Научная статья на тему 'Роль программно-технологического сопровождения в повышении квалификации преподавателя'

Роль программно-технологического сопровождения в повышении квалификации преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER / ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROGRAM AND TECHNOLOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Е. Г.

В статье анализируется понятие «сопровождение» в психолого-педагогической науке и практике. Рассматривая сопровождение с различных сторон, автор дает теоретический анализ понятия «программно-технологическое сопровождение», определяя его как активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым и средствами информационных технологий. Автор рассматривает особенности программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей. В статье предлагается этапность процесса программно-технологического сопровождения преподавателя в курсовой подготовке, автор включает рефлексивный этап, который предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Подчеркивается, что рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве курсовой подготовки, в качестве деятельностной нормы ответственного отношения к собственным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PROGRAM AND TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

In the article a concept of “support” of psychology and pedagogical science and practice is analyzed. Considering the support from various aspects, the author gives the theoretical analysis of the concept “program and technological assistance”, defining it as an active information exchange between a teacher, a trainee and the means of information technologies. The author considers features of program and technological support of educational process in the system of professional development of teachers. The staging of process of program and technological escort of the teacher in the course of education is offered. The author includes a reflexive stage, which assumes forming in one's own reflection of the attitude to a constructed problematic situation of the professional development. It is emphasized that the reflection has to end with position of self-determination as a way of realization of value in the set space of the course, as an activity norm of responsible attitude to the values.

Текст научной работы на тему «Роль программно-технологического сопровождения в повышении квалификации преподавателя»

УДК 378.1

Yamshikova E.G., postgraduate, Novgorod State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ROLE OF PROGRAM AND TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER. In the article a concept of "support" of psychology and pedagogical science and practice is analyzed. Considering the support from various aspects, the author gives the theoretical analysis of the concept "program and technological assistance", defining it as an active information exchange between a teacher, a trainee and the means of information technologies. The author considers features of program and technological support of educational process in the system of professional development of teachers. The staging of process of program and technological escort of the teacher in the course of education is offered. The author includes a reflexive stage, which assumes forming in one's own reflection of the attitude to a constructed problematic situation of the professional development. It is emphasized that the reflection has to end with position of self-determination as a way of realization of value in the set space of the course, as an activity norm of responsible attitude to the values.

Key words: professional development of teacher, program and technological assistance.

Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

РОЛЬ ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье анализируется понятие «сопровождение» в психолого-педагогической науке и практике. Рассматривая сопровождение с различных сторон, автор дает теоретический анализ понятия «программно-технологическое сопровождение», определяя его как активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым и средствами информационных технологий. Автор рассматривает особенности программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей. В статье предлагается этапность процесса программно-технологического сопровождения преподавателя в курсовой подготовке, автор включает рефлексивный этап, который предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Подчеркивается, что рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве курсовой подготовки, в качестве деятельностной нормы ответственного отношения к собственным ценностям.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателя, программно-технологическое сопровождение.

Сопровождению преподавателей в их профессиональном развитии сегодня уделяется большое количество работ. В Толковом словаре Ожегова содержится следующее определение слова «сопровождать»: «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, в котором он сам несет ответственность за свои действия. Мы остановимся на программно-технологическом сопровождении современного преподавателя.

Исходным положением для формирования теоретических основ программно-технологического сопровождения стал лич-ностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, образовательных путей. Философским основанием системы сопровождения преподавателя является концепция свободного выбора как условия развития. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями.

Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды: педагогическое, методическое, консультационное, информационное, научно-методическое, программно-технологическое и др. Закономерности психолого-педагогического сопровождения профессионального развития преподавателей в системе дополнительного профессионального образования глубоко раскрыты в трудах А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, С.И. Змеева, Г.А. Игнатьевой, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Новикова, В.А. Сла-стенина, Г.С. Сухобской и др. Вместе с тем, несмотря на большое значение проводимых исследований для разработки теоретических основ технологии сопровождения преподавателей, ещё недостаточно четко определены требования к процессуальной стороне программно-технологического сопровождения. При традиционной системе повышения квалификации организатором курсовой подготовки является методист, а общее руководство осуществляет заведующий кафедрой или заведующий предметным кабинетом. Традиционная управленческая структура курсовой подготовки не может решить всех проблем, возникающих у преподавателей, повышающих свою квалификацию.

В качестве механизма профессионального развития преподавателя в системе повышения квалификации выступает технология программно-технологического сопровождения, пред-

полагающая организацию целенаправленного взаимодействия андрагога и обучающихся преподавателей на основе последовательной смены видов деятельности с целью получения эффекта его профессионального развития. Несмотря на то, что проблема организации различных видов сопровождения профессионального развития преподавателя оказывается в центре внимания многих современных исследователей, программно-технологическое сопровождение в системе постдипломного образования носит стихийный характер, страдает технологической неоформленностью и используется лишь локально.

Программно-технологическое сопровождение - это обеспечение для преподавателей доступа к информации, хранящихся в базах данных, удаленных базах знаний, в компьютерных архивах, справочниках и энциклопедиях, в том числе через доступ к электронной информации средствам Интернет, в соответствии с их профессиональными потребностями. Информационное сопровождение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности [1].

А.Е. Марон и Л.Ю. Монахова определяют термин программно-технологическое сопровождение как «активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения» [2, с. 36].

Современный образовательный процесс в системе повышения квалификации сегодня уже невозможно представить без использования компьютеров, информационно коммуникационных технологий, электронного и дистанционного обучения. Во ФГОС требования к условиям реализации программ подготовки студентов предусматривают обязательное использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Современный преподаватель кроме своей дисциплины должен знать основы управления учебной деятельностью в информационно-насыщенной среде, использовать последние достижения мультимедиа образования. Это не просто пожелания, это обязательные профессиональные компетенции преподавателя. Так, в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» для всех категорий преподавателей напи-

I Vcj), к'ксмн: В1ГЛЯД »

прошлое;

В1ГЛЯД н блдущее

сано: «Должен знать... современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных». В 2015 году приказом Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», где сказано, что преподаватель профессионального обучения должен обладать:

- необходимыми знаниями современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения и возможности их применения в образовательном процессе;

- необходимыми умениями использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, применять современные ТСО и образовательные технологии (в том числе технологии электронного и дистанционного обучения) с учетом специфики образовательных программ СПО, требований ФГОС СПО; особенностей преподаваемого курса(дисци-плины, модуля); задач занятия, вида занятия;

возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе стадии профессионального развития, возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации её содержания [3].

В.И. Слободчиков в своей работе [4] выделяет четыре этапа технологии сопровождения профессионального развития педагогов, основанных на рефлексивном управлении позициями: 1. Этап актуализации и проблематизации средств, осознание и принятие позиций. Данный этап позволяет произвести объективированный позиционный анализ ситуации профессионального развития, выявить деятельностные нормы и организующие «общие правила поведения» позиции. 2. Этап концептуализации, выстраивания общей системы целей и ценностей профессионального развития и организации коммуникации между сильными позициями. Это позволяет обнаружить точку и возможные направления профессионального развития педагогов. 3. Этап оптимизации структуры смысловых и организационно-управленческих связей между позициями. На третьем этапе организуется позиционное самоопределение всех участников ситуации профессионального развития. Осуществляется моделирование необходимых взаимодействий и коопераций между своей и другими позициями, в контексте проявленной проблемной ситуации профессионального развития. 4. Четвертый заключительный этап - рефлексивное оформление предмета деятельности, ко-

{накомство (вхимаеипе в деятельность)

С '<»вместн<н> целеполаганне,

нроблематичацмя

Органшашш групповой ii iihuibii. О ллмкш работы

Opi аншация шучения концепций курса

Рис. 1. Этапность технологии программно-технологического сопровождения преподавсталянякеесах повышсяияавялификаяии

торый предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве встречи, в качестве де-ятельностной нормы ответственного отношением к собственным ценностям. Применив подход В.И. Слободчикова, мы схематично изобразили наше видение организации программно-технологического сопровождения преподавателя при курсовой подготовке на рис. 1.

Таким образом, анализ исследований, посвященных проблеме организации программно-технологического сопровождения деятельности преподавателя в системе повышения квалификации, показал, что ведущей функцией данной технологии выступает «оказание помощи профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект (сопровождаемый)» [5]. Выступая в единстве четырех компонентов сопровождения: диагностики, информации, консультации, помощи в первичной реализации, любое сопровождение основывается на воздействии на мотиваци-онно-смысловые, регулятивно-операционные и рефлексивные механизмы профессиональной деятельности преподавателя посредством создания условий для поддержки их саморазвития и самореализации.

Библиографический список

1. Беков Х.А., Широбоков C.B., Кирьянов И.И. и др. Терминология в системе дополнительного педагогического образования. Словарь. Москва: ИПК госслужбы, 2001.

2. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Огруктурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых. Человек и образование. 2015; 1 (42): 34 - 37.

3. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н.

4. ^ободчиков В.И. Очерки по психологии образования. Биробиджан: БГПИ, 2005.

5. Кривых C.B., Кузина H.H. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования: учебно-методическое пособие. Часть 1. Оанкт-Петербург: ИПК ОТО, 2014.

References

1. Bekov H.A., Shirobokov S.V., Kir'yanov I.I. i dr. Terminologiya vsisteme dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Slovar'. Moskva: IPK gossluzhby, 2001.

2. Maron A.E., Monahova L.Yu. Strukturno-soderzhatel'naya model' programmno-tehnologicheskogo soprovozhdeniya obrazovaniya vzroslyh. Chelovek i obrazovanie. 2015; 1 (42): 34 - 37.

3. Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 g. № 608n.

4. Slobodchikov V.I. Ocherkipo psihologii obrazovaniya. Birobidzhan: BGPI, 2005.

5. Krivyh S.V., Kuzina N.N. Osobennosti t'yutorskogo soprovozhdeniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov v usloviyah postdiplomnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Chast' 1. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2014.

Статья поступила в редакцию 23.03.18

УДК 378

Danovich L.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Applied Mathematics, Kuban State

Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]

Gulyakin D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF THE CONTENTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF AN ENGINEER: INFORMATION AND SOCIAL ASPECTS. The article deals with aspects of professional training of the future engineer as a subject of information and social activity and social responsibility. The researchers examine how a new image and way of thinking of an engineer adapts to the rapidly changing information and social realities of the modern society. The task of a modern engineer is not only to create technical systems, mechanisms, but also ensure the normal functioning in society. Consequently, a technical university should provide a broad informational and social context for the future engineer's professional activities and, correspondingly, to these contexts, to form an educational environment.

Key words: training engineer, information character of labor, social responsibility.

Л.М. Данович, канд. техн. наук, доц., зав. каф. прикладной математики, Кубанского государственного

технологического университета, г. Краснодар, E-mail: [email protected]

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц., Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА: ИНФОРМАЦИОНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки будущего инженера как субъекта информационной и социальной деятельности и социальной ответственности. Речь идет о формировании нового образа и способа мышления инженера, приспособленного к быстро меняющимся информационным и социальным реалиям современного общества. Задачей современного инженера сегодня является не только создание технических систем, механизмов, но и обеспечение их нормального функционирования в социуме. Следовательно, технический вуз должен предоставлять широкий информационный и социальный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду.

Ключевые слова: подготовка инженера, информационный характер труда, социальная ответственность.

Рынок труда диктует требования к уровню и качеству профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе, специалиста технического профиля. Выпускник технического вуза - инженер, должен быть высокообразованным, компетентным, способным решать профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях социальной и информационной действительности.

Информативный и социальный характер деятельности инженера ставит перед техническими вузами задачу по подготовке современного специалиста технического профиля с востребованными обществом и профессиональным сообществом, социально-информационными знаниями, умениями, компетенциями. В контексте данных суждений требуют обоснования наиболее важные на сегодняшний день информационные и социальные аспекты профессиональной подготовки будущего инженера.

Выделение информационных аспектов в профессиональной подготовке будущего инженера обоснована тем, что профессиональная деятельность любого современного специалиста носит ярко выраженный не только социальный, но и информационный характер, и, конечный успех этой деятельности зависит от его подготовленности к функционированию в так называемом «информационном социальном и профессиональном поле». Подтверждение данного мнения находим в исследованиях и других ученых [Л.Н. Бахтиярова, Н.Г. Витковская, А.Л. Денисова, В.В. Евдокимов, И.А. Журавлёва, А.А. Козырев, Е.А. Ковалева, Л.В. Кулева, И.А. Малинина, А.Л. Сметанников, З.Ф. Смолов, А.Г. Степанов, Л.В. Третьякова, Н.Г. Ширшова и др.].

Дело в том, что профессиональная деятельность инженера информативна по содержанию, и его профессиональная деятельность так же информативна. Информационный характер труда инженера складывается под влиянием тенденций развития информационного общества, что определяет новые задачи подготовки современного специалиста технического профиля, связанные с формированием:

- способности обобщения взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности;

- способности к потреблению и выбору информации. Сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство;

- системного взгляда на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;

- готовности к поиску, освоению и использованию информации. Знаний номенклатуры информационных услуг, предлагаемых различными источниками. Умений пользования алгоритмами оптимального индивидуального поиска, использования достижений науки и техники в практической деятельности;

- рефлексивных умений по отслеживанию субъектом целей, содержания, и результатов своей профессиональной деятельности.

В то же время, современный инженер сегодня - это не просто технический специалист, задача которого состоит в решении узкопрофессиональных задач. Профессиональная деятельность инженера принимает более широкий социальный аспект.

Социальные аспекты обусловлены тем, что профессиональная деятельность современных инженеров связана, прежде всего, с удовлетворением потребностей общества и каждого человека в отдельности в различных бытовых, производственных, информационных и других видах техники и технологий. Объективный процесс интеграции социокультурных систем гуманитарной, экономической, информационной и технической природы приводит к пониманию того, что инженер становится субъектом социальной деятельности и социальной ответственности [1; 2]. Данный аспект нашел свое отражение не только в научных исследованиях ученых [1 - 4], но и в критериальных оценках международных объединений работодателей по инженерной подготовке, таких, например, как Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (FEANI), Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество инженерных организаций (APEC), Ассоциация инженерного образования России (АИОР).

Так, по утверждению РМ. Петруневой [3], существующая социальная и техническая реальность требует специалиста, разбирающегося не только в своей профессиональной деятельности, но и в сфере, которая, казалось бы, не связана с его профессиональным бытием. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, техника составила целую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, изобретает... Большая часть глубоких впечатлений, получаемых им, приходят к нему от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.