2. Goldstein J., Hazy J.K. & Lichtenstein B.B. (2010) Complexity and the nexus of leadership: Leveraging nonlinear science to create ecologies of innovation. New York: Palgrave Macmillan, 2010.
3. Bolden R., Petrov G. & Gosling J. Distributed Leadership in Higher Education: Rhetoric and Reality. Educational Management Administration & Leadership. 2009; 37(2): 257 - 277. Available at: https://doi.org/10.1177/1741143208100301
4. Swanson D.J., Creed A.S. (2014). Sharpening the Focus of Force Field Analysis. Journal of Change Management. 2014; 14: 1: 28 - 47.
5. Scott G., Coates H., Anderson M. Learning Leaders in Times of Change. Academic Leadership Capabilities for Australian Higher Education. Sydney: University of Western Sydney and Australian Council for Educational research, 2008.
6. Kotter J.P. Leading Change. Harvard Business School Press, Boston, 1996.
7. Kotter J.P. "Accelerate!" Harvard Business Review 90, no. 11; November 2012: 45 - 58.
8. Burnes B. & Jackson P. Success and failure in organizational change: An exploration of the role of values. Journal of Change Management. 2001; 11 (2): 133 - 162.
9. Graetz F., Smith A.C.T. Managing Organizational Change: A Philosophy of Change Approach. Journal of Change Management. 2010; 10 (2): 135 - 154.
10. Jones S., Harvey M., Hamilton J., Bevacqua J., McKenzie K.E., McKenzie J. (2017). Demonstrating the Impact of a Distributed Leadership Approach in Higher Education. Journal of Higher Education Policy and Management. 2017; 39 (2): 197 - 211.
11. Branson C.M., Franken M., Penney D. Middle (2015). Leadership in Higher Education: A Relational Analysis. Journal of Educational Management, Administration & Leadership.
12. Carrillo C. Women & Leadership in Higher Education [Review of the Book Women & Leadership in Higher Education]. International Journal of Educational Leadership and Management. 2015; 3(1): 104 - 107.
13. Cifuentes G., Vanderlinde R. ICT Leadership in Higher Education: A Multiple Case Study in Colombia. Comunicar. n. 45, vol. XXIII, 2015; 45 (23). Media Education Research Journal.
14. Armenakis A.A., Harris S.G. Reflections: our Journey in Organizational Change Research and Practice. Journal of Change Management. 2009; 9 (2): 127 - 142.
15. Sohmen V.S. Change Management and Theory U Leadership. International Journal of Global Busines). 2016; 9 (2): 102 - 110.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 378
Sorokina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS: BACKGROUND OF THE RESEARCH PROBLEM. The process of education at all times was the most important function of society, which determines the historical nature of the prerequisites for the study of this problem. Analysis of the concepts of education shows that time has made its adjustments to the content of the goal of educating students of a modern technical university, but modern conditions today provide a justified opportunity to form, using psychological and pedagogical means, specific conditions that allow the personality of a future specialist to develop and in every way contribute to its self-development. The systemic crisis that has affected and higher education, testifies to the deep gap between the rapidly changing living conditions and the educational system, its goals, types, content and technologies of training and education of the student.
Key words: technical university, education, professional education, students, concept of education, personality formation, self-development, self-education.
Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Процесс воспитания во все времена являлся важнейшей функцией общества, что обуславливает исторический характер предпосылок исследования данной проблемы. Анализ концепций воспитания показал, что время внесло свои коррективы в содержание и цели воспитания студентов современного технического университета, но современные условия сегодня дают оправданную возможность формировать, используя психолого-педагогические средства, конкретные условия, позволяющие развиваться личности будущего специалиста, и всячески способствовать её саморазвитию. Системный кризис, затронувший и высшее образование, свидетельствует о глубоком разрыве между стремительно меняющимися жизненными условиями и образовательной системой, её целями, видами, содержанием и технологиями обучения и воспитания студента.
Ключевые слова: технический университет, воспитание, профессиональное воспитание, студенты, концепция воспитания, формирование личности, саморазвитие, самовоспитание.
Введение
Социально-исторический контекст предпосылок исследования современных актуальных вопросов и проблем воспитания студентов в условиях современного технического университета обусловлен, прежде всего, тем, что непосредственная реализация процесса воспитания во все времена была приоритетной задачей и важнейшим предназначением любого общества. Становление и развитие цивилизованной общественной формации невозможно без трансляции молодёжи социальных, производственных, общественных, культурных и исторических навыков и установок, без опыта её участия в различных условиях перечисленных отношений.
Воспитание как педагогическое явление, в действительности, считается одним из важнейших аспектов педагогической науки, являясь при этом объектом её исследования. Значение воспитания для современного технического университета, определяется в рамках выявленной проблематики следующими предпосылками исследования.
Рассмотрим первую тенденцию, её основой служит взгляд на субъект образования, например, студента, как на объект педагогического процесса. В этом случае определяющее влияние на формирование и развитие личности оказывают внешние факторы.
Так, по мнению Ю.К. Бабанского, «воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» [1, с. 165].
A.B. Мудрик характеризует воспитание, как «воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» [2, с. 39].
Такие суждения свойственны классической педагогической науке, её соци-оцентрическому подходу, когда воспитанию отводится управляющая роль, осуществляется конкретно ориентированное действие, результатом которого будет формирование личности с заранее определенными свойствами и качествами. В контексте такого подхода социализация, с точки зрения общественной значимости, определяет содержание развития личности. Функцией воспитания в рамках данного подхода является целенаправленное гармоничное и всестороннее развитие личности, соответствующее заранее определенным внешним параметрам. Таким образом, в образовательном процессе саморазвитие личности, как фактор отсутствует.
Вторая тенденция в педагогической науке представляет динамику философского мировоззрения относительно общественного развития современности, согласно которому, именно человек, как «личность и индивидуальность», является «центром научной картины мира» [3].
Гуманистическая платформа таких наук как философия, психология, обращение к гуманистической позиции педагогической науки делают возможным формирование другой парадигмы педагогики, другого подхода к студенту как субъекту воспитания. Вектор гуманистических идей воспитания представляет собой конкретно ориентированное направление «культуроёмкого» формирования личности в заданных условиях социума.
Основное содержание статьи
Детально рассмотрев концепции воспитания студентов недавних лет, можно говорить о том, что наиболее определяющими факторами, в них представленными, можно считать: идеи гуманизации и гуманитаризации образования; социализацию личности; организацию условий для формирования гуманистически направленной индивидуальности, способной к активной жизнедеятельно-
сти; создание условий для развития личности, ориентированной на готовность и способность функционировать в обществе и профессии; осознание студентом важности саморазвития и самовоспитания; активизацию «интеллектуального, духовного и творческого потенциала» студенчества [3].
Проделанная аналитическая работа позволяет, опираясь на рассмотренные концепции воспитания студентов определить, что время внесло свои коррективы в содержание цели воспитания, а также способствовало возникновению таких формулировок, как «полная реализации себя в обществе»; «формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой»; «содействие развитию и самораскрытию у личности характера высокой степени, социальной зрелости» [3].
Тем не менее, современные условия сегодня дают оправданную возможность формировать, используя психолого-педагогические средства, конкретные условия, позволяющие развиваться личности будущего специалиста, и всячески способствовать её саморазвитию. Гуманистическая функция высшего технического образования формулируется как: «Создание условий для развития нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование личности будущего специалиста» [6, с. 42].
Очевидно, что позитивно реализовать данные условия дает возможность интеграция комплексного педагогического проектирования профессиональной подготовки в организацию и содержание воспитания, которая способна развивать динамичные и многомерные взаимосвязи процессов «организационно-педагогического содействия становлению будущего специалиста» и самовоспитания. Исходя из этого, для нашего понимания, воспитание студентов в условиях технического университета не просто передача опыта: социокультурного или профессионального от педагога к студенту, а настойчивое, с творческим подходом индивидуальное принятие его с перспективой «самореализации, саморазвития и адаптации к условиям профессиональной среды» [3].
Обновленную функцию современного инженера в обществе, обуславливают, прежде всего, движение вперед отечественной промышленной индустрии, включая и строительную отрасль, требующих от молодых специалистов формирования специальных личностных качеств, а также непрерывного самообразования. Серьезным образом, увеличивается потребность в инженерах, готовых к инновационной деятельности, способных решать задачи, опирающиеся на инновационные и информационные технологии в проектной, управленческой, производственной и коммерческой деятельности, а также осуществлять комплексную поддержку решений таких задач. Инженер сегодня - ключевое звено научно-технического прогресса, а инженерная деятельность в современных условиях - не просто процесс, а креативные научные подходы к функционированию различного рода систем, способных совершенствуя условия выводить жизнь людей на принципиально новый уровень [4; 5; 6].
Полнота комбинации личностных качеств такого специалиста становится значимой для общества, являясь фактором его производственного и социального развития. Таким образом, в динамике профессионально-личностного становления инженера с учётом влияния социальных воздействий различного характера, а также в саморазвитии личности абсолютно значимую функцию имеет профессиональное воспитание.
Анализ изучения научной литературы о профессиональном воспитании студентов указывает на недостаточность работ, определяющих проблемы и пути их решения в этой области педагогической науки. В конце прошлого века к проблеме личностно ориентированного профессионального воспитания студентов в вузе обращались Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.М. Кузьмин [7; 8]. Авторами определено, что «такое воспитание предполагает организацию взаимодействия субъектов образования, в максимальной степени ориентированное на профессиональное развитие личности в специфику будущей профессиональной деятельности» [8].
Характеристику сущности расширенного понятия профессионального воспитания можно представить, как функцию трудовой и общественной жизни. В более узком контексте, как функцию современного технического университета, особым образом, формирующего условия для реализации задач подготовки будущих инженеров, обладающих высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей мотивацией, способных осуществлять свою деятельность в условиях быстрого обновления технологий во всех аспектах жизнедеятельности человека, включая нестандартные ситуации [3].
Библиографический список
Становление современного инженера, как специалиста-профессионала, можно сравнить с непрерывностью поступательного движения, в процессе (в условиях) которого «проектируется» его личность. Начиная с профессиональной ориентации как концепции условий, ориентированных помочь молодым людям осуществить свой профессиональный выбор, направление и область планируемой профессиональной деятельности, происходит включение в процесс профессионализации инженерного труда, подготовки профессионального инженера. Далее, уже на начальном этапе обучения важны знание и понимание сути и роли своей профессии, подробная информированность о способах и виде предстоящей деятельности, которые позволят студенту активнее развиваться, формировать «личностную модель самодвижения» к достижению максимального уровня в профессиональной реализации и профессиональном мастерстве [7].
Как указывает Э.Ф. Зеер, процесс самодвижения личности в профессионализме предполагает прохождение ряда стадий. Так, например, первая стадия, «оптация» (лат. желание, избрание) формирует определение личностных предпочтений, включая осознание своего профессионального определения, учитывая индивидуально-психологические особенности. Вторая стадия формулируется как «профессиональная подготовка», где формируются направленность будущей профессиональной деятельности, а также систематизируются профессиональные знания, умения и навыки, начинает появляться опыт решения профессиональных ситуаций и задач в теории и на практике. Третья стадия, «профессиональная адаптация», подразумевает вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессионально деятельности. Стадия четвертая, «профессионализация», реализует механизмы формирования позиции профессионала, внедрение его приоритетных качеств и умений, в том числе, как личности в достаточно стабильные и важные в профессиональном плане образования, осуществление квалифицированных профессиональных действий. Пятая стадия, «профессиональное мастерство», есть максимальное воплощение, деятель-ностное «самоосуществление» личности в профессии (творчески-креативный принцип), опираясь на «подвижные интегральные психологические новообразования» [7].
Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи профессионального воспитания будущего инженера на вузовском этапе обучения. Прежде всего, это устойчивый рост и расширение заинтересованности личности профессией инженера; построение вектора профессионально-мотива-ционной ориентации на будущую деятельность; устойчивая динамика развертывания профессионально-личностной «Я-концепции». Эффективное разрешение поставленных задач возможно только благодаря использования «личностно ориентированной педагогики образовательного процесса» в условиях современного технического университета [7].
Принципы профессионального воспитания будущих специалистов можно определить, как исходные направляющие, ведущие установки, позволяющие организовать и структурировать комплекс системы воспитательной деятельности университета, содержащий в качестве элементов цели, задачи, содержательные компоненты и концепции методов воспитания.
Выводы
Подводя итоги, можно отметить, что к актуальным вопросам воспитания студентов в период получения образования в условиях технического университета, и это отражено в большинстве концепций воспитания, относятся, прежде всего, недостаточно представленные формы организации, конкретные методики и педагогические технологии [9 - 11].
Нуждаются в решении проблемы воспитания, обусловленные отсутствием таких важных факторов как: отчетливая динамика социальной линии со стороны государства для текущего периода её становления, что также касается и сферы высшего профессионального образования; необходимый уровень качества подготовки педагогов высшего технического образования, осуществляющих воспитательный процесс; реализация внеаудиторной деятельности, обеспечивающая «профессиональное воспитание, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности студента» [3]. Системный кризис, затронувший современное высшее образование, свидетельствует о глубоком разрыве между стремительно меняющимися жизненными условиями и образовательной системой, её целями, видами, содержанием и технологиями обучения и воспитания студента.
1. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1982.
2. Мудрик A.B. Воспитание в системе образования Социализация молодежи в условиях развития современного образования. Новосибирск: НГПУ, 2004; Ч. 1.
3. Сорокина Е.Н. Теоретические и психолого-педагогические аспекты воспитания студентов технического университета: монография. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019.
4. Гулякин Д.В. Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; 1 (105): 4 - 7.
5. Гулякин Д.В. Концептуальные аспекты социально-информационной культуры студента технического вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 1: 208 - 210.
6. Петрунева P.A., Дулина Н.В. О главной цели образования. Высшее образование в России. 2002; 3: 40 - 44.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
8. Митина Л.М. Психология профессионализма. Москва: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.
9. Абдулов М.Р Профилактика наркомании среди студентов средствами физической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 28 - 29.
10. Гулякин Д.В. Социокультурные тенденции современного высшего технического образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 274 - 275.
11. Данович Л.М., Гулякин Д.В. Развитие содержания профессиональной подготовки инженера: информационые и социальные аспекты. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 357.
References
1. Babanskij Yu. K. Problema povysheniya 'effektivnosti pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1982.
2. Mudrik A.B. Vospitanie v sisteme obrazovaniya Socializaciya molodezhi v usloviyah razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Novosibirsk: NGPU, 2004; Ch. 1.
3. Sorokina E.N. Teoreticheskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty vospitaniya studentov tehnicheskogo universiteta: monografiya. Krasnodar: FGBOU VO «KubGTU», 2019.
4. Gulyakin D.V. Suschnostnye harakteristiki social'no-informacionnoj kul'tury studenta tehnicheskogo vuza. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 1 (105): 4 - 7.
5. Gulyakin D.V. Konceptual'nye aspekty social'no-informacionnoj kul'tury studenta tehnicheskogo vuza. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 1: 208 - 210.
6. Petruneva P.A., Dulina N.V. O glavnoj celi obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2002; 3: 40 - 44.
7. Zeer 'E.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Akademicheskij proekt. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003.
8. Mitina L.M. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 1996.
9. Abdulov M.R. Profilaktika narkomanii sredi studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 28 - 29.
10. Gulyakin D.V. Sociokul'turnye tendencii sovremennogo vysshego tehnicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 274 - 275.
11. Danovich L.M., Gulyakin D.V. Razvitie soderzhaniya professional'noj podgotovki inzhenera: informacionye i social'nye aspekty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 357.
Статья поступила в редакцию 05.08.19
УДК 378
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tschinval, The Republic Of South Ossetia), E-mail: [email protected]
Khadikova I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN EARLY YOUTH. The article reveals causation of studying activity by revealing particular features of students' personal development in the period of early youth. The interest to universal laws of life and, therefore, to theoretical and methodological bases of educational disciplines increases. Intellectual activity of an individual is characterized by a combination of thought activity, disposition to reasoning and high emotionality. It follows the position of the paramount importance of ideological and thematic material in the organization of psychological and pedagogical interaction during class studies in different disciplines of educational programs. The authors conclude that it is necessary to improve the teacher's scientific, theoretical and methodical training, to increase the level of his psychological culture. It is necessary to carry out personal individualization, involving such an organization of psychological and pedagogical interaction in the classroom, which takes into account the life experience, cognitive interests of students, aspirations and needs of students.
Key words: educational activity, personal development, early youth, students, psychological and pedagogical interaction.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия, E-mail: [email protected]
И.М. Хадикова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогоки и психологии, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
В статье раскрывается обусловленность учебной деятельности своеобразием личностного развития обучающихся в период ранней юности. Повышается интерес к универсальным законам бытия и на этой основе - к теоретическим и методологическим основам учебных дисциплин. Интеллектуальная деятельность индивида характеризуется сочетанием активности мысли, расположенности к рассуждениям и высокой эмоциональности. Из этого следует положение о первостепенной значимости специально подобранного тематического материала в организации психолого-педагогического взаимодействия на занятиях по разным дисциплинам образовательных программ. Делается вывод о необходимости совершенствования научно-теоретической и методической подготовки педагога, повышения уровня его психологической культуры.
Ключевые слова: учебная деятельность, личностное развитие, ранняя юность, обучающиеся, психолого-педагогическое взаимодействие.
Введение
Лица, приступающие к обучению в старших классах общеобразовательной школы или в учреждении среднего профессионального образования, находятся, как известно, на этапе «вхождения» в период ранней юности. Имеются ли специфические особенности усвоения учебного материала, отличающие данный процесс от такового на предыдущих возрастных этапах? Актуальность данного вопроса в последние годы особенно возрастает в связи с характерными для данного периода существенными преобразованиями как в физическом, так и в личностном развитии индивида. Суть складывающейся ситуации состоит в том, что бурная скачкообразность, интенсивность физического и психического развития, наблюдаемая в подростковом возрасте, сменяется более плавным, «спокойным» его протеканием [1; 2; 3]. Возрастные характеристики, типичные для данного периода развития, уже не проявляются у индивида с прежней яркостью, ибо в значительной мере затушевываются определённым комплексом его типологических свойств и индивидуальных личностных особенностей. В то же время возрастная специфика данного периода развития характеризуется большей мерой определённости, проявляется во всех аспектах как учебной, так и внеучебной деятельности обучающихся и поэтому нуждается в пристальном рассмотрении.
Основное содержание статьи
Оптимальная организация учебного процесса требует от педагога глубокого знания особенностей обучающихся, на которые можно опираться и от которых отталкиваться [4]. Необходимо иметь в виду и те свойства, на которые желательно не рассчитывать, а также особенности, проявление которые лучше нейтрализовать. Психологическая специфика данного периода должна постоянно быть в поле зрения педагога, ибо именно она обеспечивает эффективность его влияния как на деятельность, так и на личность каждого обучающегося. Рассмотрим основные характеристики данного контингента обучающихся, требующие пристального внимания учителя при анализе их возрастной специфики с целью эффективной организации психолого-педагогического взаимодействия с ними [5].
К 16 - 17 годам физическое созревание индивида в основном завершается. В контексте же интеллектуального развития рассматриваемый возрастной период не обнаруживает особо значительных качественных преобразований. На этапе ранней юности обычно наблюдается укрепление и совершенствование психических процессов, протекавших и на предыдущей стадии возрастного развития. Тем не менее, определённая специфика всё-таки обнаруживается, и обусловлена она своеобразием личностного развития индивида в период ранней юности [6].