Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза'

Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1440
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕ ДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛО ВИЯ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTH PRESERVATION / HEALTH CULTURE / PEDAGOGICAL MODEL / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL EDUCATION / PRO MOTION OF HEALTHY LIFESTYLES / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Унжаков Геннадий Анатольевич, Букреева Надежда Андреевна

Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов и формирова нию у них здорового образа жизни в процессе физического воспитания. В статье представ лены результаты проведенного исследования по разработке педагогической модели и соз данию педагогических условий формирования здорового образа жизни студентов вуза в про цессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Унжаков Геннадий Анатольевич, Букреева Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to preserving and pro moting the health of students and fostering their healthy lifestyle in the system of physical educa tion. The article presents the results of research to develop pedagogical models and the creation of pedagogical conditions of a healthy lifestyle of high school students in the physical education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза»

гогов в контексте андрагогического подхода (определили значения показателей мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-рефлексивного критериев). Экспериментальной базой являются: ГОУ ДПО (СПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования», ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж».

Андрагогическая модель повышения квалификации педагогов позволила нам наилучшим образом учесть возрастные, психологические, социальные особенности участников и стала основой для построения учебного процесса. В андрагогической модели повышения квалификации педагогов у педагогических работников повысилась ответственность за процесс обучения, они чаще обращались к своему опыту, сохраняли высокую мотивацию к обучению, вносили определенные коррективы в процесс повышения квалификации. Обеспечивалось реальное взаимодействие обучающего и обучающегося, начиная с планирования процесса обучения до его рефлексии, предусматривалась обратная связь и необходимая корректировка учебного процесса.

Андрагогическая модель повышения квалификации педагогов дает возможность построить процесс повышения квалификации, который

удовлетворяет потребности взрослых обучающихся, раскрывает их возможности наилучшим образом, гарантируя продвижение педагогов по индивидуальным траекториям. Андрагоги-ческая подготовка преподавателей, педагогов (взрослых) ориентирует на образование в течение жизни, так как предполагает постоянное использование различных видов самоанализа: самотестирования, рефлексии, самооценки, са-мопроектирования, самокоррекции и т. д.

Андрагогический подход в системе повышения квалификации педагогов позволяет участникам повышать свою профессиональную компетентность в соответствии с требованиями времени, обеспечивает их готовность к непрерывному образованию.

1. Вершловский С. Г. Вызовы научно-технической революции и образование//Новые знания. — 2008. — № 4. — С. 23—28.

2. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.

3. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. — М.: РегБе, 2009. — 438 с.

4. Кузнецова И. Ю. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения кваалификации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Кемерово, 2011. — 24 с.

5. Кукуев А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых. — Ростов н/Д.: Булат, 2008. — 176 с.

УДК / UDC 378.12 Н. А. Мелешкова, Г. А. Унжаков,

Н. А. Букреева

N. Meleshkova, G. Unzhakov, N. Bukreeva

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

TEACHING CONDITIONS OF FORMING

a healthy lifestyle of university students

Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов и формированию у них здорового образа жизни в процессе физического воспитания. В статье представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической модели и созданию педагогических условий формирования здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания.

The article is devoted to preserving and promoting the health of students and fostering their

healthy lifestyle in the system of physical education. The article presents the results of research to develop pedagogical models and the creation of pedagogical conditions of a healthy lifestyle of high school students in the physical education.

Ключевые слова: здоровьесбережение, культура здоровья, педагогическая модель, педагогические технологии, педагогические условия, уровень здоровья, физическое воспитание, формирование здорового образа жизни.

Keywords: health preservation, health cul-

Professional Education in Russia and Abroad 3 (11) 2Q13

79

Современные тенденции развития профессионального образования

ture, pedagogical model, educational technology, pedagogical conditions, physical education, promotion of healthy lifestyles, health.

В современных условиях, характеризующихся стремительным ростом научных знаний, информатизацией и интеллектуализацией общества, ориентацией государства на модернизацию образования,особое внимание уделяется здоровьесбережению подрастающего поколения, формированию физической культуры личности, навыков здорового образа жизни. В связи с этим все настойчивее предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития личности, понимания основ здорового образа жизни, предлагала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья [1].

Формирование здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза является основной целью физического воспитания, задачами которого становятся повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности.

В учебном процессе физическая культура — это образование и воспитание студенческой молодежи, ей присущи не только объяснительные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях, жизненных ценностях, на осознание своего места в развивающемся обществе, на формирование физической культуры личности студента.

В связи с этим мы на занятиях по физической культуре использовали образовательные технологии, которые позволяют студентам реализовать себя как личность, осуществить разнообразные виды деятельности, приобрести умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни.

Предметом нашего исследования являлось формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания. Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни студентов в значительной степени определялось педагогическими условиями, создание которых являлось одной из задач нашего исследования. Для этого необходимо изучить отношение участников воспитательно-образовательного процесса к своему здоровью, здоровому образу

жизни. Исследование было проведено на базе трех вузов Кемерова: Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Кемеровский институт (филиал) Российский государственный торгово-экономический университет (КемИ (филиал) РГТЭУ).

Учитывая, что формирование здорового образа жизни студентов зависит от связи этого процесса с воспитательной средой высших учебных заведений, диагностикой и организацией формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания, мы предположили выявить у студентов: уровень сформированности здорового образа жизни; факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни; отношение к физкультурно-спортивной деятельности; выделить особенности деятельности вуза по сохранению и укреплению здоровья студентов и др. В соответствии с поставленной задачей мы разработали следующую логику проведения констатирующего эксперимента:

1. Оценить состояние здоровья студентов и по полученным результатам не только оценить состояние здоровья студентов, но и выделить две группы факторов, влияющих на их здоровье: укрепляющие здоровье и ухудшающие здоровье.

2. Определить уровень знания у студентов, преподавателей о здоровом образе жизни. Рассматривая знания о здоровом образе жизни как один из важных показателей здоровья, мы определили основополагающий принцип культуры — принцип формирования здорового образа жизни, который дает возможность студентам сохранить и укрепить здоровье, а также повысить адаптационные резервы организма на соматическом, психологическом и социальном уровнях.

3. Изучить отношение студентов к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности. Для этого мы определили содержание процесса физического воспитания и его место в поэтапном формировании здорового образа жизни студентов вуза; выделили особенности деятельности вуза по сохранению и укреплению здоровья студентов, формированию у них здорового образа жизни; выявили педагогические условия: формирование здорового образа жизни студентов вуза в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности в процессе физического воспитания, использование педагогических технологий.

Практическая значимость исследования состояла в разработке:

— научно-методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни у студентов вуза;

— педагогической модели (алгоритма) организации и построения занятий физической культурой, имеющих познавательно-развивающую направленность, и определяющую успешность развития когнитивных, психических, социальных и физических способностей студентов вуза.

При разработке педагогической модели формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания мы учитывали, что для реализации алгоритма необходимо создать педагогические условия: формирование здорового образа жизни студентов в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности в вузе; использование педагогических технологий в процессе учебных занятий и во внеаудиторной деятельности в процессе физического воспитания.

Разработка педагогической модели формирования здорового образа жизни заключалась в реализации организационных, нравственно-гуманистических и психологопедагогических предпосылок, которые обеспечивали воспитательно-образовательный процесс вуза по формированию здорового образа жизни студентов.

Нами были разработаны конкретные мероприятия, направленные на реализацию модели, а следовательно, и на достижение обозначенных целей. Нами были определены следующие этапы разработки программы формирования здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания: анализ проблемы здоровья студентов и здорового образа жизни; выделение генеральной цели; упорядочение совокупности целей, отражающих соподчинен-ность и взаимосвязь всех составных элементов генеральной цели; определение иерархии целей; выделение системы приоритетных мероприятий, обеспечивающих достижение целей; разработка системы контроля по реализации программы.

В основу педагогической модели нами были положены принципиальные установки развивающего и личностно ориентированного обучения, принципы гуманизма, нравственности и др. [3].

В общем виде управление формированием здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания мы представляем в виде алгоритма (рис. 1).

ВФЗСОММЦИСП СО СП

Рис. 1. Алгоритм управления формированием здорового образа жизни студентов: условные обозначения: Аи — анализ информации;

Цо — основная (генеральная) цель; ОЗ — основные занятия физической культуры; Ц1, Ц2, Ц3 — цели первого, второго, третьего уровней; ВФЗ — внеаудиторные формы занятий;

СОМ — спортивно-оздоровительные мероприятия; ОрПР — организационная программа; МЦ — мероприятия по целям; ИСП — исполнители; Ур — управление программой; К — контроль; КП — контроль рабочей программы; СО — состояние объектов формирования ЗОЖ; СП — состояние препятствий; ОИС — оперативные исследования; Идц — информация о достижении целей;

РП — результат программы

Формирование здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания предполагало: накопление и усвоение знаний основ культуры здоровья и владение методикой их использования в практической, аудиторной и внеаудиторной деятельности; организацию здорового питания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебных аудиторий (освещение, удобная мебель и т. д.); организацию спортивно-оздоровительных мероприятий,создание студенческого клуба «Здоровье».

Реализация алгоритма осуществлялась в процессе основных занятий по дисциплине «физическая культура» В помощь преподавателям нами было подготовлено и издано учебное пособие «Практикум по основам культуры здоровья», в содержание которого входят задания по закреплению теоретических знаний и предложены способы оценок индивидуального здоровья и уровня физического развития, физической подготовленности.

Результаты исследования показали, что экспериментальная работа, проводимая нами, повлияла на формирование здорового образа жизни студентов (после эксперимента студентов с низким уровнем сформированности осталось 4,5%), повысился уровень знаний о здоровье, здоровом образе жизни, появился интерес и мотивация заниматься физическими упражнениями (рис. 2).

Professional Education in Russia and Abroad 3 (11) 2013

81

Современные тенденции развития профессионального образования

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ До эксперимента

□ После эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 2. Уровни сформированности здорового образа жизни студентов до и после эксперимента (%)

Данные о положительных изменениях, произошедших в отношении студентов к здоровому образу жизни, позволяют утверждать, что выделенные нами педагогические условия определяют формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания:

— в аудиторной деятельности: введение теоретического курса с углубленной программой знаний здорового образа жизни; выявление реального уровня обеспечения студентов знаниями, умениями и навыками в области здорового образа жизни и реализация этих знаний на практике; проведение основных практических занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов в зависимости от различных факторов, с учетом желания студентов заниматься любимым видом спорта; организация отделений спортивного совершенствования по 9 видам спорта (баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, аквааэробика, плавание, классическая аэробика, атлетическая гимнастика); применение педагогических технологий: соревновательные, игровые, строго регламентированные упражнения (подбор упражнений студентам в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой по объему и интенсивности); выявление и развитие интереса студентов к занятиям физической культурой; внедрение методических рекомендаций по проблемам сохранения и развития здоровья студентов и по формированию здорового образа жизни; проведение в вузе научно-практических конференций студентов; разработка и реализация оптимальных моделей планирования режима дня;

— в неаудиторной деятельности: самостоятельное выполнение студентами заданий, требующих определенных знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса; закаливание организма; физкультурно-спортивные мероприятия; участие студентов в межвузовской научно-практической конференции, в соревнованиях различного уровня.

Разработанная нами концепция формирования здорового образа жизни студентов вуза показала, что культура здоровья не должна рассматриваться как альтернатива санитарному просвещению в профилактике болезней и борьбе с вредными привычками. Обучение основам здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья должны быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса вуза. Отношение к физической культуре личности как ценности может стать действенным фактором формирования здорового образа жизни и прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры как вида культуры будущего специалиста.

1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика: учеб.-метод. пособие./под науч. ред Э. М. Казина. — Кемерово: Изд-во КРИПКи-ПРО, 2009. — 347 с.

2. Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: монография/под общ. ред. Н. Э Касаткиной. — Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО РГТЭУ, 2007. — 203 с.

3. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дисс. ... д-ра пед. наук. — Кемерово, 2002. — 443 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.