Научная статья на тему 'Система дидактического сопровождения развития информационной активности студентов вуза'

Система дидактического сопровождения развития информационной активности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIDACTIC SYSTEM / DIDACTIC SUPPORT / EDUCATIONAL PROCESS / MEDIA EDUCATION / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абсалихов Р. Р., Кривых С. В.

В статье раскрывается проблема дидактического сопровождения студентов. Автор представляет систему дидактического сопровождения развития информационной активности студентов в учебном процессе. Приводится теоретический анализ понятия сопровождения студентов через раскрытие новых позиций преподавателя тьютор, модератор, фасилитатор и др. Выделяются компоненты, цели системы дидактического сопровождения студентов с целью развития их информационной активности в образовательном процессе вузе. Описываются принципы, на которых основывается взаимодействие преподавателя и студента в предложенной системе. Представляются новые возможности организации учебного процесса средствами медиаобразования для развития информационной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF DIDACTIC SUPPORT IN DEVELOPMENT OF INFORMATION ACTIVITY OF STUDENTS

The problem of didactic support of students is revealed in this article. The authors present didactic support as a system that aims at developing the information activity of students in the learning process. The research provides a theoretical analysis of the concept of “tracking” students through a process of opening new positions of a teacher, i.e. a tutor, moderator, facilitator, etc. The authors' work distinguishes components, the objectives of the system of didactic support for students to develop their information activity in the educational process of a university. The principles, on which the interaction between a teacher and student in the proposed system takes place, are discussed. The authors introduce new features of the educational process by means of media education for the development of the information activity of students.

Текст научной работы на тему «Система дидактического сопровождения развития информационной активности студентов вуза»

«Декоративно-прикладное творчество» предусматривает как предметные области (художественное творчество, пленэрные занятия, история искусств), так и разделы (консультация, промежуточная и итоговая аттестация). Предметные области имеют обязательную и вариативную части, состоящие из учебных предметов. Область «Художественное творчество» включает в себя следующие обязательные предметы: рисунок, живопись, композиция прикладная, работа в материале, которой отведено наибольшее количество часов. В область «История искусств»

Библиографический список

входят беседы об искусстве и история народной культуры и изобразительного искусства [9, с. 67].

Таким образом, мы считаем, что реформирование дополнительного образования детей, направленное на создание системы предпрофессионального образования в области декоративно-прикладного искусства явилось основанием для разработки педагогической системы обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству в условиях преемственности содержания «ДПО - ВПО».

1. Зива В.Ф. Культуроохранная миссия художественного образования. Вестник ОГУ. 2008; 11: 38

2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. Преподавание истории в школе. Available at: http://pish.ru/blog/archives/197

3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2009; 4: 18-22.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 56 34-42.

5. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования. Педагогика. 2011; 6: 74-79.

6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос», 2013.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004; 5: 3-12.

8. Домогацкая И. Школа искусств - назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ. Электронная система «Культура». Available at: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/83/1949/

9. Шокорова Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2009; 4 (16): 66-69.

References

1. Ziva V.F. Kul'turoohrannaya missiya hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2008; 11: 38

2. Vyazemskij E.E. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obschego obrazovaniya vtorogo pokoleniya: innovacionnyj harakter, funkcii, osobennosti. Prepodavanie istorii vshkole. Available at: http://pish.ru/blog/archives/197

3. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; 4: 18-22.

4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 56 34-42.

5. Novikov A.M. Kul'tura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. 2011; 6: 74-79.

6. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod vobuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos», 2013.

7. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Shkol'nye tehnologii. 2004; 5: 3-12.

8. Domogackaya I. Shkola iskusstv - nazad v buduschee? K realizacii Federal'nogo zakona № 145-FZ. 'Elektronnaya sistema «Kul'tura». Available at: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/83/1949/

9. Shokorova L. V. Duhovno-nravstvennyj potencial narodnogo iskusstva i problemy ego realizacii v sovremennyh social'no-kul'turnyh usloviyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 4 (16): 66-69.

Статья поступила в редакцию 11.03.16

УДК 378

Absalihov R.R., senior teacher, Yakutsk Economics and Law Institute (branch) (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

SYSTEM OF DIDACTIC SUPPORT IN DEVELOPMENT OF INFORMATION ACTIVITY OF STUDENTS. The problem of didactic support of students is revealed in this article. The authors present didactic support as a system that aims at developing the information activity of students in the learning process. The research provides a theoretical analysis of the concept of "tracking" students through a process of opening new positions of a teacher, i.e. a tutor, moderator, facilitator, etc. The authors' work distinguishes components, the objectives of the system of didactic support for students to develop their information activity in the educational process of a university. The principles, on which the interaction between a teacher and student in the proposed system takes place, are discussed. The authors introduce new features of the educational process by means of media education for the development of the information activity of students.

Key words: didactic system, didactic support, educational process, media education.

Р.Р. Абсалихов, ст. преп. Якутского экономико-правового института (филиала), г. Якутск, E-mail: [email protected]

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье раскрывается проблема дидактического сопровождения студентов. Автор представляет систему дидактического сопровождения развития информационной активности студентов в учебном процессе. Приводится теоретический анализ понятия сопровождения студентов через раскрытие новых позиций преподавателя - тьютор, модератор, фасилитатор и др. Выделяются компоненты, цели системы дидактического сопровождения студентов с целью развития их информационной активности в образовательном процессе вузе. Описываются принципы, на которых основывается взаимодействие преподавателя и студента в предложенной системе. Представляются новые возможности организации учебного процесса средствами медиаобразования для развития информационной активности студентов.

Ключевые слова: дидактическая система, дидактическое сопровождение, образовательный процесс, медиаобра-зование.

Единого определения дидактической системы в психолого-педагогической литературе сегодня не существует. Часто дидактическая система определяется в качестве сущности обучения, целостной структуры, упорядоченного набор, однако этот

набор составляющих дидактическую систему разный: чаще называются цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Реже - критерии, обозначенные позиции и взгляд на процесс обучения, вид управления, тип передачи информации и управле-

ния образовательной деятельностью. Большинство авторов выделяют при этом две стороны учебного процесса: преподавание (активная сторона - педагог) и учение (активная сторона ученик).

Наиболее удачный подход к описанию дидактической системы мы находим у В.П. Беспалько (1989) [1, с. 179], который считает, что дидактическая система является типом управления учением обучающегося, и выделяет восемь типов управления процессом обучения [1, с. 180-184]: классическое или традиционное (классно-урочное) обучение; аудиовизуальное обучение; консультационное обучение; обучение средствами учебной книги (самостоятельное обучение); групповое обучение (в малой группе); обучение с помощью компьютера; программное (программированное по Скиннеру)обучение.

Сегодня существуют сотни работ, рассматривающих вопросы функционирования дидактических систем, с разными подходами к компонентному составу, однако можно выделить компоненты дидактической системы, встречающиеся у всех авторов:

1) цель образования, продиктованную социальным заказом;

2) конкретные цели обучения;

3) содержание образования;

4) формы организации образовательного процесса;

5) методы преподавания и учения;

6) средства обучения;

7) методы контроля и результативность обучения;

8) дидактические принципы и условия обучения и др.

Перечисленные дидактические системы сегодня кардинально пересматриваются в связи с индивидуализацией образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования, которые ломают стереотипы традиционного образовательного процесса в вузе.

Сегодня в работе преподавателя вуза появляются новые роли. С.В. Кривых, О.А. Тюлина (2013) [2] в своей монографии раскрывают новые позиции в преподавательской деятельности в вузе. Кроме традиционных ролей: преподаватель, консультант, экзаменатор, авторы выделяют следующие позиции - руководитель образовательной программы, модератор, тьютор, фасили-татор.

Сегодня даже существует термин «фасилитационная педагогика», которая строится на идеях гуманистической педагогики К. Роджерса и А. Маслоу, основанной на «безграничных возможностях реализации потенциала каждой личности».

При реализации технологии сопровождения педагога-фа-силитатора важны самостоятельность и ответственная свобода студента в целеполагании и оценке результатов обучения, создание благоприятных условий для самостоятельного изучения темы, активизация познавательных мотивов обучающихся, эмоциональное сопереживание и помощь в преодолении трудностей обучения.

Остановимся на понятии «тьютор», встречающимся во многих работах. Слово «тьютор» происходит от английского «tutor», что означает - педагог-наставник. Вслед за понятием «тьютор» во многих работах появилось понятие «тьюторское сопровождение», под термином понимается: «особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и переходах по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создаёт условия для его осуществления и осмысления» [3, с. 17].

По мнению авторов, тьюторское сопровождение должно отражать механизмы взаимодействия субъектов образовательной деятельности в учебном процессе, и вместе с тем выступать в различных формах (временная, пространственная и институциональная). Тьюторское сопровождение отражается системно-структурными, процессуальными и деятельностными характеристиками между участниками образовательного процесса в самом широком его смысле, включая неформальное образование (исходя из образовательных потребностей, не реализуемых в содержании образования вуза) и информальное образование (исходя из необразовательных интересов) студента.

Таким образом, главной целью тьюторского сопровождения авторы видят полноценную реализацию интеллектуального потенциала, выраженного в потенциале саморазвития обучающегося, а также удовлетворение его образовательных потребностей и самоактуализация через образование - помощь в реализации своих потенциалов в образовательной деятельности. Цели тьюторского сопровождения во многом схожи с целями дидактического сопровождения студентов в образовательном процессе, в

целом, и в развитии их информационной активности, в частности.

Исходя из выделенных В.И. Богусловским [4] компонентов дидактического сопровождения как системы: учебно-методическое, информационное и организационно-управленческое сопровождение, мы построили свою систему дидактического сопровождения развития информационной активности студентов.

Дидактическое сопровождение образовательного процесса, в целом, и развития различных качеств обучающихся, в частности, происходит в образовательной среде вуза, которая является частью общего информационного пространства. В нашей дидактической системе информационное пространство в глобальном смысле рассматривается шире, чем образовательное пространство вуза, включающее также его информационную среду, без которой сегодня нельзя представить образовательную среду любого учебного заведения.

Общую цель нашей системы дидактического сопровождения диктует социальный заказ, определяемый образовательной политикой государства. Конкретные цели дидактического сопровождения развития информационной активности студентов мы сформулировали следующим образом:

1) активизировать использование современных медиау-стройств и продуктов, вебресурсов и телекоммуникационных технологий в организации собственного образовательного маршрута;

2) развивать умения в области получения, передачи, хранения и использования информации в учебно-познавательной, исследовательской и креативной деятельности;

3) развивать способность свободно ориентироваться в информационном пространстве глобальной сети, участвовать в его формировании;

4) создавать условия для повышения общекультурного, интеллектуального, коммуникативного, творческого потенциала личности студентов; для самовыражения и возможности демонстрировать продукты собственной медиадеятельности.

Разработанная система дидактического сопровождения развития информационной активности студентов реализовалась нами в Якутском экономико-правовом институте (филиале) образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений.

Внутри системы располагается поле взаимодействия педагога и студента, основанное на следующих принципах:

- открытости и динамичности - взаимодействие открыто и способно изменяться в зависимости от потребностей обучающихся;

- контекстности и элективности - предоставление студентам выбор содержания, места, форм, методов, технологий обучения и оценивания его результатов;

- осознанной совместной деятельности - осмысление всех параметров образовательной деятельности всеми субъектами учебного процесса;

- заинтересованности и опоры на опыт - опора на интерес, склонности и опыт студентов как источники образования.

Сегодня существует огромное количество возможностей для организации учебного процесса средствами медиаобразования.

Как указывают Т.Л. Герасименко и Е.А. Будник [5]: «Использование интернет-ресурсов, общение в социальных сетях, участие в блогах, работа с подкастами и видеокастами, применение в обучении Skype, внедрение видеоконференций и ве-бинаров в образовательный процесс, учеба на МoОСs (Massive Open Online Courses) стали повседневной нормой».

Остановимся на некоторых из них.

Skype является одним из удобных и эффективных видеокоммуникационных средств сопровождения образовательного процесса. Он легок в обращении, надежен, имеет хорошее качество звуковых и зрительных эффектов, обладает неограниченными возможностями коммуникации и сотрудничества, а также может использоваться в образовательном процессе, как студентами, так и преподавателями. Кроме этого, у этого средства есть текстовой чат, позволяющий передавать не только текст, но и картинки, фотографии, схемы. Многие авторы отмечают, что Skype является одним из самых уникальных инструментов для изучения иностранного языка, развивает коммуникативную компетенцию обучающихся, возможности этого эффективного инструмента не до конца изучены и используются в образовательном процессе недостаточно. Многие преподаватели используют Skype как инструмент дистанционного и электронного обучения.

Электронное обучение. Термин «электронное обучение» появился сравнительно недавно, однако электронное обучение уже давно используется в образовательном процессе. В заочном обучении преподаватели активно используют электронную почту, что приводит к значительной упорядоченности и интенсификации учебного процесса.

Электронная почта представляет собой сетевую службу, которая позволяет с большой скоростью и надежностью обмениваться текстовыми сообщениями, визуальной информацией через сеть Интернет. Работа с обучающимся становится более целенаправленной и индивидуальной, позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, согласно его способностям и привычному темпу работы. При использовании электронной почты в образовательном процессе преподаватель организует интерактивное взаимодействие, решая различные дидактические задачи. Данный подход к образовательному процессу существенно изменяет суть взаимодействия между преподавателем и студентом, педагог может выступать в различных ролях: информатор, консультант, координатор, тьютор.

Остановимся на средствах дидактического сопровождения медиаобразования в виде мультимедийных, телекоммуникационных технологий.

Мультимедийные средства, отличающиеся возможностью применить компьютер для работы с визуальной и звуковой информацией в образовательном процессе, данная технология позволяет использовать студентам тексты, звук, графику, видео для создания продуктов учебной деятельности, предъявляемой преподавателю в виде, например, презентации для сообщения на семинаре, доклада, защиты дипломного проекта и т. д.

Телекомуникационные средства также обладают ярким потенциалом в выстраивании образовательного процесса с использованием медиасредств, они развивают многие стороны личности - коммуникативную, креативную, эстетическую сферы, способствуют развитию познавательной активности, творческого потенциала, а также - информационную активность человека.

Социальные сети - феномен нашего общества, набирающий все большую распространенность и важность для человека. Сегодня трудно себе представить человека средних лет, который бы не состоял в какой-либо социальной сети. Социальные сети (например, Вконтакте, Одноклассники, МойМир, Twitter, Insta-gram, Facebook, Google+, Dudu и т. д.) являются как бы посредником между людьми, чаще даже незнакомыми лично и находящимися на удаленном расстоянии друг от друга. Социальная сеть может объединять людей по самым разнообразным признакам: возрастным, профессиональным, религиозным, по интересам и

Библиографический список

т.д. Сегодня очень распространено среди студентов создание группы в социальной сети, объединяющей обучающихся в одной учебной группе, с целью концентрации разной учебной информации (расписания занятий, заданий, тестов, ответы на них и т. д.), которой пользуются все обучающиеся в этой группе, это очень удобно и информативно.

В последнее время стал употребляться термин «социальные медиа», объединивший в себе блоги, социальные сети, виртуальные сообщества и игры, геосоциальные сервисы, интернет-сообщества, различные переводчики и др., которые позволяют пользователям общаться, знакомиться, играть, собирать информацию, узнавать курсы валют, перечислять денежные средства, переводить на иностранные языки и т. д. Таким образом, социальные медиа используются не только ради развлечения, но и для деловой и образовательной деятельности.

Ещё одним средством дидактического сопровождения медиаобразования является технология видеоконференцсвязи (ВКС), которая по сути является телекоммуникационной технологией интерактивного общения 2-х и более удаленных пользователей. Организуется «живой» сеанс видеосвязи между заинтересованными людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях, сеанс видеосвязи может включать не только обычную речь, но и обмен визуальной, текстовой, видео информацией здесь и сейчас, в режиме реального времени. Образовательное событие (конференция, семинар, выступление, вебинар, интервью и т. д.) учитывает образовательные потребности участвующих в нём, а также не ограничено по количеству людей.

В заключение отметим, что вопрос о целесообразном сочетании интернет-технологий и традиционных технологий и методов обучения сегодня занимает определенное место в педагогических исследованиях. В отдельных работах встречаются дискуссионные вопросы использования дидактических средств медиаобразования в учебном процессе студентов. Учёные отмечают такие возникающие в связи с этим проблемы:

- возникновение интернет-зависимости студентов;

- снижение коммуникативной компетенции, культуры общения;

- потеря интереса к чтению художественной литературы, к художественной культуре вообще;

- нивелирование умения работать с книгой как источником информации;

- потеря способности конструировать собственные тексты, учебные продукты, а в конечном итоге знания;

- снижение оперативной памяти обучающихся, ведущее к понижению общей информированности, функциональной грамотности, кругозора.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989: 192.

2. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013: 200.

3. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2014; Ч. 1: 92.

4. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография. Санкт-Петербург: 2000: 142.

5. Герасименко Т.Л., Будник Е.А. Опыт использования технологии Skype как эффективного средства формирования и совершенствования коммуникативной языковой компетенции. НАУКОВЕДЕНИЕ. Интернет-журнал. 2015; Том 7, № 3. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/46PVN315.pdf

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989: 192.

2. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013: 200.

3. Krivyh S.V., Kuzina N.N. Osobennosti t'yutorskogo soprovozhdeniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov v usloviyah post-diplomnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2014; Ch. 1: 92.

4. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa vpedagogicheskom universitete: metodologicheskie harakteristiki: monografiya. Sankt-Peterburg: 2000: 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gerasimenko T.L., Budnik E.A. Opyt ispol'zovaniya tehnologii Skype kak 'effektivnogo sredstva formirovaniya i sovershenstvovaniya kommunikativnoj yazykovoj kompetencii. NAUKOVEDENIE. Internet-zhurnal. 2015; Tom 7, № 3. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/46PVN315.pdf

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Absalihov R.R., senior teacher, Yakutsk Economics and Law Institute (branch) (Yakutsk, Russia), Е-mail: [email protected]

MEDIA EDUCATION AS A MEANS TO DEVELOP INFORMATION ACTIVITY OF A STUDENT. The article presents a theoretical

analysis of a concept of "information activities" in relation to the concepts of "information culture", "information competence", "user

activity" and others. The author's vision of the information activity is as an activity, a quality of life characteristics, a level of knowl-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.