УДК 378.14
ГУЛЯКИН Дмитрий Владимирович кандидат педагогических наук, доцент
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье в качестве условий формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза рассматриваются объективные глобальные условия и педагогические условия вуза. Объективные глобальные условия содержат основные характеристики современного общества, вступающего в состояние информационного общества, отражающего процессы информатизации, глобализации и всеобщей коммуникации.
Педагогические условия представляют собой устойчивые обстоятельства, выраженные как целевые со-циогуманитарные ориентиры образовательной среды современного технического вуза.
Ключевые слова: культура, информационное общество, глобальные условия, педагогические условия, социально-информационная культура.
GULYAKIN Dmitriy Vladimirovich, Candidate of pedagogical science, Associate Professor,
CONDITIONS REQUIRED FOR CREATING SOCIETAL INTELLIGENCE IN STUDENTS OF A GRADUATE SCHOOL OF TECHNOLOGIES
The paper considered both the outer circumstances globally shaped and the learning environment set at a graduate school of technologies being both conditions entailing creation of societal intelligence in students of the college. The outer circumstances globally shaped mean the general features of the modern society that enters into the era of information society, reflecting the course of information processing and supply, of globalized standards and communication round the world. Learning preconditions represent the settled circumstances manifesting the social humanism targets for the learning environment at a graduate school of technologies.
Keywords: culture, information society, globally shaped circumstances, learning preconditions, societal intelligence.
Адаптация студента технического вуза в современной социально-информационной среде общества предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры (субкультуры): культуры информационной, профессиональной деятельности, культуры отношений, этики, поведения. Необходимо также наличие у него современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость формирования социально-информационной культуры у субъекта обучения.
В качестве условий формирования социально-информационной культуры студентов мы рассматриваем внешние и внутренние. К внешним условиям мы относим объективные глобальные условия. К внутренним - педагогические условия.
Объективные глобальные условия. Основными характеристиками современного общества, вступающего в состояние информационного общества, являются информатизация, глобализация и всеобщая коммуникация.
Современное развитие экономики, глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телерадиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных информационных технологий создают условия развития современного общества [3]:
- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
- создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
- повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение информации как важнейшего условия демократического развития.
Данные условия оказывают влияние на формирование компонентов социально-информационной культуры, обозначающей готовность будущего специалиста к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построения информационной картины мира, определения своего социального места в этом быстро изменяющемся мире.
Таким образом, обозначим объективные глобальные условия формирования социально-информационной культуры будущего специалиста:
- формирование информационной куртины мира, информационно-технологического мировоззрения как социально необходимый уровень информативности будущего специалиста, соответствующего уровню развития культуры формирующегося информационного общества;
- формирование отношения к социальным и информационным процессам, которые определяют социальные отношения будущего специалиста в различных социальных общностях людей;
- формирование творческих способностей будущего специалиста, проявляющихся в отборе и переработке циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении;
- развитие социального и информационного поведения, которое формирует правовую систему, положения информации как социального ресурса, создающую гарантии реализации права на получение, хранение и использование информации, регулирующую отношения будущего специалиста, возникающие в сфере информационного обмена.
К внутренним условиям мы относим педагогические условия.
Педагогические условия - обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, средств обучения для достижения определенных целей [4, а 17].
С точки зрения автора статьи, педагогические условия процесса формирования социально-информационной культуры студента технического вуза представляют собой устойчивые обстоятельства (содержательные, технологические, личностные), выраженные как целевые социогуманитарные ориентиры образовательной среды современного технического вуза, определяющие информационную, социогуманитарную, социально-информационную составляющую профессиональной подготовки будущего специалиста технического профиля.
Анализ исследований научных источников [1, 2, 4, 5], посвященных изучению педагогических условий, способствующих решению тех или иных образовательных задач, позволил выделить три группы условий, влияющих на процесс формирования социально-информационной культуры будущего специалиста в процессе обучения в техническом вузе.
1. Содержательные условия - когнитивная основа педагогического процесса.
2. Технологические условия - процессуально-методическая основа учебного процесса.
3. Личностные условия - психолого-педагогическая основа педагогического процесса.
Содержательные условия: ориентация содержания предметов внутри вузовского компонента на формирование социально-информационной культуры студентов; оптимизация бинарных связей информационно-технологических и социогуманитарных дисциплин технического образования.
В ориентации содержания предметов вузовского обучения на формирование социально-информационной культуры студентов необходимо выделить синтезирующие ключевые вопросы и проблемы стыкуемых информационно-технологических и социогуманитарных дисциплин, отражающих содержательные аспекты социально-информационной культуры. Реализация этого процесса путем внедрения информации (социальной, экономической, политической, правовой) в учебные дисциплины позволяет преодолеть недостатки большинства традиционных курсов, особенно специальных, которые являются как бы «замкнутыми». Речь идет об узкопрофессиональной насыщенности информации. Несомненно, информация должна соответствовать целям подготовки современного специалиста. Информационная подготовка студента должна быть нацелена на ориентацию студентов в социально-педагогических и информационных ценностях.
Реализацию отобранных ключевых материалов стыкуемых дисциплин можно эффективно реализовать через бинарные связи посредством взаимосвязи и взаимообогащения, ориентирующих содержание предметов внутривузовского компонента на формирование социально-информационной культуры.
Например, мы предлагаем объединить материал дисциплины «Информатика» и со-циогуманитарной дисциплины «Философия» (или «Информатика» и «Культурология»»), обобщающих тенденции современной информационной картины мира, и рассматривать как пункт плана подготовки занятия по теме «Информатика и информатизация общества».
Таким образом, бинарные связи в целенаправленной и согласованной работе преподавателей способны выполнять конструктивные функции, совершенствуя содержание, методы и формы организации обучения. Они повышают уровень научности обучения и его роль в формировании информационной картины мира и информационно-технологического мировоззрения
студентов. Данный вид связи в обучении предполагает совокупность учебно-познавательных, социально-позиционных и содержательно-информационных мотивов и ценностей. Этот компонент зависит от социальных условий, информационно-образовательной среды и деятельности личности, а также от общения и взаимодействия с другими субъектами учебной деятельности.
Технологические условия: эффективным технологическим условием формирования социально-информационной культуры является использование активных тактических образовательных методов обучения, направленных на достижение социальных, социокультурных, информационных составляющих профессиональной подготовки (профессиональной деятельности) будущего специалиста. К ним относятся: лекционные процедуры (проблемная лекция); семинарские занятия; сase-study (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций); игровые технологии (деловые игры, блиц-игры).
Личностные условия составили поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов (преподавателя и студента) образовательного процесса. В частности, в данную группу мы включили:
1) условия, которые определяются личностными качествами студента, в том числе:
- особенностями их направленности (мотивационная структура личности);
- установками студентов на устойчивую положительную мотивацию формирования социально-информационной деятельности студента как важного элемента профессиональной подготовки будущего специалиста;
2) условия, которые определяются личностными качествами преподавателя (тип личности, особенности психических процессов, система ценностей, самооценка и пр.) и, прежде всего, направленность преподавателя на формирование устойчивой мотивации студентов к социально-информационной деятельности (через поощрение, поддержку, одобрение и пр.);
3) условия, связанные с межличностным взаимодействием и общением преподавателя и студента.
Вывод: выделенные нами внешние и внутренние условия социально-информационной культуры студента технического вуза, разумеется, не являются исчерпывающими. Мы остановились только на тех из них, которые, по нашему мнению, обеспечивают наибольшую эффективность формирования данной культуры как составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филин, 1996. - 472 с.
3. Гулякин Д.В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3 (25). -С. 109-111.
4. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И.К. Журавлев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 29-32.
5. Коршунова Н.Л. Единство и различие терминов «условие» и «средство» в педагогике / Н.Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И.И. Журавлев, В. С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1991. -Вып. 1. (57). - С. 90-94.
REFERENCES
1. Andreev V.I. Pedagogy creative self-development. [Pedagogika tvorcheskogo samorazvitija]. V.I. Andreev. Moskva: Nauka, 1977 380 p. (in Russ.).
2. Boyko V.V. The energy of emotions in communication: A look at themselves and others. [Jenergija jemocij v ob-shhenii: Vzgljad na sebja i na drugih]. V.V. Boyko. Moskva: Filin, 1996. 472 p. (in Russ.).
3. Gulyakin D.V. Factors that determine requirement for raising social-information awareness in students with the graduate school of technologies. [Faktory, determinirujushhie neobhodimost' formirovanija social'no-informacionnoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl = Historical and social-educational ideas. 2014. No 3 (25). pp. 109-111. (in Russ.).
4. Zvereva M.V. On the concept of "didactic conditions". [O ponjatii «didakticheskie uslovija»]. M.V. Zverev .New research in pedagogical sciences. [Novye issledovanija v pedagogicheskih naukah]. Comp. I.K. Zhuravlev. Moskva: Pedagogy, 1987. pp. 29-32. (in Russ.).
5. Korshunova N.L. The unity and difference between the terms "condition" and "agent" in pedagogy.[ Edinstvo i razlichie terminov «uslovie» i «sredstvo» v pedagogike]. N.L. Korshunova .New research in pedagogical sciences. [Novye is-
sledovanija v pedagogicheskih naukah]. Comp. I. Zhuravlev, V.S. Shubinsky. Moskva.: Pedagogy, 1991. Vol. 1. (57). PP. 90-94. (in Russ.).
Информация об авторе
Гулякин Дмитрий Владимирович, Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедр «Архитектуры» и «Прикладной математики», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный технологический университет». Краснодар, Россия [email protected],
Получена: 16.12.2014
Information about the author
Gulyakin Dmitriy Vladimirovich, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor, Associate Professor at the Chairs of «Architecture» and «Applied Mathematics» Federal State-funded Educational Institution of Advanced Vocational Training "Kuban (Region) State Technological University." Krasnodar city, Russia, [email protected],
Received: 16.12.2014