Научная статья на тему 'Студент как субъект и объект формирования социально-информационной культуры'

Студент как субъект и объект формирования социально-информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / SOCIAL-INFORMATION CULTURE / OBJECT / SUBJECT / INTERIORIZATION / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL / PSYCHOLOGICAL SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулякин Д. В.

В данной статье обучение в вузе рассматривается как механизм целенаправленного педагогического управления процессом субъектного преобразования студентов. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие развёрнутых во времени процессов: внутренне мотивированного личностно-профессионального развития и внешнего, по отношению к личности студента, обучения. Определяются три важнейших взаимосвязанных психолого-педагогических явления-процесса: «интериоризация», «зона ближайшего личностного и профессионального развития» и «психологическая установка» как основа субъект-объектности студента и механизма формирования его социально-информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS AS SUBJECTS AND OBJECTS OF FORMATION OF SOCIAL-INFORMATION CULTURE

In the article the researcher observes education in a higher education school as a mechanism targeted at controlling the pedagogical process of subject-related transformation in students. The formation of subjectivity of a student in an educational process of a university is presented as an interaction deployed in time processes internally motivated personal and professional development and external with respect to the individual student learning. The work identifies three major interrelated psychological and educational processes: “interiorization”, “zone of proximal development of personal and professional world” and “psychological setting” as the basis of the subject-objectivity of students and the mechanism of formation of the socio-cultural information. The author comes to the conclusion that the formation of subjectivity of students in the educational process of a university is represented as an interaction of two processes extended in time: internally-motivated personal and professional development and external, in relation to the individual student, learning.

Текст научной работы на тему «Студент как субъект и объект формирования социально-информационной культуры»

По мнению В.В. Гузеева, педагогическая технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий.

Центром учебного процесса в технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ДЦЗ). Это особый тип учебной задачи, имеющий трехкомпонентную структуру. Информационная задача является ведущим компонентом структуры ДЦЗ, направленным на формирование и отработку умений работать с информацией. Решение коммуникационной задачи позволяет в процессе обсуждений, споров, подготовки и презентаций докладов групп формировать коммуникационные компетенции. Познавательная задача позволяет освоить содержание материала. Однако, как отмечает В.В. Гузеев, «ТОГИС - технология деятельностно-ценностная, поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Присвоение обучающимся содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач» [5].

Основные результаты применения технологии ТОГИС -осознание учащимися ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. Многие исследователи и педагоги-практики отмечают,

Библиографический список

что учащиеся, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счете, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учебу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.

Во многом ТОГИС ориентирована на создание учащимися собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции. Так же преподавателями образовательных учреждений замечено, что ТОГИС соответствует российским образовательным стандартам.

Таким образом, обучение с использованием образовательных блогов может стать одним из основных средств реализации деятельностно-ценностной задачи, где технология обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) обеспечивает развитие обучающихся в открытом информационном пространстве, учит взаимодействовать с окружающим миром, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.

2. Системно-деятельносный подход в обучении: научно-методическое пособие. Составитель А.В. Хуторской. Москва: Эйдос: Институт образования человека, 2012.

3. Павлова В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий обучения с позиций деятельностного подхода. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2008.

4. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. Москва: «ПЕР СЭ», 2006.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. Available at: http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Sistemno-deyatel'nosnyj podhod v obuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' A.V. Hutorskoj. Moskva: 'Ejdos: Institut obrazovaniya cheloveka, 2012.

3. Pavlova V.V. Sravnitel'nyj analiz innovacionnyh tehnologij obucheniya s pozicij deyatel'nostnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. Patarakin E.D. Setevye soobschestva i obuchenie. Moskva: «PER S'E», 2006.

5. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tehnologiya TOGIS-PK. Available at: http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf

Статья поступила в редакцию 17.10.15

УДК 378

Gulyakin D.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia),

E-mail: [email protected]

STUDENTS AS SUBJECTS AND OBJECTS OF FORMATION OF SOCIAL-INFORMATION CULTURE. In the article the researcher observes education in a higher education school as a mechanism targeted at controlling the pedagogical process of subject-related transformation in students. The formation of subjectivity of a student in an educational process of a university is presented as an interaction deployed in time processes internally motivated personal and professional development and external with respect to the individual student learning. The work identifies three major interrelated psychological and educational processes: "interiorization", "zone of proximal development of personal and professional world" and "psychological setting" as the basis of the subject-objectivity of students and the mechanism of formation of the socio-cultural information. The author comes to the conclusion that the formation of subjectivity of students in the educational process of a university is represented as an interaction of two processes extended in time: internally-motivated personal and professional development and external, in relation to the individual student, learning.

Key words: social-information culture, object, subject, interiorization, zone of proximal development of personal and professional, psychological setting.

Д.В. Гулякин, канд. пед. наук, доц. каф прикладной математики, Кубанский государственный технологический

университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]

СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье обучение в вузе рассматривается как механизм целенаправленного педагогического управления процессом субъектного преобразования студентов. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие развёрнутых во времени процессов: внутренне мотивированного личностно-профессиональ-ного развития и внешнего, по отношению к личности студента, обучения. Определяются три важнейших взаимосвязанных психолого-педагогических явления-процесса: «интериоризация», «зона ближайшего личностного и профессионального развития» и «психологическая установка» как основа субъект-объектности студента и механизма формирования его социально-информационной культуры.

Ключевые слова: социально-информационная культура, объект, субъект, интериоризация, зона ближайшего развития, психологическая установка.

В основе субъект-объектности студента и механизма формирования его социально-информационной культуры, лежат три важнейших взаимосвязанных психолого-педагогических явления-процесса: «интериоризация», «зона ближайшего личностного и профессионального развития» и «психологическая установка».

Формирование социально-информационной культуры мы, прежде всего, рассматривали как социально и педагогически организованный процесс интериоризации ценностей информационного общества. В педагогике интериоризация рассматривается как формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом [1].

Студент как субъект и объект формирования социально-информационной культуры в процессе обучения в вузе проходит такие уровни интериоризации, как адаптация (формирование представлений о ценностях информационного общества, которые закладываются на занятиях социогуманитарного и естественнонаучного циклов на первом и втором курсах обучения), самоидентификация (на третьем курсе, происходит приобщение студента к внутреннему принятию социально-информационных норм, ценностей правил поведения, студент налаживает связи с элементами общества (социальными группами), формирует свое место в социуме и приобретает опыт социально-информационной деятельности), самоактуализация (четвертый курс обучения, студент вступает в отношения с социальными группами, осознавая себя как субъект культурных, социальных и информационных отношений с социальной ответственностью и индивидуальной системой ценностей информационного общества).

Организуя процесс формирования социально-информационной культуры студентов, мы опирались на теоретические аспекты и экспериментальные данные, полученные учеными: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским, И.М. Жуковой, А.М. Матюшкиным, Д.Н. Узнадзе и др., при изучении проблемы «зоны ближайшего развития».

Зона ближайшего развития применительно к формированию социально-информационной культуры студента - это процессы, которые ещё не созрели, но находятся в стадии созревания.

Зона ближайшего развития социально-информационной культуры студента имеет две границы нижнюю - уровень сфор-мированности компонентов заявленной культуры студентом в данный момент (актуальный уровень) и верхнюю - уровень сформированности компонентов заявленной культуры по направлению, к которому предстоит дальнейшее развитие (потенциальный уровень). Отсюда, зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития социально-информационной культуры студента. Её формирование может быть «плодотворным» лишь «в пределах между обоими этими порогами», когда оно «опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции». В целом зону ближайшего развития процесса формирования социально-информационной культуры мы рассматриваем с двух позиций - вертикальной и горизонтальной.

С точки зрения вертикальной позиции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, И.М. Жукова, А.М. Матюшкин и др.), зона ближайшего развития - уровень формирования социально-информационной культуры, достигаемый студентом в процессе его взаимодействия с преподавателем, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. На основе такого взаимодействия определяется, как студент может сотрудничать с преподавателем, какова его ближайшая зона формирования социально-информационной культуры. Как следствие, налаживается качественное профессиональное, социальное взаимодействие между преподавателем и обучающимся. Преподаватель, как субъект, являясь транслято-

Библиографический список

ром социально-информационной культуры, создает условия для формирования данной культуры у студента.

С точки зрения горизонтальной позиции, зона ближайшего развития - уровень формирования социально-информационной культуры, достигаемый студентом в процессе его взаимодействия со студентами. Организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной, носит подчеркнуто совместный, групповой характер, способствует личностному развитию студента в социальной группе. При этом она направлена на создание реального социально значимого процесса и позволяет студенту проявить себя в межличностном социокультурном и информационном взаимодействии в малой группе. Тем самым формируются индивидуальные социально-информационные качества студента.

В процессе формирования социально-информационной культуры студентов, помимо использования явлений интерио-ризации и зоны ближайшего развития, мы основывались на так называемом механизме установки, поскольку не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к современной действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено.

Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определённым образом [2].

В проводимом исследовании были определены целевая и смысловая психологические установки формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза.

Целевая установка позиционировала социально-информационную культуру в качестве социокультурной составляющей подготовки студента - составной части фундаментальной инженерной подготовки;

- основы для самоопределения и социализации студента посредством присвоения социокультурных, информационно-нравственных ценностей и принятых в информационном сообществе вуза правил и норм поведения;

- личностно-смыслового развития студентов, как субъектов социально-информационной культуры;

- субъективного отношения студентов к социально-информационной деятельности и соответствующему поведению в информационном обществе.

Смысловая установка позиционировалась в социально-информационной культуре, как:

- информационная - отношение студента к информационной картине мира, его информационно-технологическое мировоззрение и виртуальный образ того, к чему он стремится;

- эмоционально-оценочная - принятие или непринятие, оценка студентом этических и моральных норм, ценностей информационного общества;

- поведенческая - развитость социально-информационного сознания, мышления, поведения.

Таким образом, становление субъектности студента в образовательном процессе вуза представляется как взаимодействие двух развёрнутых во времени процессов: внутренне мотивированного личностно-профессионального развития (самодвижения, в котором порождаются и реализуются потребности, мотивы, цели, задачи) и внешнего, по отношению к личности студента, обучения. Следовательно, обучение в вузе можно рассматривать как механизм целенаправленного педагогического управления процессом субъектного преобразования студентов. Большую роль в этом процессе играет информационная образовательная среда вуза [3; 4]. Это позволяет прогнозировать получение ожидаемого результата образования - личности будущего инженера как субъекта культуры и субъекта профессиональной деятельности, готового к решению сложных социально-профессиональных и информационно-профессиональных задач.

1. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2009.

2. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Психологические исследования. Москва, 1966.

3. Гузуева Э.Р., Везиров Т.Г. Модель формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров с использованием образовательных интернет-порталов. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 6 - 8.

4. Алиева К.М., Везиров Т.Г. Информационно-коммуникационная образовательная среда как средство формирования готовности будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6: 107 - 108.

References

1. Senyuschenkov S.P. Problema interiorizacii v istorii otechestvennoj psihologii. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Uznadze D.N. Obschee uchenie ob ustanovke. Psihologicheskie issledovaniya. Moskva, 1966.

3. Guzueva 'E.R., Vezirov T.G. Model' formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih bakalavrov s ispol'zovaniem obrazovatel'nyh internet-portalov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 6 - 8.

4. Alieva K.M., Vezirov T.G. Informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya gotovnosti buduschih bakalavrov po profilyu «yurisprudenciya» k proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 17.12.15

УДК 378

Dashkueva P.V., teaching assistant, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected].

FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN SENIOR PUPILS. The article discusses a problem of forming communicative tolerance of senior pupils. Communicative tolerance is understood as subjective-communicative position of a pupil, which implies its coordination of values, motives and actions with the requirements of the surrounding society. The main objective of the subjective pedagogy is the education of a personality of a young pupil with a multicultural outlook and humanitarian literacy in the development of educational-cognitive activity. The author states that it contributes to the affirmation and implementation of psycho-physiological possibilities of a person in socio-cultural educational environment. The principles of subject-communicative learning are implemented with proper organization of reflexive management into the personal development of students. The model of the educational environment of formation of communicative tolerance includes learning environment and extracurricular environment which, together, perform a developmental function.

Key words: communicative tolerance, subjective-communicative position, subjective pedagogy, subject-communicative learning, principles of tolerance, communication and evaluation activities, model of educational environment.

П.В. Дашкуева, ассистент каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

В данной статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной толерантности старшеклассников. Коммуникативная толерантность понимается как субъектно-коммуникативная позиция учащегося, которая подразумевает согласование его ценностей, мотивов и действий с требованиями окружающего его социума. Главной задачей субъективной педагогики является воспитание личности молодого человека, обладающей поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью в рамках развития учебно-познавательной деятельности, способствующей самоутверждению и реализации психофизиологических возможностей личности учащегося в социально-культурных условиях образовательной среды. Принципы субъектно-коммуникативного обучения реализуются при условии правильной организации рефлексивного управления личностным развитием учащихся. Модель образовательной среды формирования коммуникативной толерантности включает среду обучения и внеурочную среду, которые, в своей совокупности, выполняют развивающую функцию.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, субъектно-коммуникативная позиция, субъективная педагогика, субъектно-коммуникативное обучение, принципы толерантности, учебно-познавательная деятельность, социально-культурная образовательная среда, модель образовательной среды.

В условиях глобализации информационного мирового сообщества для человечества наступили не очень благоприятные времена мирного сосуществования. Обострились межгосударственные и межнациональные отношения. Реально существующие государственные, национальные и частные интересы граждан в последнее время приводят к конфликтам и противоречиям. Международное миротворческое сообщество видит пути выхода из создавшегося кризиса отношений и дальнейшего выживания человечества в толерантности, предполагающей взаимопонимание и взаимопроникновение различных культур и традиций. Однако укоренившиеся в сознании населения стереотипы вражды и борьбы приводят к инертности общественного сознания, что является серьезным препятствием развития толерантности как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений. Следовательно, создавшаяся ситуация противоречивости развития массового сознания диктует необходимость обратить внимание на молодое поколение, у которого происходит становление личности, развивается коммуникативная сфера и отсутствуют стереотипы отношений.

Анализ теоретических источников психолого-педагогической науки показывает, что возрастные особенности старшеклассников отличаются тем, что деловая межличностная коммуникация для них является доминантной (Б.З. Вульфов, И.С. Кон и др.). Следовательно, актуализируется феномен коммуникативной толерантности в качестве важного направления в содержании воспитания старших школьников в современной российской школе. В зарубежной и отечественной научной литературе категория «толерантность» рассматривается с разносторонних аспектов, в то же самое время, в психолого-педагогической литературе данный феномен мало раскрыт и научно осмыслен.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», так говорится

в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году [1].

Толерантность - это гармония человека с самим собой и с окружающим миром, отражающаяся в человеческой добродетели.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых проблем в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, как он есть, мы не всегда ведем себя корректно и общаемся адекватно.

В связи с этим в настоящее время перед современной российской школой стоит задача изменения содержательных и организационно-педагогических форм построения образовательного поля. В российской педагогике разрабатываются научные подходы к реализации концепции «социокультурной модернизации», для воспитания молодёжи, способных к целостному и систематическому анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативной толерантности, несущей в себе потенциал созидающей энергии и силы для развития общественных отношений [2].

Коммуникативная толерантность развивается на принципах гуманизации и гуманитаризации образования, направленных на формирование личности молодого человека, обладающей поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью.

Актуальность изучаемой проблемы заключена в необходимости анализа роли коммуникативной толерантности в жизнедеятельности молодых людей. В настоящее время общение молодёжи происходит неконтролируемо и свободно от педагогического воздействия старших поколений. Их взаимодействие отмечается гибкостью, динамичностью и разнообразными формами и видами, отличающимися от традиционных стереотипов, отличается сложностью и противоречивостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.