2. Abramlina O.G. Uchebnyj dialog kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoj kul'tury obuchayuschihsya. Orel, 2003.
3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
4. Bulygina L.N. O formirovanii kommunikativnoj kompetencii shkol'nikov. Voprosy psihologii. 2010; 2.
5. Klimanova L.F. Literaturnoe chtenie: uchebnik dlya 1 klassa v dvuh chastyah. Moskva, 2011.
6. Kanakina V.P., Goreckij V.G. Russkijyazyk. Moskva, 2011.
7. Goreckij V.G., Kiryushkin V.A., Vinogradskaya L.A. Azbuka: uchebnik dlya 1 klassa v dvuh chastyah. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.01.17
УДК 378
Danovich L.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Applied Mathematics, Kuban State
Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
Pergun O.V., senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF MOTIVES OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN A TECHNICAL COLLEGE. The article discusses how to monitor the effective management of such complex dynamic object as a system of education. Monitoring in education is a system of selection, processing, storage and dissemination of information about the educational system or its individual links, focused on information management software that allows you to judge the state of the object at any time and can provide its forecast for the development and effectiveness. The article deals with a study containing the monitoring indicators of the motives of professional work of students of a technical profile. The authors conclude that there is a need for social, informational and cultural orientation of student learning. This will enhance the manifestation of social, communicative qualities of students, enabling them to reach collective and better results in various occupations.
Key words: monitoring, motivation, professional motivation, technical education.
Л.М. Данович, канд. тех. наук, доц., зав. каф. Прикладной математики, Кубанский государственный технологический
университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
О.В. Пергун, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается мониторинг как эффективное управление таким сложным динамическим объектом как система образования. Мониторинг в образовании - это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности. В статье предложено исследование содержащее мониторинг показателей мотивов профессиональной деятельности студентов технического профиля. Авторы делают вывод о том, что необходима социальная, информационная и культурологическая направленность обучения студентов технического профиля. Это усилит проявление социальных, коммуникативных качеств студентов, позволит им достигать коллективных и более высоких результатов в различных видах профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мониторинг, мотивы, профессиональная мотивация, техническое образование.
Многоуровневая система профессионального образования, постоянно требует поиска новых средств и технологий повышения качества подготовки будущих специалистов. Целью процесса обучения является овладение учащимися определенного объема знаний и формирование умений использовать приобретенные методы в профессиональной деятельности. В связи с этим мониторинговая система является наиболее эффективной моделью оценки мотивации и качества образовательно-профессиональных достижений студентов.
Мониторинг в образовании - это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.
В нашем исследовании предусматривался мониторинг показателей мотивов профессиональной деятельности студентов Кубанского государственного технологического университета, в процессе их продвижения в учебе. В эксперименте принимали участие студенты технических направлений: 08.03.01 «Строительство» и 15.03.02 «Технологические машины и оборудование».
Данные измерения проводились с помощью специального опросника, разработанного А.А. Крыловым, который так и называется «Профессиональная мотивация» [1]. Анкета содержит вопросы, ответы на которые представляют собой утверждения,
имеющие различные значения. Задача студента выбрать из предложенных утверждений только одно, которое он считаете верным.
Измерения динамики сферы мотивов профессиональной деятельности проводилось в начале и в конце третьего курса. Студенты уже изучили информационные и социо-гуманитарные дисциплины на 1 и 2 курсе, на третьем происходить деление по профилям и возрастает количество дисциплин технического профессионального профиля.
В методике А.А. Крылова мотивы профессиональной деятельности, классифицированы на 4 группы: мотивы профессионального мастерства, социальной значимости труда, собственного труда, самоутверждения в труде.
Измерение динамики в мотивах студентов по мере продвижения их в учебе, было необходимо, поскольку мотивация побуждает активность в деятельности, обусловливают, прежде всего, выбор профессии и соответствующего вуза, влияет на результаты обучения и, в целом на профессиональное становление будущих инженеров.
Мотивы профессиональной деятельности человека изменяются в течение всей жизни, например, под воздействием мнения значащих людей (родителей, учителей, друзей), в процессе профессиональной ориентации в школе или вузе
Нас, интересовал вопрос о том, что происходит с мотива-ционной сферой студента (Таблица 1), когда он проходит этап перехода от общих дисциплин к профессиональным.
Таблица 1
Изменения в мотивах профессиональной деятельности студентов, (ед. изм. баллы)
Студенты направления «Строительство», Студенты направления «Технологические
Мотивы 62 чел. машины и оборудование», 34 чел.
в начале в конце динамика в начале в конце динамика
уч. года уч. года уч. года уч. года
Собственного труда 5 6 + 1 6 8 + 2
Социальной значимости труда 10 12 + 2 14 15 + 1
Самоутверждения в труде 18 19 + 1 18 20 + 2
Профессионального 6 7 + 1 6 8 + 2
мастерства
Данные, полученные при изучении у студентов мотивов профессиональной деятельности, представлены в Таблице 1. Эти данные показывают, что у студентов двух технических направлений, в течение года возросли значения показателей всех мотивов:
- на 2 и 1 б. мотивы социальной значимости труда;
- на 1 и 2 б. самоутверждения в труде;
- на 1 и 2 б. мотивы собственного труда;
- на 1 и 2 б. мотивы профессионального мастерства.
Данные Таблицы 1 были подвергнуты корреляционному
анализу. Коэффициент корреляции был использован как инструмент, с помощью которого можно измерить меру зависимости двух переменных (условий и результатов). При определении тесноты связи между двумя взаимно зависимыми признаками применялся линейный коэффициент корреляции по Пирсону (критерий хи-квадрат Пирсона с различными вариациями и поправками на точность), который показывает: существует ли и столь ли велика связь между этими признаками [2].
Корреляционный анализ мотивов на примере группы студентов направления «Строительство» (с использованием коэффициента корреляции Пирсона) данных Таблицы 1 приведен ниже в Таблице 2.
Анализ подтверждает тот факт, что связь между показателями статистически значима и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость указывает на то, что, чем выше показатели одних критериев, тем выше показатели других критериев и наоборот. Данные психолого-педагогической литературы [3; 4 и др.] и результаты наших исследований показали, что мотивы сферы профессиональной деятельности имеют динамический характер и непрерывно изменяются под воздействием различных факторов объективных и субъективных.
Таким образом, результаты исследования с использованием методики А.А. Крылова показали, незначительную динамику показателей всех мотивов сферы профессиональной деятельности у студентов двух технических направлений. По нашему мнению необходимо социальная, информационная и культурологическая направленность обучения студентов технического профиля (использование интерактивных форм обучения -кейс-стади, проблемные семинары и пр.). Что, несомненно, усилит проявление социальных, коммуникативных качеств студентов, позволит им достигать коллективных и более высоких результатов в различных видах профессиональной деятельности.
Таблица 2
Корреляционная зависимость мотивов профессиональной деятельности студентов направления «Строительство»
Переменная Наименование показателя rxy rxy
X Собственного труда 0,9321
Y Социальной значимости труда 0,9549
X Самоутверждения в труде 0,9235
Y Профессионального мастерства 0.9733
X Собственного труда
Библиографический список
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург, 2003.
2. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н., Зеленова Л.Н. Сравнительный анализ коэффициентов корреляции оценок и самооценок учащихся по естественнонаучным дисциплинам и математике. Челябинск, 1976.
3. Красина И.Б., Данович Л.М., Даценко Е.П., Петель Н.И. Использование современных технологий обучения при подготовке специалистов в высшей школе. Фундаментальные исследования. 2015; 2-16: 3598 - 3603.
4. Гулякин Д.В. Модель формирования социально-информационной культуры студентов. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 6-2: 26 - 29.
References
1. Praktikum po obschej, 'eksperimental'noj iprikladnojpsihologii. Pod redakciej Krylova A.A., Manicheva S.A. 2-e izd., dop. i pererab. Sankt-Peterburg, 2003.
2. Usova A.V., Tul'kibaeva N.N., Zelenova L.N. Sravnitel'nyj analiz ko'efficientov korrelyacii ocenok i samoocenok uchaschihsya po estestvennonauchnym disciplinam i matematike. Chelyabinsk, 1976.
3. Krasina I.B., Danovich L.M., Dacenko E.P., Petel' N.I. Ispol'zovanie sovremennyh tehnologij obucheniya pri podgotovke specialistov v vysshej shkole. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-16: 3598 - 3603.
4. Gulyakin D.V. Model' formirovaniya social'no-informacionnoj kul'tury studentov. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 6-2: 26 - 29.
Статья поступила в редакцию 08.02.17
УДК 378
Deberdeev M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]