в виде достаточно полного традиционного курса высшей математики, освоены быть не могут [8]. Так же считает и президент РФ, В.В. Путин «Математика - это предмет нашей национальной гордости, это всегда было так. На этом, собственно, основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, а это значит - судостроение, атомный подводный флот, наши достижения в космосе. Всё в конечном итоге - это математика».
Библиографический список
Обучение математике развивает у студентов критическое мышление, приобретение таких навыков мыслительной деятельности, как умение анализировать, абстрагировать, схематизировать, вычленять частные случаи. При условии формирования критического мышления студентов на высоком уровне происходит рост их дальнейшей профессиональной деятельности, что требует от выпускника самостоятельности, владения навыками делового взаимодействия и сотрудничества, решение сложных производственных задач [9, с. 244].
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва).
2. Цыренова В.Б. Развитие высшего математического образования в регионе России. Диссертация ... доктора педагогических наук. Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2006.
3. Якобюк Л.И. Сравнительный анализ результатов обучения при традиционном и компетентностном подходах в обучении. Агропродовольственная политика России. 2015; 10 (46): 65 - 66.
4. Якобюк Л.И. Анализ внедрения концепции развития математического образования в сельскохозяйственных вузах. АПК: инновационные технологии. 2018; 3: 82 - 86.
5. Виноградова М.В., Важенин М.Е. Математические связи с другими науками. Современные методики учебной и научно-исследовательской работы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) учебно-методической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. 2018: 27 - 30.
6. Мальнукова H.H., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродовольственная политика России. 2017; S (6S): 104 - 108.
7. Бирюкова КВ. Проблема становления смысла изучения математики у студентов младших курсов непрофильных направлений вуза. Инновационные процессы в научной среде сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016: 44 - 46.
8. Медведева HA Реформы в высшем образовании - кто ответит за последствия? Математика в высшем образовании. 2016; 14: 43.
S. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Использование элементов технологии развития критического мышления на занятиях по математике у студентов инженерного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 242 - 246.
References
1. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2013 g. N 2506-r g. Moskva).
2. Cyrenova V.B. Razvitie vysshego matematicheskogo obrazovaniya vregione Rossii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Buryatskij gosudarstvennyj universitet. Ulan-Ud'e, 2006.
3. Yakobyuk L.I. Sravnitel'nyj analiz rezul'tatov obucheniya pri tradicionnom i kompetentnostnom podhodah v obuchenii. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015; 10 (46): 65 - 66.
4. Yakobyuk L.I. Analiz vnedreniya koncepcii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v sel'skohozyajstvennyh vuzah. APK: innovacionnye tehnologii. 2018; 3: 82 - 86.
5. Vinogradova M.V., Vazhenin M.E. Matematicheskie svyazi s drugimi naukami. Sovremennye metodiki uchebnoj i nauchno-issledovatel'skoj raboty: sbornik statej po materialam Vserossijskoj (nacional'noj) uchebno-metodicheskoj konferencii. Pod obschej redakciej S.F. Suhanovoj. 2018: 27 - 30.
6. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki "Agroinzheneriya". Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; S (6S): 104 - 108.
7. Biryukova N.V. Problema stanovleniya smysla izucheniya matematiki u studentov mladshih kursov neprofil'nyh napravlenij vuza. Innovacionnye processy v nauchnojsrede sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii: v 4 chastyah. 2016: 44 - 46.
8. Medvedeva N.A. Reformy v vysshem obrazovanii - kto otvetit za posledstviya? Matematika v vysshem obrazovanii. 2016; 14: 43.
S. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 242 - 246.
Статья поступила в редакцию 22.03.19
УДК 378.1
Yamschikova E.G., postgraduate, Novgorod State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SYSTEM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND ETHICAL DEVELOPMENT IN A TEACHER OF HIGHER SCHOOL. The article presents a didactic system of technological support of the professional and ethical development of a higher school teacher. The author characterizes the purpose, principles of organization, forms and means of technological support, as well as the components of the professional and ethical development of a higher school teacher in the information and educational environment: motivational component. The author reveals the didactic means of technological support of the professional and ethical development of a higher school teacher in a form of multimedia and telecommunication technologies implemented in the interaction of andragogy and the teacher in the process of continuing education.
Key words: continuous education, professional and ethical development of university teacher, system of technological support, didactic means.
Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье представляется дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы, автором характеризуются цель, принципы организации, формы и средства технологического сопровождения, а также компоненты профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в информационно-образовательной среде: когнитивный компонент, деятельностный компонент, моти-вационный компонент Автор раскрывает дидактические средства технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в виде мультимедийных и телекоммуникационных технологий, реализуемых во взаимодействии андрагога и преподавателя в процессе непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессионально-этическое развитие преподавателя вуза, система технологического сопровождения, дидактические средства.
Понятие «система» (от греческого аиапра - единое целое, состоящее из частей) имеет огромное количество различных определений. Остановимся на определении основоположника теории систем Л. Берталанфи: «Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Применительно к живым, человеческим системам - это совместное действие людей, дающее новое качество. При этом оно может быть, как внешним и выражаться в каком-либо материальном продукте, так и внутренним, т.е. выражаться
новыми качествами личности» [1, с. 77 - 106]. Мы рассмотрим дидактическую систему технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в процессе его непрерывного образования.
Дидактические системы сегодня кардинально пересматриваются в связи с индивидуализацией и информатизацией процесса непрерывного образования в условиях системных изменений системы высшего профессионального образо-
2S1
вания, которые ломают стереотипы традиционного образовательного процесса в вузе.
В деятельности преподавателя вуза сегодня появляются новые позиции-роли, С.В. Кривых, О.В. Павлова, О.А. Тюлина (2013) [2] в своей монографии описывают эти позиции-роли в преподавательской деятельности в системе высшего образования, называя следующие: преподаватель, консультант, экзаменатор, руководитель образовательной программы, модератор, тьютор, фасилитатор и др. Современный образовательный процесс в вузе требует новых подходов к его организации, одна из преподавательских функций - фасилитационная, преподаватель-информатор и контролер становится преподавателем-фасилитатором (от латинского слова facility - легкость, благоприятность условий). Выделяют «фаси-литационную педагогику», которая строится на идее «безграничных возможностей» реализации личностного потенциала каждого обучающегося.
В.И. Богусловский [3] предложил следующие компоненты дидактического сопровождения как системы: учебно-методическое, информационное и организационно-управленческое сопровождение. Дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы, в целом, и развития его личностных качеств, в частности, происходит в образовательной среде вуза, которая является частью общего информационного пространства.
В самом широком смысле информационное пространство, безусловно, шире, чем образовательная среда учебного заведения, однако некоторые ученые сужают понятие и рассматривают его в рамках только образовательного учреждения, например, В.П Оливер понимает «под информационным простран-
ством учебного заведения - совокупность всех информационных ресурсов учреждения» [4, с. 384].
Общая цель нашей дидактической системы технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в процессе непрерывного образования диктуется социальным заказом, который определяется государственной образовательной политикой (рисунок 1).
Внутри системы располагается поле взаимодействия андрагога и преподавателя, основанное на следующих принципах:
- открытости и динамичности - взаимодействие открыто и способно изменяться в зависимости от потребностей обучающихся;
- контекстности и элективности - предоставление преподавателям выбора содержания, места, форм, методов, технологий обучения и оценивания его результатов;
- осознанной совместной деятельности - осмысление всех параметров образовательной деятельности всеми субъектами учебного процесса;
- заинтересованности и опоры на опыт - опора на интерес, склонности и опыт преподавателей как источники образования.
Мы определили следующие компоненты профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в информационно-образовательной среде:
- когнитивный компонент, характеризующий уровень знаний и компетенций, позволяющий свободно ориентироваться в информационном пространстве и участвовать в его формировании;
- деятельностный компонент, характеризующий интенсивность информационного взаимодействия;
Рис. 1. Дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этическогоразвитияпреподавателявысшей школы
в процессе непрерывного образования
- мотивационный компонент, характеризующийся степенью мотиваци-онных побуждений, которые влияют на отношение к познавательной и учебной деятельности, достижениям и успеху.
Представим характеристику каждого компонента системы. Когнитивный компонент профессионально-этического развития характеризуется совокупностью знаний и компетенций, позволяющих искать, работать, переводить в нужный формат и хранить информацию, работать с базами данных; теоретико-технологической подготовкой.
Деятельностный компонент характеризуется информационным взаимодействием: степенью включенности в информационное пространство, культурой обращения с информацией, способностью осваивать возможности и принципы работы мультимедийных и технических устройств, средств информационных и телекоммуникационных технологий, выявлять и прогнозировать технологические этапы по переработке информационных потоков и т. д.
Мотивационный компонент влияет на изменение качественной характеристики жизнедеятельности человека в области познавательной деятельности (интенсивность обращения к источнику информации, получения, передачи, хранения и использования информации, реализация своих креативных способностей).
Мы выделили дидактические средства технологического сопровождения преподавателя в виде мультимедийных, телекоммуникационных технологий. Мультимедийные средства, отличающиеся возможностью применить компьютер для работы с визуальной и звуковой информацией в образовательном процессе, данная технология позволяет использовать тексты, звук, графику, видео для создания продуктов учебной деятельности, предъявляемой преподавателю в виде, например, презентации для сообщения на семинаре, доклада, защиты дипломного проекта и т. д.
Телекоммуникационные средства также обладают ярким потенциалом в выстраивании образовательного процесса с использованием медиасредств, они развивают многие стороны личности - коммуникативную, креативную, эстетическую сферы, способствуют развитию познавательной активности, творческого потенциала, а также - информационную активность человека.
Технология Really Simple Syndication (RSS), позволяющая собирать, обрабатывать и представлять информацию тем пользователям, которые выразили желание узнавать последние новости по какой-то конкретной теме. Технология RSS обладает широким информационным полем (веб-сайты различных СМИ, телеканалов, информационных агентств и т. д.), что существенно расширяет информационное пространство.
Блоги - еще одно средство медиаобразования, которое может применяться в образовательном процессе. Блог (происходит от английского слова blog -сетевой журнал событий), по сути блог представляет собой web-сайт с регулярно обновляемым содержанием в виде текстов, изображений или звуковых файлов. Человек, ведущий данный блог, называется блогером (от английского blogger). Основное отличие блогов от просто дневников, с которыми их часто сравнивают в том, что они публичны и представляют собой некое место для самовыражения любого человека в Интернет-пространстве. Создать свой блог можно бесплатно на специальных сайтах, например, LiveJournal, Blogger, Word Press, iWeb и др.
Социальные сети - феномен нашего общества, набирающий все большую распространенность и важность для человека. Сегодня трудно себе представить
Библиографический список
человека средних лет, кто бы ни состоял в какой-либо социальной сети. Социальные сети (например, Вконтакте, Одноклассники, МойМир, Twitter, Instagram, Facebook, Google+, Dudu и т. д.) являются как бы посредником между людьми, чаще даже незнакомыми лично и находящимися на удаленном расстоянии друг от друга. Социальная сеть может объединять людей по самым разнообразным признакам: возрастным, профессиональным, религиозным, по интересам и т. д.
В последнее время стал употребляться термин «социальные медиа», объединивший в себе блоги, социальные сети, виртуальные сообщества и игры, геосоциальные сервисы, интернет-сообщества, различные переводчики и др., которые позволяют пользователям общаться, знакомиться, играть, собирать информацию, узнавать курсы валют, перечислять денежные средства, переводить на иностранные языки и т. д. Таким образом, социальные медиа используются не только ради развлечения, но и для деловой и образовательной деятельности.
Еще одним средством дидактического сопровождения медиаобразования является технология видеоконференцсвязи (ВКС), которая, по сути, является телекоммуникационной технологией интерактивного общения 2-х и более удаленных пользователей. Организуется «живой» сеанс видеосвязи между заинтересованными людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях, сеанс видеосвязи может включать не только обычную речь, но и обмен визуальной, текстовой, видео информацией здесь и сейчас, в режиме реального времени. Образовательное событие (конференция, семинар, выступление, вебинар, интервью и т. д.) учитывает образовательные потребности участвующих в нем, а также не ограничено по количеству людей.
Проведенный анализ информационных ресурсов, существующих сегодня в мире, показал, что, используя современные сетевые технологии, открывается доступ ко многим виртуальным или открытым учебным заведениям многих развитых стран, например, к открытому университету Великобритании, к Всемирной сетевой академии, к Всемирному лекционному залу и т. д. К примеру, во Всемирной сетевой академии можно найти информацию по более чем 20 областям науки, куда входят программы, курсы, учебники и пособия, презентации и материалы на разных языках.
К достоинствам применения этих технологий и форм обучения относятся:
- открытый доступ к различный ресурсам и информации, высокая интерактивность обучения;
- возможность создания собственного образовательного продукта, развитие креативных способностей;
- доступность для субъектов образования проектирования и использования учебных курсов (модулей);
- использование возможностей самостоятельной работы;
- индивидуализация образовательного процесса, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
- удаленная организация образовательного процесса;
- целесообразная распределенность учебного материала, презентаций, роликов, контрольных заданий и т. д.
Таким образом, нами представлена дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в процессе их непрерывного образования.
1. Садовский В.Н. Основания общей теории системы. Логико-методологический анализ. Москва, 1974: 77 - 106.
2. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.
3. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография. Санкт-Петербург, 2000.
4. Олифер В.Г Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. References
1. Sadovskij V.N. Osnovaniya obschej teoriisistemy. Logiko-metodologicheskijanaliz. Moskva, 1974: 77 - 106.
2. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.
3. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom universitete: metodologicheskie harakteristiki: monografiya. Sankt-Peterburg, 2000.
4. Olifer V.G, Olifer N.A. Setevye operacionnye sistemy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
Статья поступила в редакцию 01.04.19
УДК 371
Abulajsova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Philology, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova U.A., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL. The article deals with a variety of means to increase motivation to learn a foreign language in primary school children. Successful start of learning a foreign language contributes to the creation of students' high motivation to learn foreign languages. The attitude of students to the subject depends largely on how interesting and emotionally the teacher conducts lessons. The authors