления информационными потоками вуза, как одна из составляющих инновационного образовательного пространства, создает предпосылки для атмосферы эффективного сотрудничества между различными участниками образовательного процесса (преподавателями, научными сотрудниками, студентами, работниками библиотеки и др.). Стратегической целью такого сотрудничества является, подготовка специалистов, обладающих достаточным уровнем информационной подготовки, то есть навыками и умениями непрерывного образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности, что позволит им справляться с возрастающим информационным потоком. Такие навыки и умения являются крайне востребованными в условиях быстро меняющегося общества и окружающего мира, в котором нет ничего более постоянного, чем перемены.

С учётом вышесказанного становится ясно, что для студента культурная информационно-образовательная среда вуза, в са-

Библиографический список

мом широком смысле, становится одним из новых специфичных социумов, который может оказывать существенное влияние на формирование не только социальных стереотипов и установок, но и сознательной части ценностно-смысловой сферы личности, его поведения и потребностей. А непрерывный характер образовательного процесса повышает требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационных потребностей [2].

Социокультурная обусловленность высшего технического образования проявляется и в том, что изучение процесса формирования социально-информационных потребностей общества в ходе его развития и возможностей их удовлетворения с помощью специальной информации показало, что информация оказалась наиболее фундаментальным фактором социального процесса. Социально-информационные потребности существовали всегда, и в этом смысле их трудно назвать новыми. Но вместе с тем они оказываются новыми по своим масштабам, средствам, источникам и усилиям, которые расходует человечество на их удовлетворение в современном мире. В таком случае, для реализации социально-информационных потребностей социального процесса, информационно-образовательная среда технического вуза должна влиять на процесс формирования социально-информационной культуры каждого ее субъекта. Как следствие, вуз как социальный институт через информационно-культурную среду имеет цель включения индивидов в определённую профессиональную субкультуру, которая выражается своими социальными и информационными ценностями организационной культуры [3 - 5].

В целом, подытоживая всё вышеизложенное, можно сформулировать некоторые обобщения. Высшее учебное заведение и, в частности технический вуз:

- динамичная, развивающаяся, открытая система, и основная его цель - формирование культуры, с соответствующими социальной, интеллектуальной и информационной составляющими;

- воздействует на социальную структуру общества и его культуру как элемент и участник механизма репликации культуры; выполняя при этом заданную обществом социокультурную программу;

- социальный институт общества, который призван включать индивидов в определенную профессиональную субкультуру, которая характеризуется организационной культурой, своими социальными и информационными ценностями [6].

1. Дронова KA. Высшее образование и вузовские библиотеки. Мир библиографии. 2006; 6: 28 - 30.

2. Гулякин Д.В. Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 1 (105): 4 - 7.

3. Лпехин ИА, Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; № 2 (66): 3 - 16.

4. Ллижанова X.A., Aтагишиева Г. С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н. Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зин-ченко A^., КопыловA.В., Копылова ИА, Коломина М.В., Кулибеков НА, Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин ВА и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

5. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева МА, Зинченко A.^, Исакиева З.С., Каневская Ж.О. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в Российской системе образования: коллективная монография. Москва, 2017.

6. Гулякин Д.В. Современный вуз как среда, реплицирующая культуру общества. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012; 6: 91 - 95.

References

1. Dronova N.A. Vysshee obrazovanie i vuzovskie biblioteki. Mirbibliografii. 2006; 6: 28 - 30.

2. Gulyakin D.V. Suschnostnye harakteristiki social'no-informacionnoj kul'tury studenta tehnicheskogo vuza. Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 1 (105): 4 - 7.

3. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mirobrazovaniya- obrazovanie vmire. 2017; № 2 (66): 3 - 16.

4. Alizhanova H.A., Atagishieva G. S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., KopylovA.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: problemy i perspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

5. Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Gunasheva M.A., Zinchenko A.S., Isakieva Z.S., Kanevskaya Zh.O. i dr. Sovremennye tendencii obucheniya i vospitaniya vRossijskojsisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

6. Gulyakin D.V. Sovremennyj vuz kak sreda, repliciruyuschaya kul'turu obschestva. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2012; 6: 91 - 95.

Статья поступила в редакцию 07.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.