Научная статья на тему 'Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза'

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1802
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CULTURE AND WELLNESS STRATEGY / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / HEALTH CARE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Григорьева Светлана Аркадьевна, Букреева Надежда Андреевна

В статье предлагается решение проблемы здоровьесберегающего образования в воспитательно-образовательном процессе вуза. Процесс формирования культуры здоровья, здорового образа жизни студентов в вузе основан на тесной взаимосвязи практической деятельности при соблюдении в совокупности организационно-педагогических условий и активной мотивации участников воспитательно-образовательного процесса (студентов, преподавателей и сотрудников образовательной организации)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Григорьева Светлана Аркадьевна, Букреева Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND THE FORMATION OF A CULTURE OF HEALTH AND WELLNESS IN UNIVERSITY STUDENTS

The paper proposes a solution to the problem of upbringing healthy lifestyle in students while at university. The process of forming a culture of health, a healthy way of life of students at the University is based on the close relationship of practice, subject to a total organizational and pedagogical conditions and active motivation of the participants in the educational process (students, teachers and employees of educational institutions)

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов вуза»

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает наличие статистически достоверных различий в уровнях профессионально-личностного становления студентов технического колледжа экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, по результатам проведенного эксперимента следует, что реализация структурно-функциональной модели профессионально-личностного становления студентов технического колледжа способствует переходу студентов на более высокий уровень профессионально-личностного становления, а разработанная модель является

достаточно эффективной для его повышения.

1. Батышев С. Я., Новиков М. А., Оссовский Е. Г. История профессионального образования. — М. : Академия, 2003. — 663 с.

2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999. — 329 с.

3. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека: научное издание. — М. : Моск. гос. ун-т печати, 2002. — 145 с.

4. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования. — М. : Мастерство, 2001. — 272 с.

УДК/uDC 378:796 Н. А. Мелешкова, С. А. Григорьева,

Н. А. Букреева

N. Meleshkova, S. Grigorieva, N. Bukreyeva

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

PHYSICAL EDuCATION AND THE FORMATION OF A CuLTuRE OF health AND wELLNESS IN uNIVERSITY STuDENTS

В статье предлагается решение проблемы здоровьесберегающего образования в воспитательно-образовательном процессе вуза. Процесс формирования культуры здоровья, здорового образа жизни студентов в вузе основан на тесной взаимосвязи практической деятельности при соблюдении в совокупности организационно-педагогических условий и активной мотивации участников воспитательно-образовательного процесса (студентов, преподавателей и сотрудников образовательной организации).

The paper proposes a solution to the problem of upbringing healthy lifestyle in students while at university. The process of forming a culture of health, a healthy way of life of students at the University is based on the close relationship of practice, subject to a total organizational and pedagogical conditions and active motivation of the participants in the educational process (students, teachers and employees of educational institutions).

Ключевые слова: физическая культура, культура здоровья, здоровый образ жизни, педагогические технологии.

Keywords: physical culture, health culture and wellness strategy, healthy lifestyle, health care education, educational technology.

На современном этапе российского образования одной из приоритетных задач остается ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание студенческой молодежи. Современные требования к социогуманитарной направленности физической культуры отражены в положениях закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Перед всеми государственными структурами поставлены конкретные задачи по обеспечению условий, содействующих сохранению, укреплению психофизического развития молодежи и формированию у них здорового образа жизни, что в целом изменило роль кафедр физического воспитания. Кафедры, занимающиеся только физической подготовкой студентов, должны стать методическими центрами, реализующими требования ФГОС по освоению системы научно-практических и специальных знаний по физической культуре и методы по совершенствованию здоровья [2].

С помощью знаний, полученных на занятиях по дисциплине «физическая культура», студенты должны не только научиться осознавать социальную значимость физической культуры в развитии личности и подготовке студента к профессиональной деятельности, но и сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, развитие и совершенствование психофизических способностей, приобретение профессионально значимых физических качеств [1].

Решение проблемы валеологического образования студентов лежит, прежде всего, в плоскости переосмысления и видоизменения технологической модели организации и планирования вузовского обучения в направлении комплексного использования основных закономерностей развития личности (социальных, психических, педагогических, физических) [3]. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе вуза мы создали педагогическую систему непрерывного физического воспитания, цель которой — создание организационно-педагогических условий, определяющих внедрение в учебный процесс многообразных видов физических упражнений различной целевой установки, и использование инновационных подходов.

Основными составляющими педагогической системы непрерывного физического воспитания являются: создание организационно-педагогических условий, использование новых инновационных подходов. Среди них важное место занимает двигательная активность, направленная на формирование у студентов обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов физической культуры и их психическую, функциональную и физическую подготовленность (табл.).

Формальное приобретение здоровьесбе-регающих знаний в структуре теоретических программ не в состоянии решить многообразие оздоровительных задач. По этой причине мы считаем целесообразным отказаться от традиционного деления занятий на учебно-тренировочные и контрольные. Мы выделяем 5 основных типов занятий: обучающие, развивающие, формирующие, оздоровительные и самостоятельные занятия в течение дня.

Обучающие занятия решают традиционные задачи обучения и совершенствования техники двигательных действий.

Развивающие занятия (интеллектуально-развивающие, кондиционно-развивающие, ин-

тенционно-развивающие) — задачи формирования теоретических знаний, развития физических качеств, формирования устойчивой мотивации и интереса к занятиям физической культурой.

Формирующие занятия формируют личностные черты характера студента и задают направленность его личности.

Оздоровительные занятия решают профилактические задачи студентов с ОВЗ по практическому освоению навыков и умений здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия (утренняя гимнастика, упражнения в течение дня, занятия физическими упражнениями и спортом и т. д.) решают задачи самовоспитания по использованию знаний о физической культуре и применение их на практике [1].

Занятия, на которых студенты приобретали здоровьесберегающие знания, умения, навыки и компетенции, естественно и логично вписывались в структуру интеллектуально-развивающих, интенционно-развивающих и оздоровительных технологий. Соответственно типам занятий задачи обучения видоизменялись в обучающие, развивающие, личностно формирующие и оздоровительные.

Реальной предпосылкой формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания явились педагогические технологии, к которым мы отнесли накопление и усвоение знаний основ культуры здоровья и методику их использования на практических занятиях, в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Внедрение педагогических технологий оздоровительной направленности в процессе физического воспитания предусматривало: проведение практических занятий; оздоровительных мероприятий, содержащих в себе оздоровительный эффект (препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье студентов, а способствовать его развитию, учитывать индивидуальный подход к каждому студенту); организацию здорового питания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебных аудиторий (освещение, удобная мебель и т. д.), организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий и т. д.

Таким образом, педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогические принципы организации содержания физического воспитания:

гуманизация, демократизация, дифференциация и индивидуализация, целостность и единство

I

Основные компоненты педагогической системы

Таблица

Педагогическая система непрерывного физического воспитания

Система Система аудиторной Консультативная Система Система

разнообразных деятельности служба вуза внеаудиторной мониторинга

форм физического физического осуществляет деятельности педагогических,

воспитания воспитания свою деятельность по организации физиологических

по интересам направлена на основе физического и социально-

и потребностям на физическое результативности воспитания психологических

студентов развитие студентов субъекта направлена показателей

и сохранение воспитательно- на сохранение здоровья студентов

у них здоровья образовательного и развитие

с учетом принципов процесса вуза здоровья студентов

индивидуализации, и формирование

дифференциации у них здорового

и непрерывности образа жизни

физического

воспитания

I

Механизмы реализации педагогической системы

Система аудиторной деятельности по физическому воспитанию — основа систематизации организационно-педагогических условий. Педагогические технологии в аудиторной и внеаудиторной деятельности по физическому воспитанию как условие формирования здорового образа жизни студентов d ь Физическое развитие студентов и сохранение их здоровья; развитие физических качеств; развитие социально-психологических умений по саморазвитию и сохранению своего здоровья J к Диагностика: • изучение развития студентов, их здоровья и здорового образа жизни, физической подготовленности; • экспертная система оценки педагогических, физиологических и социально-психологических показателей

1 W Ч f

Результаты:

формирование устойчивой потребности в саморазвитии и сохранении здоровья с учетом: ^ физиологической потребности в движении; ^ самоориентации и саморазвития студентов; ^ жизненного и профессионального самоопределения студентов

Технология воспитательно-образовательного процесса — это не только то, что делает преподаватель, обучая и воспитывая студентов, но и то, что делает студент, и какие преобразования с ним происходят на каждом этапе его работы по овладению содержанием образования и различными видами учебной деятельности [1].

Программа по приобретению знаний студентами о здоровье и здоровом образе жизни включает все аспекты воспитательно-образовательного процесса вуза и предполагает активную деятельность студента. Мы установили, что основная задача процесса физического воспитания в вузе — сформировать у студентов устойчивую мотивацию заниматься физической

культурой и спортом самостоятельно, научить правильно делать подбор упражнений и использовать средства и методы физического воспитания, оптимально нормировать физическую нагрузку, научить студентов оценивать уровень своего здоровья и физического состояния.

Таким образом, формирование культуры здоровья, здорового образа жизни студентов осуществляется на основе специально организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей решение главной задачи — развитие личности. Это возможно при выполнении совокупности организационно педагогических условий, активной мотивации участников вос-

питательно-образовательного процесса (самих студентов, преподавателей, сотрудников образовательной организации).

1. Мелешкова Н. А., Унжаков Г. А., Букреева Н. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 13(11). — С. 79-82.

2. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Мусохранов А. Ю. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. — 2014. — № 11 (62). — С. 65-67.

3. Руднева Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов : моногр. — Кемерово, 2002. — 165 с.

УДК/uDC 373.5 О. В. Браун, А. И. Федоров,

Н. А. Литвинова

O. Braun, A. Fyodorov, N. Litvinova

влияние психофизиологического сопровождения учащихся

НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ESTIMATION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STuDENTS

under the conditions of profile training

В статье представлено изучение психофизиологических показателей учащихся с учетом дифференцированного профильного обучения. Показано, что для каждого профиля обучения выявлены определенные психофизиологические показатели, позволяющие провести распределение на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному профилю учебной деятельности, которые во многом определяют успешность обучения. Проводимые коррек-ционные мероприятия оказывают влияние на улучшение показателей когнитивной сферы и деятельность по нормализации процессов регуляции физиологических систем организма.

The article presents a study of psycho-physiological indicators of high school students, considering their differentiated profile teaching. It is shown that the study revealed certain physiological parameters, allowing to stream students into three groups of the desired educational activity: «recommended», «condition-ally recommended» and «not recommended»,

which largely determine success of training for each profile. Ongoing remedial activities will have an impact on the improvement of cognitive sphere and activities for the normalization of regulation processes of physiological systems of the body.

Ключевые слова: психофизиологические показатели, профильное обучение, коррекция учебной деятельности.

Keywords: psycho-physiological indicators, specialized education, correction of educational activity.

При оценке эффективности образовательной деятельности обучающихся наряду с наиболее значимыми социально-педагогическими и средовыми факторами необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности нервной системы подростка, которые будут способствовать более успешному усвоению знаний по школьным предметам в старших классах [2; 5; 8; 9; 14; 15]. Учет индивидуально-типологических особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.