14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1964. 456 с.
15. Практикум по психодиагностике / ред. кол. А. И. Зеличенко, И. М. Карбинская, С. Р. Пантелеев и др. М., 1990. 520 с.
16. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. Т. 2. 312 с.
17. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999. 240 с.
18. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Ленинград, 1990. 180 с.
19. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 13-26.
20. Шульга Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61-77.
References
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. - Moscow, 2000, 624 p. (In Russian).
2. Anciferova L. I. Metodologicheskie principy i problemy psihologii [Methodological principles and problems of psychology]. Psychological Journal, 1982, no. 2, pp. 3-17. (in Russian).
3. Vozrastnye osobennosti voli shkol'nikov [Age features of the will of schoolchildren]. Ed. V. I. Selivanov. Ryazan, 1971, 178 p. (In Russian).
4. Voprosy psihologii voli [Questions of the psychology of the will]. Ed. V. I. Selivanov. Ryazan, 1979, 134 p. (In Russian).
5. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury [Developmental psychology as a cultural phenomenon]. Moscow, 1996, 512 p. (In Russian).
6. Zimin P. P. Volya i ee vospitanie u podrostkov [Will and its upbringing in adolescents]. Tashkent, 1985, 170 p. (In Russian).
7. Ivannikov V. A. Psihologicheskie mekhanizmy volevoj regulyacii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow, 1998, 144 p. (In Russian).
8. Ilyin E. P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, 2000, 288 p. (In Russian).
9. Makarushkina M. A., EHjdman E. V., Ivannikov V. A. Problema voli v zarubezhnoj psihologii [The problem of will in foreign psychology]. Psychology Issues, 1988, no. 3, pp. 62-73. (In Russian).
10. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i aktivnost' lichnosti v yunosheskom vozraste [Self-regulation and personality activity in adolescence]. Moscow, 1991, 151 p. (In Russian).
11. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i tvorcheskaya aktivnost' lichnosti [Self-regulation and creative activity of the individual]. Psychology Issues, 1988, no. 3, pp. 71-78. (In Russian).
12. Nikiforov D. S. Samokontrol' cheloveka [Human self control]. Leningrad, 1989, 191 p. (In Russian).
13. Obuhova L. F. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. Moscow, 1997, 367 p. (In Russian).
14. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, 1964, 456 p. (In Russian).
15. Praktikum po psihodiagnostike [Psychodiagnostic workshop]. Editorial team A. I. Zelichenko, I. M. Karbinskaya, S. R. Panteleev et. al. Moscow, 1990, 520 p. (In Russian).
16. Psihologicheskie testy [Psychological tests]. Ed. A. A. Karelina. Moscow, 2001, vol. 2, 312 p. (In Russian).
17. Rogov E. I. EHmocii i volya [Emotions and will]. Moscow, 1999, 240 p. (In Russian).
18. Rybalko E. F. Vozrastnaya i differencial'naya psihologiya [Developmental and differential psychology]. Leningrad, 1990, 180 p. (In Russian).
19. Selivanov V. I. Volevaya regulyaciya aktivnosti lichnosti [The willful regulation of personality activity]. Psychological Journal, 1982, no 4, pp. 13-26. (In Russian).
20. Shulga T. I. Problema volevoj regulyacii v ontogeneze [The problem of volitional regulation in ontogenesis]. Psychology Issues, 1994, no. 1, pp. 61-77. (In Russian).
УДК/UDC 378:796 Н. Э. Касаткина, Н. А. Мелешкова, Е. Л. Руднева
N. Kasatkina, N. Meleshkova, E. Rudneva
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF STUDENTS AND THEIR READINESS FOR HEALTH CARE
Введение. В данной статье представлены разработка и апробация педагогической модели формирования культуры здоровья студентов. Цель статьи — проверить педагогические условия формирования культуры здоровья студентов вуза.
Методология. В статье используются источники литературы, результаты проведенного эксперимента.
Результаты исследования выводят на понимание причин низкого уровня культуры здоровья студентов вуза и их готовности к здоровьесбережению в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Заключение. Положительные изменения по формированию культуры здоровья у большинства студентов позволяют утверждать, что внедрение структурированной педагогической модели определяет формирование культуры здоровья студентов вуза и их готовность к здоровьесбереже-нию в процессе физического воспитания.
Introduction. This article uses the development of a pedagogical model for the formation of health culture of students. The purpose of the article is to check the pedagogical conditions of formation of health culture of the University.
Materials and Methods. The article uses sources of literature, the results of the experiment. The results of the study lead to an understanding of the reasons for the low level of health culture of University students and their readiness for health care in the educational process of the University.
Conclusion. Positive changes in most students to create a culture of health allow us to assert that a structured pedagogical model determines the formation of culture of health of students and their readiness for health care in the process of physical education.
Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесбережение, физическое воспитание, физическая культура, физкультурное образование, здоровье студентов, здоровый образ жизни, педагогические условия, педагогическая модель.
Keywords: health culture, health care, physical education, physical culture, physical education, health of students, healthy lifestyle, pedagogical conditions, pedagogical model.
Введение
Существуют различные концепции и подходы к совершенствованию образовательного процесса, предполагающие эффективность образовательных программ с целью повышения уровня физического развития, физической подготовленности студентов, формирования у них культуры здоровья, здорового образа жизни.
На современном этапе развития российского общества, одним из компонентов образования является физическое воспитание обучающихся. Выдвижение проблемы культуры здоровья, здорового образа жизни студентов вуза, что подтверждает важность разработки данной проблемы, определяет необходимость выработки методов и технологий физического воспитания студентов [1-3].
В процесс физического воспитания в вузе входят дисциплины «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» [3], физическая рекреация в виде физ-культурно-спортивной деятельности, оздоровительных мероприятий, которая реализуется через физкультурное образование и формирование культуры здоровья студентов вуза. Способность внимательно относиться к собственному здоровью, обеспечивать индивидуальный подход к своему здоровью, выработать профилактику нарушений своего здоровья — все это является показателями культуры здоровья человека.
Под культурой здоровья понимается совокупность достижений, передаваемых из поколения в поколение и ставших традицией в обществе по сохранению и укреплению здоровья личности [5].
В период обучения в вузе у студентов формируются профессиональные и общекультурные компетенции. Кроме того, необходимо формировать жизненные, ценностные ориентации, важным компонентом которых является культура здоровья.
Формирование культуры здоровья осуществляется на занятиях по физической культуре. Однако, как показало наше исследование, практика характеризуется низкой посещаемостью занятий студентов [3]. Специалисты считают, что на это есть много причин. Одна из них — недостаточная материально-техническая база вузов для занятий физической культурой. Перед каждым российским вузом стояла задача — создать условия для развития физической культуры и спорта. Однако не все вузы сумели это сделать.
Анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития образования преподавателей физической культуры волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, их двигательные умения и навыки, уровень физического развития, отсутствие знаний
о здоровье человека, здоровом образе жизни, средствах и методах физической культуры при обеспечении здоровья. Это и определило выбор темы нашего исследования — «Педагогическая модель формирования культуры студентов вуза и их готовность к здоровьесбережению».
Методология
Предмет нашего исследования — формирование культуры здоровья студентов. Мы предполагали, что формирование культуры здоровья студентов зависит от связи этого процесса с воспитательной средой вуза, и решали следующие задачи:
1) оценить знания студентов о собственном здоровье и здоровом образе жизни;
2) выделить содержание компонентов формирования культуры здоровья студентов вуза и их готовности к здоровьесбережению;
3) разработать педагогическую модель формирования культуры здоровья студентов вуза и их готовности к процессу физического воспитания.
Методологической основой исследования стали концепции ученых по проблеме развития личности студента. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В качестве теоретических методов исследования мы использовали: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта по теме исследования. В качестве эмпирических методов исследования выступили: моделирование, наблюдение, беседы, а также формирующий эксперимент, по результатам которого проводились статистическая обработка данных и графический анализ [4].
В процессе констатирующего эксперимента с целью выявления уровня знаний о своем здоровье, здоровом образе жизни, факторов, влияющих на здоровье студентов, был проведен мониторинг среди студентов 1-2-го курсов вуза.
Результаты исследования
Исходя из итогов проведенного нами исследования, мы выявили, что, оценивая свой уровень здоровья, здорового образа жизни, большая часть респондентов показала неудовлетворительный уровень владения информацией и способностями, необходимыми для поддержания и улучшения состояния здоровья. У таких студентов отсутствовала культура здоровья. Значительная часть студентов склонна к вредным привычкам и при оценивании своих жизненных ценностей определила свое здоровье в далеко не приоритетные категории.
Проведенное исследование позволило нами выделить содержание мотивационного компонента формирования культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания: отношение, интересы, мотивы и т. д. (рис. 1 и табл. 1).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
39,6
40
39,2
Воздействие физической культуры на сохранение и укрепление здоровья
□ Неинтересно, скучно заниматься проблемами сохранения и укрепления здоровья
■ Проблемами сохранения и укрепления здоровья интересуются потому, что есть заболевания
КТСиЭЗиИС
КПТК
ОГТК
Рис. 1. Мотивационный компонент формирования культуры здоровья в процессе физического воспитания(%)
Таблица 1
Результаты знаний студентов о здоровье, здоровом образе жизни ( %)
Тема Самооценка Экспертная оценка
Понятие «здоровье» с точки зрения психологии, педагогики, философии, валеологии 2,6 2,5
Понятие «здоровый образ жизни» 1,9 1,7
Воздействие физических упражнений на организм человека в целом 1,95 1,7
Значение физических упражнений в укреплении и сохранении здоровья 2,1 1,7
Ведение здорового образа жизни 2,3 1,9
Роль сохранения и укрепления здоровья 2,7 2,5
Среднее значение по всем темам 2,4 2,1
Исследование показало, что общая оценка знаний всех студентов по 5 значимым вопросам исследования сводится к уровню «затрудняюсь ответить» (экспертная оценка — 2,1 %).
Таким образом, при решении первой задачи мы учитывали различные факторы и принимали их в качестве основополагающих для построения программы действий: регулярные занятия физическими упражнениями в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, использование малых форм общеразвивающих упражнений, занятия в отделениях спортивного совершенствования по выбору видов спорта, оздоровительные мероприятия, участие в различных соревнованиях, научных конференциях и т. д.
Выделенные нами компоненты и проведенное исследование позволили охарактеризовать уровни сформированности готовности к сохранению и укреплению здоровья студентов (рис. 2). Анализируя данные рисунка 2, отметим, что высокий уровень сформированности готовности к сохранению и укреплению здоровья имеют только 16,2 % студентов, средний уровень — 28,1 %, а низкий — 64,5 % респондентов.
Рис. 2. Начальный уровень сформированности готовности к сохранению и укреплению здоровья студентов (%)
Результаты исследования второй задачи (проанализировать отношение студентов вуза к физической культуре, физкультурно-спортивной деятельности) показали, что большая часть студентов относится положительно к наличию дисциплины «Физическая культура», но не все знают методы и средства физической культуры, позволяющие сохранить здоровье.
При оценке физкультурно-спортивной деятельности 54 % студентов указали, что недовольны сдачей ГТО в обязательном порядке, причем сдача нормативов сводится лишь к некоторым показателям (в программах вуза нет плавания, стрельбы). Несмотря на то, что социально значимый проект ГТО вступил в действие, рабочие программы по физической культуре, которые зависят от материальной базы вуза, не предусматривают таких видов, как плавание, стрельба.
Таким образом, можно сделать вывод, что на формирование культуры здоровья влияют многие факторы и, прежде всего, педагогические условия процесса физического воспитания.
Проектируя процесс формирования культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания, мы исходили из необходимости изучения желаний, оказывающих влияние на сохранение и развитие здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни (табл. 2).
Таблица 2
Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов
Компоненты педагогической модели Содержание компонентов педагогической модели
Цели: — социальные; — психологические; — дидактические; — воспитательные Обеспечение педагогических условий подготовки студента к сохранению и укреплению здоровья для выполнения социальной и профессиональной деятельности
Воспитание отношения к здоровью как ценности
Приобретение практических знаний в области сохранения и укрепления здоровья
Развитие качеств личности, методов сохранения и укрепления здоровья
Функции: — обучающие; — развивающие; — воспитывающие Осуществление процесса усвоения студентом системы представлений о культуре здоровья
Развитие ценностно-мотивационной сферы личности по сохранению и укреплению здоровья
Воспитание у студентов ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни
Принципы: — гуманизации; — прогностичности; — системности; — адаптивности Право студента на здоровый образ жизни
Предвидение личностно значимых и социально приемлемых результатов сохранения и укрепления здоровья
Использование методов сохранения и укрепления здоровья
Организация среды по сохранению и укреплению здоровья
Этапы деятельности: — первый; — второй; — третий Формирование интереса студентов к проблеме сохранения и укрепления здоровья; развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, освоение общественной, личной и профессиональной значимости сохранения и укрепления здоровья
Формирование системы знаний, умений, выступающих ориентировочной основой для сохранения и укрепления здоровья студентов
Приобретение навыков деятельности по сохранению и укреплению здоровья, осознание значимости знаний и опыта по сохранению и укреплению здоровья
Формы: — организация учебного процесса; — организация научно-исследовательского процесса; — организация внеучебной деятельности Лекции, семинарские, практические занятия, дискуссии по результатам работы студенческих исследовательских групп
Олимпиады, научные конференции
Конкурсы, соревнования, программы, проект ГТО, акции, направленные на сохранение и укрепление здоровья и др.
Окончание таблицы 2
Компоненты педагогической модели Содержание компонентов педагогической модели
Методы: — диагностика и самодиагностика сформированности сохранения и укрепления здоровья студентов; — организация и осуществление деятельности по сохранению и укреплению здоровья Анкетирование, тестирование, ранжирование, наблюдение, самостоятельный и под руководством преподавателя анализ деятельности по сохранению и укреплению здоровья, опрос и самооценка
Дискуссии, дебаты, консультации, конференции, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, проекты
Средства: — дидактические материалы; — диагностические Опорные конспекты, наглядные пособия, видеофильмы, СМИ, учебные программы, учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации, технические средства
Анкеты, тесты, опросники; занятия различными видами спорта и др.
Критерий: — мотивационно-ценностный; — когнитивный; — деятельностно-практический Устойчивость интереса студентов к формированию, сохранению и укреплению здоровья; мотивы участия в деятельности по сохранению и укреплению здоровья; ценности здорового образа жизни и профессионального долголетия
Высокий уровень знаний в области сохранения и укрепления здоровья и профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)
Активность студентов в формировании умений сохранять и укреплять здоровье; опыт участия в профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья
Педагогическая модель формирования культуры здоровья студентов определила, что обязательным компонентом в образовательном процессе вуза являются педагогические условия процесса физического воспитания. Эта деятельность проводится по этапам.
I этап (теоретический): изучение теории и практики по дисциплине «Физическая культура»; педагогические условия реализации системы основных занятий (теория — 28 ч, практики — 44 ч), 328 часов отводится на занятия спортом по выбору (элективные дисциплины по физической культуре и спорту), внеаудиторные формы физического воспитания (спортивные и оздоровительные мероприятия, сдача «ГТО» по добровольному соглашению); приобретение информации о сформи-рованности уровня знаний студентов о здоровье; отношение студентов к физической культуре, физкультурно-спортивной деятельности.
II этап (констатирующий) позволял провести мониторинг индивидуального здоровья и физического развития студентов.
III этап (формирующий эксперимент) закладывал основы для системы знаний (проведение семинаров, научных конференций, обсуждение результатов работ студенческих исследовательских групп.
IV этап (результативный) позволял повышать уровни сформированности культуры здоровья и их готовности к здоровьесберегающей деятельности.
Заключение
В ходе исследования нами были определены изменения в группах студентов по уровню сформированности культуры здоровья и их готовности к здоровьесбережению до и после эксперимента. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Позитивные сдвиги уровня сформированности культуры здоровья и готовности к здоровьесбережению студентов связаны с проведенной экспериментальной работой, в ходе которой были созданы педагогические условия формирования культуры здоровья, основанные на включении студентов в процессы формирования индивидуализации и дифференциации, готовности к сохранению и укреплению здоровья, проведения диагностики сформированности готовности к сохранению и укреплению здоровья.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 3. Уровни сформированности культуры здоровья студентов и их готовности к здоровьесбережению до и после эксперимента
Организуя работу со студентами с высоким уровнем культуры здоровья, мы выбирали действия, направленные на приобретение студентами знаний о здоровье, сохранении и укреплении здоровья, средствах физической культуры и спорта, здоровом образе жизни, режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей, способов тренировки устойчивости организма к перегрузкам; на формирование умений самостоятельно решать оздоровительные задачи; развитие устойчивых мотивов деятельности по сохранению и укреплению здоровья. В ходе эксперимента студенты самостоятельно приобретали знания о здоровье, активно участвовали в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, при необходимости могли обратиться за помощью [6].
Работа со студентами со средним уровнем культуры здоровья предполагала изменение отношения студентов к здоровью как к ценности. Она способствовала формированию их интереса и устойчивых мотивов к укреплению и сохранению здоровья, необходимости целенаправленно и систематически заниматься оздоровительными действиями и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Для этого мы приобщали студентов к работе на занятиях, давали им задания, при помощи которых обучающиеся стали обращать внимание на свое здоровье и активнее участвовать в деятельности по сохранению и укреплению здоровья [4].
Работа со студентами с низким уровнем культуры здоровья предполагала изменение отношения к здоровью как к ценности. Она позволяла развивать интерес к сохранению здоровья, вести здоровый образ жизни; самостоятельно контролировать и корректировать результаты своей деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Для этого мы использовали методы активного обучения, совместно со студентами разбирали конкретные ситуации, связанные с проблемами здоровья, приобщали студентов к деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Выбор интересных заданий позволял студентам изменить отношение к здоровью, привлекать их к участию в мини-конференциях, что повышало уровень знаний студентов. Большинство студентов старались выполнять все задания, видя собственные результаты по сохранению и укреплению здоровья.
Положительные изменения по формированию культуры здоровья студентов и их готовности к здоровьесбережению демонстрируют, что педагогические условия определяют формирование культуры здоровья студентов вуза в процессе физического воспитания.
Литература
1. Зайцев В. П. Формирование культуры здоровья студентов // Технолог. 2006. № 8 (47). С. 22-27.
2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2009. 347 с.
3. Мелешкова Н. А. Отношение студентов вуза к дисциплине «Физическая культура» как фактору готовности к здоровьесбережению // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 72-76.
4. Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания. Кемерово, 2007. 203 с.
5. Поляров А. С., Кузьмин А. А., Панихина А. В. Здоровый студент - будущее России // Региональные социогуманитарные исследования. История и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. Пенза ; Семипалатинск ; Прага, 2011. С. 69-73.
6. Усачев В. А. Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2012. С. 85-154.
References
1. Zaitsev V. P. Formirovaniye kul'tuny zdorov'ya studentov [Forming a culture of student health].Technologist, 2006, no. 8 (47), pp. 22-27. (In Russian).
2. Zdonov'yesbenegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obnazovaniya: teoniya i pnaktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Ed. E. M. Casin. Kemerovo, 2009, 347 p. (In Russian).
3. Meleshkova N. A. Otnosheniye studentov vuza k distsipline "Fizicheskaya kul'tura" kak faktoru gotovnosti k zdorov'yesberezheniyu [Attitude of university students to the discipline "Physical Education" as a factor in health preparedness]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 72-76. (In Russian).
4. Meleshkova N. A. Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni studentov vuza v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Formation of a healthy lifestyle of high school students in the process of physical education]. Kemerovo, 2007, 203 p. (In Russian).
5. Polyarov A. S., Kuzmin A. A., Panikhina A. V. Zdorovyy student - budushcheye Rossii [A healthy student is the future of Russia]. Proceedings of the international scientific-practical conference "Regional socio-humanitarian studies. Past and Present". Penza, Semipalatinsk, Prague, 2011, pp. 69-73. (In Russian).
6. Usachev V. A. Formirovaniye gotovnosti studentov uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya k sokhraneniyu i ukrepleniyu zdorov'ya [Formation of the readiness of students of institutions of secondary vocational education to the preservation and strengthening of health]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2012, pp. 85-154. (In Russian).
УДК/UDC 378.146 Н. Г. Ходырева, Л. Г. Устинова
N. Khodyreva, L. Ustinova
ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В МОДУЛЬНО-ЦИКЛОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENTS' KNOWLEDGE WITHIN THE MODULAR AND CYCLIC SYSTEM OF TRAINING
IN HIGHER EDUCATION
Введение. Повышение качества подготовки специалистов в системе высшего образования во многом зависит от эффективности системы оценивания знаний, умений и компетенций, формируемых в процессе освоения основной образовательной программы. Важнейшей задачей является выбор методов и средств диагностики, которые позволяли бы своевременно выявлять пробелы в усвоении программного материала и оперативно вносить изменения в образовательный процесс с целью его совершенствования. Эта проблема становится еще более актуальной при переходе на новую форму организации образовательного процесса. В филиале ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г Волжском в рамках эксперимента был осуществлен переход на модульно-цикловую систему обучения. В связи с этим основной целью исследования является разработка системы оценивания качества знаний (на примере дисциплины «Высшая математика») на этапе внедрения в образовательный процесс технического вуза модульно-цикловой системы обучения.
Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, наблюдения за педагогическим процессом и проведения занятий по высшей математике. Представлены авторские тестовые задания, апробированные в рамках внедрения модульно-цикловой системы в образовательный процесс энергетического вуза.
Результаты заключаются в том, что описана суть организации учебного процесса и системы оценивания качества знаний в модульно-цикловой системе обучения в энергетическом вузе;