Научная статья на тему 'Развитие содержания профессиональной подготовки инженера: информационые и социальные аспекты'

Развитие содержания профессиональной подготовки инженера: информационые и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА / TRAINING ENGINEER / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА / INFORMATION CHARACTER OF LABOR / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данович Л. М., Гулякин Д. В.

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущего инженера как субъекта информационной и социальной деятельности и социальной ответственности. Речь идет о формировании нового образа и способа мышления инженера, приспособленного к быстро меняющимся информационным и социальным реалиям современного общества. Задачей современного инженера сегодня является не только создание технических систем, механизмов, но и обеспечение их нормального функционирования в социуме. Следовательно, технический вуз должен предоставлять широкий информационный и социальный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CONTENTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF AN ENGINEER: INFORMATION AND SOCIAL ASPECTS

The article deals with aspects of professional training of the future engineer as a subject of information and social activity and social responsibility. The researchers examine how a new image and way of thinking of an engineer adapts to the rapidly changing information and social realities of the modern society. The task of a modern engineer is not only to create technical systems, mechanisms, but also ensure the normal functioning in society. Consequently, a technical university should provide a broad informational and social context for the future engineer's professional activities and, correspondingly, to these contexts, to form an educational environment.

Текст научной работы на тему «Развитие содержания профессиональной подготовки инженера: информационые и социальные аспекты»

УДК 378

Danovich L.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Applied Mathematics, Kuban State

Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]

Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF THE CONTENTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF AN ENGINEER: INFORMATION AND SOCIAL ASPECTS. The article deals with aspects of professional training of the future engineer as a subject of information and social activity and social responsibility. The researchers examine how a new image and way of thinking of an engineer adapts to the rapidly changing information and social realities of the modern society. The task of a modern engineer is not only to create technical systems, mechanisms, but also ensure the normal functioning in society. Consequently, a technical university should provide a broad informational and social context for the future engineer's professional activities and, correspondingly, to these contexts, to form an educational environment.

Key words: training engineer, information character of labor, social responsibility.

Л.М. Данович, канд. техн. наук, доц., зав. каф. прикладной математики, Кубанского государственного

технологического университета, г. Краснодар, E-mail: [email protected]

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА: ИНФОРМАЦИОНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущего инженера как субъекта информационной и социальной деятельности и социальной ответственности. Речь идет о формировании нового образа и способа мышления инженера, приспособленного к быстро меняющимся информационным и социальным реалиям современного общества. Задачей современного инженера сегодня является не только создание технических систем, механизмов, но и обеспечение их нормального функционирования в социуме. Следовательно, технический вуз должен предоставлять широкий информационный и социальный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду.

Ключевые слова: подготовка инженера, информационный характер труда, социальная ответственность.

Рынок труда диктует требования к уровню и качеству профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе, специалиста технического профиля. Выпускник технического вуза - инженер, должен быть высокообразованным, компетентным, способным решать профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях социальной и информационной действительности.

Информативный и социальный характер деятельности инженера ставит перед техническими вузами задачу по подготовке современного специалиста технического профиля с востребованными обществом и профессиональным сообществом, социально-информационными знаниями, умениями, компетенциями. В контексте данных суждений требуют обоснования наиболее важные на сегодняшний день информационные и социальные аспекты профессиональной подготовки будущего инженера.

Выделение информационных аспектов в профессиональной подготовке будущего инженера обоснована тем, что профессиональная деятельность любого современного специалиста носит ярко выраженный не только социальный, но и информационный характер, и, конечный успех этой деятельности зависит от его подготовленности к функционированию в так называемом «информационном социальном и профессиональном поле». Подтверждение данного мнения находим в исследованиях и других ученых [Л.Н. Бахтиярова, Н.Г. Витковская, А.Л. Денисова, В.В. Евдокимов, И.А. Журавлёва, А.А. Козырев, Е.А. Ковалева, Л.В. Кулева, И.А. Малинина, А.Л. Сметанников, З.Ф. Смолов, А.Г. Степанов, Л.В. Третьякова, Н.Г. Ширшова и др.].

Дело в том, что профессиональная деятельность инженера информативна по содержанию, и его профессиональная деятельность так же информативна. Информационный характер труда инженера складывается под влиянием тенденций развития информационного общества, что определяет новые задачи подготовки современного специалиста технического профиля, связанные с формированием:

- способности обобщения взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности;

- способности к потреблению и выбору информации. Сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство;

- системного взгляда на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;

- готовности к поиску, освоению и использованию информации. Знаний номенклатуры информационных услуг, предлагаемых различными источниками. Умений пользования алгоритмами оптимального индивидуального поиска, использования достижений науки и техники в практической деятельности;

- рефлексивных умений по отслеживанию субъектом целей, содержания, и результатов своей профессиональной деятельности.

В то же время, современный инженер сегодня - это не просто технический специалист, задача которого состоит в решении узкопрофессиональных задач. Профессиональная деятельность инженера принимает более широкий социальный аспект.

Социальные аспекты обусловлены тем, что профессиональная деятельность современных инженеров связана, прежде всего, с удовлетворением потребностей общества и каждого человека в отдельности в различных бытовых, производственных, информационных и других видах техники и технологий. Объективный процесс интеграции социокультурных систем гуманитарной, экономической, информационной и технической природы приводит к пониманию того, что инженер становится субъектом социальной деятельности и социальной ответственности [1; 2]. Данный аспект нашел свое отражение не только в научных исследованиях ученых [1 - 4], но и в критериальных оценках международных объединений работодателей по инженерной подготовке, таких, например, как Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (FEANI), Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество инженерных организаций (APEC), Ассоциация инженерного образования России (АИОР).

Так, по утверждению РМ. Петруневой [3], существующая социальная и техническая реальность требует специалиста, разбирающегося не только в своей профессиональной деятельности, но и в сфере, которая, казалось бы, не связана с его профессиональным бытием. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, техника составила целую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, изобретает... Большая часть глубоких впечатлений, получаемых им, приходят к нему от

техники. А, с другой стороны, любое инженерно-техническое решение вторгается в социальное бытие человеческого общества -трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, устанавливает новые стандарты качества жизни. Происходит изменение мышления, образа жизни, окружающей реальности.

Мнение ученых совпадает с мнением представителей международных объединений работодателей, которые помимо технико-технологических выдвигают требования к личностным качествам инженера, это:

- умение работать в многопрофильной команде;

- обладание приемами эффективной аргументации и коммуникативной компетенцией в целом;

- понимание профессиональной и этической (социальной, природной) ответственности принятия инженерных решений;

- способность к анализу и критике принятых решений;

- искусство управления людьми и понимание необходимости обучения в течение всей жизни.

Библиографический список

Как следствие, задачей современного инженера сегодня является не только создание технических систем, механизмов, но и обеспечение их нормального функционирования в социуме. На ряду, с производственными функциями (обеспечение развития и функционирования техники и технологии) важнейшими функциями инженера являются такие социальные функции, как гуманистическая, культурологическая.

Таким образом, организаторы технического образования должны понимать, что вуз, подготавливающий специалистов должна отвечать критериям эффективности, а также четко себе представлять широкий социальный и информационный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду вуза. Они должны понимать, что современность, состоятельность и успешность выпускник вуза определяется не только и не столько багажом собственно технических знаний, но и его способностью и готовностью активно участвовать в социальных и информационных процессах.

1. Гулякин Д.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании социально-информационной компетентности. Современные информационные технологии. 2009; 10: 121 - 123.

2. Гулякин Д.В. Формирование социально-информационной культуры студентов технического вуза: теоретико-методологические аспекты: монография. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014.

3. Петрунева Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности. Монография. Волгоград: Политехник, 2007.

4. Суханов А.П. Информация и человек. Москва: Сов. Россия, 1980.

References

1. Gulyakin D.V. Rol' informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v formirovanii social'no-informacionnoj kompetentnosti. Sovremennye informacionnye tehnologii. 2009; 10: 121 - 123.

2. Gulyakin D.V. Formirovanie social'no-informacionnoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza: teoretiko-metodologicheskie aspekty monografiya. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2014.

3. Petruneva R.M. Model'specialista-inzhenera: ot deyatel'nostikkompetentnosti. Monografiya. Volgograd: Politehnik, 2007.

4. Suhanov A.P. Informaciya i chelovek. Moskva: Sov. Rossiya, 1980.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 378.046.4

Dubovitski I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: [email protected]

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The

article highlights various approaches to the understanding of the specifics of how of young teachers form professionally. The process of professional formation of a young teacher is complex and multifaceted. Despite the attention of modern scientists to this problem, additional research and constant updating of existing provisions is required. In this regard, it is necessary to identify the factors that affect this process, because the awareness of the factors is an indispensable condition and prerequisite for their management. Factors affecting professional development of young teachers include general, special and individual conditions existing within the society, an educational space, as well as the individual traits of each human being. Key words: teacher, young teacher, professional formation.

И.Н. Дубовицкий, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, E-mail: [email protected] Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию особенностей профессионального становления молодых педагогов. Процесс профессионального становления молодого учителя является сложным и многогранным. Несмотря на внимание к этой проблеме современных учёных, требуется дополнительное исследование и постоянная корректировка существующих положений. В связи с этим необходимо выявить факторы, влияющие на этот процесс, т. к. познание факторов служит непременным условием и предпосылкой управления ими. Факторы, влияющие на профессиональное становление молодого учителя, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного образовательного пространства, а также индивидуальных черт каждого человека. Ключевые слова: педагог, молодой педагог, профессиональное становление.

Переход современного образования на системно-деятель-ностную основу требует пересмотра устоявшихся подходов к организации методической работы, в первую очередь, работы с молодыми специалистами. Работа с молодыми специалистами - одно из приоритетных направлений в деятельности любой образовательной организации.

Общество предъявляет к современному педагогу ряд требований, ожидая профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего педагога, готового как психологически, так и технологически к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.